Агафоновка обязана своим названием купцу-мануфактурщику Василию Яковлевичу Агафонову, который с 1886 г. обосновался на этих землях. Тогда эта местность представляла собой почти пустырь с вкраплениями плодовых садов, принадлежавших саратовским обывателям. По сути, это был городской выгон, то есть специально выделенная городским управлением земля для выпаса домашнего скота горожан. Однако с развитием железной дороги и обслуживающих ее предприятий, которым требовались сотни рабочих рук, вокруг товарной станции стали возникать жилые постройки. Пустырь быстро заселялся. Успешная торговля тканями и мехами позволила Агафонову встать вровень с известными купеческими фамилиями Саратова. К середине 1870-х г.г. Василий Яковлевич получил статус купца 1-й гильдии. В следующем десятилетии он был избран ктитором домовой церкви 1-го Мариинского детского приюта, а потом стал членом Совета благотворительного Союза Братства Святого Креста и заведующим Учебно-заработным детским домом. У Василия Яковлевича с супругой Ксенией Никитичной было большое семейство - трое сыновей и дочь. Имея в Саратове недвижимость, за городом Агафоновы обустроили дачу, присоединив к той земле, которая была у них в собственности, еще немалые угодья. После смерти главы семейства вдова купца Ксения Никитична обратилась в городскую управу с прошением выкупить земли, которыми ее семья пользовалась по факту (тогда такие сделки были привычны), и её желание было удовлетворено. После законного оформления земли в собственность Агафоновых стремительно разраставшийся поселок стали называть Агафоновским.
Неподалеку находились две церкви - домовая церковь железнодорожного училища, освященная во имя святителя Николая Чудотворца, и церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Но добираться до них было неудобно и небезопасно. Нужно было пересекать железную дорогу и огромную свалку, куда постоянно тянулись городские ассенизаторские обозы, что мало способствовало духовному настрою прихожан. Не было в поселке и школы. Перспективный план развития сети народных училищ Саратова, принятый в 1907 г., не предполагал строительство школ дальше Дегтярной площади (сегодня район Дворца спорта), а Агафоновский поселок располагался за чертой Саратова. Заботы об обеспечении духовных и образовательных потребностей земляков взяла на себя Ксения Никитична Агафонова. Вдова купца была многолетней попечительницей Женско-монастырской церковно-приходской школы (при Крестовоздвиженском женском монастыре на ул. Покровской, ныне Лермонтова), для которой постоянно жертвовала немалые суммы.
«Годовой отчет епископа Саратовского и Царицынскаго Алексия за 1912 год» донес до нас сведения: «Саратовская купчиха Ксения Никитична Агафонова пожертвовала более 5000 руб. на постройку церкви-школы в пос. Агафоновка». Это была по тем временам огромная сумма, и ее хватило, чтобы Духовная консистория, по словесному распоряжению Преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, поручила составить проект небольшой церкви на 50 прихожан с отделением для церковно-приходской школы местному зодчему, младшему архитектору Строительного отделения Саратовского губернского правления Михаилу Гавриловичу Зацепину. Архитектор взял за основу бесстолпный приходской храм, напоминающий оригинальные памятники архитектуры древнего Пскова. Благовещенская церковь, как и псковские храмы, имела кубическую форму и тоже была небольшой. Выстроенная на неполную высоту храма полукруглая апсида алтарной части примыкала к нему с восточной стороны, а над зданием был размещен круглый барабан, несущий небольшую главку. Церкви древнего Пскова отличают скромность и лаконичность. Как правило, в верхней части барабана под куполом, а также под кровлей апсид и вокруг пристройки под карнизом крыши пускали состоящую из повторяющихся элементов узоров «дорожку». Такую же «дорожку» можно видеть и на сохранившихся стенах Благовещенской церкви в Агафоновском поселке.
Строительство здания заняло чуть более года, и 11 ноября 1912 г. Преосвященный Дионисий, епископ Петровский, викарий Саратовской епархии (расстрелян в октябре 1937 г. в сане архиепископа Ростовского и Таганрогского), совершил освящение и Божественную литургию в Благовещенской церкви. Асимметрично построенный храм со звонницей производил яркое впечатление. Он хорошо вписался в пространство одноэтажной застройки поселка и даже при своих небольших размерах был виден издалека. Особенно привлекал внимание оконный проем холодных входных сеней в церковно-приходскую школу - его необычная форма тоже отсылает нас к псковским мотивам. Это окно прихожане называют «крыло ангела» - именно оно позволяло в советские годы опознавать в неказистой каменной постройке что-то, связанное с совсем другой жизнью.
К сожалению, Благовещенская церковь и школа при ней служили агафоновцам совсем недолго. Мирное течение жизни нарушила революция. До нас дошли дневниковые записи саратовца Михаила Дмитриевича Соколова об этих временах. В своих записях за 1935 год он приводит такие факты: «В нынешнем году безжалостно доламывают оставшиеся саратовские церкви. Кроме Казачьей рушат Ильинскую, построенную еще в 1692 г., Кладбищенскую, Ново-Никольскую, Агафоновскую, «Красный Крест», выстроенный в 1838 г. на средства жившей в Саратове Анны Александровны Рылеевой. <…> Если смотреть на город с Соколовой горы, он много потерял после разрушения церквей».
До 1925 г. в здании церкви еще функционировала школа. Потом в ней устроили мастерские. Какое-то время в здании располагался ЗАГС, а когда власти снесли звонницу, купола и надстроили второй этаж, дом Божий превратили в коммуналку. Так и существовало здание долгие годы, с минимальным набором коммунальных услуг и удобствами во дворе. Казалось бы, революционный семнадцатый год поставил точку в едва зародившейся приходской жизни Благовещенской церкви. Но точка оказалась многоточием…
Восстановление Благовещенского храма занимает в истории Саратовской епархии особое место хотя бы потому, что это единственный случай, когда для того, чтобы использовать помещение по прямому назначению, пришлось расселять жильцов, которые жили здесь на протяжении более чем полувека. Заботы по расселению 25 семей взяла на себя Саратовская епархия при содействии администрации Саратова.
В 2010 г. в храм привезли Табынскую икону Божией Матери. Эта святыня была принесена в рамках крупнейшего в истории России и мира крестного хода с места явления иконы близ города Красноусольска по городам России. Икона ночевала в храме и после этого события что-то изменилось. Пошло движение, нашлись люди, которые стали помогать с ремонтом здания церкви.
Обычно, когда историческое здание требует серьезного ремонта - а в этом случае было именно так, ведь предстояло укрепить фундамент признанного аварийным здания, снести надстроенный этаж, заново возвести купольную часть, полностью перестроить внутреннее пространство, - рядом с храмом устраивают временный, чаще всего в вагончике, и службы проводят там. Но в Благовещенском храме с момента его передачи Церкви в 2004 г. все богослужения совершались именно в тех стенах, которые были возведены на средства купчихи Агафоновой и освящены владыкой Дионисием в 1912 г.
Журнал «Православие и современность» № 43, http://eparhia-saratov.ru/Articles/krylo-nad-agafonovkojj