Основное сооружение комплекса и наиболее древний из сохранившихся памятников села. К реке обращен главным западным фасадом. К настоящему времени утрачена его кровля и большая часть покрытий глав, обрушена юго-восточная часть свода с одной из глав. В своей основе принадлежит к типу двустолпных пятиглавных храмов с пониженными боковыми приделами, характерными для костромского зодчества 2-й пол. 17 в. Основной объем собора – мощный кубообразный трехсветный четверик с тремя сильно пониженными полукружиями апсид и небольшим притвором у западного фасада. Особенностью композиции являются сдвинутые к востоку столпообразные двусветные четверики первоначальных приделов, апсиды которых поставлены в одну линию с апсидами главного храма. Четырехскатные кровли приделов завершены чешуйчатыми луковичными главками, повторяющими в уменьшенном виде основные и образующими с ними ярусную композицию.
Фасады четверика традиционно расчленены лопатками на три прясла с высоко поднятыми арочными и прямоугольными окнами второго света в наличниках с боковыми колонками и килевидными очельями. Одно из окон (в центре западного фасада над главным входом) отмечено висячей гирькой в завершении проема и трехкилевым очельем наличника. Широкий пояс поребрика и небольших нишек, завершавший первоначальный объем, отделяет верхний ярус четверика с восьмигранными окнами (в центре западного фасада и на восточных пряслах боковых стен). Венчает фасады пояс слабо выраженных арок ложных закомар. Цилиндрические барабаны основных и придельных глав обработаны аркатурно-колончатыми поясами с кокошниками в основании. Западные пристройки приделов выполнены в формах позднего классицизма с типичной трехчастной композицией окон на боковых фасадах. Приделы имеют самостоятельные входы с запада.
Внутри основное пространство перекрыто крестовыми сводами на подпружных арках, переброшенных от стен к двум крещатым столбам. Алтарь объединен с четвериком тремя проемами и перекрыт конхами апсид с проходами между ними. Небольшие помещения первоначальных приделов перекрыты монастырскими сводами, а их пристройки – сомкнутыми. В боковых стенах храма прорублены проемы в эти пристройки. Притвор главного входа перекрыт крестовым сводом.
Храм расписывался в два периода. Живопись на столбах выполнена в посл. четв. 17 в. темперными красками в смешанной технике с применением графьи. Прописана в 1-й трети 19 в.; тогда же выполнены орнаментальные композиции под капителями. Частично утрачена в нижней части. Стены и своды расписаны клеевыми красками по новому грунту в 1-й трети 19 в. Живопись значительно утрачена в верхнем и нижнем ярусах, а также на своде.
Роспись столбов – единственное произведение древнерусского искусства 17 в., сохранившееся до наших дней на территории Ивановской обл. Характерный пример живописи ярославского круга с подчеркнуто обобщенной трактовкой несколько тяжеловесных фигур и спокойным, плавным рисунком, что способствует впечатлению торжественного предстояния. Более объемно выполнено «личное» письмо с традиционным использованием вохрения, притенений и белильных оживок. Колорит построен на гармоничном сочетании чистых и светлых тонов: охристо-золотистого и белого, ярко-голубого, зеленоватого и красно-коричневого. Многие святые изображены на разбеленном бирюзовом фоне, позем – оливково-зеленый, традиционный для древнерусской живописи этого времени. Особенно разнообразно цветовое решение пышных одеяний, богато декорированных узорными орнаментами.
Роспись столбов разделена красно-коричневой и голубой разгранкой на пять ярусов. В каждом из них изображены святые, расположенные по четырем своеобразным чинам: в верхнем написаны преподобные, ниже – воины и священномученики, затем – князья, под ними – епископы и митрополиты. В нижнем ярусе написаны святые, не объединенные в отдельный чин, а также икона «Иверской Богоматери» и «Благовещение у колодца». Все фигуры крупные, сомасштабные внутреннему пространству. Они изображены фронтально в рост, со своими атрибутами.
Роспись на стенах – характерный образец провинциальной живописи в стиле классицизма. В первоначальном, благородном по звучанию колорите (сохранился в апсиде) преобладают ярко-охристые, бирюзовые, голубые и красно-вишневые тона. В основном объеме цветовая гамма поблекшая, с превалирующими глухими коричневыми и бледно-желтыми тонами. В центральной части свода изображена «Новозаветная Троица», в юго-восточном углу – «Преображение». Композиции, расположенные в пять ярусов на стенах, в целом не имеют четкой системы построения. Размеры и местоположение отдельных сюжетов не совпадают друг с другом по вертикальным осям, отчего нарушается их ритм. Верхние четыре яруса заняты евангельскими композициями, в которых преобладают сцены исцелений и воскрешений; в восточной части боковых стен размещены сюжеты на тему пророчеств о царствии небесном. В нижнем ярусе, отделенном гризайльным карнизом, написаны колонны, между которыми изображены святые. В центральной апсиде на своде – благословляющий Саваоф, на западной стене – «Тайная вечеря», на стенах северной апсиды – сцены «Страстей».
http://svodokn.ru/object/111567612?open=true