ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Сура. Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Архитектурный стиль:Эклектика
Год основания:1900.
Cайт:http://sura-monastery.ru/
Адрес:
164630, Архангельская обл., Пинежский район, село Сура, ул. им. И. Кронштадтского, д. 16

Координаты:63.5763, 45.635577 (координаты приблизительные)




Добавить фотографию
Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь - Сура - Пинежский район - Архангельская область
Успенский собор - он в руинах
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
8 июля 2008
Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь - Сура - Пинежский район - Архангельская область
вход в музей св. Иоанна Кронштадского в Суре
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
8 июля 2008
Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь - Сура - Пинежский район - Архангельская область
монастырский дом и хозяйство
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
8 июля 2008
Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь - Сура - Пинежский район - Архангельская область
Комплекс Иоанно-Богословского Сурского женского монастыря.фото 1915—1921г. Слева - Церковь Иоанна Богослова(1899-1900) деревянная, утрачена. Справа - Успенский собор. с сайта https://pastvu.com/p/336360
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1925
Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь - Сура - Пинежский район - Архангельская область
Комплекс Иоанно-Богословского Сурского женского монастыря. Сзади видны купола Успенского собора. с сайта https://pastvu.com/p/337630
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1915
Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь - Сура - Пинежский район - Архангельская область
Бывший сестринский корпус
Иванов Дмитрий
6 июля 2012
Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь - Сура - Пинежский район - Архангельская область
Бывший настоятельский корпус
Иванов Дмитрий
6 июля 2012
Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь - Сура - Пинежский район - Архангельская область
Вид с юго-востока: слева - Успенский собор, справа - домовый храм Иоанна Кронштадтского.
Иванов Дмитрий
6 июля 2012
Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь - Сура - Пинежский район - Архангельская область
Сестринский корпус, на дальнем плане - домовый храм Иоанна Кронштадтского
Иванов Дмитрий
6 июля 2012




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  18 января 2011

Сурский Иоанно-Богословский монастырь, общежительный, в селе Суре, Пинежского уезда, в 212 верстах от города Пинеги, учрежденный в 1900 году из женской общины, основанной в 1899 году известным Кронштадтским пастырем отцом Иоанном Сергиевым на месте своей родины; при монастыре школа. К нему приписан Троицкий скит, в 18 верстах от него.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Статью добавил(а): Иванов Дмитрий,  14 ноября 2012

Иоанно-Богословский Сурский монастырь расположен в селе Сура Пинежского района Архангельской области. Сура - одно из древнейших поселений языческих чудских племен, село, где и сегодня сильны языческие традиции и старообрядческие устои. Однако именно эта земля дала Руси двух святых представителей белого духовенства – Сергия Малопинежского и Иоанна Кронштадтского.
Сурский монастырь был основан как женская монашеская община в 1899 году на месте, благословлённом святым Иоанном Кронштадским. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. Две монахини, начальница мать Варвара и инокиня Ангелина, и 33 послушницы приняли духовное благословение св. Иоанна Кронштадтского на жительство в открытом монастыре. 20 июня 1900 г., в очередной его приезд в Суру, состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской духовной консистории вместо Сурской женской общины был учрежден собственно заштатный Иоанно-Богословский женский монастырь.
Подготовкой послушниц для Сурского монастыря руководил сам Иоанн Кронштадтский. И первые из них были приняты им самим и отданы под духовное руководство Леушинской игумений Таисии. В книге Н.И. Большакова об отце Иоанне Кронштадтском Источник живой воды, впервые вышедшей в 1910 г. и переизданной в 1995 г., приводится несколько писем Праведного Иоанна к м. Таисии с просьбами принять в Леушинский монастырь для подготовки в Сурскую общину ту или иную девушку.
Поселившись на месте будущей обители, сестры помогали в строительных работах, занимались разработкой земельных участков под огороды. Навсегда остались в памяти первых насельниц Сурской общины воспоминания о тяжелых трудах, понесенных ими при возведении монастыря.
Монастырь являлся детищем праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн не только духовно окормлял обитель, но и жертвовал большие средства на его содержания. Трудами о. Иоанна в Суре действовала двухклассная (шесть лет обучения) церковно-приходская школа. Батюшка Иоанн вникал во все нужды монастырской жизни и оказывал всевозможную помощь.
С 1907 года монастырь имел подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины.
В 1913 г. Архангельское Сурское подворье посетила преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в г. Москве. Таким образом, в историю Архангельского Сурского подворья навсегда вошло светлое имя этой великой российской подвижницы.
Кроме монастыря прав. Иоанн Кронштадтский построил два великолепных, под стать столичным, храма взамен обветшавших деревянных Введенской и Никольской церквей (XVI-XVIIв.в.). Первый был построен Свято-Никольский собор. Величественный Свято-Никольский собор был заложен 8(21) июля 1888 года самим Иоанном Кронштадтским. За месяц до освящения церкви батюшка Иоанн приехал в Суру и сам контролировал ход работ.
В газетах того времени писали Этот величественный каменный храм византийского стиля, с двухъярусной при нём колокольней, по всей справедливости можно считать замечательным памятником современного церковно-строительного искусства и украшением не только для Суры, но и для всякого губернского и даже столичного города”. Освящение всех трёх приделов Свято-Никольского храма совершил сам праведный Иоанн Кронштадтский в июле 1891 года при огромном стечении народа.
Второй храм - Успенский собор. Он был построен в 1915 году, но проект разрабатывался еще при батюшке. Рассказывают о пророчестве св. Иоанна, что храм построят, но служить в нем не будут. С закрытием монастыря были закрыты и храмы. В Советское время в Успенском соборе был клуб, а сейчас храм пустует, разрушается. Никольский собор напротив подвергся разрушению, но ныне восстанавливается.
При Сурском Иоанно-Богословском монастыре находился Троицкий скит. Этот скит был расположенъ в 18 верстах от монастыря, среди величественного векового корабельнаго леса. В скиту имелся храм во имя Св. Троицы. Теперь он частично разрушен.
Датой закрытия Сурского монастыря стало 8 декабря 1920 г. В этот день на заседании Сурского волостного съезда Советов (который, кстати, заседал в монастырских помещениях) было постановлено упразднить Сурскую обитель. Прошение, поданное монахинями в Архангельский губернский совет народного хозяйства, успеха не имело. Сурский монастырь подлежал уничтожению именно потому, что был монастырем. Это очевидно из того ответа, который получили монахини на свое прошение - «Рабочие труженицы Советской власти нужны, разрешить же образовывать отшельнические союзы людей, убивающих себя, Советская власть не намерена».
В конце XX века монастырь стал возвращаться к жизни. 31 октября 1994 г., епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворь. В 1994—1996 годах сёстры безуспешно пытались вернуть церкви здание Архангельского подворья бывшего Иоанно-Богословского-Сурского женского монастыря. В 1996 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона община была переведена в деревню Ершовка Приморского района Архангельской области и преобразована в самостоятельный Иоанно-Богословский монастырь. А в селе Сура образовалась новая община возрождаемого Сурского женского Иоанно-Богословского монастыря.

Источники:
- П. П. Сойкин. "Православныя русские обители.
- И. И. Иванов. "За Пинегой, в Суре…
- "Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь. Русские церкви".


Статью добавил(а): Иванов Дмитрий,  14 ноября 2012

Сурский общежительный монастырь находится в селе Суре, на берегу реки Пинеги, в 213 верстах от уездного города того же имени. Этот монастырь весьма недавнего происхождения. Основание его связано с именем покойного кронштадтского пастыря о. Иоанна Ильича Сергиева, который был уроженцем этой местности. Им первоначально учреждена была в селе Суре женская община в 1899 году. По указу Св. Синода, в 1900 году эта община обращена в женский монастырь.
 Архангельское подворье Сурского Иоанно-Богословского монастыря.Управляется он игуменьей. Храм в обители один, деревянный, во имя св. апостола Иоанна Богослова. При монастыре содержится школа и гостиница для богомольцев. Сообщение с монастырем из г. Пинеги поддерживается на пароходе по реке того же имени.
 
Источник - П. П. Сойкин. "Православныя русские обители".


Статью добавил(а): Иванов Дмитрий,  14 ноября 2012

Иоанн Кронштадтский был протоиереем и настоятелем Андреевского собора в Кронштате, известным православным проповедником, духовным писателем, оставившем после себя обширное литературное наследие. Умер он в 1908 году, канонизирован Русской православной церковью в 1990 году, но еще при жизни имел славу "народного святого".
Еще мальчиком о. Иоанн каждый год заезжал в Веркольскую обитель. Впоследствии, будучи прославленным на всю Россию молитвенником, он в 1899 году основал Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь, который стал для местного населения не только "примером веры и благочестия", а еще местом, где любой нуждающийся человек мог получить и получал помощь. Монастырь был закрыт в 1920 году.
Нештатный общежительский женский монастырь был основан в селе Сура в 1899 г., получив официальное утверждение в 1900 г.
14 июня 1899 г. Св.Иоанн Кронштадтский благословил место, избранное под будущую обитель. Вскоре здесь был построен деревянный храм в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и иноческие келии. Две монахини, начальница мать Варвара и инокиня Ангелина, и 33 послушницы приняли духовное благословение Св.Иоанна Кронштадтского.
20 июня 1900 г., в очередной его приезд в Суру, состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской духовной консистории вместо Сурской женской общины был учрежден собственно Иоанно-Богословский женский монастырь.
История появления в отдаленных пинежских краях Сурского монастыря неразрывно связана с именем Иоанна Кронштадтского. И рассказом о том, с какой целью задумал он основать у себя на родине, в селе Суре, самый северный женский монастырь, начинается сохранившаяся в Архангельском областном архиве "Летопись Сурского Иоанно- Богословского женского монастыря". Вот что рассказывается в ней об этом событии, происшедшем столетие тому назад: "досточтимый и дорогой Батюшка, отец Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, заботясь о религиозном состоянии своих сородичей сурян, решил устроить в Суре обитель, которая своим ежедневным примером благочестия побуждала бы их молитве и труду. Устраивая Сурскую обитель, отец Протоиерей по его собственным словам имел целью просвещение Сурского народа, а также и то, чтобы обитель была для местного населения училищем благочестия посредством доброго примера трудолюбия и молитвы".
О том, как было положено основание монастыря в Суре, мы знаем из стихотворной летописи, составленной игуменией Новгородского Предтеченского Леушинского монастыря Таисией, которая упоминает, что, помолясь "на поле близ родимого села". Св. Иоанн благословил место для его будущей постройки. В летописи монастырской указывается точная дата этого события- 14 июня 1899 г. После этого началось строительство деревянных зданий церкви в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которое было завершено к лету 1900 года. Возведение монастыря проводилось на деньги, пожертвованные для этого Праведному Иоанну многочисленными благотворителями. Тогда же, в 1899 году, в Суре появились и первые послушницы будущей обители.
Первым приходится всегда труднее всех, как тем, кто прокладывает путь другим. Поэтому остановимся на судьбах тех сестер, кто стоял у истоков Сурского монастыря, а тогда еще -женской общины, утверждение которой указом Императора, а также Святейшего Синода датируется 30 октября 1899 года.
Их было тогда около тридцати пяти. Две монахини - начальница мать Варвара и монахиня Ангелина, прошедшие иноческий искус в Леушинсном монастыре. Остальные - послушницы.. Самым младшим- Марий Громовой и Агриппине Коляпиной было 13 лет. Самой старшей- Александре Степановской- 41 год. А в среднем возраст первых сурских послушниц составлял немногим старше двадцати лет. В основном они были крестьянского происхождения, по двое- из духовного и мещанского сословий, и лишь одна-единственная Евдокия Толбузнна -из новгородских дворян. В основном первые насельницы Сурской общины были приезжими - семеро - из Новгородской губернии, пятеро - из Тверской... И лишь одна, дочь псаломщика Аполлинария Видякина, происходила из Шенкурского уезда Архангельской губернии. Следует упомянуть интересную деталь -за исключением двоих, все первые насельницы Сурской общины были грамотными. Конечно, уровень образования их был неодинаков -от гимназии до монастырской школы, но это заставляет предполагать и их начитанность .в духовной литературе. Двое послушниц- сестры Мария и Екатерина Громовы выучились грамоте при Доме Трудолюбия, устроенного в Кронштадте Праведным Иоанном.
Большая часть послушниц - 22 - перешли в Сурскую общину из Леушинской обители.
Подготовкой послушниц для Сурского монастыря руководил сам Иоанн Кронштадтский. И первые из них были приняты им самим и отданы под духовное руководство Леушинской игумений Таисии. В книге Н.И. Большакова об отце Иоанне Кронштадтском "Источник живой воды", впервые вышедшей в 1910 г. и переизданной в 1995 г., приводится несколько писем Праведного Иоанна к м. Таисии с просьбами принять в Леушинский монастырь для подготовки в Сурскую общину ту или иную девушку.
Поселившись на месте будущей обители, сестры помогали в строительных работах, занимались разработкой земельных участков под огороды. Навсегда остались в памяти первых насельниц Сурской общины воспоминания о тяжелых трудах, понесенных ими при возведении монастыря. "Мы пришли на голый песок, где не было никакого строения, каковое и пришлось нам начинать своим трудом, а именно: раскапывать канавы, вырывать пни, разрабатывали землю, носили сырой кирпич...",-так впоследствии писали они о трудном первом годе своего житья на Сурской земле. "Постройка монастыря, - сообщает "Летопись", - подвигалась очень быстро, так что к лету 1900 г. был окончен уже постройкою деревянный корпус с келиями для сестер и в связи с ним деревянная однопрестольная церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова". Разумеется, в этом немалая заслуга принадлежала первым монахиням и послушницам Сурской общины. 20 июня 1900 года во время приезда отца Иоанна Кронштадтского на родину, состоялось торжественное освящение монастырского храма. Светлую атмосферу этого события как нельзя лучше передала в своих стихах непосредственная участница его - игумения Таисия. В ноябре того же года указом Архангельской Духовной Консистории вместо Сурской женской общины был учрежден Иоанно-Богословский монастырь. Никто не предполагал тогда, что ему суждено просуществовать лишь два десятилетия, что по недоброй воде"веднствуюнщх атеистов" будут безжалостно исковерканы судьбы многих -простых девушек и женщин, посвятивших себя служению Богу в его стенах.
Без рассказа об его вкладе в основание Сурского монастыря говорить об истории этой обители просто невозможно. Ведь именно он положил ей начало. Он перечислял средства на ее строительство. Он освятил здания обители. Он же пожертвовал на содержание при ней женской школы значительный (в 40 тыс. руб.) капитал. Но самое главное, конечно - вклад о. Иоанна в духовное становление Сурского монастыря. Мы уже упоминали о том, что он руководил подготовим будущих насельниц этой обители. Известны его письма к матери Таисии, игумений Леушинского монастыря, в стенах которого проходили они послушнический искус. Например: "Посылаю к тебе будущую монахиню для Суры, Матрову Дмитриевну Горбунову. Прими ее, как свою дочь.Благоволи принять эту девицу грамотную- Наталью для подготовки в Сурскую общину". В преддверии открытия общины девушки эти постигали азы иноческой жизни, проходя всевозможные послушания, обучались и грамоте, и рукодельям, и иконному письму, и пению -всему тому, что должно было пригодиться им для последующих монастырских трудов.
Многие из Сурских послушниц были духовными чадами Праведного Иоанна. И не поэтическим приукрашенном, а реальностью надо считать слова из стихов игумений Таисии о том, что к девушкам этим он относился " как мать", заботясь и об их телесном здравии, и о здравии внутреннем, духовном. Известны случаи исцеления им больных монахинь. Например, приводимый Н. Большаковым в его книге "Источник живой воды", когда по его молитве выздоровела находившаяся при смерти старшая сестра Архангельского Сурского подворья. С другой стороны, вспомним строки из письма его к м. Таисии: "как живут у тебя мои кронштадтские: Евдокия, Екатерина, Елена? Нет ли в них какой шероховатости?"
Забота отца Иоанна о Сурском монастыре проявилась и в том, что он принимал деятельнейшее участие в разработке его Устава. При этом он обращал внимание не только а порядок совершения Богослужений, но прежде всего- на внутреннее состояние обители. В тетради " Устава" есть три его автографа, сделанные черными чернилами. Первый из них гласит: "все, здесь изложенное, должно быть безусловно исполняемо". Второй является его ответом на очень болезненный для юной обители вопрос- кому должны подчиняться сестры. Дело в том, что некоторые послушницы полагали, что, раз принимал их в общину сам батюшка Иоанн, то слушаться распоряжений игумений они не обязаны. Чтобы вразумить их, отец Иоанн собственноручно начертал на полях "Устава" запись о том, что " сестры должны беспрекословно повиноваться игумении", прибавив при этом, что не подчиняющиеся настоятельнице должны быть изгоняемы из монастыря, по слову Апостола Павла "измите злаго от вас самех" (1 Кор.5. 13).Также внимательно изучены и одобрены о. Иоанном были другие стороны духовной жизни сурских насельниц- например, совершение молитвенного правила, в котором значительное место уделялось чтению Иисусовой молитвы. Последнюю запись Праведного Иоанна Кронштадтского можно найти на последней странице Устава. Она гласит: "Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев, основатель общества. Июля 9-го 1899 г."
Без преувеличения можно сказать, что Сурский монастырь был детищем бапошки Иоанна. И это знали и понимали его обитательницы, отвечавшие своему пастырю искренней любовью. Для них он был "досточтимым и дорогим Батюшкой", "Отцом Протоиереем", каждого приезда которого они ожидали "так, как ждут Христова дня". И "Летопись" сохранила даты его посещений Суры: 20 июня 1900, 10 июня 1901, 12 июня 1902...каждый год по 21-23 июня 1907 года включительно. Есть в "Летописи" и еще одна дата, относящаяся к разделу "Времена выдающихся бедствий": "20 декабря 1908 г. скончался Дорогой Батюшка, Всемирный великий молитвенник и чудный пастырь о. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев". В этих словах отразилась вся любовь сурских монахинь и послушниц к своему пастырю, вся глубина их скорби по нем. И, перечитывая эту запись, невозможно не сопереживать тем, кто оставил ее почти столетие назад на страницах монастырской летописи.
Но даже по кончине своей отец Иоанн не оставил своим молитвенным предстательством дорогого ему монастыря. Еще при жизни своей он произнес удивительное обетование, сохранившееся благодаря стихам м. Таисии, а также воспоминаниям Н. Большакова. Покидая только что открытую обитель, он обещал никогда не оставить ее, всегда молиться за ее насельниц. И безусловно, в этом обетовании - залог возможного возрождения Сурской обители в наши дни.

Источник: Сайт Донского монастыря


Статью добавил(а): Т.,  7 июля 2014

Монастырь в наши дни

В 1990-е годы по просьбам жителей в деревянном доме, принадлежавшем ранее монастырскому священнику отцу Георгию Маккавееву, был создан молебный дом. В воскресные и праздничные дни совершались службы, женщины собирались на совместную молитву. При молебном доме работали иконная лавка и библиотека духовной литературы.

Позднее был освящен домовой храм имени святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. И это не удивительно, в этом доме по приезде в Суру останавливался святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.

В 1991 году над могилой отца Ильи Михайловича и сестры Иоанна Кронштадтского Дарьи Ильиничны был установлен поминальный крест, сделанный потомками Великого Праведника. На данный момент часовня полностью воссоздана. Как жители, так и паломники могут увидеть часовню в таком же виде, в каком она была при отце Иоанне Кронштадтском. Именно в этом месте 23 августа 1992 года отслужил панихиду посетивший Суру патриарх Московский и всея Руси Алексий.

31 октября 1994 года, епископ Архангельский и Мурманский Пантелеймон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворья, а в селе Сура в 1998 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона образована община возрождающейся Иоанно-Богословской женской обители.

В ноябре 2012 году Митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом было подписано распоряжение о создании Сурского Иоанновского женского монастыря в честь св. прав. Иоанна Кронштадсткого.

Уже построена новая обетная часовня у источника Святителя Николая, что в 4 км от Суры и купальня. Возводится церковь в честь Святой Троицы в Летовской роще в скиту монастыря, что в 18 км от Суры, ведутся восстановительные работы в Успенском соборе.

Источник: сайт монастыря sura-monastery.ru

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.