ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Сура. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь в Суре


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1687. 1894- перенос на кладбище, с поновлениями.
Год утраты:приблизительно 1935
Адрес:

Координаты:63.573843, 45.631465


Добавить фотографию
Церковь Николая Чудотворца - Сура - Пинежский район - Архангельская область
Вид на храм с юго-запада, на историческом месте. Фрагмент фотографии П.П. Шаумана, с сайта pastvu.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
1 июля 1891
Церковь Николая Чудотворца - Сура - Пинежский район - Архангельская область
Вид на храм с юго-запада, на историческом месте. Слева- Введенская церковь 1587 года и новая Никольская 1891 года постройки. Фрагмент фотографии П.П. Шаумана, с сайта pastvu.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
1 июля 1891
Церковь Николая Чудотворца - Сура - Пинежский район - Архангельская область
Вид на храм с юга, на историческом месте. Фотография П.П. Шаумана, с сайта pastvu.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
1 июля 1891
Церковь Николая Чудотворца - Сура - Пинежский район - Архангельская область
Вид трапезной Никольской церкви 1687 года с запада на восток, слева печь. Фотография П.П. Шаумана, из альбома.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
1 июля 1891
Церковь Николая Чудотворца - Сура - Пинежский район - Архангельская область
Вид на храм с юго-востока, после переноски на новое место. Видны расширенные окна. С сайта https://pastvu.com/p/338722
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  13 июля 2016

Церковь во имя свт. Николая построена в 1687 г. по грамоте архиепископа Афанасия от 22.3.1687. В 1894 г. она была разобрана для перенесения на приходское кладбище. 8 июля 1888 г. был заложен новый каменный храм. Перед закладкой храма о. Иоанном Сергиевым была произнесена речь. В 1891 г. строительство было закончено. Храм строился на средства о. Иоанна Сергиева и его многочисленных почитателей - например, великого князя Георгия Михайловича, на средства которого были написаны все иконы. Освящен храм 27-29 июня 1891 г. Архангельским Преосв. Александром в сослужении о. Иоанна Сергиева, 2 архимандритов и 12 священников (двое из них приезжали из Санкт-Петербурга) при большом стечении народа. Престолы: главный - в честь свт. Николая, с южной стороны - во имя преп. Иоанна Рыльского, с северной - во имя вмц. Параскевы.

Жертвователи: архангельский купец Василий Браванов, родившийся в Сурском приходе, в 1853 г. пожертвовал напрестольное Евангелие с сребропозлащенной верхней доской, сребропозлащенные сосуды с принадлежностями (2 ф. 79 зол.) и такой же напрестольный крест (1 ф.); сурский крестьянин Трифон Панфилов в 1768 г. - колокол в 30 пуд.; некий Рыжов из Харькова - 10 колоколов, самый большой весил 250 пуд. Двухклассная ЦПШ им. Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, с отделением для девочек, располагалась в здании, построенном на средства о. Иоанна Сергиева и была обеспечена неприкосновенным капиталом в 40000 руб. Учащиеся жили в общежитии и обеспечивались всем необходимым, в том числе и одеждой.

На средства о. Иоанна в 1890-1891 г.г. построены были также 3 дома для причта. В 1885 г. приход был включен в состав Веркольско-Лавельского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом).

Священники: Иоанн Сергиев 1687 г.; Макарий Постников; Михаил Агапиев (служили друг за другом с 1754 г.); Григорий Постников с 1789 г.; Матфей Корытов с 1780 г.; Иоанн Порохин до 1823 г.; Никита Сергиев; Михаил Сергиев до 1837 г.; Василий Сметанин до 1812 г.; Николай Постников до 1825 г.; Никита Постников до 1847 г.; Артемий Козмин до 1851 г.; Павел Нечаев; Акиндин Алексиевский до 1857 г.; Александр Зуев; Алексий Ивановский до 1858 г.; Николай Козмин до 1871 г.; Иоанн Прялухин; Андрей Дмитриев до 1883 г.; Феодор Корелин до 1893 г. Псаломщик: Иван Петровский (умер в 1887 г.).

Библиография: АЕИ. - 1885. - №4. - С. 11. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. С. 277-282. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=218

Церковь Николая Чудотворца в Суре. Обширная кирпичная церковь эклектичной архитектуры, построенная на средства, собранные Иоанном Кронштадтским в 1888-1891 гг. Четырехстолпный однокупольный храм с высокой колокольней под шпилем. Боковые приделы Иоанна Рыльского и Пятницкий. Закрыта в 1930-х гг., венчания сломаны, к 1980-м годам уцелели только стены. Восстановительные работы начаты в 2000-х гг.

http://vsemmirom.com/hrams/2014/05/20/tserkov-nikolaya-chudotvortsa-v-sure-proekt-vozvrashhenie/


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  13 июля 2016

Сура — известное на всю Россию село. Родом оттуда почтенный священник, духовный писатель и проповедник Иоанн Кронштадтский. Именно он настоял на строительстве церкви Николая Чудотворца. Вместе с церковью по инициативе Кронштадтского в Суре также возвели женский монастырь (он считается самым северным в России).

Дата основания православной святыни — 1888 год. На строительство ушло 3 года. С тех пор как церковь была построена, Иоанн Кронштадтский ежегодно посещал родное селение Сура на протяжении 16 лет. Он сплавлялся по рекам и озерам, через пороги, отмели и неспокойную воду на параходе "Шестовец", освященном Николаем Чудотворцем, лишь бы добраться до родного селения и храма.

Церковь возвели в классическом для того исторического периода стиле электизма. В архитектуре электика проявляется в копировании былых элементов архитектуры из прошлых эпох. Церковь Николая Чудотворца, как и большинство древнерусских храмов, является крестово-купольным сооружением. Она состоит из 4 колонн, именуемая четырехстопной церковью. Постройка возведена из кирпичной кладки. Над четырьмя колоннами православного здания возвышается единый купол. Постройка завершается возвышенным овальным шпилем, где размещается колокольня. Отдельно от основного здания церкви Николая Чудотворца возведены приделы (Пятницкого и Иоанна Рыльского).

После кончины Иоанна Кронштадтского церковь пришла в упадок. Уже через 21 год после смерти проповедника, так любившего родные земли и возведенный храм, церковь закрыли. Венчания были сломаны, и так простояло святое здание больше 70 лет. В 1980-х годах от пышного храма оставались только стены.

Все же с начала 21 века стартовали работы по реконструкции церкви Николая Чудотворца. Работы уже ведутся долгое время, и зданию практически вернули былой вид: синеватый купол, блестящий шпиль с крестом и звонкой колокольней, и ровные белые стены, украшенные архитектурными элементами "историзма". Реконструкция во многом посвящена памяти Иоанна Кронштадтского — чудотворца, что лишь пытался привить народу любовь к родине и уважение к святым писаниям.

https://rpconline.ru/list_of_churches/Arhangelsk/nikolskaya-tserkov-v-sure/

Никольская церковь, 1695 г. Село Сура (Сурское) расположено на р.Пинеге при впадении в неё Суры. На погосте было две церкви: Введенская 1587 г. и Никольская 1695 г., а также колокольня 1754 г. Никольский храм в 1894 г. был разобран, перенесён на другое место и вновь собран. При этом был несколько снижен шатёр, укорочена трапезная и расширены окна.

Введенская церковь числится утраченной к 1970 г. (?), Никольская пущена на дрова в 1937-м.

http://www.archnadzor.ru/2010/11/14/russkoe-derevo-2/


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  1 декабря 2018

...Другая церковь Сурского прихода, во имя Святителя и Чудотворца Николая, деревянная, теплая, существует, по указанию клировых ведомостей, с 1689-го года. Но этой церкви предшествовала еще другая, как видно из следующей сохранившейся благословенной грамоты: «Божьею милостью преосвященный архиепископ Холмогорский и Важеский: в нынешнем ? году марта в 15 день били челом нам преосвященному Архиепископу нашей Архиерейской епархии Кеврольского уезда, Сурской волости – священник Иаков Сергиев да той же церкви приказчик Ивашко Дружинин. А в челобитной их написано: "в той же Сурской волости церковь Св. Николая Чудотворца стоит многие лета и от многолетнего стояния та церковь обветшала и божественные службы служить в ней за ветхостью не возможно, и нам Преосвященному Архиепископу пожаловать бы их велеть им в тое волости вместо тое ветхие церкви построить новую церковь во имя его Николаево на новом месте и о том дать им нашу Архиерейскую благословенную грамоту. И аз, Божьею милостью преосвященный Афанасий архиепископ Холмогорский и Важеский слушал их священника Яковлева и церковного приказчика Ивашкова челобитья, пожаловал, благословил, указал им на новую церковь лес ронять и всякие припасы готовить и в том лесе и припасах на новом угожем месте построить вместо ветхой Николаевой церкви новую церковь во имя Николая Чудотворца с трапезою белою, а верх на той церкви построить нешатровый и алтарь учинить круглый тройной, а в том олтаре построить свыше церковного помоста двема степени, а степенем высота по полтретья вершка и у алтаря в церковь того алтарного помоста выпуск учинить до верхней степени два аршина. Да в той же церкви в алтарных стенах царские врата учинить посреди, а на правой стране тех врат учинить южные, а на левой стране северные врата и святые иконы поставить по чину, подле царских врат на правой стороне вначале образ всемилостивого Спаса, а подле того образа, образ настоящего той церкви святого, а на левой стороне тех царских врат меж северных поставить образ Пресв. Богородицы с Предвечным Младенцем, и иные святых образы поставить по чину. А крест на той церкви поставить четвероконечный по преданию святых апостол и святых богоносных Отец и по древнему обычаю, подобием таков, каков крест златый на Москве на соборной церкви Благовещения Пресв. Богородицы на большой главе, что у великих государей на сенях построен и с давних лет благоверными великими князи. А каков тот крест подобием и ему волею нашею Преосвященного Архиепископа благословенной грамотой подлинное изображение. А как та церковь построена и к освящению изготовлена будет и об освящении той церкви и об антиминс тогда бить челом нам Преосвященному Архиепископу, а для антиминса прислать к нам священника или дьякона, а не простолюдина, а старую церковь разобрать со всяким бережением и с потщанием добрым плотником единобрачным, а не двоеженцом. А с престола и жертвенника индитии снять и разобрать те престол и жертвенник священнику или дьякону со всяким благочинием и опасением, а мирским и не освященным людем отнюдь не касается и той церкви лес вывесть в поле и при реке огнем сожещи и пепел всыпать в реку, а как та церковь разобрана будет и место очистить и где был престол и на том престольном месте построить коморочку малую деревянную рубленную в длину и поперек по полтора аршина по два вершка и покрыть тесом на четыре ската по палатному, чтоб то престольное место было под той коморочкой, а на верху той коморочки водрузить крест четвероконечный, а во вышину бы та коморочка была и со крестом в сажень. А сажени мера полтретья аршина, два вершка. Писана на Холмогорах в дому вашем лета ? (1687 г.) марта в 15-й день".

При грамоте имеется сургучная печать (сохранилась только благословенная рука и от руки писаное изображение четвероконечного креста. В длину сия грамота – 150 сантим. и в ширину – 16 ½ сантиметров. И так, церковь сия, как сказано в грамоте, разрешенная постройкою в 1687 году, была поставлена вместо старой во имя того же Святителя и Чудотворца Николая, стоявшей многие лета и многолетнего стояния обветшавшей, так что, за ветхостью, в ней не возможно стало божественные службы служить.

Принимая во внимание старинный лес, как более здоровый, в объем толще и не так скоро предающийся гниению, можно, как нам кажется, полагать, что первой церковью в Сурском приходе была Введеньевская, а не Николаевская, и построение ее относить к началу XVI-го века.

Церковь во имя Свят. Чудотв. Николая, которая была о пяти шатрах и главах с 4-х-конечными деревянными на них крестами, вышиною до креста 14 саж. и внутри 2 саж. и 2 арш., по прошению о. протоиерея И. И. Сергиева и с разрешения Епархиального Начальства в 1898 году была разобрана и перенесена на Сурское кладбище – в одной версте от приходских церквей – в том самом виде, в каком была первоначально построена, с очень незначительными улучшениями, а именно: поставлена она на каменном фундаменте, купола на ней покрыты новою чешуею из осины и окрашены зеленою краскою, а на главах поставлены железные позолоченные разные кресты, и 4-го июня 1898 года, была освящена о. Иоанном не во имя Святителя и Чудотворца Николая, а во имя Свят. Праведного Лазаря.

При этих двух церквах находилась особо устроенная деревянная восьмиугольная колокольня, построенная в 1754 году, одношатровая с главою и деревянным четырехконечным крестом, в 16-ть саж. высоты, о трех ярусах и с 6-ю на ней колоколами. Но за ветхостью означенная колокольня в 1888 году по распоряжению Епархиального Начальства, была разобрана.

На месте, где стояла ветхая колокольня, в 1888 – в 1891-м годах появился величественный трехпрестольный, каменный храм в связи с двухъярусною колокольней. Строителем этого храма был некогда безвестный уроженец Сурского прихода, в детстве и юности молившийся в упомянутых церквах, ныне вот уже более двух десятилетий по неисповедимым судьбам Божьим, расточающий сотни тысяч рублей из разного рода благоугодные дела, известный настоятель Кронштадтского Андреевского собора, о. протоиерей И. И. Сергиев, не забывший, что дорогое для него место родины имело нужду в новом храме Божьем. Храм этот всей справедливости, можно считать замечательным памятником современного церковного искусства, образцовым во всех отношениях и могущим служить украшением даже и столичного города. Он каменный, трехпрестольный, одноэтажный, одноглавый, построен в Византийском стиле, украшен снаружи фронтонами, колоннами и пилястрами.

Главный престол в нем - во имя Святителя и Чудотворца Николая Мир Ликийского, а в приделах: с южной стороны – во имя Препод. Иоанна Рыльского и с северной – во имя Св. Мученицы Параскевы. Храм этот построен крестообразно, с четырьмя фронтонами, на пространстве - от востока на запад – на 16-ти саженях, а в ширину по средине – 9 саж. 1½ арш.

Внутренняя высота храма от полу до сводов, т.е. до восьмигранного купола, простирается до 7-ми сажен, внешняя же высота с крестом до 10 сажен. Все церковное здание основано и утверждено на прочном цокольном фундаменте, а внутри на четырех каменных (21 вер. квадр. шир.) столбах вверху сведенных полукруглыми арками, а в алтарях на четырех же, так называемых малых арках (в 18 кв. верш. ширины). Крыша на храме из листового прошлифованного железа, окрашена медянкой, а глава покрыта белым листовым железом. Подробнее: на алтарях крыша круглая, на церкви – на два ската и на четырех фронтах – полукруглая с уступами. Во всем храме находится 20 окон с двойными рамами и с железными среди их решетками, из них два окна – венецианских в три просвета; все окна в виде прямоугольного треугольника, верх коих заканчивается полукружием. Сверх венецианских окон (с южной и север. сторон храма) находится еще по одному круглому окну и наконец в сводном восьмигранном куполе – восемь круглых окон. Толщина церковных стен – 18-ть вершков. Пол настлан по всему зданию из каменных плит.

Вход в церковь с запада, с открытого в нише крыльца с трех сторон из белого камня в ?-ть ступеней, и дверей церковных, столярной работы, три и все они створчатые (т.е. двухполотняные) с внутренними замками. Первые двери (обитые железом) ведут в сени и с ходом на колокольню, другие – в трапезу и третьи – на половину стеклянные – ведут в самую церковь. Печей в храме шесть больших и все они из изразцовых плит, а в алтаре – одна изразцовая печь.

Над крышею церковь увенчивается куполом, на котором возвышается 4-х конечный прорезной с сиянием железный крест, золоченый на мардан, высота его 2 аршина. Таковой же крест и на главном алтаре поверх фронтона на небольшой главе.

В связи с церковью, над сенями и трапезою построена каменная, двухъярусная колокольня, в основании своем квадратная, по три сажени с каждой стороны и таково здание первого яруса; а второй ярус постепенно сужается до самой крыши; лестниц на колокольню – 5-ть в 77-м ступеней. Крыша на ней прошлифованного железа, зонтовая, окрашена медянкой поверх крыши на шейке находится массивное яблоко и в нем утверждается конусообразный шпиль, обшитый белым листовым железом и на нем водружен прорезной с сиянием железный 4-х конечный золоченый на мардан, крест, высотою 2½ арш. Всех колоколов на колокольне 16-ть, из них: 6-ть со старой колокольни и 10-ть новых, литых в Харькове П. Ив. Рыжовым, - что и прописано на колоколах. Из них первые по величине три колокола: а)первый – в 258 пудов с надписью: «вечер заутра и полудне повем и возвещу и услышит глас мой»; б) второй – в 104 п. 18 ф. с надписью: «благовестите день отъ дне спасения Бога нашего» и в третий – в 66 п. 18 ф. с надписью: «пою Богу моему дондеже есмь», - пожертвованы Рыжовым. Колокола помещаются в 2-х прозвонах; в первом – один только большой. Подбор колоколов великолепный и в руках искусного звонаря, живущего при церкви с освящения ее, звоном колоколов можно заслушаться.

Вокруг сего великолепного храма сооружена каменная ограда, на сплошном камен. фундаменте, покрытом железом. В окружности она 77½ саж., высота ее – 1саж. верш. и состоит из 39-ти каменных четырехгранных столбов, покрытых железом, между коими креплены искусной работы железные решетки. Главный вход в ограду с востока, для чего устроена каменная римская арка, и в ней на двух железных полотнах железные фигурчатые ворота с 2-мя по бокам калитками. Высота арки над воротами – 4 саж. 1 ½ арш., а шир. 1 саж. ¾ арш.; высота калиток – 1 саж. ½ арш. Над воротами в середине арки помещается приличная икона Спасителя и ворота увенчиваются главкой, а в ней водружен 4-х конечный прорезной с сиянием железный, золоченый на мардан, крест. В этой ограде имеются еще три малых входа, состоящих из железных дверей, вращающихся на железных крюках. Освящение этого храма происходило 27, 28 и 29-го чисел июня 1891 года и совершено Александром, епископом Архангельским, в сослужении двух архимандритов, храмоздателя, настоятеля Архангельского кафедрального собора, двух священников из Петербурга и до 12-ти ближайших к Суре иереев, - при пении полного архиерейского хора и присутствии начальника губернии и других высокопоставленных лиц и при многочисленном стеснении народа.

Насколько этот храм красил по архитектуре снаружи, настолько же великолепен он внутри. Здесь особенно обращает на себя внимание иконостас, хотя не особенно большой, но с иконами в нем высоко художественного письма, писанными на полотне по золотому фону. Художественная также живопись по стенам алтаря и храма, писанная на полотне; она располагается в следующем порядке: в вершине купола изображение Бога Саваофа с младенцем Иисусом и Духом Св. в виде голубя, с сонмом ангелов. По стенам восьмигранного купола изображения пророков во весь рост: Моисея, Илии, Елисея, Соломона, Захарии, Даниила, Ионы и Царя Давида. В углах полукруглых арк, поддерживающих купол – 4 бюстовых в кругах изображения евангелистов с символами и между ними по сторонам изображения тоже круглые: 1. Входа Господа в Иерусалим, 2. Несение И. Христом креста, 3. Воскрешение Лазаря и бичевания И. Христа у столба.

В приделе Иоанна Рыльского изображения: 1. Моление о чаше. 2. Пригвождение И. Христа ко кресту. 3. Распятие Его. 4. Снятие со креста и 5. Явление Господа Фоме. В приделе мученицы: 1. Воскресение Христово. 2. Вознесение Господне. 3. Сошествие Св. Духа на апостолов. 4. Преображение Господне и 5. Успение Богоматери. Есть несколько еще подобных же икон и в других частях храма. Заслуживает также внимания и почти сплошная орнаментировка храма. Разнообразие рисунков и богатство красок много содействуют великолепию общего вида внутренности храма.

Иконостас в главном храме трехъярусный, художественной работы, вызолоченный, по белому фону. Во всех трех ярусах по четыре золоченых колонны на четырехгранных с украшениями тумбах; высота иконостаса 3½ сажени.

Царские врата резной работы золоченые, с изображением Благовещения и 4-х евангелистов. Такие же царские врата, только меньшего размера, и в придельных иконостасах преп. Иоанна Рыльского и муч. Параскевы; и, равным образом, иконостасы в приделах такой же работы, что и в главном, только одноярусные. По сторонам иконостаса находятся два небольших клироса, огражденных небольшими железными перилами. Святые иконы, находящиеся во всех трех иконостасах, суть дар Его Императорского Высочества, великого князя Георгия Михаиловича, и оцениваются в 12,000 рублей.

В главном иконостасе находятся следующие иконы:

а) в первом ярусе: 1. Господа Вседержителя, сидящего на престоле, с благословляющей десницей. 2. Св. Николая Чудотворца в ризе с омофором, с евангелием и благословящим крестом. 3. Божией Матери, сидящей на престоле, с Предвечным Младенцем. 4. Свят. Тихона Задонского в епископской мантии, с посохом и благословящей рукой. 5. На южных дверях – Архангела Михаила со щитом и огненным мечом, попирающим змия, и 6. На северных – Арханг. Гавриила с райскою ветвью. Все эти иконы в 2 арщ. 1 вер. высота и 1 арш, 1½ вер. ширины.

б) во 2-м ярусе: 1. Над царскими вратами – икона Тайной вечери и по бокам, - справа: 2. Св. Иоанна Златоустого в фелони с омофором и чашею в руках и 3. Св. Василия Великого в фелони с разогнутым Евангелием и благословляющей десницей и по левую сторону: 4. Свв. Апост. Петра и Павла и 5. Св. Ап. Андрея Первозванного с большим андреевским крестом.

в) в 3-м ярусе: 1. в середине – икона Воскресения Христова и над ней круглая небольшая икона Господа Саваофа со скипетром и державой. 2. По правую сторону – Св. великомуч. Георгия Победоносца с благоверным вел. князем Александром Невским и 3. По левую – Св. Сергия Радонежского, Феодора Тирона и равноапостального вел. Князя Владимира.

В придельном иконостасе Иоанна Рыльского следующие иконы: 1. Справа: Спаситель во весь рост с раскрытым евангелием и благословляющей десницей. 2. Преп. И. Рыльского в мантии и со свитком в левой руке. 3. Общий за стеклом киот (2 ар. 10 вер. выш. и 1 ар. 11 вер. шир.) в золотой раме со многими иконами разных святых без риз и в серебр. И позолоченных ризах – дар храмоздателя. 4. С левой стороны: икона Божией Матери во весь рост с Предвечным Младенцем. 5. На дверях – Архидиакона Лаврентия. Все эти иконы в 2 ар. 5 вер. высоты и 11½ вер. ширины. Над царскими вратами. 6. Икона распятия И. Христа с предстоящими.

И в иконостасе придела во имя св. муч. Параскевы: 1. Справа: Спасителя во весь рост. 2. Муч. Параскевы – в правой руке с крестом и в левой – со свитком. 3. Слева: Божией Матери с Предвечным Младенцем, на северных дверях. 4. Св. архидиакона Стефана и затем 5. Такой же киот, что и в правом приделе, со множеством икон разных святых в серебро позлащенных ризах – дар храмоздателя. Над царскими вратами – изображение положения И. Христа во гроб на полотне по золотому фону.

Кроме икон в иконостасе, последние имеются на колоннах храма и стенах храма и алтаря; из них наиболее обращают на себя внимание следующие:

1. Три больших (в 1 саж. 2 ар. выш. и 2 арш. шир.) киота белаго цвета художественной работы с резными золоч. Колоннами и другими украшениями, с иконами а) Воскресения Христова, б) Святые Троицы Новозаветной и в) Знамения Б. Матери.

2. У северной стены в приделе Мученицы Параскевы стоит Голгофский 8-ми конечный дер. крест, вышиною в 4½ арш. шириною в поперечник 2½ арш. и толщ. 1¼ вер. Распятый Спаситель написан на цинке художественной живописью; где следует помещена серебряная 84º риза и на главе серебро позолоченный венец чеканной работы. Крест утвержден в Голгофской скале из алебастра, последняя ограждена с 3-х сторон приличною железною бронзированною решеткой.

3. У жертвенника в главном алтаре на стене в багетной раме на полотне художественной работы изображение – «снятие Христа со креста»; - внизу у него следующая надпись: «поднесена о. протоиерею И. И. Сергиеву в 1890 году Олимпиадой Степановой Кузьминой, рожд. Лермонтовой. (Писана в 1815 г. Костром. губ. Чухлом. уезд. усадьбы Острожникова из имения Павла Петровича Лермонтова).

4. Икона Св. Ап. Андрея Первозваннаго с ризой чеканного под золотом серебра с 2-мя на ней эмалевыми венчиками и внизу дощечка с надписью: «Настоятелю Кронштадского Андреевского собора пр. И. И. Сергиеву от причта, церк. старост и представителей от прихода – соборных и присно-Успенской церкви к 40-летию служения его в священном сане при назв. соборе – 12 дек. 1895 г.».

5. Аналойные храмовые иконы: а) Свят. и Чудотворца Николая очень старинного письма в серебряной с таковыми же 3-мя венчиками риз, - весом в 7 ф. 90 зол. и б) Мученицы Параскевы тоже старинного письма, почитаемой местными и окрестными жителями за чудотворную, с постоянным служением пред ней молебнов, в серебряной ризе и с таковым же венцом, весом в 2 ф. 72 зол.

6. Складни – иконы с мощами: а) Икона – складень в шагреневом футляре и 2-мя медными посеребренными дощечками, с надписью: «о. протоиерею И. И. Сергиеву от Антонины Николаевны Драчевской, ур. Ушаковой, 29-го августа 1894 г., образ сей достался мне от отца моего Николая Александрова Ушакова, а им унаследован от князей Волхонских». Внутри складня – доска деревянная, с серебряной без пробы под золотом ризой, с делениями на квадратики, числом 106, с вырезкой под слюдой помещаемых мощей, а под ними столько же квадратиков с наименованием мощей, а под низом складня надпись: «1759 году, октября 15 дня сия дощечка сделана тщанием княгини Аргипины Ивановны Волхонской». В середине доски – 4-х конечный серебряный крест с мощами внутри его 14 частей, с наименованием каждой из них и поверх складня помещается такого же вида, но малого размера дощечка – с 9 частями мощей под слюдой и 4-х конечный медный крест с 15 частями св. мощей внутри его и б) Складень крест с 6 разноцветными камнями и серебряным без пробы распятием, с мощами святых: «Василия Великого, Муч. Никифора, Феодора Стратилата, Первомуч. Стефана, Севастьяна, Сергия Вакха, Козьмы и Дамиана и Ефимия Великого», - с надписью на нем: «моление грешного Василия Кучкова».

Не лишним считаю здесь упомянуть и о том, что при устройстве Сурского женского монастыря переданы были приходом монастырю три особенно ценных иконы в серебряных – позолоченных ризах с таковыми же венцами и драгоценными в них камнями, а именно: а) Господа Вседержителя, старинного письма (выс. 15 вер. и шир. 11½ в.), б) Успения Божией Матери (выс. 6 вер. и шир. 9 вер.) и в) икона Казанской Божией Матери (выс. 13½ вер. и шир. 12 ½ вер.).

Богослужебными сосудами, утварью, ризницей и книгами церковь, устроенную о. протоиреем И. И. Сергиевым, можно считать богатой.

Из наиболее заслуживающих внимания предметов упомянем о следующих:

1. Из 7-ми серебряных под золотом напрестольных крестов особенно ценны кресты: а) 8-ми конечный гладкий литой с особо-литым изображением распятого И. Христа, весом в 1 ф. 92 зол. и б) 4-х конечный крест в. большого размера 84º позолоченный, с литым изображением Господа, по бокам предстоящих и вверху – Савофа, с надписью на обратной стороне: «кресту Твоему поклоняемся Владыко».

2. Из имеющихся Евангелий: 4 Евангелия в лист и 5 в ¼ долю листа; крышки у всех серебряные.

3. Из 7 полных приборов богослужебных сосудов, 84º, позолоченных, особенно ценен (оцениваемый в 3000 рублей) прибор, состоящий из 8 вещей: потира, дискоса, звездицы, чашечки, копия, лжицы и двух тарелочек 88º; все вещи украшены сплошь высоко художественной мелкой работы эмалевыми украшениями разных цветов и рисунков, весом в 9¼ фунтов.

4. Из 4, 84º золоченых дарохранительниц, - в храме Св. Николая Чудотворца на престоле дарохранительница пятиглавая, гравированной просекной работы с 3 чеканными изображениями весом в 6 ф. 84 золотника.

5. Из имеющихся 5 кадил – три серебряных 84º средней величины, о 4 цепочках, тоже серебряных.

6. Из имеющихся в храме двух паре хоругвей: а) одни бронзовые, вызолоченные с 3 большими лопастями и 2 малыми, с изображением на них икон живописной работы на том же металле. б) серебряные 84º, золоченные оч. массивные круглые с эмалевыми украшениями высоко-художественной работы и разных цветов, с 3 серебряными на серебряных же цепочках кистями, с изображением на одной из них – в эмалевом окладе – «Знамения Б. Матери и С. Троицы», а на другой – преп. Иоанна Рыльского и Андрея Первозванного, оцениваются в 3,000 рублей.

7. Паникадил в храме – четыре и все они бронзовые, литые, резной художественной работы – позолоченные, из них: а) одно – в 36 свеч, гравированной работы и б) три – по 20 свечей, причем одно из них с эмалью и чернятью.

8. Пред местными иконами в храме имеется больших лампад, все они бронзовые, золоченые литые, просекные с гравировкой, каждая вверх с короной из того же металла и тремя цепочками – каждая лампада весом в 20 фунтов.

9. Из лампадок пред иконами для возжжения ее имеется серебряных 84º десять; из них: 2 – яйцеобразных, вызолоченных, весом по 75 зол., 6 – шестиугольных, весом по 46 зол. каждая.

10. Из настольных 11 подсвечников, один из них – трисвечник бронзовый, вызолоченный, весом в 7 ½ ф.

11. Кувшин с крышкой для умывания рук – серебряный 84º под золотом с чернятью и с изображением на нем храма Св. Василия Блаженного и Московского Кремля.

Вся утварь церковная значится поступившей от храмоздателя о. протоиерея И. И. Сергиева и его усердных почитателей.

Из достаточного и ценного количества облачений священнических, упомянем о некоторых из них:

1. Риза шелкового малинового бархата, высокого сорта, с вышитой на оплечье золотом и канителью иконой Святителя и Чудотворца Николая, кругом с драгоценными камнями; по подолу вышита золотом и канителью, таковые же звезда и крест, - на шелковой розовой подкладке. К ней епитрахиль, пояс, поручи, шитые золотом и на такой же подкладке.

2. Риза, епитрахиль, набедренник, пояс и поручи богатой золотой парчи и с такими же с серебром букетами, обшитые широким хазом, звезда и крест шитые, все вещи на желто шелковой подкладке.

3. Риза, епитрахиль, набедренник, палица, пояс и поручи – зеленого бархата с шитым золотом оплечьем, - на белой шелковой подкладке.

4. Риза, епитрахиль, набедренник и палица светло красного бархата, шитые серебром по низу, верху и оплечью; все вещи на белой шелковой подкладке и др.

Созданием подобного рукотворного храма, с многочисленными вещественными ценными украшениями его и богатыми жертвами о. протоиерей Иоанн Ильич Сергиев увековечил свое имя на страницах истории Архангельской епархии. И мало того, что устроил таковой храм, но и позаботился и о будущем его, - обеспечив его капиталом на вечное время в количестве – 24200 рублей, с назначением: на содержание каменного храма.

http://arhispovedniki.ru/library/research/1763/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.