Вскрытие мощей блаженного Киприана Суздальского в 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского района
На рубеже 16–17 в. в урочище около с. Петровское (ныне Лежневского района Ивановской области, до 1918 г. – Ковровского уезда Владимирской губернии) подвизался юродивый Киприан. Скончался он 22 июля 1622 г. Похоронен был в с. Воскресенское, т.к. являлся прихожанином именно этого села, кроме того, как гласит его житие, такова была его воля, о которой чудесным образом стало известно. Вскоре появилась традиция его местного почитания. Описывали его так: «…подобием рус исчерна, власы с ушей повились, брада подобие Богослова, раздвоилась, в свите зеленой, ноги босы, руце молебныя». В 1751 г. владелец с. Воскресенское князь Голицын построил над могилой блаженного придел к храму.
Перед революцией началась работа по сбору материала для его канонизации. Фиксировались чудеса исцеления, произошедшие на его могиле. Революция прервала эту работу.
О дальнейшей его судьбе многие сайты, в т.ч. и сайт храма с. Петровское, около которого жил блаженный Киприан, повествуют следующее. Якобы в 1936 г. ивановский епископ Борис (Воскобойников) принял решение изъять мощи блаженного из храма для спасения их от поругания, но работники НКВД, узнав об этом, под покровом ночи вскрыли раку Киприана и вывезли его останки в неизвестном направлении. Дальнейшая судьба мощей неизвестна [1].
Этому противоречат данные из книги священника А.А. Федотова «Сборник статей», в которой приводятся протоколы допроса епископа Бориса (Воскобойникова), который «уличался» в том, что «принимал участие в антисоветской деятельности контрреволюционных групп церковников и монашества, ликвидированных в 1937 году в г. Иваново и Лежневском районе». Из текстов допросов следует, что мощи по благословению епископа были положены в новый гроб и перенесены из склепа в церковь 6 февраля 1937 г., т.е. позднее даты, когда их якобы уже ликвидировали. Перенос мощей поручен был священнику с. Воскресенское Иоанну Казанскому. Вскоре после этого епископ Борис (Воскобойников), священник с. Воскресенское Иоанн Казанский и лежневский священник Николай были арестованы. В конце 1937 г. епископ Борис (Воскобойников), уже находясь в ссылке в Казахстане, был расстрелян [2].
До настоящего времени сохранилась дубрава, где жил блаженный Киприан. В этой дубраве сохранилась непересыхающая яма с чистой родниковой водой, которую называют «ключик блаженного Киприана» [3]. До 1950-х гг. верующими людьми там сохранялась землянка, в которой жил святой, однако в период хрущевских антицерковных акций она была уничтожена. Ныне известно лишь приблизительное место, где землянка находилась [1].
Так что же произошло с мощами? Несколько лет назад мне в Государственном архиве Российской Федерации попал в руки Акт ликвидации мощей блаженного Киприана в закрытой церкви с. Воскресенском Лежневского района от 1938 г. Акт гласит, что ликвидация мощей состоялась 20 февраля 1938 г. Согласно акту осмотра, сохранилась верхняя и нижняя челюсть (буровато-желтого цвета), а 4 ребра и лучевая кость правого предплечья были лишние. «Гроб и холсты из него были в присутствии членов комиссии сожжены». Мощи сначала отправили в Иваново, а потом в Москву, в Антирелигиозный музей. Верующие якобы не были против ликвидации мощей [4].
Чем же примечателен факт этой ликвидации мощей? Как известно, кампания по вскрытию мощей началась осень 1918 г. со вскрытия в Олонецкой губернии мощей св. Александра Свирского. На 1919–1920 гг. приходится разгар кампании, в частности в 1919 г. вскрыты мощи во Владимире, Суздале, Муроме, Юрьев-Польском, Переславле-Залесском, в 1920 – в Ростове. К 1922 г. кампания исчерпывает себя. Так, в это время вскрывают мощи св. Иннокентия Иркутского (раньше это помешала сделать Гражданская война) и католического мученика Анджея Боболы (Полоцк). Согласно данным «Православной энциклопедии», кроме публичных вскрытий мощей, были непубличные, обычно происходили они во время изъятия церковных ценностей. Последние публичные вскрытия мощей «Православная энциклопедия» относит к «концу 1920-х – началу 1930-х гг.», но упоминает при этом лишь вскрытие мощей св. Анны Кашинской в Кашине в январе 1930 г. Встречаются упоминания, что в 1932 г. при закрытии церкви Воскресения «словущего» в Москве из нее планировалось изъять мощи князя Даниила Московского, но те неожиданно исчезли, возможно, их скрыли верующие. В годы Великой Отечественной войны немецкие власти передали верующим Киево-Печерскую лавру со множеством мощей в пещерах. Вероятно, в ответ на это советские власти в 1946–1948 гг. вернули Русской православной церкви мощи примерно 10 святых.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что вскрытие мощей блаженного Киприана Суздальского в 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского района было последним вскрытием мощей на территории нашей страны.
[1] http://www.petrovskoe.com/histor.htm (дата обращения - 21.11.2012)
[2] Федотов А. А. Сборник статей. – Иваново, 2006. – 371 с.
[3] Бачев И. Там, где жил блаженный Киприан // Рабочий край, 2001, 27 апреля.
[4] ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 698. Л. 53-59.
// Ершов А.Л. Вскрытие мощей блаженного Киприана Суздальского в 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского района // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века: Мат-лы ХII Международ. науч. конф., Иваново, 20–21 февраля 2013 г. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 2013. – Ч. 1. – С. 137–139.