В 1790 году Преосвященный Афанасий распорядился ветхую Богоявленскую церковь упразднить, а приход, утварь и материал разобранной церкви перевезти в в Спасскую церковь. Однако, в том же году, прихожане Богоявленской церкви, обратились к Преосвященному Афанасию с просьбой разрешить им вместо упраздненного в Спасской церкви придела во имя святых: Александра, Иоанна и Павла Нового устроить при ней придел во имя святого Сергия Радонежского Чудотворца, бывший при Богоявленской церкви. Прихожане обязались обустроить его на собственные средства, что было им позволено.
Несмотря на полученное прихожанами разрешение в 1792 году: «…Одоевский Городской Магистрат Голова от Тульского Наместнического Правления, по ходатайству одоевского купца и церковного старосты Кириллы Скоробогатого, просили гражданское начальство ходатайствовать пред Преосвященным о дозволении, вместо бывшей ветхой деревянной церкви Богоявления Господня, устроить на хлебной площади новую церковь – каменную, под тем же наименованием с прежними приделами во имя святого Сергия Радонежского Чудотворца и святых бессребренников Казьмы и Дамиана; в этом смысле бывший в то время Тульский Губернатор Андрей Иванович Лопухин писал письмо к Преосвященному Афанасию и просил его благословления на устройство испрашиваемой церкви». Получив от Преосвященного давно желанное разрешение на построение Богоявленской церкви, прихожане отвели под церковь и дома священнослужителей землю и, получив храмозданную грамоту, тут же приступили к построению церкви на Хлебной площади города Одоева.
В 1804 году стараниями храмостроителя одоевского купца Алексея Ивановича Серебренникова постройка была закончена, но к освящению были устроены окончательно и освящены (в том же году) только два придела во имя Святого Сергия Радонежского Чудотворца и Казьмы и Дамиана. Освящение приделов происходило священником Преображенской церкви Михаилом Ивановичем Щепетовым по благословению Преосвященного Афанасия.
В 1819 году храм был окончательно достроен. В 1847 году к храму была пристроена каменная колокольня «…отличающаяся своим колоссальным и величественным фасадом. На колокольне имеются семь колоколов, из коих самый большой в 230 пудов, пожертвованный одоевским купцом Михаилом Алексеевичем Толстиковым.Заботами и старанием церковного старосты одоевского купеческого сына Сергея Ивановича Серебренникова церковь была приведена в прекрасное состояние и считалась одой из лучших церквей города Одоева. Им же в 1884 году произведено переустройство (расширение) трапезной церкви и устройство новых в приделах иконостасов. В том же 1884 году вблизи храма на месте общественного колодца была возведена часовня во имя Святого князя Александра Невского. Историю храмов Одоева в советское время можно назвать печальной: здания либо разрушались, либо использовались для других нужд, колокола сбрасывали с колоколен, разбивали чугунные доски и памятники на кладбище, ломали ограды «на индустриализацию». Уцелела и действовала только Троицкая церковь.
Не избежал общей участи и Богоявленский храм. Как указывалось выше, в 1930 году были сняты колокола, уничтожены два верхних яруса колокольни, глава храма, полукруглый алтарь уничтожены по соображениям воинствующего атеизма.Церковное здание, изуродованное переделками и пристройками, превратилось в производственное помещение сушильного (позднее консервного) завода начавшего свою работу в 1930 году.Перемены коснулись всего. Площадь и пересекавшиеся на ней улицы со временем были переименованы. Хлебная площадь стала площадью Ленина.В июне 194 1 года рядом с церковью (в северо-западной части площади) был установлен памятник Ленину и разбит сквер. В 1969 году сквер был уничтожен, а вся площадь заасфальтирована. Памятник Ленину был перенесен ближе к центру и стоял на площади на месте часовни Александра Невского. Спустя десятилетия (в семидесятые годы) испорченный фасад храма был заслонен от площади огромным сборным щитом и в подобном виде дошел до наших дней. За высокой заводской стеной оказалась вся западная часть площади.
Первым шагом к восстановлению церкви можно считать письмо Н.А. Веселовой (МУП «Одоевский край») с которым она обратилась к митрополиту Тульскому и Белевскому, и владыка благословил восстановление. В 2010 году в результате обращения главы администрации района В.А. Косарева к митрополиту Алексию, владыка благословил наместника Анастасова монастыря игумена Парфения на восстановление Богоявленского храма. За восстановление взялась братия Анастасова монастыря.
2014 год стал значимым в истории Сергиевской церкви. Вопрос ее реставрации был разработан и согласован с министерством культуры и туризма Тульской области ГУКТО «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры ». Также, собранием депутатов муниципального образования рабочий поселок Одоев было принято решение «О вынесении на публичные слушания проекта схемы благоустройства площади им. Ленина с реставрацией Богоявленской церкви». С весны 2014 г. началось восстановление самого храма: были демонтированы щиты закрывающие церковь, огорожена территория вокруг церкви для проведения восстановительных работ. Также, разобрана часть стены, и взору стали доступны старинные торговые ряды, находившиеся на территории консервного завода.
Церковь Богоявления Господня будет восстановлена в прежнем историческом виде. На нынешний день работа по реконструкции пока не осуществляется, так как оформляется документация и проект, не хватает средств для ее проведения. Но, не смотря на это одоевцы надеются, что церковь будет восстановлена и они еще услышат звон ее колоколов.
https://school-science.ru/7/18/39452