ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Партенит. Церковь Петра и Павла.

Партенитская базилика


Партенит. Церковь Петра и Павла
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:приблизительно 750 - 800.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Большая Алушта, пгт Партенит, санаторий "Крым", ул. Санаторная, 1

Координаты: 44.569808, 34.339026



Сортировка:

Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Петра и Павла, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Партенит, Алушта, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  12 ноября 2020

Храм Святых Апостолов Петра и Павла, или Партенитская базилика — трёхнефная трехапсидная, построенная во второй половине VIII века под горой Аю-Даг, а к XVIII веку полностью разрушилась. Остатки памятника находятся на территории санатория «Крым». О существовании монастыря святых Апостолов сообщается в «Житие Иоанна Готского». Однако не имелось достоверных сведений о том, где он находился.

В XIX веке Партенитская долина стала владением семьи Раевских. При разбивке виноградников на окрестных холмах находили пифосы, остатки керамической посуды, печати, когда-то принадлежавшие должностным лицам и местному правителю средневекового поселения. В 1869 году управляющий имением госпожи Раевской прокладывал новую дорогу по восточному склону горы Аю-Даг выше древней, заросшей лесом. Работники обнаружили в зарослях руины крупной постройки. Поначалу ее приняли за «остатки водопровода» и тотчас стали разбирать на камень для укрепления стенки дороги. За короткое время было вывезено около 200 телег камня, что свидетельствовало о крупном размере постройки. Были обнаружены отлично тёсаные штучные камни, мозаичные плиты, декоративная черепица, мраморная резная капитель и могильная плита, и тогда стало ясно, что дорога вскрыла часть базилики. Только после этого прекратилось ее уничтожение.

В Партенит приехали исследователь древностей Д.М. Струков, реставрировавший пещерный храм в Инкерманском монастыре, и алуштинский священник Николай Клопотович. Исследовав развалины, они пришли к выводу, что перед ними - древнее здание трехнефной и трехапсидной христианской базилики. Возле алтаря они обнаружили еще одну строительную надпись, датируемую 1427 годом. Она повествовала, что это не что иное, как храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла, некогда основанный самим архиепископом Иоанном Готским. Руины базилики освятили, совершили благодарственный молебен и оставили на прежнем месте как местную святыню.

Первые раскопки провел Н.И. Репников в 1905-1907 годах. Базилика оказалась крупным сооружением длиной 19,5 м и шириной 14,5 м со стенами толщиной 0,9-1,0 м, с трех сторон окружённым галереей. Храм таких размеров вмещал 100-120 человек. Фундамент выложен из тёсаных блоков мшанкового известняка, добытых в каменоломне в устье реки Черной у окраины нынешнего Севастополя. Кстати, Партенитская базилика — единственный храм на Южном берегу, в строительстве которого использован этот интересный камень. Средний неф отделен от боковых рядами из пяти квадратных столбов из великолепно отёсанного известняка. Крыша базилики была покрыта черепицей.

Мозаичный пол базилики, по словам очевидцев раскопок, был оригинальным и привлекательным. Он выложен квадратными и ромбическими плитками отлично обожженной красной и желтой черепицы, зеленовато-бурого песчаника, голубовато-серого мрамора, какого-то светлого природного материала, принятого Н.И. Репниковым за полевой шпат. Сложная композиция мозаики основана на чередовании плиток в ряду: в обычном и косом шахматном порядке, в «ёлочку» и другими способами. Особенно красива вымостка юго-восточного нефа из больших квадратных плит «полевого шпата», оттененных по краям каймой из квадратов красной и желтой черепицы размером 8х8х3 см. Длина квадратов вместе с каймой 65 см.

Византийская архитектура Партенитской базилики упрощена. Классические легкие круглые колонны заменены массивными квадратными, дробящими внутреннее пространство храма. В Партенитской базилике по сравнению с классической византийской архитектурой V-VI веков явно выражено стремление к архитектурному аскетизму.

В 787 году после подавления антихазарского восстания, вождем которого был епископ Иоанн Готский (его резиденцией был укрепленный монастырь на Аю-Даге), поселения, храмы и церкви Таврики были разгромлены и среди них Партенитская базилика. Понадобилось более шести столетий, чтобы восстановить базилику. В начале XV века на древний фундамент нарастили стены. Они, сложены из блоков различных горных пород, аккуратно подогнанных друг к другу и связанных известковым раствором иного качества. В центральном нефе проходила религиозная служба, боковые нефы и галерея стали хозяйственными и жилыми помещениями. Любопытно лаконичное сообщение Н.И. Репникова о том, что в стене южного нефа обнаружена мраморная гробница с дном, выложенным красной черепицей. Гробница оказалась пустой, без костей и каких-либо предметов. Возможно, что в ней был захоронен Иоанн Готский, умерший в Амастриде в Малой Азии, а затем перезахороненный в Партените. Но не исключено, что это был кенотаф (символическое погребение человека, умершего на чужбине).

Перестроенная базилика просуществовала до 1475 года, когда Турция завоевала Крым. Храм вновь был разрушен и сожжен. Несмотря на захват турками Южного берега население Таврики осталось христианским, и верующие восстановили базилику в XVI веке. Расчистили центральный неф и впритык со старыми стенами сложили новые из местного нетесаного камня для небольшой убогой часовни с деревянной кровлей. Пол вымостили плитами песчаника. Бедность храма и незначительные размеры свидетельствуют о том, что прихожане были бедными, да и число их уменьшилось. В конце XVII века базилика приходит в запустение, а в XVIII веке полностью разрушается.

При строительстве санатория «Крым» остатки базилики оказались на территории здравницы и, чтобы избежать безвозвратного уничтожения, были законсервированы под толстым слоем земли. Над остатками возвели павильончик, приспособленный для осмотра древнего храма.

В 1996 году на предполагаемом месте захоронения Иоанна Готского был установлен памятник с надписью: «Здесь погребен преподобный Иоанн, епископ Готской епархии в Крыму, борец с иконоборческой ересью, предводитель антихазарского восстания. Умер около 790 года. Родившись и возросши, он выбрал себе жизнь подвижническую с самой колыбели, словом и делом совершив всякую добродетель».

http://журналкрым.рф/bolshaya_alushta/arkheologicheskie_pamyatniki/850-hram-svyatyh-apostolov-petra-i-pavla.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 апреля 2025

Название Партенит происходит от греческого parthenos – «дева». Романтически настроенные путешественники рубежа XVIII-XIX веков искали в его окрестностях воспетый древнегреческим поэтом Еврипидом храм Артемиды, в котором кровожадные тавры приносили человеческие жертвы.

Античные географические описания действительно помещали где-то здесь легендарное капище, однако никаких следов его существования обнаружить не удалось. Более того, данные археологических раскопок показывают, что поселение в Партенитской котловине возникло не ранее VI-VII вв., когда юго-западный Крым находился в орбите Византийской империи, и потому его название вполне может быть связано с другой – более мирной девой: Богородицей.

В X-XII вв. Партенит превратился в процветающий торговый городок с судостроительной верфью. К этому периоду относятся находки монет и печатей византийских чиновников, указывающие на его прочные коммерческие связи с разными регионами Причерноморья и Средиземноморья. Среди тех, кто направлял сюда корреспонденцию был Иоанн Контостефан Комнин – представитель родовитой имперской знати, внук императора Иоанна II Комнина.

Даже после трагических событий 1204 года, когда Константинополь более, чем на полвека оказался в руках крестоносцев, в Партенит продолжали заходить греческие корабли, чувствовавшие себя здесь, как дома. В длинном списке финансовых претензий, предъявленных правительством Венеции к Византии содержится упоминание о деле двух поданных республики, купцов Паскуали Паули и Петро де Викентиа, ограбленных в 1274 году «людьми господина императора, имевшими свои собственные галеры» в местечке Pavaropoli, что в Черном море. В нём легко увидеть искаженное pangropoli/pagropoli – название, которым обозначался Партенит на итальянских картах-портоланах.

К 1374 году в Партените закрепились генуэзцы, посадив сюда своего консула. Полагают, что его резиденция находилась на холме Кале-Поти в центральной части городка. Здесь колонисты построили миниатюрный, почти игрушечный замок, площадью 25 на 37 метров. Крепостная стена, общей длиной 102 метра, была усилена двумя небольшими башнями. Как и другие поселения Южного берега Крыма, Партенит в 1475 году был захвачен турками.

В средние века приморский городок был известен благодаря монастырю Святых Апостолов, история которого непосредственно связана с именем особо почитаемого в Крыму святого Иоанна Готского.

Он родился в Партените, относительно молодым человеком принял монашеский сан и, будучи известен праведной жизнью, около 754 года был избран главой Готской епархии. Судя по тому, что «Житие Иоанна Готского» называет монастырь Святых Апостолов «собственным» монастырем преподобного, здесь находилась его резиденция. Известно, что он снабдил обитель «благоустроенными зданиями, священной утварью, разнообразными книгами и населил великим множеством монахов».

Готский епископ был ревностным иконопочитателем. Он ездил в Иерусалим, Грузию, Константинополь, встречался с церковными иерархами и светскими владыками, принимал активное участие в подготовке VII Вселенского собора, реабилитировавшего культ икон и его сторонников.

В 785/786 гг. хазарский военный отряд без сопротивления занял столицу крымской Готии Дорос. Местная знать («владетель Готфии и его архонты»), поддержанная частью населения, не желала, чтобы «их страна была подвластна… хазарам».

Иоанн в своих проповедях призывал жителей Готии к вооруженному сопротивлению захватчикам, обещая помощь Бога и византийской императрицы Ирины. Они, поверив его словам, изгнали хазар из Дороса и овладели укреплениями в горных долинах – клисурами. Но как вскоре выяснилось, переоценили свои возможности. В Константинополе явно не были готовы к открытой конфронтации с могущественным Хазарским каганатом. Сами же восставшие не обладали достаточными силами. В результате хазары легко подавили сопротивление, после чего организаторы и активные участники выступления были схвачены и казнены.

Иоанн, выданный собственной паствой, был заключен в тюрьму, откуда, впрочем, вскоре смог бежать в Малую Азию. Когда спустя некоторое время епископ-изгнанник умер в Амастриде его останки отправили на корабле в Партенит, где их поместили в особую гробницу-раку в монастыре Святых Апостолов.

Осенью 1871 года Партенит посетил художник Д.М. Струков. Здесь ему показали руины, откуда рабочие, строившие дорогу по северо-восточному склону Аю-Дага, брали камень для устройства подпорных стен. Московский гость сразу же понял, что перед ним остатки средневекового храма и немедленно уговорил владельца имения «Карасан» Н.Н. Раевского, на земле которого они находились, организовать их расчистку.

В ходе проведения работ перед алтарем была обнаружена известняковая плита, использованная вторично в качестве вымостки пола, с греческой надписью, ставшей настоящей сенсацией. Она сообщала о возобновлении в 1427 году «преосвященнейшим митрополитoм города Феодорo и всей Готии кир Дамианом», храма апостолов Петра и Павла, «воздвигнутого от основания много лет назад», архиепископом Иоанном Исповедником.

Непосредственную связь открытого Д.М. Струковым базиликального храма с монастырем Святых Апостолов, известным по «Житию Иоанна Готского», удалось подтвердить благодаря другой находке. В 1884 году поселяне, работавшие на расположенном поблизости винограднике, нашли в земле расколотое на части мраморное надгробие с поэтический эпитафией. Его установил боспорский пресвитер Николай в память о своем духовном учителе авве Никите, «богоносном отце», прославившемся своим гостеприимством и нищелюбием. Никита, игумен обители Святых Апостолов, скончался в возрасте 53 лет в декабре 906 года и, судя по всему, был похоронен на монастырском кладбище.

Археологические раскопки базилики велись в 1871 году Д.М. Струковым, в 1907 году И.Н. Репниковым и в 1998-2001 гг. Южно-Крымской Археологической Экспедицией Государственного Эрмитажа совместно с Крымским филиалом ИА НАНУ. Результаты исследований позволяют сделать вывод, что она представляло собой внушительную по южнобережным размерам постройку 17,9 м в длину и 12,5 м в ширину.

Базилика имела три полукруглые снаружи и изнутри апсиды и три нефа, отделенные друг от друга аркадами, каждая из которых опиралась на две промежуточных опоры. В восточных частях боковых нефов были устроены обособленные приделы, выполнявшие роли баптистерия и диаконника. С трех сторон здание окружали галереи.

Полы покрывались наборными мозаиками, состоявшими из квадратных и треугольных фигур, выполненных из плинфы, песчаника и полевого шпата. Несмотря на аскетичность убранства, средневековые мастера подошли к его украшению с изрядной долей фантазии и большим искусством. Располагая плитками нескольких цветов и простых геометрических форм (прямоугольники, треугольники), они выложили их таким образом, чтобы создать несколько «шахматных» панно, которые перекликаются между собой, но нигде не повторяют друг друга.

Рядом со зданием базилики располагались монастырские помещения (трапезная, кухня, кельи), обнесенные стеной.

Точное время основания храма неизвестно. В современной литературе рассматриваются даты от конца VI до второй половины X в. Если верна последняя датировка, на которой настаивают авторы недавних раскопок базилики, то Иоанн Готский не мог иметь отношения к ее строительству. В таком случае приходится предполагать, что храм был воздвигнут спустя значительное время после смерти святого в пределах владения старого монастыря, в которых ранее существовал какая-та другая церковь.

Комплекс сильно пострадал во второй половине XI века, когда были разрушены галереи и служебные постройки, которые больше на восстанавливалась. Возможно это произошло в результате землетрясения, хотя отмечаются и следы пожара.

Однако храм, судя по находкам керамики и монет, продолжал существовать и в более позднее время. В XV веке, когда митрополит Дамиан затеял в нем капитальные ремонтные работы, его основание уверенно связывалось с именем Иоанна Готского.

На каком-то этапе существования базилики боковые нефы стали использовать для захоронений. Такая традиция пришла в Партенит из Херсонеса, где она относится к XI-XIII вв. Покойников хоронили в склепах за городом, а через некоторое время их черепа и кости переносили в семейные усыпальницы при квартальных церквях. Боковые нефы больших базилик стали перекрывать стенками, также превращая их в костницы.

Стенки одной из гробниц, устроенной в южном нефе, были облицованы цельными плитами белого мрамора. При вскрытии в 1907 году она оказалась пустой. Н.И. Репинков, считавший ее синхронной времени строительства храма, предположил, что в ней первоначально находились останки Иоанна Готского, а после того как при возможном разграблении храма иноверцами, они были выброшены или уничтожены, гробницу вновь покрыли плитами и продолжали использовать в качестве кенотафа.

Храм просуществовал вплоть до турецкого завоевания княжества Феодоро и генуэзский колоний на Южном берегу Крыма. Еще в 1471 году в его северном нефе был похоронен ктитор по имени Иоанн, за счет средств которого при настоятеле Кириаке, проводились какие-то работы по ремонту или украшению церкви. Однако уже спустя четыре года Базилика св. Петра и Павла была сожжена османами.

Через некоторое время на её руинах возникла небольшая часовенка, просуществовавшая до XVII или XVIII века.

В 1908 году в южном нефе базилики произошла реставрация мемориального захоронения Иоанна Готского. Однако в годы советской власти раскопанные Н.И. Репниковым стены, высотой до 2,5 м. были разобраны на стройматериалы почти до основания, а позже засыпаны грунтом и мусором. После археологических изысканий 1998-2001 над остатками храма установили защитный павильон.

Источник: статья Андрея Васильева «Партенитская базилика» на сайте Княжество Феодоро



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.