ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Турчасово (Посад). Храмовый комплекс Турчасовского погоста.


Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:Между 1779 и 1796.
Год утраты:1964 (сгорела Благовещенская церковь)
Адрес:
деревня Посад, село Турчасово, Онежский район Архангельской области

Координаты:63.11091, 39.241039
Проезд:Из города Онеги до Турчасова по берегу реки около 135 километров, затем в д. Целягино на пароме до Посада, или из поселка Плесецк через Савинск и Улитино до Целягино, около 75 километров, и на пароме через Онегу до Посада.




Добавить фотографию
Храмовый комплекс Турчасовского погоста - Турчасово (Посад) - Онежский район - Архангельская область
Фото начала ХХ века
Т.
??
Храмовый комплекс Турчасовского погоста - Турчасово (Посад) - Онежский район - Архангельская область
Вид на храмовый ансамбль с юго-востока. Фотография К.Ф. Некрасова 1911-1913 гг, из фондов Государственного музея архитектуры им. Щусева.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  29 августа 2017

Памятник архитектуры деревянного зодчества XVIII века Турчасовский погост в селе Турчасово Онежского района, Архангельской области

Расположено Турчасово в верхних пределах нижней, судоходной части реки Онеги. «А от Каргополя Онега потекла в море, а на ней от моря 60 верст, город Турчасов», – отмечается в «Книге Большому чертежу» – главном описании русских земель XVII в. В середине прошлого века «Архангельские губернские ведомости» так характеризовали Турчасово: «Турчасово лежит от г.Онеги на юг, в 125 верстах, по обеим берегам реки Онеги, на долине, перерезываемой к востоку двумя речками Тиолзами, открытой к северу и югу, но защищенной с востока и запада лесистыми холмами. На вершине одного из ближайших холмов возвышаются церкви Турчасовского прихода.

И.Ф. Токмаков, ссылаясь на историко-географический словарь Российской Империи» П. Семенова Тян-Шанского, неопределенно отмечает существование в Турчасове церкви Св. Николая Чудотворца, упоминаемой в малоизвестной грамоте 1436 г. Этот факт нашел подтверждение в более поздней «Сотной на Турчасовский стан» 1556 г.: «В той же волостке у Турчасовского погосту за озером дер. Никольская и с двемя полянками Ортемовскими Пономарева, что Никола чюдотворец на Турчасове на посаде, а пашет ее поп с погоста... У погоста ж у Турчасовского дер.Спасская, что…

В середине XVII в. турчасовский приход был приписан к Соловецкому монастырю. Приписные приходские церкви зависели «от попечения настоятелей Соловецких», обеспечивавших «содержание оных, перестройки, починки, снабжение утварью» и т.д. Это обстоятельство во многом проясняет природу турчасовского ансамбля-тройника из двух церквей и колокольни, впервые отстроенных на погосте после польско-литовского разорения.

Первой по времени, на месте Никольской, сооружается Спасо-Преображенская церковь с приделом Николая Чудотворца, освящены они в 1647 г. Строительство Благовещенской церкви с приделами Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и Архистратига Михаила было завершено в 1683-1684 гг. Одновременно с их освящением был освящен и второй придел Спасо-Преображенской церкви – Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Турчасовский «тройник». В 1776 г. в результате опустошительного пожара погост с двумя церквями, колокольней и всеми постройками полностью выгорел.

Последний, ставший хрестоматийным турчасовский «тройник» - две церкви (летняя и зимняя с трапезой) и колокольня – отстроен на месте сгоревших храмов, скорее всего, в старых, освященных временами формах. Сложная строительная биография ансамбля растянулась почти на 30 лет. Возобновлению храмов предшествовала длительная переписка с епархиальным и синодальным начальством, с «приложением планов оных церквей», после которой церковь Преображения с двумя приделами освящена в 1786 г., колокольня «закончена постройкой» в 1793 г. А Благовещенская церковь, как выясняется из казенного епархиального циркуляра от 1779 г., «за недородом хлеба и на постройку денег и поныне еще недостроена». Из другого документа, уточняющего датировку памятника, следует, что «настоящий Благовещенский храм (холодный) заложен к постройке в 1781 г., а окончен в 1795 г. Построен в совокупности в одном здании с теплою трапезою и с приделами... которая построена первее всех храмов, а именно в 1776 и 1777 годах».

Вся группа сооружений стоит на открытом возвышенном пространстве, что усиливает впечатление величавости и цельности ансамбля. Примечательно, что ансамбль, появившийся в конце XVIII в., на «закате плотницкого искусства», и особенно трапезная Благовещенская церковь, являются общепризнанным образцом именно древнерусского зодчества.

Уже в 20-е годы XIX в. турчасовские храмы вступают в период переделок и перестроек на «новый манер» срубы закрываются гладким тесом и забеливаются «под каменное дело»; растесываются оконные и дверные проемы; в интерьере Преображенской церкви в верхней части четверика появляются большие живописные панно, для освещения которых в стенах прорубаются круглые окна-иллюминаторы. Общее кризисное состояние народной жизни проявляется во многих сферах, и в частности в церковном строительстве, которое все менее становится народным. Благовещенский храм был уничтожен пожаром в 1964 году.

http://spr77.ru/projects/25.html


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  29 августа 2017

Предположительно приход образовался в конце XV в. От ансамбля Турчасовского "города" осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 г. и колокольня 1793 г. В Преображенской церкви три престола: главный - Преображенский и еще два - Усекновения Главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. 

Преображенская церковь 1786 г. В церкви четырёхярусный иконостас. Интересны царские врата приделов, обложенные слюдой в свинцовых рамках, с резными скульптурными изображениями херувимов. Церковь перестраивалась в 1869 г. и, повидимому, сильно искажена обшивкой, расширением окон и другими переделками.

Благовещенская церковь 1795 г. Церковь чрезвычайно интересна по композиции плана: помещение главного храма своеобразно сочетается с большой шестистолбной трапезной и двумя приделами, фланкирующими узкий переход из трапезной к главному храму. Церковь обезображена обшивкой и расширением окон. В указе о построении церкви был дан её чертёж — единственный известный нам проектный чертёж памятника народного зодчества.

От погоста сохранились недействующая Преображенская церковь и колокольня 1793 года. Шатровая Благовещенская церковь согрела от молнии в 1964 году.

http://www.archnadzor.ru/2011/01/11/russkoe-derevo-4/

Еще до 1964 г. Турчасовский церковный ансамбль включал в себя церковь Благовещения (1795 г.), Преображенскую (1781 г.) и колокольню (1793 г.). Пожар, возникший от удара молнии в 1964 г., уничтожил лучшую из этих церквей — Благовещенскую. Исчезновение этого сооружения в корне изменило весь композиционный строй древнего селения.

Благовещенская церковь являлась, пожалуй, единственным известным нам памятником народной деревянной архитектуры, который имел чертежи. Они были приложены к указу о строительстве. План храма был не совсем обычен. Здание как бы делилось на две части: собственно церковь с алтарным прирубом и шестистолбную трапезную с двумя алтарными приделами по углам восточной стороны и сенями, имевшими два входа: южный и северный. Обе части соединялись между собой переходом, который с северной стороны тоже имел прируб с консольной лестницей. Таким образом, в главную церковь можно было попасть или через большую трапезную, или минуя ее, через северный прируб. Своеобразно и объемное решение церкви. В ней все подчинено единому движению, устремленному ввысь,Оно начинается медленно, с почти статичного объема низкой трапезной, перекрытой на два ската. Два возвышающихся кубических придела, завершенных кубами со стройными барабанчиками главок, усиливают плавный переход от трапезной к стройному шатру, который как бы вдруг с силой вырвался вверх, подняв массивную луковицу с тонким крестом.

Существующая и поныне Преображенская церковь носит совершенно иной характер. Она имеет ярко выраженную центрическую композицию. Однако то неторопливое движение форм, которое ощущалось в Благовещенской церкви, можно наблюдать и здесь. Четыре одинаковых прируба, покрытые довольно крутыми упругими бочками, как бы поддерживают вытянутый вверх узкий параллелепипед главного объема церкви. Причем движение вверх здесь подчеркивается и собранностью главок, завершающих куб, их достаточно высокими шейками и килями бочек, образующих переход от прирубов к основному объему. Весьма любопытная деталь церкви, очень редко встречающаяся в деревянной архитектуре, — трехлопастная бочка, которая увенчивает пятистенный алтарный прируб. В 1869 г. Преображенская церковь перестраивалась и была сильно искажена обшивкой, расширением окон и т.д.

Последнее сооружение турчасовского ансамбля — колокольня ХVIII в. Высота ее 22 сажени... Колоколов — семь и самый большой из них весил восемьдесят семь пудов. Постройка отличается простотой композиции: на четверике помещается низкий восьмерик, на котором возвышается арочная галерея звона. Завершается колокольня куполом со шпилем.

И. Бартенев, Б. Федоров. http://kenozerjelive.ru/arhonega-turchasovo-2.html


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  29 августа 2017

Село Посад (Турчасово). Онежский район Архангельской области. Место на Онеге известное. Теперь это село, а в давние времена был город, так он и назван в описании Русской земли — “Книге Большому Чертежу (1627) — “город Турчесово, “город Турчасов". Это одно из древнейших поселений новгородцев на Севере, однако первое упоминание о нем относится лишь к 1536 году. В XVII веке г.Турчасов был административным центром Турчасовского стана, куда входили ближние деревни, а также Кожеозерская пустынь. И позже, когда Турчасово утратило свое административное значение, оно продолжало оставаться крупным торговым селом.

По предположению слово “Турчасово” происходит от слов “тур” — башня и “час” — дозор; дозорная башня. На левом берегу — посадская сторона. В некоторых старых документах село называется Посадным. Три огромных величавых сооружения занимали до недавнего времени центральное место на посадском холме — две церкви высотой в двадцать две сажени (сажень — 2,13 м) и колокольня. Вековой опыт плотницкого искусства, накопленные поколениями навыки достойно воплотились в турчасовском ансамбле, завершающем XVIII век и, можно сказать, историю русского деревянного храмового зодчества.

Благовещенская церковь 1795 года была чрезвычайно интересным сооружением. В облике ее нашли применение все формы покрытия, выработанные деревянным зодчеством: шатер, куб, бочка. Зодчие сделали все возможное, чтобы достичь впечатления величавости, торжественности сооружения. Здание, крещатое в плане, было необычайно вытянуто в длину, распластано по боковым фасадам. С западной стороны далеко выступала обширная трапезная, внутри перекрытие потолка поддерживалось шестью могучими резными столбами (если вспомнить, что обычно в трапезных деревянных церквей стоят два столба, то легко представить размеры сооружения). Между трапезной и храмом по северному и южному фасадам выступали приделы — две башни четвериком, крытые кубом с одной главкой на высокой шейке. Сам четверик храма с восьмериком — массивный, грузный, был увенчан мощным шатром с соразмерно крупной, несколько удлиненной шейкой и главкой. И наконец, традиционная пятистенная апсида с бочкой и главкой. Это грандиозное сооружение не подавляло человека своими размерами, величина его ощущалась только на удалении. Вблизи же здание радовало своей нарядностью, сверканием чешуи лемеха шеек и главок, узорными поясками обломов, ритмом нависающих над повалами полиц затейливыми теремками по углам четверика. Вблизи объем здания сокращался, массивность форм исчезла, еще ярче выступали совершенство и чистота отделки декоративных элементов.

Благовещенская церковь была единственной из памятников деревянного зодчества, у которой сохранился чертеж, приложенный к указу о ее постройке. Внизу была подпись: “Рисовал города Онеги...” — дальше бумага оторвана и имя зодчего (или чертежника) осталось нам неизвестным. Этого замечательного памятника теперь нет. Вроде бы все прежнее в Турчасове — и пейзаж окрестный и улицы сельские, а того нет, главного, что сразу приковывало взор и не давало оторваться. Осиротелой, потерявшей половину обаяния смотрится вторая турчасовская церковь, а ведь тоже памятник замечательный. А место, где стояла Благовещенская, ровное. Впрочем, не совсем: остался фундамент, сохраняющий очертания ее уникального плана, — гигантские гранитные валуны, иные треснувшие от жара губительного пламени...

В Турчасове во всей своей красе стоял классический онежский “тройник”, тройной ансамбль: церковь шатровая, церковь кубоватая и колокольня. В соответствии с этой традицией второй турчасовский храм — Преображенская церковь 1786 года — кубоватый. Если Благовещенская церковь была живописна в игре своих объемов, то Преображенская строгих, ясных очертаний. Преображенская кубоватая церковь — одно из поздних сооружений этого типа, поэтому здесь подытожен ряд приемов, выработанных северным зодчеством, в частности онежским. Четверик, квадратный в плане, сильно вытянут в высоту, отчего кажется узким и стройным. По сторонам его четыре прируба (равнокрестие в плане). Прирубы покрыты бочками с главками. Бочки одинаковы по форме, исключение составляет огромная трехлопастная алтарная бочка, которая перекрывает трехчастную апсиду. Сложную и красивую форму мы наблюдаем у этих и у других церквей нижней Онеги.

Третий памятник ансамбля — колокольня 1793 года. Пожалуй, она самая высокая и значительная по размерам из всех виденных нами. Новым для нас здесь является то, что основной сруб четверика с восьмериком поставлен на более широкий в плане четверик, всего в несколько венцов. На него опираются столбы внутренней конструкции колокольни. Не доходя до земли, они тем самым предохранялись от гниения. Покрытие обычное у колоколен поздней постройки, в виде купола с длинным шпилем. В облике колокольни есть внушительность, некая скрытая мощь, которую не умаляют декоративные кокошники над углами четверика. Окна, прорезанные в восьмерике, глядят сурово, как башенные бойницы, и сама колокольня, с которой открывается далекий вид на окрестности, кажется тем самым легендарным “турчасом”, дозорной башней, с которой высматривали неприятеля в годы лихолетья.

Генрих Павлович Гунн. http://kenozerjelive.ru/arhonega-turchasovo-2.html

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.