ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стамбул. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь монгольская (Panagia Muhliotissa) или церковь крови (Kanli Kilise)


Стамбул. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки: приблизительно 1261 - 1729.
Епархия: Епархия неизвестна
Адрес:
Istanbul. Firketeci str., 1.

Координаты: 41.029444, 28.948917
Проезд: Находится в районе Фенер (Фанар), там же, где и греческая Патриархия. Рядом с церковью - греческий лицей, высокое здание из красного кирпича с хорошо заметной издали мощной октогональной башней.



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Стамбул, Стамбул, Турция
Павел В. Воробьев
12 января 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид на монастырь с юга., Стамбул, Стамбул, Турция
Вид на монастырь с юга.
Перелётный выхухоль
3 января 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид на монастырь с запада. , Стамбул, Стамбул, Турция
Вид на монастырь с запада.
Перелётный выхухоль
3 января 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 ноября 2025

Церковь Богоматери Панагиотиссы (греч. Παναγία τῶν Μογγολίων или Παναγία Μουχλιώτισσα; тур. Kanlı Kilise или Meryem Ana Rum Ortodoks Kilisesi) — единственная сохранившаяся с византийских времён церковь Стамбула, которая никогда не служила мечетью и в которой всегда совершалась божественная литургия. Её внутренние стены покрыты свезёнными со всего города иконами, некоторые из них — византийского происхождения. В настоящее время богослужение совершается в отдельные дни, в частности 15 августа (Успение — храмовый праздник) и во вторник Светлой седмицы.

Основательницами женского монастыря в VI в. н. э. на месте нынешней церкви считаются преподобные Евстолия и Сосипатра; первая из них была римлянкой, наследницей состоятельных родителей, вторая — дочерью императора Маврикия. В XI в. рядом возник мужской монастырь Всех Святых, многие насельники которого прибыли из Великой лавры на Афоне. В годы владычества латинян мужской монастырь был упразднён, а женскую обитель возобновил Исаак Дука, тесть Георгия Акрополита и отец матери Михаила Восстановителя. В 1266 г. построенная на его средства церковь была расширена и расписана.

В 1281 г. в Константинополь возвратилась овдовевшая после смерти персидского ильхана Абаки дочь Михаила, Мария Деспина Монгольская. Именно ей монастырь обязан своим нынешним обликом и названием. Наследники Марии Монгольской, впрочем, не уделяли обители должного внимания и даже передали её в залог. При падении Константинополя околоток стал местом самого яростного сопротивления захватчикам. Об этом напоминают кирпично-красный цвет штукатурки и прозвище «кровавой церкви», данное турками храму.

При султанах Селиме I и Ахмеде II церковь пытались обратить в мечеть, но этим планам не суждено было сбыться. Церковь Марии Монгольской остаётся приходским храмом греческой общины района Фатих вплоть до наших дней. Причину этого верующие видят в том, что сам Мехмед II якобы передал храм на попечение матери греческого зодчего Христодула в благодарность за возведение им мечети Фатих. Церковь пострадала во время Стамбульского погрома 1955 года, но была восстановлена.

При поиске храма на местности можно ориентироваться на возвышающееся над Фанаром массивное красного кирпича здание греческой школы (Özel Fener Rum Lisesi): алтарь церкви — напротив северо-западного крыла школы, вход через дверь в ограде с противоположной стороны (обычно необходимо позвонить в дверь для посещения).

По материалам интернет энциклопедии Рувики: РУВИКИ — новая российская интернет-энциклопедия

Церковь Марии Монгольской — Рувики: Интернет-энциклопедия


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 ноября 2025

Храм во имя Пресвятой Богородицы "Панагия Мухлиотисса (Всесвятая Монгольская)" в Фанаре, Константинополь располагается в Стамбульском квартале Фанар, между Великой Школой и Иоакимовой школой для девочек, подле Святогробского подворья.

Храм выстроенный по нерегулярному плану стоит внутри ограды, в малом дворике. Наиболее примечательная архитектурная черта храма – изящный, хотя несколько непропорциональный с размерами храма, купол, поддерживаемый четырьмя столпами. Сохранилась старинная восточная апсида, а следы второй апсиды с севера указывают на старый трехапсидный план. Впоследствии южная сторона храма была расширена для устройства прямоугольного помещения с крестообразно сведенной крышей. Колокольня во дворе является поздней постройкой.

Следы изображения Страшного Суда – все, что осталось от старинной росписи. Согласно сноске в рукописи Суидова Лексикона (Paris Codex Gr. 2625) храм был расписан Модестом в конце XIII века. Вдобавок к мозаичной иконе Панагии Мухлиотиссы, относимой Сотириу к концу XIII-началу XIV века, также примечательны четыре после-Византийские образа: святой Параскевы (1.35x0.40 м.), святой Евфимии (1.35x0.40 м.), Трех святителей (1.25x0.60 м.) и святых Феодоров (1.27x0.54 м.).

Письменные источники свидетельствуют, что ранее на этом месте располагался монастырь Богородицы Панагиотиссы. Впоследствии он был разрушен, вероятно латинами.

Нынешний храм был основан Марией Палеологиной, дочерью императора Михаила VIII Палеолога (1261-1282), около 1285 года. Царевна была выдана замуж за монгольского хана Хулягу, но по кончине мужа возвратилась в Константинополь, преобрела участок вместе с виноградниками и существующими постройками, и устроила здесь женский монастырь и храм при нем. Старые постройки были починены и возведены новые. Вдовая царевна вложила все свои средства в эту обитель, снабдив ее святыми мощами, ценными сосудами, рукописями и землями в Константинополе и Редесте. Согласно с хрисовуллой основательницы обители, по ее кончине попечение о собстенностях монастыря перешло по доверенности к ее сводному брату, Исааку Палеологу-Асену. Последний использовал средства в своих целях и обитель крайне обеднела. Константинопольская Патриархия восстановила всю собстенность монастырю синодальной грамотой от 1351 год.

После завоевания Царьграда османами, султан Мехмет II даровал храм греческому архитектору Христодулу в награду за возведение им Мечети Победителя («Фатих Камии») на месте разрушенного храма святых Апостолов. Фирман Мехмета спас церковь от обращения ее в мечеть при Селиме I и церковь Монгольской Богородицы осталается православным храмом по сей день.

Наименование церкви храмом «Марии Монгольской» или, чаще, «Панагии Мухлиотиссы», одно время было предметом филилогического спора. С. Кугеас отстаивал точку зрения что название храма происходит от Мухлия (Мухлиона) в Мистре, чьи обитатели переселились в Фанар в 1242 году. Х. Грегуар, М. Ласкарис и митрополит Илиопольский Геннадий считали название искажением славянского слова «могила». Только прояснение истории храма выявило связь с монголами.

По материалам открытой православной энциклопедии «Древо»: https://drevo-info.ru/

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ХРАМ МАРИИ МОНГОЛЬСКОЙ - Древо



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.