ЛУЧКИНО. ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА, нач. 19 в.
Стоит на главной улице в центре древнего села, известного со 2-й пол. 16 в. как вотчина княгини Феодосии Пожарской, в 1572 г. пожертвованная ею в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Стройный храм, доминирующий в сельской застройке, сооружен в 1804-12 гг. Прежде вблизи церкви с северной стороны стояла шатровая колокольня (разобрана), а весь комплекс, включая кладбище с каменной часовней (также к северу от храма), был обнесен оградой (не сохр.). Кирпичное, покрытое тонкой обмазкой и побеленное здание выполнено в формах барокко. Характерна для этого стиля и композиция храма типа восьмерик на четверике с трехчастным планом.
Основной двусветный квадратный в плане четверик с фронтонами над каждой стеной несет широкий восьмерик с удлиненной куполообразной кровлей, увенчанной маленьким световым восьмеричком и луковичной главой на низкой граненой шее. Алтарь и трапезная понижены до уровня первого света четверика. Суженный алтарь имеет традиционную пятигранную форму и высокую кровлю; широкая прямоугольная, сильно вытянутая в длину двухчастная трапезная дополнена в центре западного фасада небольшим, еще более низким входным тамбуром - притвором. Нарядность фасадному декору четверика придают пилястры, многопрофильные карнизы с зубчиками, фронтоны и развитые барочные наличники с ушами, фартуками и высокими лучковыми сандриками - бровками. Двухъярусные пилястры (на краях фасадов - парные, с выпуском угла) делят стены на три прясла, с порталом в центре северного фасада. Стены трапезной и алтаря покрыты горизонтальным рустом, с раскреповкой углов и простыми ленточными обрамлениями окон. Интересны сохранившиеся местами ажурные металлические подзоры кровель.
В интерьере двухступенчатые тромпы обеспечивают переход к восьмерику, перекрытому восьмилотковым сомкнутым сводом со световым кольцом в центре. Окна обоих ярусов с коваными решетками крещатого рисунка по местной традиции помещены в глубокие вертикальные ниши. Алтарь имеет коробовый свод с граненой конхой и распалубками; трапезная разделена стеной на два помещения - с теплым храмом в восточном, перекрытом поперечным лотковым сводом, и собственно трапезной - в западном, с системой коробовых сводов, опирающихся на два столба. Над притвором - коробовый свод с лотком с запада. Интересно расположение проемов, соединяющих две части трапезной: один, более крупный, - на главной оси, второй - смещенный к югу.
Роспись храма разновременна. В сводах восьмерика, алтаря и в нижнем ярусе колокольни (сохр. фрагментарно) клеевая роспись выполнена в нач. 19 в., масляная живопись на стенах четверика и в трапезной (сохр. фрагментарно) - в кон. 19 в. Клеевая роспись - незаурядный памятник в стиле классицизма. Ее колорит отличается благородством цветовых сочетаний. Плотный фиолетовый фон свода переходит в бирюзово - голубой ближе к центру. Восьмилотковый свод, отделенный в основании рисованным антаблементом, имеет необычную композицию: на четырех диагональных лотках на невысоких пьедесталах написаны гризайльные изображения архангелов; на северном и южном лотках - церковные атрибуты, а на западном в круглом медальоне - «Рождество Христово».
Масляная роспись имеет многочисленные утраты. Краски сильно потемнели. Разнообразная конфигурация композиций и их расположение подчеркивают выраженный вертикализм интерьера. В восьмерике живопись расположена в два яруса: в верхнем написаны фигуры апостолов, в нижнем — евангельские сцены. В четверике евангельские сюжеты также размещены в два яруса. На северной и южной стенах они фланкируются рисованными колоннами с карнизом; на западной стене по сторонам «Страшного суда» написаны сцены в овальных рамах.
Высокий четырехъярусный иконостас - оригинальная стилизация в духе барокко (иконы и многие детали утр.). Его композиция с устремленными ввысь узкими верхними ярусами удачно вписана в пространство интерьера. Два нижних яруса с легкими заворотами на боковые стены завершены фронтоном. Заглубленные иконы в центре во всех ярусах обрамлены выступающими двухколонными портиками. Иконостас богато декорирован массивными витыми колонками с цветочными гирляндами и пышными, несколько тяжеловатыми резными обрамлениями икон. Фон иконостаса серый, детали позолочены. Композицию интерьера дополняют высокие трехъярусные киоты между окнами боковых стен. Их убранство гораздо более скромное и сдержанное. Иконостас южного придела трапезной и киоты в трапезной и приделе выполнены в духе эклектики в кон. 19 в.
Борисов, 1851; Тихонравов, 1855; Борисов, 1858; Семенов, 1863, с. 110—111; Березин, Добронравов, 1898, с. 273-275. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 659-662