ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Епифаново. Тихвинской иконы Божией Матери, молельный дом.


Прочие объекты.  (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Тихвинской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 2006 и 2008.
Адрес:
Нижегородская область, Вачский район, село Епифаново

Координаты:55.82099, 42.895069
Проезд:Трасса. Вача - Н. Новгород Указатель направо: с. Епифаново


Добавить фотографию
Тихвинской иконы Божией Матери, молельный дом - Епифаново - Вачский район - Нижегородская область
gat. С. Епифаново. Молельный Дом во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Добавлено: 12.09.2012г.
gat
20 февраля 2012
Тихвинской иконы Божией Матери, молельный дом - Епифаново - Вачский район - Нижегородская область
gat. Молельный Дом во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Добавлено: 12.09.2012г.
gat
25 апреля 2009




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): gat,  12 сентября 2012

Село Епифаново, церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

Приняв во внимание самые ранние архивные документы, следует отметить, что при Петре Алексеевиче (Петре 1. 1694-1725гг.), царе русском, в селе Епифаново Нижегородской губернии Горбатовского уезда Елизаровской волости был деревянный храм. Один из престолов ветхой церкви был посвящён святому великомученику Георгии Победоносцу. Поэтому приход и селение назывались Георгиевскими. В Епифанове Егорьев день ежегодно отмечается 9 декабря. 
Однажды в середине XVIII века (по народному преданию  в 1750 году) в селе Георгиевское на церковной земле около родника  пастух, выгоняя утром стадо, заметил чудо: на дикой яблоньке среди ветвей стояла икона Тихвинской Божией Матери. Икону перенесли в местный храм и стали люди замечать, как только помолятся они иконе, окатятся из источника водой, сразу отступают болезни. В холерные годы не раз прихожане совершали крестные ходы с чудотворной иконой и носили её по домам. Случаев смертности не было. И разнеслась тогда в народе молва о чудотворной  иконе.
Видя, как почитается эта святыня, решено было построить новый деревянный храм, Главной иконой, которой стала икона Тихвинской Божией Матери. Церковь была построена помещиком Антоном Ивановым Аламикиным в 1761 году. Храм состоял из двух пределов: главный холодный был посвящён Тихвинской иконе Божией Матери, а второй – Георгию Победоносцу. Колокольня имела круглую форму (данные Государственного архива Нижегородской области).
В летописи упоминается, что до XYIII века при селе Георгиевском в приходе числились  селения:  Сергеево, Берёзино поле и Бересениха.

В1853 году храм пришёл в ветхость, поэтому его отремонтировали, поставили на каменный фундамент, крышу покрыли железом, внутри стены отштукатурили, окрасили белой краской и расписали живописью. Отопление в церкви сделали печное.
Храм был небольшим: длина его составляла 8 сажен, а ширина - 6 сажен. В холодном приделе высота составляла 4 сажени, а в тёплом – 5 аршин. Особенно тесно в храме было в зимнее время, когда холодное помещение закрывалось на зиму стеклянными дверями.

Хотя в храме села Епифанова было достаточно много церковной утвари, но, в общем, там отмечалась бедность, так как содержание его и утварь была доброхотная лепта почитателей его святыне – Чудотворной иконе со стороны людей простого крестьянского сословия.

Притч при церкви с. Епифаново до 1810 года состоял из священника и пономаря. Штатного дьякона не было, но вакансия пономаря или дьячка иногда заменялась дьяконом. Так, с 1794 года на вакансии пономаря состоял дьякон Андрей Федотов (сын Федота Михайлова), а священником с 1782 – 1810 годы был Федот Михайлов.

Из семейного архива Фаворских известно, в 1782 году в селе Епифанове (ныне Вачского района) жил священник Федот Михайлович Епифанов. Его сын Андрей Федотович Епифанов с 1800 года был священником в вотчинных сёлах графов Шереметьевых – Панино, Ворсма и Павлово.
Но вернёмся к рассказу о священнике Ф. М. Епифанове. Народ почитал и уважал его, как человека исключительно умного и образованного. Священником в селе  он служил в течение 28 лет, до 1810 года. Люди шли к священнику за советом, утешением, а то и просто за добрым словом. Стал он широко известен в церковных кругах и в народе. И возможно, с этого времени село стало называться Епифаново.
С 1811-1815 годы священствовал в Епифанове  некто Епифан Яковлев. Ни росписей, ни метрик полных за его время не сохранилось. Затем с 1815 по 1831 годы священником был Александр Егорович Виноградов (сын дьякона). В духовных росписях до 1830 года все почти прихожане значатся, как исполнившие долг священной исповеди и причастия. После него некоторое время обязанности священника исполнял священник села Колпенки.
19 июня 1832 года священником с. Епифанова становится дьякон села Селитьбы Горбатовского уезда  Леонтий Алексеевич Георгиевский. Священствовал он в этом приходе до 1843 года, Затем, его направили в село Павлово. Об этом священнике в народе сохранилась добрая память, как о замечательном хозяине, который сам собственноручно обрабатывал землю.
3 августа 1843 года священником становится сын дьякона Покровский Иоанн Макаревич. Это был ревностный проповедник слова божия, за что получил благодарность епархиального начальства. Его заботами был перестроен, пришедший в ветхость деревянный храм. Прослужил он в Епифанове 13 лет, а затем его направили на службу в село Колпенское. А в Епифанове стал священником Потехин, которого вскоре заменил сын пономаря - Николай Сиротин. О Сиротине в народе сохранилась память как о человеке необыкновенно простом, доступном народу. Он был очень бедным, не имел средств на образование своим сыновьям, а дочерей своих выдал замуж (по той же причине) за крестьян. Священником села Епифанова Николай Сиротин оставался до своей смерти. Умер он в 1875 году, захоронен на церковном кладбище.
С 1875 по 1888 годы в Епифаноаской церкви священниками были  К. Д. Лавровский, Иоанн Макарович Славнецкий.
За период 1783 г. по 1888г. только два священника дожили до смерти в приходе села Епифанова: Федот Михайлов,  умерший в августе 1810 года  и Николай Сироткин, умерший в 1875 году. Они похоронены на церковном кладбище.

Источником содержания причта до 1875 года служила земля в количестве 355 десятин, доход от требоисполнений и крестохождений по домам прихожан, сборы натурой и доход от молебна. Дома священнослужители имели свои.
В 1873 году прихожане обязались приговором священника обеспечивать церковнослужителей хозяйственными постройками. При замене сборов натурою необходимо было в 1845 году платить причту 50 рублей в год для священника. С 1846 года плата от прихожан увеличилась до 80 рублей. В 1887 году прихожане построили дом псаломщику. Источники содержания причта оставались в последующие годы те же. Сверх того причт получал процент с вкладов за помин. Вклад этот составлял 266 рублей. Процент, получаемый с капитала, составлял 11, 16 рублей в год. Бывали случаи, когда собранные деньги с прихода, причт от старосты не получал
В 1897 году Епифановский приход посетил Преосвященный епископ Балахнинский Аркадий. Посещение Преосвященного имело основное значение для прихода. Ему приход обязан своим самостоятельным существованием. За необеспеченностью причта, имевшего свои дома, Преосвященный изъявил намерение приписать приход с Епифанова к селу Колпенскому, если прихожане не дадут обязательств - платить причту 80 рублей и сами не обеспечат священника домом и хозяйственными постройками. Прихожане дали на это согласие.

Автор данной летописи Птенцов Иоанн Владимирович, - выпускник Нижегородской духовной семинарии, 8 сентября 1888 года (в возрасте 22 лет) становится священником Епифановского прихода.  
6 мая 1898 года автор сей рукописи, священник Тихвенской церкви села Епифаново Иоанн Владимирович Птенцов, волею Божией скончался от чахотки. 8 мая этого года он был похоронен на церковном кладбище. Погребение совершили благочинный села Волина -  священник Лука Хвощёв и священник села Нершева - Михаил Студелицкий, священник села Колпенское - Иоанн Яковлев с дьяконом села Панина Фёдором Эрнстовичем  и псаломщик села Епифаново - Порфирий Победоносцев (записано в церковной метрической книге Вачского районного загса).  Этот пастырь был очень ревностный, любитель церковного благолепия, в обращении с прихожанами был очень внимательным.
После смерти священника Иоанна Птенцова священником Епифановского прихода стал его тесть священник Михаил Александрович Студелицкий.
В разное время в данном приходе служили священники: Василий Соколов, Павел Троицкий.

Разрешение на строительство нового каменного храма было получено 7 июня 1897 года, а строительство его началось в 1902 году.
26 марта 1922 года священником Епифановской церкви становится Иоаким  Фёдоров Вдовин (52 года). Церковь в то время была каменная без колокольни. Главный престол Тихвинской иконы Божией Матери был ещё не отстроен. Иконостас перенесли из старого деревянного храма. В церкви было сравнительно чисто, но постоянно падала штукатурка. Прежний храм – храм молитвы представлял собой склад всякого хлама. Священник Вдовин приводит всё в надлежащий вид.
28 августа 1922 года был освещен главный престол по благословлению епископа Павловского. На торжестве освящения присутствовало пять иереев. Престол освящён в честь Тихвинской Божией Матери. При освящении присутствовало много прихожан. В торжестве освящения главенствовал Благочинный священник села Клешари Алексей Геннадьевич Алев. Певчие были приглашёны из Белавина, руководителем церковного хора был регент Маклаков.

Церковный староста села Епифанова Александр Гаврилович Лисин, прежде бывший чтец, а потом стал церковным старостой. Он более всех радел церковному храму. По требованию гражданской власти им было отдано серебра: одна старая лампада и дарохранительница, один напрестольный крест и 19 серебреных монет.
В 1923 году вместо отказавшегося от должности церковного старосты Александра Гавриловича Лисина члены церковного Совета избрали гражданина деревни Сергеева Ивана Степановича Стешова.
В первых числах августа была покрашена маслеными красками крыша.

Чтимая часовня в полуверсте от церкви была в полном запустении. Там внутри перед иконами не было ни подсвечников, ни лампад. Стёкла в окнах разбиты. Ограда около часовни изломана. Рядом с часовней - хлам и нечистоты, купальный отдел и сторожка разрушены. Прихожане Тихвинской церкви не могут хвалиться своим усердием к церкви.

По рассказам старожилов в Епифанове за околицей по тропке, идущей в Сергеево, был женский монастырь. У монастыря была своя земля, которую обрабатывали монашки. Кроме того, они держали коров. После пожара монастырь сгорел, а монашки перебрались в другое место.

Из церковной летописи видно,  что в Епифанове долгоевремя не было школы. Из ста с лишним домохозяев только одна пятая часть умела читать и писать.  И только 6 октября 1892 года была открыта церковная школа – грамоты. В 1895году школа разместилась в новом, просторном, светлом помещении. В то время в школе обучалось 26 человек. С 6 октября 1892 года до 1896 года в школе преподавали закон божий   священник,    арифметику  –  его   жена,   а   чтение   и   письмо -  псаломщик П. Победоносцев.
С января 1894 года псаломщик по слабости здоровья был освобождён от занятий. За ним оставили только преподавание пения, а по остальным предметам преподавал сын бывшего священника села Павлова - Леонид Александрович Соколов, которому платили 75 рублей в год. При школе работала ученическая библиотека.

13 января 1930 года священник Иоаким Вдовин вышел за штат по слабости здоровья. Он прожил при храме 8 лет. 15 февраля 1932 года он вновь становится священником в селе Епифанове.

В 1938 году одновременно с разрушением церкви были разрушены  могилы священников, а икона Тихвинской Божией Матери была утеряна. Но жители села всегда мечтали о строительстве Храма и свою мечту воплотили в жизнь.

Однажды, бывшему жителю села Епифанова Александру Викторовичу Лисину, приснилась его покойная мама Мария Васильевна, которая попросила сына построить церковь в селе. И он, недолго думая, все свои сбережения вложил в строительство молельного Дома, которое началось в 2006 году. В данном вопросе ему помогли земляки. Например, Александр Васильевич Волков,  ныне проживающий в городе Павлово,  подарил купол для молельного дома; Евгений Леонидович Козлов, ныне проживающий, в Нижнем Новгороде, полностью помог материалами для покрытия крыши этого святого сооружения; Сергей Викторович Лисин в 2009 году подарил малую звонницу из пяти колоколов. Большую помощь в строительстве молельного Дома оказывали жители Епифанова и Сергеева, администрация сельского Совета.

Сегодня деревянное здание молельного Дома во имя Тихвинской иконы Божией Матери построено. Первая служба состоялась 9 декабря 2008 года.  

Материал из книги: Г.А.Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. - 112 с.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Кравченко Евгений,  9 января 2015

Епифаново – село Горбатовского уезда (ныне Вачский район Нижегородской области).
Церковь деревянная в честь иконы Тихвинской Божией Матери, построена в 1761 г., двухпрестольная.
Примечание: Св. Икона Тихвинския Божия Матери (1751 г.).
Причт:
По Епархиальному Адрес-календарю 1888 года (стр. 700): священник И.М. Славницкий 62 лет, из среднего отделения семинарии, на службе с 1845 года; псаломщик П.А. Победоносцев 45 лет, из низшего отделения семинарии, на службе с 1862 г. Адрес: через Павловскую почтовую контору.
По штату положено: 1 священник и 1 псаломщик.

http://pavlovo.blagochin.ru/arkhivnye_dannye/view/id/1140528

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.