ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Введеньё. Николо-Шартомский мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца.


Собор. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1651.
Адрес:
155601, Ивановская область, Шуйский район, с. Введенье

Координаты:56.966171, 41.338189




Добавить фотографию
Николо-Шартомский мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца - Введеньё - Шуйский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
30 августа 2012
Николо-Шартомский мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца - Введеньё - Шуйский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
30 августа 2012
Николо-Шартомский мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца - Введеньё - Шуйский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
8 октября 2005
Николо-Шартомский мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца - Введеньё - Шуйский район - Ивановская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 февраля 1991
Николо-Шартомский мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца - Введеньё - Шуйский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
30 августа 2012




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  11 сентября 2012

Собор Никольский - основное и наиболее древнее сооружение монастыря. Великолепный образец культового зодчества сер. 17 в., самый ранний памятник архитектуры области, созданный под влиянием ярославской школы зодчества. Первоначальное завершение глав и кровли с позакомарным покрытием заменено в 18 в. Стены побелены по обмазке.  К массивному основному объему, увенчанному мощным пятиглавием, примыкают три пониженные апсиды алтаря. Архитектура здания еще во многом связана с образцами монументальных монастырских сооружений 16 в. Плоскости боковых фасадов разделены относительно узкими лопатками на три прясла, отвечающих внутреннему членению собора; их ширина убывает с запада на восток. Верхняя часть прясел с дугами закомар (в средних помещены киоты), опирающихся на профилированные завершения лопаток, отделена несколько пониженным и раскрепованным на лопатках пояском. В центре каждого прясла помещены узкие арочные окна верхнего света, заглубленные в такой же формы амбразуры. В отличие от них, нижние проемы восточных прясел и окна апсид обведены рамочными наличниками с треугольными и килевидными завершениями. Главный вход в центре западного фасада выделен массивным арочным притвором с крупными ширинками на пилонах и поясками-полуваликами по краю цоколя и в архивольте. Арочный перспективный портал входа отличается от аналогичных на боковых фасадах большей нарядностью: он декорирован терракотовыми резными дыньками и профилированной базой. Высокие барабаны глав с небольшими полукруглыми кокошниками в основаниях обработаны аркатурно-колончатыми поясками и прорезаны узкими щелевидными окнами по сторонам света.

Интерьер крупного четырехстолпного храма производит впечатление двустолпного благодаря тому, что восточные столбы, как в ярославских храмах этого времени, слиты с алтарной преградой. Центральная глава опирается на продольные подпружные арки и дополнительные арочки, идущие в поперечном направлении. Для устройства малых глав в угловых ячейках также выложены маленькие арочки, примыкающие к стенам и основным подпружным аркам. Рукава креста перекрыты коробовыми и крестовым (западный) сводами. Апсиды алтарной части, сообщающиеся между собой, отделены от основного пространства невысокой стеной с тремя арочными проемами. В основании сводов проходит профилированный лепной карниз классицистического профиля, тянутые профили обрамляют проемы. Пол выстлан квадратными керамическими плитками.

На восточной стене и в алтаре сохранилась клеевая роспись 1-й пол. 19 в. Основной объем расписан масляными красками в поел, трети 19 в. Утрачены некоторые композиции на стенах и почти все на сводах. Первоначальная роспись - выразительное произведение монументального искусства, в котором соединены барочные и классицистические черты. Живопись характеризуется тонкой манерой письма и изысканным колоритом, построенным на интенсивных фиолетово-красных, синих и золотисто-охристых тонах. В конхе центральной апсиды - композиция "Царь царем", в северной апсиде - "Великая жертва". На восточной стене в центре написана "Новозаветная Троица", а по сторонам от нее на охристом фоне - необычные гризайльные композиции "Распятие" и "Тайная вечеря" в серо-коричневых и бледно-фиолетовых тонах. На восточной стене изображены два евангелиста, два других - на западных гранях восточных столбов.

Живопись в основном объеме - интересный пример росписи в духе позднего академизма. Сюжетным сценам здесь присущи грамотные уравновешенные композиционные построения, проработанные фоны и неяркий холодный колорит, в котором преобладают разбеленные синие, зеленые и желтые цвета. Более традиционны изображения святых, написанные фронтально в статичных позах. На стенах композиции расположены в три яруса. В верхнем (в люнетах) сохранились только "Коронование Богоматери" и "Рождество Богоматери". В среднем и нижнем ярусах помещены евангельские композиции и сцены из жития св. Николая. На западных столбах - изображения святых (в нижней части утр.); склоны арок и обрамления композиций декорированы орнаментальной плетенкой.

Из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. часть 3"


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  17 апреля 2017

В Ивановской области, а в прошлом пограничье Владимирской и Костромской губернии - всегда ощущалось архаизирующее начало в храмостроительстве... "Законодателем стиля" в строительстве храмов "соборного типа" в данном регионе надолго стал Св. Никольский собор Николо-Шартомского монастыря. Он создавался в середине ХVII века (1649-1651гг.) под сильным влиянием ярославской школы зодчества, но в дальнейшем храмостроителей столь же ощутимо "перекосило в Кострому". Мощный куб основного объёма с позакомарным покрытием явно готовился под могучее "ярославское" пятиглавие, но в итоге и барабаны, и в особенности сами главы, были заметно облегчены, что характерно именно для костромского храмостроения... Ставшие фирменные "шейки", перехватившие главы у основания - дань барочной традиции, появились позже; но именно они добавили в силуэт лёгкости, прижились как зодческий приём и в итоге стали "вишенкой на торте" местной архитектурной школы, до самого ХIХ века отчётливо тяготевшей к Костроме! Тот же "Шартомский" иконографический тип в "костромском" исполнении наблюдаем, например, в соседнем Лухе как в городском храме, так и в монастырском (Лух до ХХ века был в составе Костромской губернии). Стоит ли удивляться, что этот старинный образ - большой куб с высокими, но стройными главами на шейках - был взят за основу строителями шуйского собора! Конечно не скопирован - время другое, архитектурные вкусы не те - но принципиальная внешняя схожесть налицо.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №233, 2017 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.