ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Вятское. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенский храм


Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Михаила Архангела, Григория Богослова
Год постройки:1750.
Адрес:
Ярославская обл., Некрасовский м/о, с. Вятское

Координаты:57.865106, 40.266228


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
4 января 2014
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
4 января 2014
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Светлана Риццо
16 сентября 2012
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
KotelnikovR.
5 мая 2018
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
KotelnikovR.
30 апреля 2018
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
5 августа 2017
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 апреля 2015
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 апреля 2015
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
KotelnikovR.
30 апреля 2018
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
5 августа 2017
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
4 января 2014
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
4 января 2014
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
4 января 2014
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
5 ноября 2011
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Частная коллекция. Фото 1950-х годов
Михаил Мещанинов
20 июня 1956
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Алексей Кротов
7 января 2017
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Алексей Кротов
7 января 2017
Церковь Воскресения Христова - Вятское - Некрасовский район - Ярославская область
Вадим Балык
30 июля 2015




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный,  2 октября 2011

Кирпичная церковь, построена в духе традиционного зодчества. Высокий пятиглавый четверик с поясом кокошников под карнизом, с обширной трапезной и очень стройной столпообразной шатровой колокольней. Декор выдержан в духе XVII в. В трапезной приделы Михаила Архангела и Григория Богослова. Не закрывалась.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин,  5 января 2014

В 1750 году в селе Вятское на крестьянской земле и на крестьянские средства была построена каменная Воскресенская церковь, с таковою же колокольнею и оградою, крепкая и прочная. В ней три престола: в летней церкви - Воскресения Христова, на южной стороне - Архистратига Михаила, на северной же стороне - во имя святителя Григория Богослова. Это интересное произведение ярославского сельского культового зодчества с элементами местных традиций. Церковь доминирует в окружающей застройке, а колокольня ее прекрасно видна задолго до приближения к селу. Она отличается исключительной стройностью и живописностью силуэта.

В интерьере церкви сохранились настенные росписи, выполненные темперой в академической манере XIX века, резной иконостас XIX века с различными иконами XVII — XIX веков, пол из чугунных плит и всевозможная чугунная утварь. В храме имеется своя святыня - чудотворная икона Святителя Пантелеймона с частицей мощей. Образ, написанный в начале XIX века, подарен монахами Афонского монастыря в знак благодарности за помощь вятских купцов обители Св. Пантелеймона.

Буклет "Вятское. Культура, история, традиции", стр. 24-25.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  24 июня 2017

Храм Воскресения Христова был построен в 1750 году на средства прихожан. Храм представляет собой высокий бесстолпный четверик, увенчанный пятиглавием, с поясом кокошников под карнизом. Колокольня храма, одна из самых высоких в  Ярославской области (33 метра), представляет собой высокое восьмигранное столпообразное сооружение, увенчанное шатром, со звонницей. Вокруг храма каменная ограда с воротами и старинное кладбище. Внутреннее убранство храма выполнено в стиле нарышкинского барокко и второго рококо. Резные иконостасы, в летнем храме пятиярусный, в зимнем – трехъярусный.

В храме есть чудотворная икона с мощами Пантелеимона целителя, которая была принесена в дар боголюбивым жителям Вятской волости монахами Пантелеимонова монастыря. Икона мироточила.

В 1929 году в ходе кампании по уничтожению церквей и снятию колоколов было решено снести храм. Но местные жители пудовыми замками храм закрыли, отправились с ходатайствами в различные инстанции и отстояли храм.

http://вятское-село.рф/otdih-v-vyatskom/dostoprimechatelnosti/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  27 февраля 2019

Старинное село Вятское, первое упоминание о котором относится к самому началу ХVI века, что в 38 километрах от Ярославля, сейчас входит в число самых красивых деревень России. Своё название село получило согласно одной из версий, потому что рядом проходила дорога на Вятку. На его территории в настоящее время действует огромный историко-культурный комплекс - с разнообразными музеями в старинных отреставрированных домах, гостиницей и действующим уникальным храмом Воскресения Христова.

В Вятском было два храма. На высоком берегу Ухтомки стояла большая Успенская церковь, возведённая в 1780-х годах на средства купца Григория Кубанина. Воскресенская же церковь на противоположном берегу была построена на 30 лет раньше на средства прихожан. Кстати, в будущем, именно это её и спасло. В советское время она уцелела в отличие от Успенского храма. Более того, его вообще было решено не закрывать! Воскресенский храм возвели достаточно быстро, рядом поставили 33-метровую колокольню. Она до сих пор является одной из самых высоких в Ярославской области. Церковь обнесли каменной оградой с воротами. А у церковных стен устроили кладбище. Прихожанам удалось сохранить убранство храма. Уцелели росписи, резные иконостасы и старинные образа. Так, задолго до революции, одной из главных святынь Воскресенской церкви стала икона Святого Пантелеймона Целителя, подаренная вятским жителям афонскими монахами. Известно, что раньше образ мироточил.

В справочнике "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии, вышедшем в Ярославле в 1908 году, сообщается: "Воскресенская церковь - каменная, с таковою же колокольнею и оградою; крепка и прочна. В ней три престола: в настоящей холодной Воскресения Христова, а в трапезе, на южной стороне - во имя Архистратига Михаила, на северной же - во имя святителя Григория Богослова. Построена в 1750 году тщанием прихожан. Церковной земли 18 десятинъ. Церковных домов два для жительства священника, диакона и псаломщика. Церковного капитала 3325 руб. Прихожан в селе 75 мужчин, 186 женщин: (в приписных деревнях) - 753 мужчин, 987 женщин. В приходе: одна земская и одна церковно-приходская школа. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик. Причтового капитала в проц. бум. 2350 руб.".

После революции для храмов села Вятского началось непростое время. Над обеими церквями нависла угроза закрытия... Воскресенскому храму повезло. В начале 30-х годов, когда местные власти заговорили о его сносе, все прихожане дружно встали на защиту своей церкви. Собралась многочисленная делегация и отправилась в далёкую Москву. Вместе со взрослыми решили идти даже дети и подростки. Известно, что делегация добралась до самого "всесоюзного старосты" - Михаила Ивановича Калинина. Как раз в то время было принято обращаться к нему с различными просьбами и жалобами на несправедливое отношение властей к местным жителям. Главным аргументом вятских просителей был такой: Воскресенская церковь строилась на пожертвования простых людей, это поистине народный храм, и поэтому сносить его никак нельзя. Чиновники выслушали верующих и пообещали, что постараются не дать церковь в обиду. Делегация отправилась домой. И ещё издалека услышала звон родных колоколов. Люди поняли, что власти на сей раз сдержали слово. Так что Воскресенский храм никогда не закрывался, и службы в нём не прекращались. Поскольку он никогда не закрывался, там сохранилось большое количество святынь, туда также свозили иконы и утварь из закрывшихся храмов окрестных сёл. Все иконы в Воскресенской церкви старинные, намоленные.

Сейчас в Вятском полным ходом идёт строительство воскресной школы, хотя сетует батюшка, прихожан не так много, как хотелось. Люди зачастую забывают ходить в церковь... или не успевают. Вот летом - другое дело: время отпусков, много туристов. Здесь, в церкви находится достижение прогресса - электронный звонарь. Это система позволяет управлять колокольным звоном дистанционно. Она оснащена SIM-картой, и священнику достаточно нажать несколько клавиш на смартфоне, послать СМС-сообщение с номером мелодии, и механизм при помощи электромагнитов и приводов, похожих на те, благодаря которым двигаются автомобильные дворники, приведёт в действие всю систему. Ощущение, что смотришь фантастическое кино - колокольные тросы ходят сами по себе, колокола бьют. А ведь в Воскресенском храме их теперь девять - помимо четырёх старых, с колокольного завода Тутаева не так давно привезли ещё пять новых.

Из журнала "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №322, 2018 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  27 февраля 2019

С архитектурной точки зрения храм Воскресения Христова - "классика" посадского храма ярославской зодческой школы, яркий представитель архитектурных традиций, сложившихся ещё в ХVII веке в двуречье Волги и Оки. К ХVIII столетию эти формы были уже в значительной мере архаичны - о своих правах вовсю заявило барокко, набирал обороты классицизм... Однако в центрально-русских "купеческих" губерниях - Ярославской, Костромской, Нижегородской, где жизнь по-прежнему текла по старинному патриархальному укладу (и, стоит отметить, было много старообрядцев), традиционный архитектурный стиль "куб, пятиглавие и шатровая колокольня карандашом" был востребован до самой середины ХIХ века, а после плавно и незаметно переродился в "псевдорусский" стиль.

Глядя на Воскресенскую церковь, замечаем её высокий бесстолпный четверик с одиночным поясом кокошников над карнизом, завершённый пятиглавием. Типологический предшественник на ярославской земле - храм Николы Рубленого (1695), шедевральное воплощение маленького посадского храма в губернском центре. Воскресенскую церковь, разумеется, маленькой не назовёшь, но и время было другое, и запросы купцов села Вятского диктовали "крупную форму". Вместе с тем нельзя не отметить некоторое влияние северных традиций - для ярославской школы всё же были более характерны большие окна и купола и в целом большая декоративность храмов. Этому тоже есть объяснение - как известно, вятские крестьяне активно занимались отхожим промыслом, в том числе и в Санкт-Петербурге, в столицу ездили и купцы. Вот и долетели до Ярославского Заволжья "северные ветры" архитектурных веяний... Ну и главное - впитывая, как губка, новые для себя веяния, талантливые зодчие из народа предлагали свои собственные интерпретации опробованных до них форм. Так возникла целая плеяда по сути "типовых", но по исполнению ярких и уникальных храмов, составивших "серебряный архитектурный фонд" Ярославской и Костромской губерний, являющих собой достойный бэкграунд для знаменитых памятников этих земель. Чем не локальные шедевры - Никольский храм в Приволжске, или Спасо-Преображенский собор в Судиславле, или Казанская церковь в Осеневе? Складывается ощущение, что зодчие Ярославской и Костромской губерний соревновались, кто краше колокольню выстроит! Одного взгляда на фотографии перечисленных храмов достаточно, чтобы понять - это предположение недалеко от истины...

Типовая, по сути, схема "восьмерик на приземистом четверике с шатром" предоставляла на самом деле огромный простор для фантизии и вариаций. Колокольня вятского храма - грандиозное 33-метровое восьмигранное столпообразное сооружение с восьмипролётной звонницей - одна из самых высоких сохранившихся колоколен Ярославской области. Декор Воскресенской церкви подчёркнуто скуп для Ярославского региона, что и даёт повод говорить о влиянии северных традиций. Вятские мастера словно сознательно пропустили для себя эпоху узорочья - её наследие совершенно не прослеживается в храмовом декоре: наличники строго геометричны и архаичны по исполнению, столь же просты карнизы и кокошники, отсутствуют традиционные ярославские изразцовые пояса: фасады не расчленены лопатками, окна пропорционально уменьшены относительно объёма здания, что тоже характерно скорее для северной архитектуры. Традиционное для русской архитектуры пятиглавие, аппелирующее к старинному символическому образу Христа и четырёх Евангелистов, трактовано в традициях ХVIII века - измельчённые, широко расставленные главки на изящных глухих шейках-барабанах. Ярославская школа ХVII века, как мы помним, тяготела к крупным главам - иногда вместе с барабанами на них приходилось до половины "роста" всего храма! Но те уникальные сооружения так и остались "штучным товаром", а "в серию" в ХVIII столетии шагнул именно такой иконографический тип пятиглавого храма. Основной объём храма перекрыт сомкнутым сводом, барабаны глухие, декоративные, поэтому естественное освещение внутреннего пространства ограничено двумя рядами небольших окон четверика и маленькими циркульными оконцами над ними. В трапезной и её приделах окон больше, поэтому освещение здесь ярче.

Воскресенская церковь сохранила прекрасные интерьеры, выполненные главным образом в стиле нарышкинского барокко с элементами рококо. Очень хорош резной пятиярусный иконостас летнего храма. Созданный в характерной манере ХIХ столетия, он содержит куда более древние иконы - в том числе написанные в ХVII веке! В резьбе активно используется растительный орнамент, сам иконостас золочёный. Иконостас был изготовлен в самом начале ХIХ века мастером Яковом Ивановичем Трубниковым из села Большие Соли. В подтверждение этому в архивах был обнаружен документ, который цитирует в "Словаре мастеров художественных ремёсел ХVIII и ХIХ веков" его составитель А. И. Шемякин. В источнике говорится, что Трубников Яков Иванов дал "письменное обязательство" священно и церковнослужителям и "приходским первейшим людям" села Вятское Даниловской округи "в том, что подрядился... в означенное село в церковь Воскресения Христова вырезать иконостас по выбранному и подписанному ими плану и фасаду... к будущему 1806 году марта к первому числу".

С 1795 года в приделе Архистратига Михаила и Небесных сил Бесплотных (южный) установлен большой, обрамлённый серебром крест, символизирующий страдания Христовы на Голгофе. Северный придел освящён во имя святителя Григория Богослова. Придельные иконостасы двухъярусные - в зимней, отапливаемой части храма потолки ниже. Стены обширной трапезной и приделов украшают многочисленные иконы в старинных киотах. Оклады относятся преимущественно к началу ХIХ века и отличаются мастерством техники, сложными многофигурными композициями. Полы выложены чугунными плитами. Трапезную и холодный храм соединяет резная арка с растительным орнаментом (аналогичным тому, что украшает иконостасы) и фигурами ангелов. Прямо перед ней установлена одна из почитаемых икон - мироточивая икона Святого Пантелеймона Целителя с частицей мощей. Над фронтоном арки, в золочёной оправе - "Воскресение Христово". В стенописи также широко используются растительные мотивы, они создают своего рода "рамы" для традиционных сюжетов на библейские темы. Росписи сплошь покрывают не только стены, но и потолки храма. Они выполнены темперой и стилистически тяготеют к академической манере ХIХ века, хотя расписывалась церковь уже в следующем столетии - в 1902 году. Стенопись неоднократно поновляли в советское время - в самом храме в 1942 и 1954 годах, в трапезной - в 1976 году.

Из журнала "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №322, 2018 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.