…Первоначально Горлово было деревней, входившей, по всей видимости, в приход церкви Димитрия Солунского в селе Хворощево (ныне – Рудинка). Но в 1671 г. в Горлове была построена своя церковь… Согласно окладной книге Рязанской епархии 1676 г., «церковь святаго велико Христова мученика Димитрия Солуньского в селе Горлове. У тое церкви двор попа Макария, двор понамарской… В том же селе Горлове сто двадцеть пять дворов крестьянских, тринадцеть дворов бобыльских, и всего сто сорок дворов».
В 1676 г. горловская церковь оставалась приписной к селу Хворощеву (Рудинке), поэтому церковный приход сел Горлово и Хворощево (Рудинка) был объединенным: «Данные деньги с того приходу тот поп Макарей, - говорится в окладной книге 1676 г., - по се число платил села Хворощева с димитриевским попом Дорофеем сопча, для того что приход был один»…
Как пишет священник Иоанн Добролюбов, «в 1734 г. приходских дворов при Димитриевской церкви состояло только 87. Но церковь эта в половине прошлого (т. е. XVIII – М. Д.) столетия сгорела, на место ее поставлена другая, также деревянная и в то же храмонаименование, которую предписано было в 1752 г. марта 24 освятить на новом антиминсе строителю Скопинского Троицкого монастыря Иринарху»…
Вскоре деревянная церковь в селе Горлово сгорела, поэтому в селе началось строительство новой, каменной церкви. В 1819 г. был уже построен и освящен придел Николая Чудотворца, а в 1827 г. завершено строительство основного храма, освященного в том же году в честь св. Димитрия Солунского. Построенный в 1827 г. храм – это апсида ныне существующего храмового здания, имеющая граненую форму, которую церковь… имела изначально.
В 1827 г. в селе Горлово, как было сказано, трудами протоиерея Иоанна Стахиева была завершена постройка двухпрестольной каменной церкви св. Димитрия Солунского, настоятелем которой отец Иоанн оставался вплоть до своей кончины в 1835 г… Надо сказать, что с 1834 г. протоиерей Иоанн Стахиев был местным благочинным, а другой горловский священник, о. Павел Мизеров, с 1853 г. был духовником благочиния. Соответственно, в 1830-1850 гг. церковь села Горлово была центром благочиния. По исповедной ведомости 1829 г. в горловском приходе, состоявшем из села Горлово, деревень Дмитриево и Александрово и сельца Даниловское, проживало 2 583 прихожанина вместе с семьями духовенства…
Еще при своей жизни протоиерей Иоанн Стахиев сдал в 1853 г. один из двух своих домов в аренду купеческому сыну Петру Роцкому для того, чтобы средства от аренды использовать на устройство в горловской церкви придела во имя трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и сооружения для него иконостаса. В своем завещании, составленном в том же 1853 г., протоиерей Иоанн определил, чтобы по истечении десятилетнего срока аренды дом был продан, а вырученные деньги потреблены на устройство иконостаса…
Население горловского прихода в первой половине XIX в. стремительно увеличилось: с 1824 человек в 1818 г. до 3886 человек – в 1855 г… Рост количества прихожан побуждал церковный причт не просто устроить третий придел в Димитриевском храме, а, вообще, расширить всю церковь, перестроив ее трапезную часть.
В июне 1855 г. святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский и Зарайский, благословил работы по расширению трапезной. В итоге, к 1862 г. в трапезной на пожертвования местных прихожан были устроены новые, теплые приделы: справа – святителя Николая, а слева – трехсвятителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Правый придел был освящен а 1860 г., а левый – в 1862 г…
…В 1870-1880 гг. боголюбивые клирики и прихожане горловского храма неоднократно делали те или иные пожертвования в свою приходскую церковь. Так в 1875 г. скопинская купчиха Анна Проскурина пожертвовала в церковь села Горлово два священнических и одно диаконское облачения черного цвета из полубархата, двое шитых бисером воздухов – малиновые из бархата и розовые из атласной ткани, серебряный ковчег и медную канунницу (панихидный стол). Общая стоимость этого пожертвования – 220 руб. В 1877 г. горловский крестьянин, бывший церковный староста, Автоном Суханов подарил храму две металлические позолоченные хоругви и паникадило, общей стоимостью 140 руб. В 1882 г. местный диакон Илья Троицкий пожертвовал 225 руб. на устройство киота для Казанской иконы Божией Матери.
Известно, что около 1864 г. возле церкви была построена каменная караулка для церковного сторожа, а в 1870 г. вокруг храма усердием священника Митрофана Рудинского была выстроена каменная церковная ограда с металлическими решетками. В том же 1870 г. при горловской церкви было открыто приходское попечительство.
В 1886-1887 гг. все три иконостаса горловской церкви были «возобновлены»: сначала в 1886 г. – четырехъярусный иконостас в главном приделе, а в следующем 1887 г. – двухъярусные иконостасы в северном и южных приделах. …В июне 1890 г. горловскому причту было разрешено окрасить кровлю церкви, возобновить штукатурку, окрасить внутренние стены храма и промыть стенную живопись, а июле 1893 г. – разрешено «разные обновления по их храму на средства церковного старосты Андрея Калашникова».
Затем в мае 1895 г. разрешено распространить трапезную часть своего храма, что было обусловлено ростом численности прихожан. Если в 1862 г., когда было окончено предыдущее расширение горловского храма, их было 3 218 чел., то в 1895 г. прихожан уже было 5 359 чел. Освящение перестроенной трапезной с левым приделом в честь святителя Николая было совершено 26 ноября 1905 г. местным благочинным, священником Василием Волковым.
В апреле 1907 г. был утвержден эскиз иконостаса правого придела, а 26 сентября 1907 г. тем же священником Василием был освящен сам придел – в честь иконы Божией Матери «Троеручицы». Что касается придела св. Димитрия Солунского в так называемой «настоящей» церкви, построенной в 1827 г., то после постройки и освящения приделов в трапезной был заперт и богослужения в нем не совершались. В рамках расширения и обновления храма, в 1898-1901 гг., была также выстроена новая колокольня высотой 35.5 метров.
…В июне 1910 г. причту села Горлово было разрешено оштукатурить приделы и устроить вокруг церкви новую кирпичную ограду, а в ноябре 1910 г. – два каменных помещения в ограде церкви для церковно-хозяйственных потребностей. В январе 1913 г. церкви села Горлово было разрешено приобрести колокол весом 200 пудов (около 3т 200кг), а в июне 1913 г. – промыть стенную живопись и окрасить церковную крышу.
Во многом все перечисленные работы по благоустройству горловского храма и его территории лежали на плечах церковного старосты, которым вместо ушедшего в 1891 г. на должность сельского старшины Якова Тулянкина был избран крестьянин Андрей Михайлович Калашников, переизбиравшийся в 1894, 1897, 1901, (1904-1905?), 1908, 1911 и 1915 гг. в 1908 г. А. М. Калашников пожертвовал на благоукрашение своей церкви 450 руб. 1 марта каждый год совершался традиционный крестный ход от горловского храма к мемориальной часовне, который завершался заупокойной литией по императору Александру II…
В страховой же ведомости церкви за 1910 г. дается подробное описание экстерьера и интерьера горловской церкви: «Димитриевская церковь каменная, на каменном цоколе, снаружи оштукатурена, внутри оштукатурена, окрашена масляными красками и украшена священными картинами из истории Ветхого и Нового Завета, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина церкви, считая с колокольнею, 27 саженей и 2 аршина, ширина трапезной церкви – 14 саженей, а настоящей церкви – 6 саженей и ½ аршина, высота до верха карниза в трапезной церкви – 4 сажени и 1 аршин, высота до верха карниза в настоящей церкви – 6 саженей и 2 аршина, на церкви имеется одна большая главка, другая – средняя и третья – малая, больших окон в трапезной церкви – 14 штук, в настоящей церкви – 11 штук, малых окон – 2 штуки в настоящей церкви над дверьми; дверей наружных и створчатых, обшитых железом, 3 штуки и внутренних – 3 штуки.
В церкви имеются три иконостаса, один из них в настоящей и два – в трапезной церкви. Иконостас в правом приделе трапезной церкви двухъярусный и вызолоченный, длиной 13 ¼ аршин, высотой – 8 аршин (оценен в 5000 руб.), иконостас в левом приделе трапезной церкви двухъярусный и вызолоченный, длиной 12 аршин, высотой 7 ½ аршин (оценен в 1000 руб.), в настоящей церкви иконостас четырехъярусный и вызолоченный, длиной 8 ½ аршин, высотой 6 саженей и 2 аршина (оценен в 1000 руб.). В церкви – духовое отопление. Колокольня в 4 яруса, общей высотой до верха карниза 16 саженей и 2 аршина… Сторожка церковная в колокольне».
Согласно клировой ведомости, в 1914 г. в приходском архиве горловской церкви хранились следующие документы: исповедные ведомости за 1826-1914 гг., книга брачных обысков и приходо-расходная книга, начатые в 1913 г., «приходские» экземпляры метрических книг за 1810-1914 гг. и опись церковного имущества 1883 г., а в библиотеке церкви находилось 120 изданий, не считая богослужебных книг. Кроме того, известно, что в 1901 г. в приходском архиве хранилась и церковно-приходская летопись, заведенная не позднее 1881 г. В 1908-1910 гг.
Димитриевская церковь села Горлово была центром 2-го благочиннического округа Скопинского округа, так как 12 марта 1908 г. священник Иоанн Архангельский был повторно назначен благочинным, а в июле 1908 г. священник Алексий Незлобин был определен духовником округа. …После начала летом 1914 г. Первой мировой войны при церкви села Горлово был создан попечительный совет, который оказывал денежную помощь раненым воинам, лечившимся в открытом в Горлове лазарете…
При церкви св. Димитрия Солунского в селе Горлово было прицерковное кладбище. Из просмотренных метрических книг села за 1869-1874 и 1877-1918 гг. стало известно о 17 захоронениях, сделанных при церкви в период с 1892 по 1918 гг. Это, прежде всего, могилы горловских священно- и церковнослужителей и членов их семей, но не только их. Дело в том, что в конце XIX – начале XX вв. при Димитрие-Солунской церкви села Горлово по благословению рязанских архиереев погребались и миряне, связь которых с местным храмом и его причтом пока не установлена.
Священно-церковнослужители и миряне, погребенные на прицерковном кладбище села Горлово:
Священник Александр Евфимьевич Незлобин. Скончался 25 сентября 1905 г. от чахотки. Отпет 27 сентября 1905 г. местным благочинным, священником В. Волковым вместе с девятью священниками и тремя диаконами. Погребен возле алтаря церкви. Священник Иоанн Яковлевич Архангельский. Скончался 8 ноября 1916 г. от крупозного воспаления. Отпет 12.11.1916 г. священником Алексием Незлобиным с собором духовенства. Погребен в церковной ограде.
Диакон В. В. Куракин… диакон И. И. Троицкий… псаломщик И. А. Лесков… Воротникова О. П. – жена скопинского мещанина, Гусев И. Я. – крестьянин села Чернава… Иконников С. И. – скопинский мещанин… Косаткин К. А., Косаткина В. А., Косаткина Л. А. – дети запасного унтер-офицера из г. Мокшан Пензенской губернии А. Н. Косаткина… Незлобина А. З. – вдова священника села Яблонево Скопинского уезда Евфимия Григорьевича Незлобина и мать священника Александра Незлобина… Незлобина Л. П. – просфорница, вдова священника Александра Незлобина… Пищулина Е. Н. – жена местного псаломщика Н. М. Пищулина… Пугачева П. М. – вдова, кума священника Александра Незлобина и благотворителя горловской церкви… Пустынская М. А. – вдова псаломщика села Затворного Скопинского уезда В. Пустынского и мать местного диакона Д. Пустынского…Пустынская М. Е. – жена местного диакона Д. Пустынского…
В настоящее время вокруг храма, на месте прицерковного некрополя, пустырь.
В настоящее время Димитриевская церковь в селе Горлово не действует, а ее здание входит в число «выявленных»объектов культурного наследия… В советское время церковь утратила не только храмовую ограду, но и колокольню.
М. Е. Денисов, Д. Е. Попов «История Димитриево-Солунской церкви в селе Горлово Скопинской епархии, ее духовенства и прихода в XVII-XXI вв.»