Церковь Димитрия Солунского в селе Морево Дмитровского района Орловской области является памятником архитектуры XVIII века, в конструкциях которого преобладают архитектурные детали XVII века. Начало строительства церкви - 1703 год. Построена церковь была в 1711 году руками талантливых русских мастеров. Согласно переписи священнослужителей, их жен и детей 1707-1711 гг. в Комарицкой волости Моревская церковь была единственной каменной церковью на территории современного Дмитровского района.
В этой церкви в 1723 году отпевали тело Дмитрия Кантемира (1674-1723), молдавского господаря, который в 1715 году основал слободу Дмитриевку, ставшую согласно указу императрицы Екатерины II от 25 июня 1782 года городом Дмитровском. Но похоронен Дмитрий Кантимир, также как и его младший сын Антиох Кантимир (1708-1744), в родовой усыпальнице в Москве. В послевоенное время и по сей день здание церкви используется под склад.
В архитектуре церкви Димитрия Солунского в селе Морево соединились тенденции как архаизирующие, так и принадлежащие нарышкинскому барокко. Традиционен объемный тип здания - четверик (1), перекрытый сомкнутым сводом. Архивольты (2) этих пышных и крупных порталов частично закрывают профили карнизов, почти соприкасаясь с наличниками восточных окон на боковых фасадах. Западных окон нет вообще. Здание церкви имеет характерные для XVII века парные колонки с ребром уголка между ними. В первом ярусе в их основании сделаны ширинки (3). Каждый наличник завершают фигурные разорванные фронтоны с гребнями. Между окнами северной стены выложен небольшой киот (4).
Кирпичные стены храма были покрыты обмазкой. Они завершены четырьмя декоративными закомарами (5), за которыми поднимается сомкнутый свод с восьмериком (6). Углы восьмерика украшены колонками на консолях (7), которые закрыты куполообразной кровлей и железной обивкой главы, сделанных при обновлении храма в 1800 году.
Особенность фасадного убранства этой церкви - лекальные кирпичи (8) с круглыми выступами, сгруппированными по три и вписанными между консолями карнизов. Внутри храма стены, переходящие в лотки свода, прорезаны под пятами свода многочисленными голосниками (9). Внутри церкви необычны своды алтаря. Три апсиды (10) уже снаружи кажутся слитными. Не имеют они перегородок и изнутри. Западная часть алтаря перерыта сомкнутым сводом, который без резких членений распадается к востоку на три ветви, соответствующие апсидам. Своды над окнами прорезают распалубки (11).
_________________________
Сноски:
(1) Четверик - в русском и украинском зодчестве 4-угольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов.
(2) Архивольты - обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.
(3) Ширинка - декоративная деталь оформления зданий в виде углубленного квадрата, нередко со вставками из цветных изразцов.
(4) Киот - остекленный ящик или шкафчик для икон.
(5) Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод и повторяющее его очертание.
(6) Восьмерик - в русской и украинской архитектуре XVII- XVIII вв. 8-угольное в плане сооружение или его часть (нередко - на 4-угольном основании, т.е. "восьмерик на четверике").
(7) Консоль - выступ в стене, подпирающий какую-либо выдающуюся часть постройки, например, балкон.
(8) Лекальный кирпич - кирпич, сделанный с помощью лекало - шаблона, модели, применяемых при изготовлении изделий сложного профиля.
(9) Голосники - небольшие керамические сосуды или камеры, закладываемые в стены или своды здания и обращенные своими отверстиями внутрь помещения, для акустики или облегчения конструкции.
(10) Апсида (иногда "абсида") - алтарный выступ на здании храма; обычно полукруглая ниша, покрытая полукупольным сводом, в восточной части византийских храмов для помещения алтаря; в древнерусских храмах было по три апсиды: для престола, ризницы и жертвенника.
(11) Распалубка - небольшой свод, образованный двумя криволинейными ребрами (между нервюрами готического крестового свода, между цилиндрическим сводом и врезанным в него проемом).