История обители начинается с 1643 г., когда казаку Андрею Набокову на роднике вблизи Нижнего Ломова явилась Казанская икона Божией Матери. Местный воевода Иван Косагов построил над родником часовню. А в 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел основать здесь мужской монастырь, в том же году появилась и первая деревянная церковь – Казанская (впрочем, по другим сведениям, обитель существовала уже в 1647 г.). Необходимость в основании монастыря была не только духовной – кажется, до этого поблизости обителей не было ни одной (или же существовала лишь Сканова пустынь) – но и стратегической: монастырь, расположенный на горе, позволял контролировать Козляцкий брод, через который шли с набегами на русские земли кочевники. К началу XVIII в. в монастыре уже было 12 деревянных келий, святые врата, ограда, а за оградой – гостиный и черный дворы.
После страшного пожара 1709 г. обитель постепенно возрождалась в камне. Над родником в 1712-1722 гг. возвели Казанскую церковь – одну из первых каменных построек на Пензенской земле. Первоначально она была пятиглавой, но на всех фотоснимках запечатлена уже перестроенной – однокупольной. К югу от нее в 1759 г. построили каменный же (взамен деревянного) храм Иоанна Предтечи; центральный его престол был освящен в честь Богоявления Господня, правый – в честь самого пророка Иоанна, левый – Николая Чудотворца. В 1880 г. иконостас для этой церкви создал Николай Кузьмич Макаров – один из представителей известной династии художников, младший брат академика живописи И.К. Макарова.
На горе, из-под подошвы которой бьет святой родник, в 1742-1757 гг. появилась церковь Сергия Радонежского с колокольней – каменная взамен деревянной. Она считалась кладбищенской, хотя монахов и почетных мирских покойников хоронили по всей горе вплоть до Казанской церкви. Всесвятская церковь помещалась над Святыми вратами и под колокольней (1776-1779 гг.).Колокольню к началу ХХ в. украшали часы-куранты. Ограду с четырьмя башнями по углам возвели в 1742 г. Были в обители три двухэтажных жилых корпуса – настоятельский и два братских, хозяйственный двор, ризница, ледник, две бани, три амбара, здание для извести, а за оградой – два гостиных корпуса и 37 ярмарочных лавочек. С востока к монастырю примыкал фруктовый сад. К началу ХХ в. Казанский монастырь был едва ли не единственным полноценным барочным ансамблем Пензенского края.
Главной святыней монастыря была Казанская икона Богородицы. Образ небольшой, его размер всего 20 на 17 сантиметров. В монастырской летописи фиксировались многочисленные исцеления от нее, а на летнюю Казанскую в обитель стекались тысячи богомольцев со всех окрестных уездов и даже губерний – не только на знаменитую Казанскую ярмарку, но и поклониться иконе, и испить целебной воды из святого источника (который вытекал из-под южной стены Казанского храма). В этот же день (8/21 июля) до революции ежегодно с иконой совершался крестный ход из монастыря в сам Нижний Ломов. Во время эпидемий и засухи образ носили и по окрестным селам, а в 1906 и 1910-1911 гг. – даже в Саратов и Сердобск. В феврале 1916 г. братия Нижнеломовского монастыря отправила список с Казанской иконы в благословение «Верховному Вождю Русского воинства» Николаю II и пожертвовала на нужды фронта жемчуг.
Чтили в монастыре и образ Иоанна Предтечи – Ангела Пустыни. По преданию, он явился на роднике, в соседнем селе Серый Ключ. Скорее всего, именно там и находился Предтечев монастырь, упраздненный в середине XVIII в. Кроме этих двух главных святынь пользовалась почитанием богомольцев Иверская икона Божией Матери, принесенная в 1750-х гг. в монастырь из Москвы настоятелем архимандритом Варлаамом.
В 1756 г. к монастырю приписали две мужских пустыни – Петропавловскую (находившуюся в верховьях реки Ломовки) и Салолейскую Успенскую; в 1764 г., скорее всего, в него же перевели и их насельников. В 1730-х гг. в Казанский монастырь влилась братия Предтечевой пустыни (близ села Серый Ключ), в 1750-х гг. – Николаевской (близ Старой Толковки).
Одна из самых замечательных страниц в истории монастыря – нахождение в его стенах Тамбовской духовной семинарии, первого учебного заведения на территории нынешней Пензенской области. Она открылась в 1780 г. по указу Екатерины II от 22 сентября 1779 г. и из-за отсутствия подходящего помещения в Тамбове расположилась в Нижнеломовской обители. Настоятель монастыря архимандрит Иоанникий I (Полонский), выпускник Киевской академии, специально переведенный в Нижний Ломов из Цареконстантиновского монастыря «по довольному его обращению в науках», стал первым ректором семинарии, а иеромонах Макарий – префектом и преподавателем в низших классах. В 1786-1787 гг. обязанности ректора исполнял тогдашний настоятель Казанского монастыря архимандрит Ювеналий, затем вновь Иоанникий.
Закрыт монастырь был постановлением Нижнеломовского уисполкома от 16 августа 1920 г. Кажется, монашеская жизнь в нем прекратилась практически сразу же после этого. Впрочем, А И. Дворжанский высказывает предположение, что именно в бывшем монастыре мог иметь пребывание в 1923 г. Филипп (Перов), епископ Нижнеломовский, временно управляющий Пензенской епархией.
Основную часть монастырского комплекса взорвали 2 мая 1938 г. (по другим данным, Казанский храм – в 1940 г., башни ограды чуть позже). Кирпич пошел на дорогу Москва-Куйбышев и строительство катонинной фабрики в Нижнем Ломове. Уцелел лишь архимандритский корпус (с куском стены надвратной церкви-колокольни) – в нем располагалась норовская восьмилетка.
Летом 2002 г. рядом с насосной станцией поставили купальню, в 2003-2004 гг. построили деревянную, обложенную в 2005 г. кирпичом Казанскую церковь. Параллельно возрождалась и монашеская жизнь. В 2004 г. епископ Пензенский и Кузнецкий Филарет благословил открыть в Норовке подворье Керенского мужского монастыря. Сюда постепенно перебрались из Вадинска четверо насельников, первым из которых был иеромонах Игнатий (Канесев). 2007 г. построили просфорню, трапезную, ризную. В 2009-2010 гг. возводится братский корпус и новая большая часовня и купальня.
Оказалось, что и главные святыни – Казанская икона и образ Иоанна Предтечи уцелели. Последние насельники монастыря смогли передать их своему другу-иконописцу, после его расстрела святыни берегла дочь, А.А. Климова, а после ее смерти двоюродный племянник А.П. Мамыкин на Страстной Седмице 2008 г. вернул иконы в монастырскую церковь.
В октябре 2008 г. за алтарем храма перезахоронили трех насельников монастыря. Прах иеромонаха Иннокентия (Андронова) перенесли из Кочетовки Каменского района, Гедеона (Озерова) – с норовского кладбища. Оба инока претерпели за веру Христову, прошли через лагеря. Имя третьего неизвестно, его останки нашли при строительстве новой монастырской стены на месте прежней.
Официально новая история обители началась 6 октября 2008 г., когда Священный Синод постановил официально открыть монастырь, и первым в новой его истории наместником был назначен архимандрит Тит (Бородин).
http://пензенская-епархия.рф/?page_id=2897