Умба — такое же древнее русское селение, как и Варзуга. Сначала оно стояло в некотором отдалении от моря, по которому иногда рыскали иноземные грабители.
Первая церковь в Умбе появилась при великом князе московском Иване III, вероятно, строение Соловецкого монастыря, имевшего здесь сёмужьи промыслы. В последней четверти XVI века Умбская волость по пожалованиям Ивана Грозного стала вотчинным владением Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. По раздельной книге 1585 года, Соловецкому монастырю принадлежала четверть крестьян и угодий, Кирилло-Белозерскому — три четверти.
Относительно старинной церкви в раздельной книге 1585 г. сказано: "Вверх по реке Умбе, от волости 10 верст, погост старой, где стояла волость Умба преж сего, а на погосте церковь Воскресение Христово пуста." В селе стояли "церковь теплая Воскресение Христово, да другая церковь, студеная, верховных апостол Петра и Павла, да придел преподобного Кирилла Белозерского; да на церковной же земли... два кельи, а живут в них старицы черноризицы, а питаются о церкви Божии". Церкви находились в ведении монастырей вплоть до упразднения духовных вотчин (1764 год), после чего стали крестьянскими. В 1778 году умбские крестьяне заменили обветшавшую церковь Воскресения Христова новой, просуществовавшей до конца XIX века.
В состав Умбского прихода, по учету 1854 года, входили: само село — 56 дворов, 450 человек, деревня Кузрека — 13 дворов, 89 человек, деревня Порья Губа — 15 дворов, 119 человек, деревня Оленица — 6 дворов, 53 человека и Вялозерский погост — 5 дворов, 27 человек; всего 95 дворов и 738 прихожан.
Близ Порьей губы в XVI веке находился Кокуев монастырь, монахи которого в 1591 году переселились в восстанавливаемый Кандалакшский монастырь. В селении из 5 дворов (9 семей) осталась Никольская церковь с колокольней, которая особенно почиталась населением Кольского Севера. Помолиться в ней лопари приезжали даже с Печенги. Эта церковь в 1794 году была обновлена и освящена епископам Вениамином. В Кузреке церковь во имя Сретения Господня появилась в 1885 году, холодная, бревенчатая, без колокольни (колокола помещались "на левой стороне церковного крыльца под деревянным навесом"). Порьегубская и Кузрецкая церкви были приписными к Умбскому приходу, своего причта не имели.
В 1894 году умбские крестьяне на собственные средства построили новый храм. Это теплая, трехпрестольная церковь. Главный престол в часть Воскресения Христова, южный — во имя апостолов Петра и Павла, северный — в честь Знамения Богоматери и святой Анны. По конструкции она имеет сходство с Кузоменской Дмитриевской церковью постройки 1887 года. Иконостасы двухъярусные, золоченые. Сначала церковь стояла бревенчатой, в начале XX века была обшита пильным тёсом и окрашена.
Сельское общество давало причту речку Вельмежку и 10 пудов сёмги в год из коллективного улова.
Священником в Умбе служил с 1897 года до первых лет Советской власти Анатолий Анатолиевич Попов, сын чиновника, выпускник Архангельской духовной семинарии.
В 1914 году в Умбском приходе состоял 181 дом, 890 жителей, из них в селе Умба — 111 домов, 521 человек. Кроме крестьян и духовных, в приходе числилось 23 человека (12 домов) "статских": лесничие, полицейские, акцизный надзиратель, почтово-телеграфные служащие, таможенники и т. д.
Инженер-механик Дмитрий Любавин, посетивший Умбу летом 1916 года, отмечал: село находится "в красивой котловине реки, утопает в зелени, имеет красивую церковь".
Современный поселок Умба (бывший Лесной) находится от села на расстоянии 4 км (морем).
Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время: краеведческий словарь. Мурманск: Кн. изд-во, 2001 С. 320