ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Лядины. Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Богоявления Господня
Архитектурный стиль:Многоглавые храмы
Год постройки:1793.
Адрес:
Россия, Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Лядины

Координаты:61.559895, 38.322784




Добавить фотографию
Сортировка:


Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Евгений Шелковников
12 октября 2016
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Евгений Шелковников
12 октября 2016
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Евгений Шелковников
12 октября 2016
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Вид с юго-востока
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
7 января 2016
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Илья Смирнов
23 июня 2018
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Вид с востока
Алексей Гоманьков
10 августа 2017
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Вид с северо-запада
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
7 января 2016
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Вид с юго-запада
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
7 января 2016
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Вид с юго-запада
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
7 января 2016
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
вид с северо-запада, итоговая перекраска, вторая по счету
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 июля 2014
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
восточный фасад, итоговая перекраска, вторая по счету
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 июля 2014
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
вид с юго-востока, итоговая перекраска, вторая по счету
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 июля 2014
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 марта 2013
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
JohnIngham
19 сентября 2011
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 августа 2010
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Илья Смирнов
12 июля 2006
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
август 2002
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Илья Смирнов
23 июня 2018
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Халтура. Пазл не сложился, горе-реставраторы не стали мудрствовать
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
30 июня 2014
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
JohnIngham
26 июня 2014
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
JohnIngham
19 сентября 2011
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
JohnIngham
17 сентября 2011
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
JohnIngham
17 сентября 2011
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Илья Смирнов
12 июля 2006
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Крыльцо-паперть
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
7 января 2016
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
JohnIngham
26 июня 2014
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
JohnIngham
26 июня 2014
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
JohnIngham
26 июня 2014
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
"Небо" крыльца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 августа 2010
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 июня 2015
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Процесс реставрации
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
16 июля 2008
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1900
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1880
Лядинский погост. Церковь Богоявления Господня - Лядины - Каргопольский район - Архангельская область
Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга,  25 декабря 2011

Храмы Лядинского погоста. Церковь во имя Богоявления Господня

На территории Лядинского погоста до нашего времени сохранились два храма второй половины XVIII века. Один из них - шатровый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы  (1743 или 1761 год). Другой – двенадцатиглавая церковь во имя Богоявления Господня – был построен в 1793 году, а его шатровая колокольня – в 1820 году [1, 4, 5]. Первые письменные упоминания о них встречаются в Писцовой книге Петра Воейкова и дьяка Ивана Льговского, составленной в 1616-1619 годы. В «Дозорной по Каргополю книге» (1648 год) содержаться следующие данные: «Волость Ледина, а в ней на погосте церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да другая церковь страстотерпца Георгия, строение приходных людей» [4]. Однако есть свидетельства о гораздо более раннем времени появления первого деревянного храма на территории Ледин. Его древний храмовый образ – икона великомученика Георгия - датируется концом XV века [3]. Неизвестно, просуществовал ли храм второй половины XV столетия до конца XVIII века (наиболее вероятно, что он поновлялся, а, скорее всего, и возобновлялся), и мы не располагаем данными о его облике. Известно только, что старинная икона святого Георгия бережно сохранялась в Богоявленском храме Лядинского погоста, выстроенном на месте Георгиевской церкви. Именно оттуда ее передали в собрание Государственного Эрмитажа.

Храм во имя Богоявления Господня относится к группе многоглавых деревянных церквей «обонежского типа» [5]. В основу его положена простая четырехугольная клеть, которая служит основанием для широкого восьмерика. Сопоставление двух объемов создает несколько необычный эффект: по ширине четверик лишь немного превосходит восьмигранник, а по высоте он значительно больше его. Такие пропорции можно назвать существенным отличием от ближайшего аналога Богоявленской церкви – храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах (1764 год). Столь неожиданное распределение масс усилено и расположением глав: пять из них венчают невысокую восьмискатную кровлю восьмерика. Они поставлены на четырех скатах кровли (по сторонам света) и в центре. Еще четыре главки неизвестный зодчий разместил на выступающих углах нижнего яруса. Интересно, что их высота (вместе с барабанами и крестами) равна высоте восьмерика. Этот прием позволил соединить все ярусы храма в единое целое. Еще три главки украшают бочку над алтарным прирубом.

Количество главок на ярусах и апсиде (четыре и пять, т.е. девять, плюс еще три) несомненно, имело не только декоративное, но и символическое значение. Число пять в православной иконографии толковалось как «мистическое единение земной церкви, поврежденного человечества со Спасителем», евангельскую проповедь во все концы мира. Цифра четыре понималась как символ Небесного Иерусалима и Новозаветной Церкви. Число три издревле обозначало три лица Святой Троицы. Наконец, девятка символизировала гармонически устроенную структуру, завершенность и совершенство (девять чинов ангельских, девять песен православного канона и т.д.). Она была связана с символикой христианской модели мира и, в конечном итоге, воспринималась как образ Новой Церкви с ее Главой – Спасителем [8]. Все эти грани общей символической программы соответствуют православному толкованию праздника, во имя которого освящен храм.

Крещение Господне в церковной традиции - обновление человеческой природы, очищение ее от греха и приуготовление к жизни вечной. В более широком смысле, крещение - это второе рождение для Вечной жизни и смерть для жизни греховной. Без него невозможно войти в Царствие Небесное – Горний Иерусалим. Второе название праздника – Богоявление - указывало на явление всех трех Лиц Святой Троицы у вод Иордана. «…И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Матф. 3, 16-17). Таким образом, значение главок на четверике и восьмерике не исчерпывается тем, что многоглавие «… ставит церковь Лядинского погоста между церковью Кижского погоста и церквами пятиглавыми, причем она, конечно, более близка к последним, так ее пятиглавие сильно подчеркнуто, будучи выделено в самостоятельную группу» [6]. В данном случае, архитектурное решение раскрывает глубокую сущность посвящения церкви.

При сравнении Богоявленского храма с церковью Покрова в Кижах можно отметить несколько своеобразных черт в архитектуре первого из них. Его главки не имеют под собой постаментов, а поставлены непосредственно на кровле. Другие девятиглавые церкви этого района, как правило, увенчаны (или были увенчаны) шатром и восьмью главками вокруг него: Ильинская церковь в Чухчерьме (1657 год), Сретенская церковь (1688 год) в селе Заостровье близ Архангельска. В этих двух случаях главки тоже установлены прямо на кровле, что свидетельствует о некоторой преемственности между храмами XVII и XVIII веков, хотя мастер, создавший Богоявленскую церковь, не повторил буквально ни их завершение, ни завершение храма в Кижах. Главки церкви Лядинского погоста сохранили нарядное покрытие лемехом. Оно замечательно гармонирует с резными завершениями полиц, покрывающих грани кровли. К сожалению, изначальная поверхность храма скрыта позднейшей обшивкой тесом, но и ее попытались несколько «облагородить». Так, углы восьмерика получили декоративное оформление, а небольшие повалы восьмерика и четверика решены в виде фигурных карнизов (для создания иллюзии они соответствующим образом окрашены). Все эти новшества незначительно исказили первоначальную строгую прелесть храма, но и привнесли некую новую ноту в звучание его облика.

Отдельного упоминания заслуживают алтарный выступ и крыльцо, примыкающее с запада к трапезной. Алтарь отличает очень сложная композиция. Он имеет три выступа и одиннадцать (!) граней. Средняя – пятигранная его часть выступает дальше, чем две боковых – трехгранных. Средняя часть алтаря покрыта бочкой, боковые же имеют двускатное перекрытие [4]. Такой облик может свидетельствовать о существовавших некогда приделах храма, или выделенных боковых частях алтаря: жертвеннике и диаконнике, что для деревянного зодчества было явлением довольно редким.

Весьма своеобразно выглядит западное крыльцо [2]. Высокая лестница-всход окружена гульбищем и закрыта небольшой по высоте, но сложной по конструкции кровлей на четырнадцати резных столбиках. К двускатному перекрытию как бы добавлены спереди еще три грани. Все это сооружение обрамляет пятигранная полица с очень большим выносом. Такой «навес» вероятно, хорошо защищал от влаги не только само крыльцо, но и близлежащую территорию. Среди храмовых крылец аналогов этой искусной выдумке зодчего пока не найдено, но очень похожая (хотя и не идентичная) кровля перекрывает (или перекрывала) алтарный прируб Никольской церкви в Малошуйке (1638 год) и четырехгранные прирубы Богородичной церкви в Верховье (Тарногский район Вологодской волости, XVII век) [9].

Колокольня Богоявленского храма по времени представляет собой довольно позднее сооружение. Ее поставили только в 1820 году (данных о более ранней колокольне пока не найдено). Это весьма распространенный тип северных колоколен: на невысоком четырехугольном срубе поставлен высокий, рубленный «в шап» или «в лапу» восьмерик, увенчанный массивным шатром [7, 10]. Внутренний каркас колокольни состоит из девяти столпов. Центральный опорный столп пронизывает всю конструкцию, а восемь столпов закрепленны на внутренней поверхности венцов восьмерика. Их верхние концы украшены резьбой и образуют проемы яруса звона. Шатер покрыт рядами теса с резными концами, а главка и шейка украшены лемехом.

В книгах описей церковного имущества можно найти на редкость подробное описание этой колокольни на 1841 год: «…колокольня деревянная, шатровая, рубленная в сруб, восьмистенная, а низ под него о четырех стенах, где устроен анбар для склада хлеба, жертвуемого прихожанами в церковь, и помещение для иных вещей. Высота с крестом и шатром 17 сажен, а ширина в основании – 3 сажени с полуаршинном. На ней пять колоколов». Как следует из этой записи, подбор на колокольне был небольшим. Среди упомянутых пяти колоколов ни один не имел значительного веса: «Вес колоколов: 25 пудов 18 фунтов; 6 пудов, 3 пуда, 2 пуда, один пуд» [11]. Время изготовления колоколов в описи не указано. Можно предположить, что старинных среди них на тот момент уже не было.

Библиография:

[1] Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л., 1982. С.: 47-49

[2] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 189, 190

[3] Нерсесян Л.В. Видение пророка Даниила в русском искусстве XV-XVI веков // Мир истории. 2000. №3; Косцова А. С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. Иконопись, книжная миниатюра и орнаментика. XIII—XVII века. СПб., 1992. № 59 ил. на с.172-175; Искусство земли Вологодской XIII—XX веков. Каталог выставки. Авт.-сост. В.В.Воропанов, А.В.Пантелеев, А.А.Рыбаков. М., 1990. № 21, ил. на с. 63; Сто икон из фондов Эрмитажа. Л., 1982. № 13, с. 37—38; Рыбаков А.А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М., 1995

[4] Суслов В.В.Церкви на Лядинском погосте Олонецкой губернии Каргопольского уезда // Художественные сокровеща России. 1901. Т.1. №4. С.: 55

[5] Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М., 1979. С.: 129, 152

[6] Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1916. С.: 276

[7] Гунн Г.П. Каргополье-Онега. М., 1984. С.: С.: 68-74

[8] Кириллин В.М. Символика чисел в литературе Древней Руси (XI-XVI века). Спб., 2000. С.: 30, 119, 120, 230

[9] Изображения можно посмотреть по этим адресам:

http://www.onegaonline.ru/dz2/seef.asp?razdel=%CC%E0%EB%EE%F8%F3%E9%EA%E0&zag=198 и http://www.archnadzor.ru/2010/12/06/russkoe-derevo-3/

[10] Крохин В.А. Система построения формы в древнерусском деревянном зодчестве XVI-XVIII веков. С.: 197-246 // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. Вып.4. М., 1976. С.: 221, 223

[11] Давыдов А.Н. Описи церковного имущества как источник по истории колоколен, колоколов и звонов в деревнях и уездных городах России (на материалах Русского Севера конца XVIII – начала XIX века) // Массовые источники Отечественной истории. Архангельск, 1999. С.: 72, 82


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  27 августа 2017

Богоявленская церковь, 1793 г.

«Лядинский погост расположен на открытой ровной площадке на краю группы деревень, улицы которых ведут к погосту. Погост включает шатровую Покровско-Васильевскую церковь 1743 г., многоглавую Богоявленскую церковь 1793 г. и колокольню «восьмерик на четверике», покрытую шатром. Своеобразно по композиции большое западное крыльцо Богоявленской церкви. В трапезной под обшивкой 1905 г. сохранились два древних резных столба». Погост сохранился, Богоявленская церковь реставрируется.

http://www.archnadzor.ru/2011/03/05/russkoe-derevo-5/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.