ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Дунилово. Успенский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1819.
Адрес:
Ивановская обл, Шуйский р-н, с. Дунилово

Координаты:57.005825, 41.422425




Добавить фотографию
Успенский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Дунилово - Шуйский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
24 августа 2011
Успенский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Дунилово - Шуйский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 апреля 2006
Успенский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Дунилово - Шуйский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
24 августа 2011
Успенский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Дунилово - Шуйский район - Ивановская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 февраля 1991
Успенский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Дунилово - Шуйский район - Ивановская область
Алексей Кротов
9 июня 2017




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  25 февраля 2011

Церковь Успения.
Хороший пример классицистического храма с выразительной композицией - ротондой на основном четверике. Оригинальным для этого типа является компактное пятиглавие (средняя глава значительно выше боковых), венчающее яйцевидный купол, а также развитые актовые портики боковых фасадов. Традиционно ориентированы по общей продольной оси двусветные, как и четверик, объемы: полукруглая апсида, равная по ширине четверику без портиков; прямоугольная трапезная, растянутая и развитая на ширину портиков; невысокая двухъярусная колокольня. Симметрию планировочного построения нарушает лишь поздний притвор-переход между трапезной и колокольней. Во всех основных объемах нижние проемы прямоугольные, верхние - круглые; ярусы света на фасадах трапезной и апсиды (выделенной дополнительно ленточным рустом) разделены пояском. В простенках высоких арочных окон ротонды поставлены парные полуколонны, поддерживающие антаблемент. Высокие барабаны чешуйчатых маковичных главок декорированы пилястрами и колонками.
Два четвериковых яруса колокольни прорезаны высокими стрельчатыми арками, обрамленными пилястровыми портиками. Небольшой купол увенчан миниатюрной главкой, нижний ярус колокольни - крестовым сводом.
Основной объем перекрыт куполом, барабан которого опирается на скругленные тромпы; апсида - конхой, трапезная - системой крестовых сводов на подпружных арках, опирающихся на два сдвинутых к восточной стене крещатых столба.
Клеевая роспись в основном объеме и трапезной выполнена в 1-й трети 19 в. с применением графьи. Забелена внизу в четверике, частично утрачена в трапезной. Одно из выдающихся произведений палехско - шуйского круга с оригинальным сочетанием классицистических форм архитектурно-живописного декора и архаизирующей манеры письма в духе древнерусской живописи кон. 17 в. в сюжетных композициях. В трактовке ликов, архитектурных и пейзажных фонов заметно влияние барокко. Иконописные традиции прослеживаются в тщательной проработке одеяний, системе пробелов на складках. Наиболее яркими примерами этой манеры письма являются роспись восточной стены апсиды и сцена "Страшный суд" в трапезной, точно следующие древнерусской иконографии. Им присущи выписанность деталей, некоторая измельченность вытянутых фигур с небольшими головками. Гризайльный архитектурный декор играет большую роль в живописном ансамбле, обогащает внутреннее пространство храма, придавая ему большую четкость и законченность. Чрезвычайно эффектна цветовая гамма росписей. На бледно-зеленом фоне стен ярко выделяется белая, охристая и светло-фиолетовая гризайль. В композициях преобладают красочные, насыщенные тона: темно-вишневые, фиолетово-розовые, темные оттенки охры и бирюзовый. Нимбы позолочены.
В куполе написана "Новозаветная Троица" и ангельские чины (в значительной мере утр.). В барабане, окаймленном вверху лепным карнизом, а внизу широким гризайльным фризом, в простенках размещены пророки. Их изображения фланкированы пилястрами, объединенными килевидными перемычками. Рисованный антаблемент в верхней части стен раскрепован по боковым осям с помощью светотеневой моделировки. Над "заглубленной" центральной частью написаны арки, в которые помещены крупные композиции, а в тромпах - евангелисты в овальных обрамлениях. Живопись расположена в два яруса, причем на боковых стенах под окнами верхнего света проходит гризайльный фриз с крупными розетками.
В иконографическом составе в основном объеме превалируют сцены богородичного цикла. В арочных обрамлениях помещены "Рождество Богоматери", "Рождество Христово" и "Успение". В апсиде между ярусами окон написан гризайльный антаблемент, "поддерживаемый" колоннами; между ними изображены отцы церкви и святые. В конхе представлены "Христос - Царь царем" и, ниже, "Распятие" в мандорле. На западной стене в три яруса расположены: "Тайная вечеря" (в люнете), под ней - цикл "Страстей" с редкой для 19 в. композицией "Христос перед Пилатом", внизу - архидиаконы Стефан и Лаврентий.
Живопись трапезной отличается еще более интенсивным, по сравнению с основным объемом, насыщенным колоритом с преобладанием ярких мажорных цветов. Свод здесь разделен диагональными гризайльными тягами; в образовавшихся рамах расположены евангельские композиции на тему исцелений и сцены, связанные с событиями после Воскресения. Интересны гризайльные пилястры на стенах, "несущие" не только рисованный карниз, но и подпружные арки свода, расписанные кессонами с розетками. Самая значительная композиция помещена в центре западной стены, где изображен "Страшный суд", полностью выполненный в традициях древнерусской живописи 17 в.; в боковых частях на этой стене написаны московские митрополиты. На стенах живопись расположена в два яруса. На северной - начало богородичного цикла, на южной - редко встречающиеся в 19 в. композиции "Перенесение Нерукотворного образа в Эдессу" и "Исцеление царя Авгаря", на восточной стене - евангельские сцены, свидетельствующие о божественной сущности Христа.

Борисов, 18516, с. 154, 161; Ратшин, 1852, с. 46; Зверинский, 1892, с. 103, № 736; Ежегодник Владимирского комитета, 1876, с. 304; Березин, Добронравов, 1898, с. 504-505; Сурин, 1982, с. 62; Шлычков, 1983, с. 131; ГАИО. Ф. 863. Оп. 1. Д. 3. Л. 22; Ф. 395. Оп. 2. Д. 24. Л. 2.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 595-598

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.