ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост). Церковь Бориса и Глеба (старая).

Церковь Бориса и Глеба на Мурманском Берегу.


Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост). Церковь Бориса и Глеба (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Бориса и Глеба
Архитектурный стиль:Клетские храмы
Год постройки:1565.
Год утраты:1944 (сгорела)
Адрес:
Россия, Мурманская область, Печенгский район, п. Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост)

Координаты: 69.654605, 30.134624



Церковь Бориса и Глеба (старая), 1910-20. Фотограф Johan Oscar Andreassen Grasmo. Фото из архива Finnmark Fylkesbibliotek (Норвегия)<br>, Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост), Печенгский район, Мурманская область
1910-20. Фотограф Johan Oscar Andreassen Grasmo. Фото из архива Finnmark Fylkesbibliotek (Норвегия)
Александр Елисеев
1 июня 1910
Церковь Бориса и Глеба (старая), http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003749628/viewer/<br>, Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост), Печенгский район, Мурманская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003749628/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1908
Церковь Бориса и Глеба (старая), Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост), Печенгский район, Мурманская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Бориса и Глеба (старая), Фото с сайта http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%9E%D0%93%D0%9B%D0%95%D0%91%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C<br>, Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост), Печенгский район, Мурманская область
Фото с сайта http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%9E%D0%93%D0%9B%D0%95%D0%91%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Бориса и Глеба (старая), Фото с сайта http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%9E%D0%93%D0%9B%D0%95%D0%91%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C<br>, Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост), Печенгский район, Мурманская область
Фото с сайта http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%9E%D0%93%D0%9B%D0%95%D0%91%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Бориса и Глеба (старая), Фото с сайта http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%9E%D0%93%D0%9B%D0%95%D0%91%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C<br>, Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост), Печенгский район, Мурманская область
Фото с сайта http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%9E%D0%93%D0%9B%D0%95%D0%91%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Бориса и Глеба (старая), 1897-1900 - Священник Щеколдин (умер в 1916). Фотограф Ellisif Rannveig Wessel. Из фондов "Norsk Folkemuseum"(Норвегия)<br>, Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост), Печенгский район, Мурманская область
1897-1900 - Священник Щеколдин (умер в 1916). Фотограф Ellisif Rannveig Wessel. Из фондов "Norsk Folkemuseum"(Норвегия)
Александр Елисеев
1 июня 1897
Церковь Бориса и Глеба (старая), 1890-1939<br>, Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост), Печенгский район, Мурманская область
1890-1939
Александр Елисеев
1 июня 1890
Церковь Бориса и Глеба (старая), 1890-1939<br>, Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост), Печенгский район, Мурманская область
1890-1939
Александр Елисеев
1 июня 1890
Церковь Бориса и Глеба (старая), Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост), Печенгский район, Мурманская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1871
Церковь Бориса и Глеба (старая), Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост), Печенгский район, Мурманская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1871
Церковь Бориса и Глеба (старая), 1867. Фотограф J.A. Friis<br>, Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост), Печенгский район, Мурманская область
1867. Фотограф J.A. Friis
Александр Елисеев
1 июня 1867



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 декабря 2016

Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост). Бориса и Глеба (старая) церковь. Возведена в 1565 году святым Трифоном.

Посетившие ее в 1870 г. сын Александра II Великий князь Алексей Александрович и сопровождавшие его ученые Н.Я. Данилевский, А.Ф. Миддендорф, Ф.Ф. Яржинский, увидев ее состояние (обветшала), стали инициаторами строительства нового храма. Святейший Синод выделил на постройку новой церкви Бориса и Глеба 31 067 руб. 49 коп. Проект был составлен архангельским губернским инженером Д.В. Васильевым, утвержден Министерством Внутренних дел. Подряд взял архангельский купец Е.А. Плотников. Основание церкви положено 06.07.1872 в присутствии архангельского губернатора М.П. Игнатьева. Устройство производилось под наблюдением Особого комитета во главе с губернатором.

Здание рубили в Архангельске и на судах в разобранном виде доставляли в Паз-реку в течение 3 лет. Общая длина церкви с алтарем, притвором и папертью составляла 28,8 м, высота средней части — 8,5 м, алтаря и притвора — 4 м с четвертью, колокольни со сторожкой — 4,5 м, паперти — 2,8 м. Крыша была жестяной. Великий князь Алексей Александрович пожертвовал храму 12 икон, 4 перемены священнических облачений и одежд для совершения богослужений и повседневного ношения. При новой церкви Бориса и Глеба построили дом для священника. Освящение новой церкви состоялось в воскресенье 25.08.1874 г. В то время это был не только лучший храм на всем Кольском Севере, но самый северный в мире. Как память о прп. Трифоне в 32 м от новой Б. ц. по-прежнему стояла древняя церковь. В ней оставалось много икон греческого письма, привезенных из Москвы и Новгорода. С 1894 г. Пазрецкий приход стал самостоятельным. Более 40 лет здесь служил выдающийся священник и миссионер К. Щеколдин. Прихожан числилось 38 семей лопарей (148 чел.) Пазрецкого и Нявдемского погостов (ныне Нейден, Норвегия) и 41 хозяйство финнов лютеранского исповедания (223 чел.).

Старая церковь Бориса и Глеба XVI в. сгорело в ходе боевых действий в октябре 1944 г., тогда же была основательно разрушена и новая церковь Бориса и Глеба. Восстановлена усилиями российской и норвежской сторон в 1960‑е гг. Для скандинавских туристов в 1965-67-х гг. рядом с храмом была открыта турбаза (ресторан, гостиница, автостоянка) с безвизовым посещением. В 1990 г. здание церкви передано РПЦ МП. Освящена 07.06.1992 г. епископом Пантелеимоном. Приписана к Трифонов Печенгскому мужскому монастырю. Службы два раза в год (15 мая и 6 августа — н. ст.). Проезд по пропускам.

Лит.: Храм во имя святых Бориса и Глеба. Двойной юбилей. — М., 1999; Мацак В.А. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии. — Мурманск, 2005; http://lexicon.dobrohot.org/


Марина Зуйкова  29 декабря 2016

Пазрецкий лопарский приход

Современное местоположение: нп. Борисоглебский, Печенгский р., Мурманская обл. Историческое местоположение: Александровский /Кольский уезд, Архангельская губерния.

Приход состоял из двух лопарских погостов: Пазрецкого и Нявдемского. Погост Пазрецкий располагался при реке Пазе, служившей с 1826 г. границей с Норвегией, а погост Нявдемский находился в 50 верстах от Пазрецкого, уже за норвежской границей. Лопари, будучи кочевым народом, весной и летом жили в разных морских становищах, осенью при озерах, отдельно друг от друга, на расстоянии 100 верст и более от приходских храмов, зимой - в 35 верстах от Пазрецкого погоста. В связи с этим пазрецкий причт был вынужден также переселяться с место на место, что заметно усложняло служебную и семейную жизнь клира. Хотя церковь в Пазрецком приходе существовала с середины XVI в., лопари этого прихода и других лопарских погостов внутренней Лапландии относились к Печенгскому монастырю, основанному в середине XVI в. просветителем лопарей преп. Трифоном Печенгским. После упразднения монастыря в 1764 г. и до 1856 г. погосты Пазрецкого прихода входили в состав Кольского соборного прихода, в 1856 г. были включены в состав открытого тогда Печенгского прихода и, наконец, 25 августа 1894 г. был образован самостоятельный приход.

В Пазрецком весенне-летнем лопарском погосте, на левом берегу р. Паза, находились две деревянные церкви, обе во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба. Одна из них, по преданию лопарей, была построена в 1565 г. преп. Трифоном Печенгским, носившим для нее лес на своих плечах и рубившим ее собственноручно. Эта церковь почиталась лопарями больше, чем новая. В Печенгской церкви хранилось рукописное житие преп. Трифона, в котором одна глава называась "о построении церкви в Пазреке во имя св. Бориса и Глеба", хотя описание строительства было опущено. Размер церкви был необыкновенно мал, в ней могли поместиться не более 10 человек, и этого могло быть достаточно в первое время после обращения лопарей в христианство. Церковь имела вид обыкновенного дома, с двускатной крышей с крестом. Согласно описи 1856 г. эта церковь была построена в 1632 г. и освящена игуменом Иларионом. Но, скорее всего, церковь в этом году была отремонтирована и освящена во второй раз, т.к. она существовала уже в начале XVII в., о чем говорилось в писцовой книге Алая Михалкова, составленной в 7116, 7117 и 7119 г.г. (от сотворения мира). В этой книге под №116 говорилось: "Да на усть Пазы реки церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба древяная клетски стоит беспения, а вцеркви образы и книги и ризы монастырское строение. Да у церкви ж монастырских 2 кельи да анбар спогребом да сарай да поварня". Древности церкви соответствовало и внутреннее убранство и предметы утвари, как то: древние и хорошо сохранившиеся в иконостасе иконы, оловянный потир с такими же или медными принадлежностями, два холщовых покровца, фелонь из синей шелковой материи на холщовой крашенинной подкладке с оплечьем, вышитым золотом и серебром и украшенным одноглавым и двуглавым орлами, напрестольное Евангелие в 8 д. листа, стальная дугообразная полоса, служившая в давние времена билом и т.п. Эту церковь 23 июля 1870 г. посетил вликий князь Алексей Александрович. Пораженный древностью церкви, он пожертвовал 200 руб. на ее ремонт. Тогда же великий князь заявил, что вскоре в Пазреке будет построен новый храм, определен свой причт и пожертвовал 12 икон и небольшую серебярную лампадку. Во исполнение воли великого князя Св. Синодом было отпущено на строительство новой церкви и причтового дома в Пазреке около 30000 руб.

Проект церкви был составлен архангельским губернским инженером Д.В. Васильевым и утвержден министром внутренних дел Маковым. Строительство началось 6 июля 1872 г. в присутствии архангельского губернатора Н.П. Игнатьева. Строительство велось под наблюдением особого комитета во главе с архангельским губернатором. Церковь была освящена 25 августа 1874 г., в том же году был открыт приход. Жертвователи: писатель М.К. Сидоров в 1869 г. приезжал к Борисоглебской церкви на своем пароходе "Георгий" и пожертвовал в старую церковь напрестольное Евангелие; вдова писателя пожертвовала серебряный напрестольный крест, на одной строне рукояти креста было написано: "о здравии Ольги и Василия", на другой - "о упокоении Михаила"; прихожане и причт пожертвовали в 1880 г. серебряную позолоченную лампаду в память 25-летия царствования Александра II. В 3-х верстах от Пазрецких храмов, за норвежской границей, находилась пещера в горе на левом берегу Норвежского залива "Паз", высеченная, по преданию, преп. Трифоном, в которой он скрывался от лопарей, когда те раздражались на него, не желая принимать христианство, и угрожали ему смертью. После перехода в 1826 г. пещера перешла в ведение Норвегии. Эта пещера почиталась лопарями как святыня. В ней находилась икона Божией Матери в деревянном окрашенном киоте (размером 2 арш. х 1 арш.), сделанном в 1872 г. экипажем военной шхуны "Полярная звезда". Сама икона, по преданию, была поставлена жительницей Новгорода Марфой. Каждый лопарь перед выходом в море на промысел приходил в пещеру просить Божиего благословения по молитвам преп. Трифона. Проезжая на своих судах мимо этой пещеры, все лопари считали своим долгом положить по три земных поклона перед пещерой. Пещера была едва заметна с залива, особенно во время отлива, когда войти в нее было возможно только по трапу, переброшенному на берег. Вход в пещеру был тесный: ширина внизу 1 1/4 арш., вверху 3/4 арш., высота 1 арш. 15 вершк. Сама пещера имела в высоту 2 1/4 арш., в длину 4 1/4 и в ширину 3 3/4 арш. 23 июня 1873 г. Пазрецкие Борисоглебские церкви посетил король Швеции и Норвегии Оскар II, наследный принц Оскар Адольф с супругой наследной крон-принцессой Софией-Марией-Викторией.

В зимнем Пазрецком лопарском погосте в 1888 г. был построен дом для ЦПШ на сумму, пожертвованную обер-прокурором Св. Синода К.П. Победоносцевым и русским консулом в Финмаркене Д.Н. Островским. С 9 января до апреля этот дом служил и домом молитвы, где совершались все богослужения кроме литургии. Школа содержалась на частные средства благотворителей, почетного попечителя Д.Н. Островского и на сумму в 200 руб., полученную от синодального обер-прокурора в 1891 г. В школе имелась икона святых, имена которых носили члены императорской семьи и празднуемых 17 октября. Икона была украшена золоченым киотом. Пожертвована попечителем, причтом и прихожанами в память о событиях 17.10.1888. Надворный советник Д.Н. Островский решением Св. Синода в 1888 г. был утверждён почетным попечителем Пазрецкой ЦПШ. Об этом ходатайствовал настоятель Пазрецкой Борисоглебской церкви с прихожанами. Хотя, по утвержденным 13.6.1884 правилам о церковно-приходских школах, в звании почетных попечителей утверждались лица, обнаружившие особую ревность о распространении народного образования в духе православной церкви, но, принимая во внимание, что Пазрецкая церковь и церковно-приходская школа при ней находилась на окраине России и единственная в той местности, Св. Синод удовлетворил ходатайство. Церковный староста: Илья Федотов с 1887 г.

Источники: АЕВ. 1889, №2; Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. С. 218-225.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.