ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Горка (Николаевский Вершинский погост). Церковь Георгия Победоносца.


Горка (Николаевский Вершинский погост). Церковь Георгия Победоносца
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:1672.
Адрес:
Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Горка

Координаты: 62.398961, 45.190702 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Церковь Георгия Победоносца, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Горка (Николаевский Вершинский погост), Верхнетоемский район, Архангельская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1916
Церковь Георгия Победоносца, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Горка (Николаевский Вершинский погост), Верхнетоемский район, Архангельская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1916
Церковь Георгия Победоносца, Восточный фасад. Фото Владимирова В. М. 1910 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33784994)<br>, Горка (Николаевский Вершинский погост), Верхнетоемский район, Архангельская область
Восточный фасад. Фото Владимирова В. М. 1910 г. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33784994)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Церковь Георгия Победоносца, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Горка (Николаевский Вершинский погост), Верхнетоемский район, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Георгия Победоносца, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Горка (Николаевский Вершинский погост), Верхнетоемский район, Архангельская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Георгия Победоносца, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Горка (Николаевский Вершинский погост), Верхнетоемский район, Архангельская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1890
Церковь Георгия Победоносца, Церковь на своем историческом месте в селе Вершины. Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.<br>, Горка (Николаевский Вершинский погост), Верхнетоемский район, Архангельская область
Церковь на своем историческом месте в селе Вершины. Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Церковь Георгия Победоносца, Фото 1910-1920 гг. из фондов Сольвычегодского историко-художественного музея. Автор В.А. Простомолотов<br>, Горка (Николаевский Вершинский погост), Верхнетоемский район, Архангельская область
Фото 1910-1920 гг. из фондов Сольвычегодского историко-художественного музея. Автор В.А. Простомолотов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению новых плановых приемов, позволяющих расширить площадь при сохранении длины бревен. Так появились церкви, рубленые восьмериком. Эта форма, значительно увеличивая площадь, позволяла с двух противоположных сторон прирубать четверики притвора и алтаря (апсиды), а с двух других – прирубы (приделы). В результате родилась восьмериковая церковь с четырьмя прирубами, или, как называли ее в старину, – «круглая о двадцати стенах». Прототипом таких церквей были многогранные дозорные башни – вежи. Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра.

Исторические документы указывают на существование столпообразных деревянных церквей, крытых шатром, уже в XII веке. В них олицетворялись и устремленность вверх, к Богу, и воплощение мечты о высоте как идеале красоты, они являлись четкими ориентирами, по которым издалека узнавалось селение. Шатровых храмов-башен сохранилось не много. Наиболее древняя из них – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году. Шатер, шея и главы, также рубленные в «реж», и, следовательно, имеют грани. Восьмериковые храмы XVII века венчались уже округлыми главами на таких же округлых шеях. Это Георгиевская церковь из села Вершина (1672 г.), перевезенная в музей «Малые Корелы» под Архангельском.


Марина Зуйкова  5 января 2017

Шатровая Георгиевская церковь из с. Вершина Верхнетоемского района, 1672 год. Церковь представляет наиболее древний тип севернорусских шатровых храмов. Ее композиция необычайно проста: это огромный восьмерик, идущий прямо от земли с восточными и западными прирубами для алтаря и трапезной, увенчанный мощным шатром.

Интересно назначение трапезной в северных церквях. Здесь устраивались общественные трапезы — „братчины", зачитывались царские указы и грамоты, заключались торговые сделки, народ собирался сюда на мирские сходки. Крытая консольная галерея (консоли — выступы бревен) охватывает церковь с трех сторон. На западе к галерее примыкает крыльцо боярского типа. Кровлей для крыльца служит килевидная бочка, напоминающая женский головной убор — „кокошник". Внутри церкви восстановлен резной с позолотой иконостас в стиле „барокко".

http://www.arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=176&PAGEN_2=2


Марина Зуйкова  5 января 2019

Георгиевская церковь построена в 1672 году на Николаевском Вершинском погосте, расположенном на правом берегу реки Верхней Тоймы (правого притока Северной Двины) в Вершинской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне - д. Горка Верхнетоемского района Архангельской области), в 21 км к северо-востоку от райцентра (п. Верхняя Тойма) и в 311 км на юго-восток от музея «Малые Корелы». Перевезена Георгиевская церковь в музей «Малые Корелы» в 1970-х гг. Ныне является композиционным центром Двинского экспозиционного сектора музея.

В Двинском секторе музея «Малые Корелы», помимо одной из самых крупных усадеб (усадьба Щеголева), расположен и самый высокий памятник музея — Георгиевская церковь из села Вершина Верхнетоемского района, перевезенная в «Малые Корелы» в 1971 г. Высота церкви — 36 метров.
Георгиевская церковь выстроена старинным способом — «восьмериком от земли»: восьмигранный сруб образует стены этой величественной постройки, венчает которую шатер. В старину шатровые храмы называли «древяна верх», что говорит об их главной особенности — большой высоте, которая с давних пор была одним из главных критериев красоты в зодчестве.

Строительство шатровых храмов было запрещено в ходе проведения церковной реформы патриарха Никона, начавшейся в 1654 г. Патриарх Никон повелел «церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтобы была о пяти верхах, а не шатром». Несмотря на это и учитывая удаленность села от контроля церковных властей, на средства крестьян была построена в 1672 г. шатровая церковь, ставшая украшением села Вершина.

По материалам: https://www.korely.ru/museum/news/2558/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.