ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Дмитриевское. Церковь Димитрия Солунского.

Дмитриевская церковь


Церковь. Не действует.  
Престолы:Димитрия Солунского, Троицы Живоначальной, Илии Пророка
Год постройки:1815.
Адрес:
Ивановская область, Заволжский район, село Дмитриевское

Координаты:57.619716, 41.866155
Проезд:Проехав мост через реку Волга у Кинешмы в сторону Заволжска, свернуть налево и ехать асфальтом около 25 км. Асфальт разного качества, с выбоинами. На современных топокартах н.п. обозначен как Кистега.


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 апреля 2014
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
восточный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 апреля 2014
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
Роман
26 сентября 2009
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
1 октября 2008
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
1 октября 2008
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
1 октября 2008
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
южный придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 апреля 2014
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
Старые кресты с маковок
Роман
26 сентября 2009
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
трапезная, вид на северный придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 апреля 2014
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
нижний ярус колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 апреля 2014
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
Роман
26 сентября 2009
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
Роман
26 сентября 2009
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
1 октября 2008
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
1 октября 2008
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
1 октября 2008
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
1 октября 2008
Церковь Димитрия Солунского - Дмитриевское - Заволжский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  5 октября 2007

ДМИТРИЕВСКОЕ (ДМИТРОВСКОЕ)
ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО, 1 -я четв. 19 в.
Стоит на южной окраине села, расположенного на высоком правом берегу р. Березовка, впадающей в Шохну. Возведена в 1815 г. из кирпича и побелена. Храм сохранил традиционные композиционные особенности и детали барокко в сочетании с декором раннего классицизма.
Высокий двусветный четверик завершен выпуклой четырехскатной кровлей. Пять небольших луковичных глав установлены на квадратные со срезанными углами основания - барабаны (центральный световой). К основному объему примыкают пониженные апсида со скругленной восточной стеной и широкая трапезная с двумя приделами под общей высокой кровлей; придельные апсиды выступают у западных углов четверика. В центре западного фасада трапезной поставлена трехъярусная колокольня с высокой восьмигранной кровлей (диагональные грани узкие) и шпилем на барабане. Углы храма и трапезной скруглены, что придает объемам особую пластичность.
Первый ярус колокольни, трапезная, нижний ярус четверика и апсида объединены общим антаблементом с высоким фризом и модульонами под карнизом; окна — в барочных рамочных наличниках с ушами и филенками. Под окнами - фигурные фартуки. Во втором ярусе четверика скругления слегка заглубленных углов фланкированы плоскими пилястрами. Барабаны угловых глав украшены ложными окнами.
Стены всех ярусов колокольни прорезаны высокими арками. В нижнем ярусе по их сторонам поставлены парные пилястры; второй, самый выразительный, ярус оформлен портиками из полуколонн с треугольными фронтонами; третий, также с полуколоннами на флангах, завершен антаблементом с сухариками под карнизом. У боковых входов в храм сохранились декоративные металлические решетки 2-й трети 19 в. с ромбовидно-волнистым рисунком.
Четверик перекрыт восьмилотковым сводом с более узкими диагональными гранями и световым кольцом барабана, апсида - коробовым, переходящим в конху. В двустолпной трапезной - система коробовых сводов и конхи в придельных алтарях, над окнами распалубки.
Клеевая роспись в четверике и апсиде - характерный пример провинциальных стенописей 1-й трети 19 в. В яркой цветовой гамме превалируют красные, зеленые и чистые голубые тона. Поновлена маслом (в апсиде частично переписана) одновременно с росписью трапезной (почти полностью утрачена) во 2-й пол. 19 в. Наибольшего внимания заслуживает свод, где располагаются ограниченные штукатурными тягами библейские сцены. В динамичных по композиции "Жертвоприношении Авраама", "Лестнице Иакова" и "Убийстве Авеля" прослеживается влияние барокко. На южной и северной стенах между окнами верхнего света написаны отцы церкви и митрополиты, на западной стене - евангельские сюжеты в три яруса; две сцены Страстного цикла помещены на восточной стене над иконостасом.

Беляев. 1863, с. 1815; ИАК, 1909, вып. 31, с. 185.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 238-239

Статью добавил(а): Роман,  2 апреля 2012

Церковь построена на средства прихожан за один строительный сезон в 1815 г. и имела три придела в честь Троицы, пророка Ильи и Дмитрия Солунского. Она представляет собой бесстолпный пятиглавый храм с одной полукруглой в плане апсидой алтаря, двустолпной трапезной, имеющей два придела в виде полукружий алтаря и трехярусной колокольней. Полукруглые алтари приделов трапезной закрывают угловые пилястры северной и южной стен храма. Лестница на колокольню находится в толще ее северо-восточного столба.

Здание выполнено из кирпича. Применена традиционная сводчатая система перекрытий: в холодном храме - восьмилотковый сомкнутый свод, пересеченный кольцом светового барабана; над алтарем холодного храма - коробовый свод, переходящий в конху; в трапезной - система крестовых сводов и конхи над алтарями; над первым ярусом колокольни - восьмилотковый сомкнутый свод. Стены снаружи побелены по кирпичу.

Церковь имеет строго симметричную композицию в отношении главной оси запад-восток. Две мощные вертикали - "второй этаж" холодного храма, увенчанный пятиглавием на четырехгранном куполе, и два верхних яруса колокольни со шпилем на граненом барабане - поставлены на низкий "пьедестал" - первый этаж церкви (трапезную, перекрытую трехскатной кровлей, алтарь, первый ярус четверика и колокольни), объединенный единым неполным антаблементом (отсутствует архитрав).

Декор церкви представляет собой упрощенный вариант петровскоелизаветинского барокко. Карниз неполного антаблемента, опоясывающий "первый этаж" всего культового сооружения, украшен очень крупными упрощенными модильонами. Памятник интересен скругленными восточными углами четверика холодного храма и западных углов трапезной. Северная и южная стены четверика декорированы плоскими пилястрами, антаблемент над которыми раскрепован. Разница в толщине стен между первым и вторым "этажами" четверика отмечена уступом. Второй, более высокий "этаж" четверика имеет высокие, стройные лучковые оконные проемы, обрамленные наличниками с "ушами", треугольными сандриками и лежачей впадиной между наличником и сандриком. Окна "первого этажа" четверика и трапезной отличаются от описанных лишь отсутствием сандрика. Дверные проемы северного и южного фасадов четверика имеют лучковые проемы с сандриками.

Колокольня характерна классическим декором. По сторонам стройных арочных проемов первого яруса - спаренные пилястры тосканского ордера. Второй ярус декорирован полуколоннаями тосканского ордера, а стройные арки звона помещены в прямоугольных нишах. Между вторым и третьим ярусами колокольни - упрощенный антаблемент (без архитрава) и треугольные фронтоны на каждом фасаде. Третий ярус украшен ризалитами, образованными раскреповками тосканского ордера, полуколонны которого фланкируют арки звона. Карниз неполного антаблемента (отсутствует архитрав) украшен упрощенными модильонами. На гранях барабана колокольни, несущего граненый купол и шпиль, - лучковые ниши.

Все помещения церкви анфиладно связаны разновеликими арочными проемами, расположенными по главной оси. Размер помещений: холодного храма - 8,49х7,12 м, алтаря - 4,94х5,03 м, трапезной - 8,86х16,56 м. Характерен сильный контраст очень высокого двусветного холодного храма с низким, как бы распласстанным интерьером трапезной.

Интерьер характеризуется почти полным отсутствием декоративных элементов. Лишь широкая горизонтальная тяга отделяет "первый этаж" холодного храма от второго. Выразительную пластику интерьера слагают своды и распалубки проемов. В северном портале храма и его нижних окнах сохранились кованые металлические решетки красивого рисунка.

Четверик и трапезная Дмитриескиой церкви были расписаны, очевидно, сразу после сооружения храма, т.е. в конце 1810-начале 1820-х гг., в технике клеевой живописи. Во второй половине XIX в. были прописаны маслом фоны, прописаны и частично переписаны композиции в своде апсиды и в нижнем регистре четверика. Сохранность первоначальной живописи относительно хорошая. Сильным разрушениям красочного слоя подвержены прописанные участки.

Система размещения сюжетов на стенах и в своде четверика соответствует архитектурным членениям. Композиции на темы Ветхого Завета в лотках свода обрамлены профилированными штукатурными тягами и имеют форму треугольника с вогнутостью вверху. Восточный "треугольник" занят изображением Ветхозаветной Троицы. Три других поделены на две части вертикальной линией разгранки и заполнены двумя композициями каждый. В целом, живописное заполнение свода имеет форму "георгиевского" креста.

Свод отделен от стен многообломным штукатурным карнизом. С учетом зеркальной симметричности живописный декор северной и южной стен четверика идентичен: в простенках окон второго света помещены фигуры трех московских патриархов (на северной стене) и трех отцов церкви (на южной). На западной стене, в верхней ее части, отделенной профилированной штукатурной тягой, в два яруса расположено шесть одинаковых квадратных композиций, иллюстрирующих евангельские темы. В нижней части стены, по сторонам прохода в трапезную, располагаются большие прямоугольные сцены "Христос в доме Марфы и Марии" и "Христос и женщина-грешница". В верхних углах восточной стены помещены "Снятие со креста" и "Моление о чаше", фланкирующие верхнюю часть несохранившегося иконостаса.

Расположение сюжетов на своде апсиды более свободно, хотя также подчинено центрально-осевой симметрии. Центральное положение занимает "Тайная вечеря", к се- веру и югу от нее в овальных медальонах написаны "Встреча Марии и Елизаветы" и "Благовещение".

Особый интерес представляет стиль росписей четверика и апсиды, целиком восходящий к искусству XVIII в., к монументальной живописи палехского круга. Динамичные композиции строятся на взаимодействии стремительных, полных пафоса диагональных движений. Характерны волнующиеся, взвихренные складки одеяний, резкие ракурсы, смелые развороты фигур, обилие профильных изображений, округлые лица. В иконографии XVIII в. изображены отцы церкви и московские митрополиты. Чистые, почти прозрачные цвета образуют яркую красочную гамму, в которой выделяются красные, зеленые, голубые тона, специфическая оливковая карнация лиц.

Меньшее художественное значение имеют росписи трапезной, выполненные в технике масляной живописи не ранее последней трети XIX в. и чрезвычайно плохо сохранившиеся.

Церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена на гос.учет в 1971 г. Она была закрыта в середине 1930-х гг. и передана под зерносклад местному колхозу, который располагается здесь и поныне. Церковь после закрытия целенаправленно не разрушалась, из нее лишь вынесли утварь и разобрали иконостас. В настоящее время сохранность ее в целом удовлетворительная. Исключение лишь составляют частью покосившиеся, частью рухнувшие главы завершения на храме, шпиль на колокольне и протекающая кровля. В оконных рамах отсутствует стекло, но почти все они забиты досками.

По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 г. 

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.