ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Богоявленское. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь


Богоявленское. Церковь Богоявления Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Богоявления Господня
Год постройки:не позже 1771.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Тульская область, Чернский район, урочище Богоявленское.

Координаты: 53.44085, 36.69636
Проезд:От Черни через Стекольную слободу полевыми дорогами примерно 5 км. Церковное место находится рядом с кладбищем.



Церковь Богоявления Господня, Вид на церковное место с запада.<br>, Богоявленское, Чернский район, Тульская область
Вид на церковное место с запада.
МОРПЕХ879
3 мая 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   25 мая 2018

Село Богоявленское (Богоявленский погост) на Зарытом верху. Самый древний приход в Чернском уезде, существовал уже с первой половины XVII века. Последний каменный храм Богоявления Господня с колокольней, третий по счету, был построен в 1772 году. В храме имелось Евангелие 1636 года, икона Успения Божьей Матери 1686 года. На погосте похоронен прадед И.С. Тургенева капитан Михаил Киприанович Сухотин. Храм был совершенно разрушен в годы советской власти.

http://tulaguide.ru/places/310/bogoyavlenskiy-pogost/


МОРПЕХ879  26 мая 2018

Село (точнее погост, так как близ церкви находятся только дома членов причта) расположено в 112 в. от Тулы, в 16 в. от Черни, в 8 в. от ст. Чернь Московско-Курск. жел. дороги. Занимаемая селом местность представляет из себя безводную, глухую и глубокую котловину, или так называемый Зарытый Верх, окруженный со всех сторон лесами. Есть предание, что здесь имелось в виду некогда основать женскую общину, и, действительно, местность как нельзя более благоприятствует тишине монастырского уединения. Свое название село заимствовало от храма, прибавка же на Зарытом Верху определеннее поясняет его топографию. Время возникновения прихода с точностию определить нельзя, но не подлежит сомнению, что он наиболее древний из всех окружающих его приходов и, как видно из некоторых принадлежностей храма, существовал в половине 17 века. О сравнительной древности прихода свидетельствуют так называемые бобыли, или крестьяне, принадлежащие некогда духовенству. Потомки их доселе живут в д. Погибеловке, владея наделами церковной земли, как ясно указано в генеральном плане 1778 г. В настоящее время приход состоит из 782 д. м. и 735 ж. пола крестьян-земледельцев, расселенных в следующих деревнях: Васильевском, Никулине тож, Трубчанинове, Сухотинке тож, Черемисенове, Круговая тож, Черемисине, Лапине, Большой Рябой, Малой Рябой, Лобанове, Каратееве, Мацневе тож и Зуеве, Глаголеве тож. Кроме этих селений, к приходу принадлежали с-цо Стекольная Слободка, Лутовиново тож и с-цо Кривцово, Медвежье тож, но первое в 1845 г. отошло к с. Тургеневу, а последнее в 1834 г. – к с. Большому Скуратову.

Первоначальный приходский храм, о котором сохранились сведения, относится к 17 в. Он стоял в лесу на берегу р. Снежеда, в версте от места настоящего храма, у большой дороги на Мценск, пролегавшей через Зарытый Верх, и вместе с домами причта подвергался не раз разграблению разбойников. Поэтому приблизительно в половине 18 столетия был перенесен на место теперешнего кладбища, а отсюда уже перенесен на настоящее место в 1771 г., как это видно из клиров. ведомостей. На первом месте храма не осталось никаких следов, и оно распахано, на втором же – несколько камней, как полагают, указывают место алтаря, а ближайший лес называющийся теперь Старым Могильником, – место старого кладбища. Последнее перенесение храма было соединено с новым его переустройством, так в следующем 1772 г. потребовалось его освящение, как ясно из надписи на деревянном кресте над престолом алтаря Успения Божией Матери. Он разделяется на две части: холодную – во имя Богоявления Господня и теплую – во имя Успения Божией Матери. Трапеза отделялась от настоящей капитальною стеною, но так как за нею не было видно и плохо слышалось богослужение, то стена эта в 60-е годы нынешнего столетия заменена колоннами. Иконостас храма существует с 1795 г., хотя с этого времени был поправляем и перекрашиваем. В 1874 г. перестроена заново колокольня.

Из принадлежностей храма обращают на себя внимание: 1) древняя и весьма почитаемая прихожанами икона Успения Божией Матери с надписью, что она подана в храм в 1686 году Симеоном Денисьевым Иововым Истомино-Кривцовым 2) Евангелион, напечатанный в Львове братством ставропигиального храма Успения Пресвятой Богородицы по благословлению Петра Могилы в 1636 году; 3) Цептикостариа, напечат. в 1680 г. при царе Федоре Алексеевиче и патр. Иоакиме; 4) оловянные принадлежности церковной утвари, медная звездица и лубочные венцы.

Причт состоит из священника, диакона и псаломщика; на содержание его имеется капитал в 1040 руб. Земли церковной 45 дес., из коих 3 дес. усадебной, 4 дес. под оврагами и сенокосами, 2 дес. под лесом и выгоном и 3 дес. под дорогою и неудобной.

П.И. Малицкий "Приходы и церкви Тульской епархии". - Тула, 1895




Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.