ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ташкент. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Железнодорожная Благовещенская церковь


Ташкент. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:1899.
Год утраты:приблизительно 1935
Архитектор:Г.М. Сваричевский
Адрес:
Ташкент. У совр. Северного железнодорожного вокзала перед входом в нынешний Музей железнодорожной техники.

Координаты: 41.293615, 69.289087
Проезд:Храм располагался на месте, где сейчас проходит дорога, выходящая из под моста



Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Снятие  креста. https://www.facebook.com/backtotashkent/photos/a.1178883475457268/1178883528790596/?type=3&theater<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
Снятие креста. https://www.facebook.com/backtotashkent/photos/a.1178883475457268/1178883528790596/?type=3&theater
Нуви
10 мая 1932
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Открытка издательства И.А.Бек-Назарова (1909-1917 год)<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
Открытка издательства И.А.Бек-Назарова (1909-1917 год)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, https://www.facebook.com/tashkentretrospective/photos/pcb.674061076114509/674060719447878/?type=3&theater<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
https://www.facebook.com/tashkentretrospective/photos/pcb.674061076114509/674060719447878/?type=3&theater
Нуви
10 мая 1910
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Путеводитель по Ср. Азиатской железной дороге. 1912<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
Путеводитель по Ср. Азиатской железной дороге. 1912
Нуви
22 октября 1908
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, фото начало ХХ века<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
фото начало ХХ века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1901
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, фото начало ХХ века. с http://varandej.livejournal.com/759780.html<br>, Ташкент, Узбекистан, Прочие страны
фото начало ХХ века. с http://varandej.livejournal.com/759780.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Нуви  18 мая 2019

Закладка церкви была совершена 30 мая 1898 года. Церковь построена в 1899 году, во время проведения железной дороги от Самарканда до Андижана. 30 ноября 1899 года состоялось освящение новопостроенного храма. Освящение места при закладке храма и самого построенного храма совершил благочинный ташкентских церквей, настоятель Спасо–Преображенского собора протоиерей Константин. Храм предназначался для окоромления железнодорожных служащих и многочисленных рабочих, строивших пути сообщения в Туркестанском крае.

Благовещенская привокзальная церковь была приписана к станции «Ташкент» Оренбург-Ташкентской железной дорог. Церковь сооружалась на пожертвования строителей и служащих железной дороги, железнодорожных подрядчиков и фирм, а также частных лиц, среди которых особо был отмечен «потомственный почетный гражданин» Е.А. Орехов. Строительством церкви руководил инженер А.И. Урсати, ему же принадлежала идея ее возведения. Автор проекта и производитель работ — Георгий Михайлович Сваричевский.

Здание церкви, сложенное из кирпича, на фундаменте из булыжного камня, имела цоколь, обложенный тесаным камнем, и было покрыто крышей из оцинкованного железа. Снаружи и внутри отделано алебастровой штукатуркой. Церковь построена в псевдорусских формах. Однокупольный храм в виде корабля в сочетании с высокой колокольней, расположенной при входе. На колокольне имелось восемь колоколов, больший из которых весил шесть тонн.

Образа иконостаса выполнены сёстрами Московского Новодевичьего монастыря. Ореховый иконостас освещался обильным огнем восковых свечей и, кроме того, был залит электрическим светом, исходящим из множества красных и белых лампочек, которые точно также украшали и стены просторного и высокого алтаря. В середине с купола свисала большая изящная люстра, у входа висела люстра меньших размеров, а по бокам и внутри алтаря имелись канделябры. Это был единственный в то время в Туркестанском крае храм, имевший электрическое освещение. Церковная утварь, хоругви, паникадила — замечательной отделки, серебряные, вызолоченные — были выписаны из Центральной России.

При храме была открыта церковноприходская школа для детей тех, кто трудился на железных дорогах. Вокруг храма был разбит тенистый сквер.

В 1900 г. настоятелем церкви назначен священник Федоров Василий Иванович (1864-1906).

В 1906 г. сформировали отдельный железно-дорожный благочиннеческий округ из церквей: Ташкентской вокзальной церкви, вагон-церкви Оренбург-Ташкентской железной дороги, вагон-церкви Мургабской ветки, Казалинской вокзальной, Казанджикской вокзальной, и Асхабадской при техническом железно-дорожном училище. Ташкентская Благовещенская привокзальная церковь стала центром особого «благочиния железнодорожных церквей», куда вошли приходы, расположенные по линиям Оренбург-Ташкентской и Закаспийской железных дорог.

На должность железнодорожного благочинного хотели назначить священника Ташкентской вокзальной Благовещенской церкви Василия Федорова. На вакантное место настоятеля Ташкентской вокзальной Благовещенской церкви назначен Андреев Михаил Михайлович. Он был настоятелем привокзальной Благовещенской церкви г. Ташкента с 1 января 1907 по 1923 г. В 1907-1918 гг. являлся благочинным сначала железнодорожного благочиния, затем Ташкентского железнодорожного благочиния и, наконец, благочиния железнодорожных церквей Туркестанской епархии.

В привокзальной церкви с пятидневной публичной проповедью и полемикой с сектантами выступал глава антисектанской комиссии (создана в 1911 г) о. Василий Ильин. За время проповедей на беседах побывало до двенадцати тысяч человек.

В августе 1923 г. церковь была взята под контроль обновленцами. Закрыта властями после 1932/33 г. В середине 1930-х гг. снесена.

Книги: По стопам Апостола Фомы. К истории христианства в Средней Азии.


Нуви  6 июля 2019

На серебренной дощечке, прибитой к стене под иконой Спасителя на горнем месте, написано: храм сей во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сооружён во ознаменовании постройки Самарканд-Андижанской жд по идее начальника работ инженера А.И. Урсати, на пожертвования служащих постройки подрядчиков, торговых фирм и частных лиц. Из которых щедро пожертвовал почётный, потомственный гражданин Ефим Александрович Орехов.

Закладка храма совершалась в присутствии министра путей и сообщений князя М.М. Хилкова 30 Мая 1898 г. и освещена 23 Ноября 1899 г. Вход на колокольню по витой деревянной лестнице через хоры. В средней части церкви есть кафельные печи. Дверей 8, из них 4 в самом здании, 2 в пономарке, 1 в ризнице, 1 на хорах в колокольню. Окон 28, из них в купол 12, в средней части церкви 8, на хорах 4, в алтаре 2, в ризнице 1, в пономарке 1, во всех окнах, кроме купольной решётки. 8 колоколов: 367 пудов 33 фунта, 162 пуда 2 фунта, 75 пудов 23 фунта, 27 пудов 30 фунтов, 9 пудов 30 фунтов, 9 пудов 6 фунтов, 3 пуда 29 фунтов, 1 пуд 18 фунтов.

УзЦГА И-961. А 984


Нуви  16 декабря 2020

Описание Св. П. Остроумова Благовещенской церкви 1911 г. во время посещения Ташкента Епископом Ташкентским и Туркестанским Дмитрием. Ореховый иконостас железнодорожного храма великолепно освещался обильным огнём восковых свечей и, кроме того, был залит электрическим светом, исходящим из множества красных и белых лампочек, которые точно так же украшали и стены просторного и высокого алтаря. Пели два хора певчих местных: железнодорожный и из женского монастыря, состоящего из монахинь.

Туркестанские Епархиальные Ведомости. 1912 г. № 1



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.