С архитектурной точки зрения храм Воскресения Христова - "классика" посадского храма ярославской зодческой школы, яркий представитель архитектурных традиций, сложившихся ещё в ХVII веке в двуречье Волги и Оки. К ХVIII столетию эти формы были уже в значительной мере архаичны - о своих правах вовсю заявило барокко, набирал обороты классицизм... Однако в центрально-русских "купеческих" губерниях - Ярославской, Костромской, Нижегородской, где жизнь по-прежнему текла по старинному патриархальному укладу (и, стоит отметить, было много старообрядцев), традиционный архитектурный стиль "куб, пятиглавие и шатровая колокольня карандашом" был востребован до самой середины ХIХ века, а после плавно и незаметно переродился в "псевдорусский" стиль.
Глядя на Воскресенскую церковь, замечаем её высокий бесстолпный четверик с одиночным поясом кокошников над карнизом, завершённый пятиглавием. Типологический предшественник на ярославской земле - храм Николы Рубленого (1695), шедевральное воплощение маленького посадского храма в губернском центре. Воскресенскую церковь, разумеется, маленькой не назовёшь, но и время было другое, и запросы купцов села Вятского диктовали "крупную форму". Вместе с тем нельзя не отметить некоторое влияние северных традиций - для ярославской школы всё же были более характерны большие окна и купола и в целом большая декоративность храмов. Этому тоже есть объяснение - как известно, вятские крестьяне активно занимались отхожим промыслом, в том числе и в Санкт-Петербурге, в столицу ездили и купцы. Вот и долетели до Ярославского Заволжья "северные ветры" архитектурных веяний... Ну и главное - впитывая, как губка, новые для себя веяния, талантливые зодчие из народа предлагали свои собственные интерпретации опробованных до них форм. Так возникла целая плеяда по сути "типовых", но по исполнению ярких и уникальных храмов, составивших "серебряный архитектурный фонд" Ярославской и Костромской губерний, являющих собой достойный бэкграунд для знаменитых памятников этих земель. Чем не локальные шедевры - Никольский храм в Приволжске, или Спасо-Преображенский собор в Судиславле, или Казанская церковь в Осеневе? Складывается ощущение, что зодчие Ярославской и Костромской губерний соревновались, кто краше колокольню выстроит! Одного взгляда на фотографии перечисленных храмов достаточно, чтобы понять - это предположение недалеко от истины...
Типовая, по сути, схема "восьмерик на приземистом четверике с шатром" предоставляла на самом деле огромный простор для фантизии и вариаций. Колокольня вятского храма - грандиозное 33-метровое восьмигранное столпообразное сооружение с восьмипролётной звонницей - одна из самых высоких сохранившихся колоколен Ярославской области. Декор Воскресенской церкви подчёркнуто скуп для Ярославского региона, что и даёт повод говорить о влиянии северных традиций. Вятские мастера словно сознательно пропустили для себя эпоху узорочья - её наследие совершенно не прослеживается в храмовом декоре: наличники строго геометричны и архаичны по исполнению, столь же просты карнизы и кокошники, отсутствуют традиционные ярославские изразцовые пояса: фасады не расчленены лопатками, окна пропорционально уменьшены относительно объёма здания, что тоже характерно скорее для северной архитектуры. Традиционное для русской архитектуры пятиглавие, аппелирующее к старинному символическому образу Христа и четырёх Евангелистов, трактовано в традициях ХVIII века - измельчённые, широко расставленные главки на изящных глухих шейках-барабанах. Ярославская школа ХVII века, как мы помним, тяготела к крупным главам - иногда вместе с барабанами на них приходилось до половины "роста" всего храма! Но те уникальные сооружения так и остались "штучным товаром", а "в серию" в ХVIII столетии шагнул именно такой иконографический тип пятиглавого храма. Основной объём храма перекрыт сомкнутым сводом, барабаны глухие, декоративные, поэтому естественное освещение внутреннего пространства ограничено двумя рядами небольших окон четверика и маленькими циркульными оконцами над ними. В трапезной и её приделах окон больше, поэтому освещение здесь ярче.
Воскресенская церковь сохранила прекрасные интерьеры, выполненные главным образом в стиле нарышкинского барокко с элементами рококо. Очень хорош резной пятиярусный иконостас летнего храма. Созданный в характерной манере ХIХ столетия, он содержит куда более древние иконы - в том числе написанные в ХVII веке! В резьбе активно используется растительный орнамент, сам иконостас золочёный. Иконостас был изготовлен в самом начале ХIХ века мастером Яковом Ивановичем Трубниковым из села Большие Соли. В подтверждение этому в архивах был обнаружен документ, который цитирует в "Словаре мастеров художественных ремёсел ХVIII и ХIХ веков" его составитель А. И. Шемякин. В источнике говорится, что Трубников Яков Иванов дал "письменное обязательство" священно и церковнослужителям и "приходским первейшим людям" села Вятское Даниловской округи "в том, что подрядился... в означенное село в церковь Воскресения Христова вырезать иконостас по выбранному и подписанному ими плану и фасаду... к будущему 1806 году марта к первому числу".
С 1795 года в приделе Архистратига Михаила и Небесных сил Бесплотных (южный) установлен большой, обрамлённый серебром крест, символизирующий страдания Христовы на Голгофе. Северный придел освящён во имя святителя Григория Богослова. Придельные иконостасы двухъярусные - в зимней, отапливаемой части храма потолки ниже. Стены обширной трапезной и приделов украшают многочисленные иконы в старинных киотах. Оклады относятся преимущественно к началу ХIХ века и отличаются мастерством техники, сложными многофигурными композициями. Полы выложены чугунными плитами. Трапезную и холодный храм соединяет резная арка с растительным орнаментом (аналогичным тому, что украшает иконостасы) и фигурами ангелов. Прямо перед ней установлена одна из почитаемых икон - мироточивая икона Святого Пантелеймона Целителя с частицей мощей. Над фронтоном арки, в золочёной оправе - "Воскресение Христово". В стенописи также широко используются растительные мотивы, они создают своего рода "рамы" для традиционных сюжетов на библейские темы. Росписи сплошь покрывают не только стены, но и потолки храма. Они выполнены темперой и стилистически тяготеют к академической манере ХIХ века, хотя расписывалась церковь уже в следующем столетии - в 1902 году. Стенопись неоднократно поновляли в советское время - в самом храме в 1942 и 1954 годах, в трапезной - в 1976 году.
Из журнала "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №322, 2018 г.