Деревянный храм на каменном подклете соорудила в 1766 (по другим сведениям – в 1767) году община мещан пригорода Сухомлинки. Согласно пожеланию заказчиков, чтобы церковь была видна отовсюду, неизвестный народный мастер сделал её двухэтажной, башнеподобной, с высотной композицией архитектурных масс. В подколете была теплая церковь Трёх Святителей, перекрытая системой цилиндрических сводов, на втором (основном) этаже – холодная (летняя) церковь Покрова Богородицы.
По типу относится к тридильным одноверхим церквям с квадратовым бабинцем, восьмигранной навой и шестигранным алтарем. К характерным особенностям архитектурной композиции памятника принадлежали значительная высота центрального сруба, стройный, двузаломный верх, закрытая галерея по всему периметру второго этажа. Такой тип уникален в украинской архитектуре.
Памятник в 1930-х годах исследовал С.А. Таранушенко. Где-то в те времена она была разрушена. Сохранилось немало фотографий, а также обмерные чертежники С.А. Таранушенко, по которым церковь можно отстроить.
Вечерский В. «Поминальник украинской архитектуры. Достопримечательности Украины», 1993 г., № 1-6. Использованная литература: «Черниговщина: энциклопедический справочник». – К., 1990.; Таранушенко С.А. «Монументальная архитектура Левобережной Украины». – К., 1976.; Логвин Г. «Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль». – М., 1980. Перевод с украинского, орфография сохранена.
По плану Покровская достопримечательность относится к распространенной группе памятников, состоявших из шестигранного алтаря, восьмигранного центра и квадратного Бабинца. Постройка - двухэтажная, нижняя (теплая) Трехсвятская каменная. На ней, как на фундаменте, возвышается деревянная Покровская церковь с закрытым галереей (вторая известная нам памятка по закрытой рубленной галерее - в Новом Ропске). Такой надежный «подмурок» (подклет) и закрытое с рублеными наружными стенами опасение (галерея) обеспечили великолепную сохранность памятника.
Ремонты были, менялась обшивка срубов. Ремонтировались стены сруба: вверху сруба дерево местами заменено на новое. Позже был достроен второй притвор с запада. Возможно, крыши на алтаре и Бабинце и заломы центрального участка сначала были покрыты драницами и гонтом.
Здание было запроектировано сразу таким, каким оно дошло до нас. Трехсвятская достопримечательность построена из кирпича размером 31: 14: 5 см. Три ее участка перекрыты сводом: Бабинец и центр коробом в направлении Восток – Запад, а алтарь в направлении Юг – Север. Окон в бабке - двое, в центральном участке – четверо, в алтаре трое. Интерьер Трехсвятской достопримечательности производит впечатление интимного строения. Внутри и снаружи она отинькована. Снаружи углы граней обозначены рустованными пилястрами. Цоколь и фриз отделен архивольтом; таким же архивольтом окантовано оконные проемы и ниши.
Покровская достопримечательность построена из сосновых брусьев. Незашитый сруб стен церкви со стороны опаса позволяет ознакомиться с техникой строительства и конструктивными средствами. Замок сруба такой же, как и в зданиях города Лебедина Сумской области. В срубе остались гнезда (круглые и квадратные) от циналий, на которые настилали леса во время строительства. Остались гнезда от сволоков, соединявших срубы и сруб церкви. К срубу сволоки пришивались дубовыми тиблями. Гнезда для них выкручивались сверлом. Метки-зарубки (насечки топором и долотом с округлым лезвием) свидетельствуют, что сруб заготавливали и складывали сначала частями на земле; затем брусья и венцы метили зарубками, разбирали и на месте складывали.
Высокий верх центрального участка доминирует в композиции здания. Формы его стройны, но без чрезмерного напряжения. В частности, у восьмерика и фонаря ширина больше высоты. Крыши над заломами умеренной высоты. Высоту сруба стен смягчает опасение (галерея). Срубы алтаря и Бабинца покрыты стожковой крышей с дымничками на торцах. Приседания с юга и севера центрального участка и наклонная крыша галереи создают впечатление подпорок, придают композиции стабильности, вместе с тем делают низ церкви немного тяжелым. Усиливает стройность здания вертикальная обшивка, укрывающая сруб от опаса до фонаря включительно.
Значительное внимание мастер Покровской церкви уделил окнам. Они разные по размерам и форме: то небольшие, почти квадратные (в опасении), то одинарные из шести рядов по два окна в каждом ряду (в срубах алтаря и бабинца), то двойные и большего за предыдущие размера (в срубе центральной участка), то тройные, с высшим боковых средним полотнищем (в западной грани сруба бабинца), то очень узкие и высокие (в фонаре); наконец над сдвоенным окном центральной части мастер содержит маленькое круглое окошечко – «крапивника». Мастер охотно и умело использует окна как один из важных элементов ритмического обогащения и для придания четкости композиции. Главный вход в церковь с запада. Шестигранные косяки этих дверей дубовые, резные (с краю – две полосы ложек, а посередине полотнища – овы). Южные и северные косяки также дубовые, но прямоугольные и без резьбы.
Сруб стен бабинца кубический и посередине кажется ниже, чем в действительности. Это зависит от того, что при западной стене над входом расположены хоры с ажурным парапетом и свет от трех окон «перерезает» пополам высоту сруба, оставляя верхнюю часть бабинца в сумерках. Четырехгранный сруб стен Бабинца с помощью четырех клиньев переходит в низенький восьмигранный залом, перекрытый плоским потолком. Форма верха бабинца воспринимается нечетко. С центром женской сочетается нешироким (западная грань центральной участка имеет длинные заплечики) просветом, что на уровне низа окна заканчивается вырезом с контуром в форме занавеса. Над этим просветом прорезан второй голосник, такой же широкий, как и нижний, но ниже, с закруглением вверху. Следовательно, эти просветы в такой же степени соединяют пространство Бабинца и центра, как и разграничивают их.
Сруб стен центрального участка, напротив, выглядит высоким, значительно выше действительной десятиметровой высоты. Этому способствует грань сруба, большой, четко выявленный наклон стен внутрь и, наконец, то, что верхняя половина стен ярко освещена двойными большими окнами. Центральная часть в плане подчеркнуто вытянутая с юга на север, будто сжата с запада и востока. Вверху сруба восточные и западные грани связаны с Северной и Южной четырьмя резными (вервечка с розетой в центре) ригелями.
Особенностью этой достопримечательности является ее первый залом. Он высок, а иллюзорно кажется еще выше. У него западная грань загнута под углом 80 град., восточная – 84, тогда как северная и южная грани – под углом 46 и 52 град. Это вызвано попыткой свести пространство сруба стен с отношением ширины к длине 3:2 до восьмерика, у которого, наоборот, длина немного больше ширины. Восьмерик на глаз выглядит широким и умеренной высоты. Он ярко освещен четырьмя окнами. Над лутками окон южной и Северной граней заложен сволок, к которому закреплена цепь с паникадилом. Верх сруба восьмерика не имеет ригелей и грани восьмерика переходят во второй залом мягко и без резкой границы. Плавно переходит второй залом в сруб фонаря, который выглядит глубже, чем это зафиксировано обмерами. В целом же иллюзорно внутренняя высота центрального участка кажется огромной, хотя в действительности она чуть больше 18 м. Формы компонентов верха участка легкие, грациозные.
Оформление внутреннего пространства алтаря подобное оформлению бабинца, с учетом того, что алтарь в плане шестигранник, а не квадрат. С центром алтарь соединяется простым вырезом такой же высоты, как и просвет Бабинца, но шире, потому что заплечики сруба центрального участка здесь короче, чем на границе с бабинцем. Над нижним просветом прорезан второй голосник в форме равноплечего креста.
В опасение (галерею) вход с западного Приска. В помещение с опасения ведут три двери: одни - в женскую, вторые и третьи (в южной и в полночной гранях) – в центральную часть. Два прохода ведут к галерее из алтаря, что играют в этой части роль пономарной и ризницы; эта часть опасения отгорожена от остальных. Два прохода по опасению ведут в Южный и Северный Прис. Западная часть опаса имеет потолок, остальная часть потолка не имеет.
Каменная теплая Трехсвятская церковь была заложена с предсказанием размеров деревянной Покровской. Внутренняя длина обеих церквей одинакова; ширина алтаря и бабинца обоих этажей одинаковая. Внутренняя ширина центрального участка каменной церкви также равна ширине центрального участка деревянной (точнее: деревянная шире каменной на толщину бруса). Внутренняя длина алтаря, центра и бабинца каменной церкви меньше длины каждой соответствующей части деревянной на столько, на сколько, толщина каменной стены преобладает толщину бруса деревянного сруба.
В основе построения плана деревянной церкви лежит схема из трех четырехугольников: удлиненный по оси Юг – Север – центральный участок, квадрат – Бабинец и равновеликий бабинцу квадрат – алтарь. Исходный размер в построении плана - длина центрального участка; ширина центра равна 3/2 длины. Ширина, полная длина бабинца и алтаря равны половине диагонали центрального четырехугольника, в который вписывается восьмигранный сруб центральной части.
Бабинец – квадрат; центр – четырехугольник со срезанными углами. Ширина опаса составляет треть ширины Бабинца. Высота сруба стен алтаря равна половине длины плана строения, а высота стен сруба бабинца на толщину двух брусьев меньше. Внутренняя высота Бабинца и алтаря больше высоты сруба стен только на толщину двух брусьев. Коротенькие заломы алтаря и бабинца перекрыты в интерьере восьмигранными плафонами; их размеры приближаются к половине ширины плана центра. Высота сруба стен центрального участка равна сумме длины плана центра и алтаря минус толщина бруса. Длина основания первого залома центра равна длине плана бабинца, ширина – половине длины плана строения, а высота – половине длины плана бабинца. Восточная и западная грани первого залома сделаны под разными углами.
У восьмерика полная длина равна половине ширины плана участка, а ширина – на толщину двух брусьев меньше длины. Высота восьмерика равна половине диагонали четырехугольника, что составляет южную половину плана бабинца, а высота восьмерика и первого залома вместе – в половину высоты сруба стен участка; высота же участка до начала второго залома – длине плана строения.
Высота второго залома и восьмерика вместе равна длине восьмерика; длина и ширина полная фонаря – половина длины восьмерика, а высота равна полной длине фонаря. Высоту верха определяет ширина той же части плюс толщина бруса, или отдалению в плане между серединой восточной грани алтаря и серединой южной (или северной) грани центра. Внутренняя высота центрального участка равна 5/4 длины плана строения. Ширина опасение составляет треть длины плана бабинца; высота сруба стен его – половину длины плана бабинца, а внутренняя высота до гребня крыши – треть высоты сруба стен центральной части. Южное окно в срубе стен бабинца заложено на высоте четверти длины плана строения. Южное (двойное) окно в срубе стен центра заложено на высоте, равной половине суммы длины плана центра и бабинца. Окно в восьмерике заложено над верхним венцом сруба стен центра на высоте половины длины плана центра. Окно в фонаре над верхним венцом сруба восьмерика заложено на высоте, равной половине длины этого сруба (вверху). Круглое окошко в срубе стен центра заложено на высоте, равной ширине плана центра.
Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1932 г. «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.