ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лучкино. Церковь Михаила Архангела.


Лучкино. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела, Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1804 и 1812.
Адрес:
Ивановская область, Южский район, Лучкино

Координаты: 56.539673, 41.633811
Проезд:На дороге Дубакино-Холуй



Церковь Михаила Архангела, , Лучкино, Южский район, Ивановская область
Иван Матершев
8 января 2006
Церковь Михаила Архангела, , Лучкино, Южский район, Ивановская область
Олег Худяков
7 августа 2013
Церковь Михаила Архангела, Фото с сайта http://wiki.ivanovoweb.ru/index.php/Лучкино<br>, Лучкино, Южский район, Ивановская область
Фото с сайта http://wiki.ivanovoweb.ru/index.php/Лучкино
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 декабря 2007

ЛУЧКИНО. ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА, нач. 19 в.

Стоит на главной улице в центре древнего села, известного со 2-й пол. 16 в. как вотчина княгини Феодосии Пожарской, в 1572 г. пожертвованная ею в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Стройный храм, доминирующий в сельской застройке, сооружен в 1804-12 гг. Прежде вблизи церкви с северной стороны стояла шатровая колокольня (разобрана), а весь комплекс, включая кладбище с каменной часовней (также к северу от храма), был обнесен оградой (не сохр.). Кирпичное, покрытое тонкой обмазкой и побеленное здание выполнено в формах барокко. Характерна для этого стиля и композиция храма типа восьмерик на четверике с трехчастным планом.

Основной двусветный квадратный в плане четверик с фронтонами над каждой стеной несет широкий восьмерик с удлиненной куполообразной кровлей, увенчанной маленьким световым восьмеричком и луковичной главой на низкой граненой шее. Алтарь и трапезная понижены до уровня первого света четверика. Суженный алтарь имеет традиционную пятигранную форму и высокую кровлю; широкая прямоугольная, сильно вытянутая в длину двухчастная трапезная дополнена в центре западного фасада небольшим, еще более низким входным тамбуром - притвором. Нарядность фасадному декору четверика придают пилястры, многопрофильные карнизы с зубчиками, фронтоны и развитые барочные наличники с ушами, фартуками и высокими лучковыми сандриками - бровками. Двухъярусные пилястры (на краях фасадов - парные, с выпуском угла) делят стены на три прясла, с порталом в центре северного фасада. Стены трапезной и алтаря покрыты горизонтальным рустом, с раскреповкой углов и простыми ленточными обрамлениями окон. Интересны сохранившиеся местами ажурные металлические подзоры кровель.

В интерьере двухступенчатые тромпы обеспечивают переход к восьмерику, перекрытому восьмилотковым сомкнутым сводом со световым кольцом в центре. Окна обоих ярусов с коваными решетками крещатого рисунка по местной традиции помещены в глубокие вертикальные ниши. Алтарь имеет коробовый свод с граненой конхой и распалубками; трапезная разделена стеной на два помещения - с теплым храмом в восточном, перекрытом поперечным лотковым сводом, и собственно трапезной - в западном, с системой коробовых сводов, опирающихся на два столба. Над притвором - коробовый свод с лотком с запада. Интересно расположение проемов, соединяющих две части трапезной: один, более крупный, - на главной оси, второй - смещенный к югу.

Роспись храма разновременна. В сводах восьмерика, алтаря и в нижнем ярусе колокольни (сохр. фрагментарно) клеевая роспись выполнена в нач. 19 в., масляная живопись на стенах четверика и в трапезной (сохр. фрагментарно) - в кон. 19 в. Клеевая роспись - незаурядный памятник в стиле классицизма. Ее колорит отличается благородством цветовых сочетаний. Плотный фиолетовый фон свода переходит в бирюзово - голубой ближе к центру. Восьмилотковый свод, отделенный в основании рисованным антаблементом, имеет необычную композицию: на четырех диагональных лотках на невысоких пьедесталах написаны гризайльные изображения архангелов; на северном и южном лотках - церковные атрибуты, а на западном в круглом медальоне - «Рождество Христово».

Масляная роспись имеет многочисленные утраты. Краски сильно потемнели. Разнообразная конфигурация композиций и их расположение подчеркивают выраженный вертикализм интерьера. В восьмерике живопись расположена в два яруса: в верхнем написаны фигуры апостолов, в нижнем — евангельские сцены. В четверике евангельские сюжеты также размещены в два яруса. На северной и южной стенах они фланкируются рисованными колоннами с карнизом; на западной стене по сторонам «Страшного суда» написаны сцены в овальных рамах.

Высокий четырехъярусный иконостас - оригинальная стилизация в духе барокко (иконы и многие детали утр.). Его композиция с устремленными ввысь узкими верхними ярусами удачно вписана в пространство интерьера. Два нижних яруса с легкими заворотами на боковые стены завершены фронтоном. Заглубленные иконы в центре во всех ярусах обрамлены выступающими двухколонными портиками. Иконостас богато декорирован массивными витыми колонками с цветочными гирляндами и пышными, несколько тяжеловатыми резными обрамлениями икон. Фон иконостаса серый, детали позолочены. Композицию интерьера дополняют высокие трехъярусные киоты между окнами боковых стен. Их убранство гораздо более скромное и сдержанное. Иконостас южного придела трапезной и киоты в трапезной и приделе выполнены в духе эклектики в кон. 19 в.

Борисов, 1851; Тихонравов, 1855; Борисов, 1858; Семенов, 1863, с. 110—111; Березин, Добронравов, 1898, с. 273-275. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 659-662



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.