ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе.


Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского
Год постройки:Между 1682 и 1684.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Страница на сайте епархии 
Адрес:
127015, Россия, город Москва, Бутырская улица, дом 56

Координаты:55.80095, 37.58383
Проезд:м. "Савеловская", м. "Дмитровская"; троллейбус 3, 29, 29к, 47, 56, 78, автобус 87, 206 до ост. "Бутырская ул., 46"


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Flash rockin' man
2 марта 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Flash rockin' man
2 марта 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Flash rockin' man
2 марта 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
3 октября 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
3 октября 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
3 октября 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
8 апреля 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
8 апреля 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 июля 1984
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фрагмент фриза на колокольне
oldboy
24 ноября 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Flash rockin' man
2 марта 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Flash rockin' man
2 марта 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Flash rockin' man
2 марта 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Рядом с входом в церковь
Артем Родионов
20 мая 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Вход на территорию церкви
Артем Родионов
20 мая 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
7 марта 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
7 марта 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
7 марта 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. То, что осталось. Видс Новодмитровской улицы.
т, Тентетников
3 ноября 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе Вид с Новодмитровской улицы.
т, Тентетников
3 ноября 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Иконостас храма в колокольне
oldboy
24 ноября 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Лестница храма
Иванов Дмитрий
5 декабря 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Роспись
Иванов Дмитрий
5 декабря 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Роспись
Иванов Дмитрий
5 декабря 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Остатки фресок
Тимофей Черепанов
15 января 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Свод алтарной части храма
Тимофей Черепанов
15 января 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
8 апреля 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
1900-1917 годами (направление съемки — северо-восток) Фото с http://oldmos.ru/old/photo/view/57313
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1898
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фото из книги А. Ансеров "Историческое описание церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках в г. Москве." М. 1892.
Андрей Агафонов
1 января 1892
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фото из книги А. Ансеров "Историческое описание церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках в г. Москве." М. 1892.
Андрей Агафонов
1 января 1892
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фото из книги А. Ансеров "Историческое описание церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках в г. Москве." М. 1892.
Андрей Агафонов
1 января 1892
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фото из книги А. Ансеров "Историческое описание церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках в г. Москве." М. 1892.
Андрей Агафонов
1 января 1892
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Фото из книги А. Ансеров "Историческое описание церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках в г. Москве." М. 1892.
Андрей Агафонов
1 января 1892
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1880
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. Фото 1920-х годов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
Колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. Фото 1920-х годов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - Москва - Северо-Восточный административный округ (СВАО) - г. Москва
фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/420758.html
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Юрий Красильников,  15 мая 2006

Подмосковное село Бутырки долгое время принадлежала Романовым (еще до их восшествия не престол). В 1646-47 гг. владельцем села боярином Никитой Ивановичем Романовым была воздвигнута деревянная церковь. В 1682-84 гг. в центре солдатской Бутырской слободы была построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Преподобного Сергия и Николая Чудотворца. Неподалёку от храма отдельно стояла высокая шатровая колокольня. Она состояла из трех уровней, причем через нижний ярус был сделан проход на территорию церкви.

Во время наполеоновского нашествия храм был сильно поврежден изнутри, однако уже в конце 1812 года в нем возобновились богослужения, а в 1855 г. храмовый комплекс был полностью востановлен. В конце XIX – начале XX рядом были также построены здания церковно-приходской школы и богадельни.

После революции 1917 г. храм был признан ценным памятником архитектуры и взят под охрану государства. Регулярные богослужения были прекращены в 20-е годы XX века, окончательно храм был закрыт в 1935 г. В том же году он перешел в собственность завода № 132 Глававиапрома (впоследствии - завод "Знамя"), который сначала использовал его как склад, затем началось его разрушение. В здании храма оборудовали заводской цех. К началу Великой Отечественной войны была снесена верхняя часть колокольни, главы храма и трапезная, а также здания приходской школы и богадельни.

С 1960 года регулярно выходили постановления Совета Министров СССР, которые обязывали завод вывести из храма цех, очистить его и прилегающую территорию от пристроек, отреставрировать храм и обеспечить удобный подход для прихожан. Однако руководствоо завода игнорировало эти указания. Более того, в 1970 г. между остатками колокольни и зданием храма был выстроен новый заводской многоэтажный корпус, который рассек территорию бывшего храма надвое. В результате остаток колокольни числится по адресу: Бутырская ул., д. 56, а здание храма - по адресу Большая Новодмитровская, 23, строение 9.

В конце XX века вышли правительственные указы об изъятии здания храма из собственности завода, но они были выполнены только в части колокольни, которая сохранила адрес храма. В остатке колокольни сейчас находится храм в честь князя Димитрия Донского, к нему пристроена апсида, а рядом сооружена небольшая временная колокольня.

15 апреля 2000 года вышло распоряжение правительства РФ, подписанное В. Путиным (тогда премьер-министром), согласно которому в течение одного месяца завод должен был передать здание церкви с прилегающими к ней земельными участками в безвозмездное пользование Московской Патриархии. Однако распоряжении это не выполнено, и здание храма по-прежнему находится за забором завода и используется им как цех. Здание это можно увидеть, обойдя заводскую территорию так, чтобы оказаться с другой стороны корпуса вдоль Бутырской улицы. Впрочем, для воссоздания облика храмового комплекса, очевидно, необходимо снести заводской корпус между храмом и колокольней, что, надо полагать, весьма и весьма проблематично.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга,  11 августа 2011

Надвратная колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

В 1680-е – 1690-е годы в Москве было возведено три надвратных шатровых колокольни - при храмах Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках, свт. Николая Явленного на Арбате и Живоначальной Троицы в Зубове. Первые упоминания о полковом храме Бутырского стрелецкого полка – «Царской гвардии», как называли его иноземцы, относятся к 1650 годам, когда он был еще деревянным. В 1682-1684 годы был на средства полка выстроен каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Все это время царская семья не оставляла своим вниманием и Бутырский полк, и сам храма. В 1680-е годы молодые государи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич делают богатые вклады в него. Примерно в 80 саженях от храма находилась ограда и ворота на храмовый двор. Над этими воротами возвели высокую шатровую колокольню.

Она была достаточно высока (около 14 саженей с крестом) и состояла из трех ярусов. В нижним ярусе – четверике – устроили проездные ворота. Во втором (тоже четверике) находилась палатка для хранения храмовой утвари. Третий ярус – восьмерик с открытой аркадой служил для размещения колокольного подбора. Венчал колокольню высокий восьмигранный шатер. Точное количество колоколов в подборе пока не установлено. На период конца XIX – начала ХХ  века сведения имеются только о двух колоколах. Большой колокол – благовестник – весом в 312 пудов был отлит на заводе Николая Афанасьевича Самгина 7 апреля 1864 года и имел название «С нами Бог». Полиелейный колокол весом 122 пуда был отлит в 1799 году.

Декоративное оформление колокольни имеет ряд интересных особенностей. Одно из главных украшений нижнего яруса – нарядная тройная арка с «висячими» гирьками – над въездными вратами. По сторонам от нее расположены необычные декоративные композиции – каждая из трех рельефных «кувшинообразных» деталей. Этот мотив известен в русском зодчестве XVII века. В Ярославле такие детали имеют конструктивное значение – служат опорами для арок открытой галереи второго яруса колокольни храма Рождества Христова. В качестве опор «кувшинообразный» мотив использовался и в московской архитектуре: в 1680-е годы при возведении Царской башни Московского Кремля и в 1670-е годы – для оформления галереи храма свт. Николая в Столпах. Как декоративный элемент они украшают колокольни храмов свт. Григория Неокесарийского на Полянке (1679 год) и свт. Николая в Пыжах (ок. 1691 года). Имя зодчего, работавшего над храмами свт. Николая в Столпах и свт. Григория Неокессарийского, нам известно. Это Иван Космин (Кузьмин) по прозвищу Кузнечик, в 1666-1667 годах бывший стрельцом в полку Артамона Матвеева. В декоре колокольни храма Рождества Богородицы в Бутырках этот мотив получил неожиданное дополнение в виде разноцветного изразечного пояса, разделяющего два четверика. На каждом изразце изображен кувшин с букетом цветов.

Второй ярус тоже оформлен очень нарядно. Колонки, украшающие углы четверика, как бы «стекают» на нижний ярус. Главным украшением этого яруса можно назвать обрамления окон, каждое из которых заключено в импровизированную раму. Боковые стороны – столбики из четырех граненых бусин, а сверху – роскошная многолопастная арка сложного рельефа. Между окнами находились когда-то большие иконы в киотах. Декор восьмерика перекликается с декором нижнего яруса. Двойные арки звона с «висячей» гирькой напоминают оформление въездных ворот. Грани восьмерика и столбики арок украшены кирпичными деталями невысокого рельефа.

Особенного внимания заслуживает архитектурное решение шатра. Каждую грань украшают по пяти окошек-слухов, расположенных в четыре ряда, причем нижний ряд составляют парные окошки. Сорок слухов придают шатру, несмотря на большую высоту, легкость и ажурность. В московской архитектуре конца XVII столетия лишь шатер колокольни церкви свт. Николая в Столпах имеет большее количество слухов (всего их 48). Каждое из окошек шатра колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках имеет завершение в виде маленьких кокошников, каждый из которых в миниатюре повторяет декор окон второго яруса. Таким образом, многообразные детали и декоративные элементы составляют единое художественное целое и создают сдержано-благородный и гармоничный облик всему сооружению.

Среди московских шатровых колоколен 1680-х годов существовал почти полный аналог колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Это возведенная в 1689 году колокольня храма свт. Николая Явленного, что у Арбатских ворот (храм находился между улицей Арбат и Серебряным переулком). В самом деле, конструкция и декоративное решение обеих колоколен практически тождественны, за исключением нескольких незначительных деталей. Эти небольшие различия сделали декор колокольни храма свт. Николая Явленного несколько упрощенным по сравнению с колокольней церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Сходство облика позволяет предположить, что над обоими колокольнями работала одна строительная артель. 

Храм свт. Николая Явленного, как и церковь Рождества Богородицы в Бутырках, был возведен на средства одного из стрелецких полков, а именно «Афанасьевского полка Чубарова». Именно поэтому более распространенным названием храма было «Святителя Николая Явленного, что за Арбатскими вороты, в Стрелецкой слободе». В XVII веке рядом с церковным двором находилась съезжая изба стрелецкого полка, а сам двор называли «монастырем церкви Николая Чудотворца Явленного» (здесь уместно будет отметить, что еще одним аналогом колокольни храма свт. Николая Явленного исследователи считают шатровую колокольню храма свт. Николая в Пыжах, которую тоже строили на средства стрельцов «Богданова полка Пыжова» около 1691 года).

Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся к 1654 году и связаны с одним из вкладов царя Алексея Михайловича. Колокольня 1689 года была не первой, ее возвели после пожара, произошедшего в 1686 году, когда сам храм и храмовые постройки сильно пострадали. Высокая (около 14 саженей в высоту) шатровая колокольня находилась немного в стороне от храма. Она возвышалась в самом начале старинного Арбата и была видна издалека.

 Одним из свидетельств благоволения царской семьи был наиболее старинный колокол из подбора колокольни (весь подбор в конце XIX века состоял из семи колоколов). Как следует из надписи на нем, колокол отлили в 1630-е годы, а в 1638 году «Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович… и его Царица Великая Княгиня Евдокия Лукиановна и их государские дети…сей колокол велели дать к церкви Николы Чюдотворца Явленскаго, что за Арбатскими вороты, лета 7146 (1638) году». Надпись на колоколе была гравированной. Это позволяет предположить, что колокол был приобретен на Пушечном дворе специально для вклада в храм. Колокол 1638 года считался полиелейным, т.е. вторым по весу и отличался удивительно красивым звучанием. Звучание его было столь чистым, что стало предметом отдельного исследования о. Аристарха Израилева, определившего, что «тон этого колокола соответствует ноте соль».

Благовестный колокол храма свт. Николая Явленного весил около 212 пудов. Его перелили из старого поврежденного колокола весом 164 пуда. Переливку выполнили на заводе московского купца Данилы Тюленева  в 1751 году. Новый колокол был украшен литыми изображениями икон и двуглавых орлов под тремя коронами. Историю колокола сообщала литая надпись на нем.

Весь подбор звучал настолько гармонично, что в начале XVIII века Московская духовная декастерия распорядилась «для лучшего соблюдения правил о благовесте… за дальностию соборного благовеста слушать церквам благовест знаменитых церквей». В Пречистенском сороке «знаменитых церквей» было четыре. Одна из них - церковь Святителя Николая Явленного на Арбате.

Итак, оба храма - Рождества Богородицы на Бутырках и Святителя Николая Явленного были связаны с историей стрелецкого войска, возводились на средства стрелецких полков и пользовались почитанием в царской семье династии Романовых. Завершает этот ряд еще одно сооружение, незаслуженно забытое исследователями – шатровая надвратная колокольня церкви Живоначальной Троицы в Зубове, считавшаяся самой высокой из шатровых московских колоколен. Слобода Зубово получила свое название по стоящему здесь с 1642 по 1698 год государеву стрелецкому полку «Ивана приказа Зубова», несущего охрану Чертольских ворот Земляного города. Каменный Троицкий храм известен уже с 1653 года, однако 1849 году на его месте построили новую церковь. Отдельно стоящая к северу от нее надвратная шатровая колокольня была возведена около 1696 года. Более осторожно ее датируют 1690-ми годами по аналогии с колокольней храма свт. Николая в Хамовниках. Действительно, в облике обоих сооружений много общего. Основное сходство – необычное решение восьмерика – он зрительно как бы разделен на два яруса. У обоих колоколен практически одинаково оформлен нижний ярус восьмерика. Кирпичный декор невысокого рельефа дополнен цветными изразцами. Кроме этого, в обоих случаях одинаково украшены «стрельчатые» кокошники над арками яруса звона. В целом, несколько более «графичный» характер декора колокольни существенно отличается от «живописного» облика колоколен храмов Рождества Богородицы в Бутырках и свт. Николая Явленного на Арбате и их аналогов.

К сожалению, в судьбах всех трех колоколен есть  трагическое сходство. В 1931 году был уничтожен храм свт. Николая Явленного на Арбате. Не удалось спасти и колокольню, которая «мешала» расширению Арбата. В 1933 году Москва лишилась церкви Живоначальной Троицы в Зубово. Территория понадобилась для строительства корпуса издательства «Советской энциклопедии». Сейчас на этом месте жилой дом №31. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках в эти трагические годы уцелел, но в 1941 году уникальную шатровую колокольню разобрали как «ориентир» во время бомбежек. Другим предлогом был пороховой склад, находившийся в одном из бараков рядом с ней. Сейчас от уникальной колокольни остался только нижний ярус.

Статья подготовлена на основе материала автора на сайте zvon.ru


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  30 апреля 2013

Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе был построен в 1682-1684 годах на средства Бутырского стрелецкого полка, недалеко от существовавшей ранее деревянной церкви. При пятиглавом храме на 2000 человек, приход открыл церковно-приходскую школу и богадельню. Построенная (по преданиям)по чертежу царя Федора Алексеевича церковь по изысканности архитектурного исполнения и богатству внутреннего убранства принадлежала к красивейшим зданиям XVII века в России.

Во время Отечественной войны 1812 году занявшие столицу наполеоновские войска превратили храм в продовольственный склад. Однако уже к концу 1812 года в церкви были возобновлены богослужения, а в 1855 году ансамбль был полностью восстановлен. Казалось, что смутное время революционных потрясений обойдёт Рождественскую церковь стороной: декрет 1918 года относил весь архитектурный комплекс к выдающимся произведениям русской культуры, охраняемым государством и не подлежащим уничтожению. Более того, в начале 1930-х гг. храм Рождества Богородицы чуть было не стал кафедральным собором вместо Елоховского.

Однако ещё в начале 1920-х гг. регулярные богослужения в храме были прекращены, а в 1935 году он был окончательно закрыт. В том же году здание храма было передано заводу Глававиапрома. Сам храм был превращён сначала – в склад, а вскоре – в один из заводских цехов.

http://www.oldmos.ru/photo/view/19659


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  25 ноября 2016

Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе церковь (уничтожена).

В начале XVII в. на землях боярина Ивана Никитича Романова (унаследовал это владение от отца, Никиты Романовича Юрьева), была построена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Позднее здесь возникла Бутырская слобода (от слова «бутырки» – отдельно стоящий хутор, выселки). Население Бутырской слободы быстро увеличивалось за счет тех москвичей, которые, не желая платить налоги и отбывать военную службу, записывались в крестьяне к боярам Романовым. В 1649 г. беглецов по указу царя Алексея Михайловича переселили обратно в Москву, а их место заняли пленные поляки. После заключения в 1656 г. мирного договора с Польшей пленники были отпущены на родину, а в Бутырках разместился московский выборный, то есть отборный полк. Это был старейший из регулярных полков России, сформированный по указу царя Михаила Федоровича в 1642 г. Он находился в ведении Стрелецкого приказа и получил название Бутырского.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы значилась полковою. В 1682–1684 гг. в честь победы России над крымским ханом на средства полка деревянную церковь заменили каменной, и ее освятил патриарх Иоаким. Церковь была по размерам, красоте и богатству одной из самых красивых в Москве. Это был большой пятиглавый собор, золотые купола которого издали видели подъезжающие к Москве по Дмитровской дороге. Отдельно стояла надвратная шатровая колокольня, очень изящная и изысканная, схожая с колокольней церкви Николы Явленного на Арбате. Церковь была выстроена при полковнике Родионе Жданове, имела приделы преподобного Сергия Радонежского (правый) и святителя Николая (левый). Одновременно были построены трапезная на две тысячи человек, церковноприходская школа и богадельня.

В 1812 г. в храме французы устроили конюшню и склад. Приходские защитники были убиты, староста казнен – повешен на Распятии Христовом. После изгнания неприятеля церковь восстановили. Когда беды были забыты, на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября вокруг церкви шумела большая ярмарка, разбивали шатры и балаганы. В лавках продавались знаменитые бутырские баранки. Веселились на ярмарке «бутырщики» – так стали называть живших здесь работников типографии Московского университета.

В 1915 г. рядом с церковью начали строить миссионерское подворье с большим, на полторы тысячи молящихся, храмом, аудиториями, музеем, магазином, часовней. В иконостасе церкви (выполнен в 1855 г.), сохранялись иконы XVII века. Приделы имели мраморные иконостасы, выполненные также в XIX веке. На втором ярусе колокольни, над проездными воротами, находилась редкая икона, уничтоженная вскоре после Октябрьской революции 1917 г.: барельеф Богоматери с Младенцем.

В первые годы советской власти храм уничтожили почти полностью. Его обезображенный остов можно видеть с Большой Новодмитровской улицы. Место, где некогда находились многочисленные храмовые постройки, отмечает здание, являющееся остатком колокольни. В начале 1990-х годов силами верующих остатки колокольни были расчищены, и в ее нижнем ярусе в 1999 г. освящена церковь во имя святого благоверного князя Димитрия Донского (Бутырская улица, дом № 56).

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  20 ноября 2018

В московском храме Рождества Богородицы в Бутырской слободе нашли роспись знаменитых мастеров. Неожиданное открытие сделали реставраторы, которые работают в старинной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. Этот храм с надвратной колокольней — памятник истории, культуры и архитектуры XVII века федерального значения. Он построен в 1684 году в память об окончании войны с Турцией и Крымским ханством. Это первый в России полковой храм, он возведён на средства Бутырского стрелецкого полка. Именно поэтому размеры храма были такими, чтобы мог поместиться целый полк.

В советские годы к храму пристроили дополнительные помещения и открыли здесь машиностроительный завод. В 2006 году храм вернули Церкви. Но реставрационные работы в этой церкви тормозятся из-за проблем с финансированием. Однако это не помешало реставраторам найти уникальные росписи, которые скрывались под 10 слоями краски на 3-м этаже. Это настенная и купольная живопись художников иконописной школы мастерской Сафоновых из Палеха.

- Первоначально роспись здесь была клеевая, то есть с использованием в качестве краски пигмента с клеем животного происхождения, — рассказала реставратор высшей категории ООО «Реставрационная фирма «Лука-В» Лариса Яснова. - Эта техника недолговечна, и поэтому роспись вскоре была утрачена. А в начале XХ века мастера из Палеха заново расписали стены и подкупольную часть храма.

Знаменитый Николай Сафонов основал художественную династию, работая сначала вместе с сыном Михаилом. В его реставрационной фирме с мастерскими в Москве и в Санкт-Петербурге работали до 800 человек. Иконописцам из мастерской Сафоновых принадлежит роспись Грановитой палаты и Благовещенского собора Московского Кремля.

- Вы видите здесь, на северной стене, изображение Иоакима и Анны, родителей Богородицы, - продолжила Лариса Яснова. - Над входом в жертвенник - Дева Мария с Младенцем и ангелы. Орнамент сделан в неорусском стиле, в виде ваз с цветами и райских птиц. Чтобы выровнять эффект восприятия, то есть избавиться от бликов, мы используем подогретый состав из лака и воска - глютень. Его подмешивают в масляные краски, и изображение получается матовым.

Подкупольная часть храма сейчас покрыта белой бумагой. Таким образом укрепляют живопись, если в некоторых местах есть выпадение фрагментов или шелушение. На поверхность стен наносят бумагу из длинноволокнистого хлопка с клеевым слоем из осетровых пластинок. Участок несколько раз пропитывается клеем, и через три-четыре дня бумагу снимают фторопластовым шпателем. Следующий этап - удаление загрязнений и дезинфекция этиловым спиртом. Для того чтобы не повредить роспись, реставраторы послойно используют растворитель и скальпель. Мелкие утраченные элементы шпаклюют и тонируют в технике гризайль, то есть в одном тоне, усиливая и ослабляя цвет.

"Крестовский мост", православная газета http://www.krest-most.ru/?c=article&id=772

Комментарии и обсуждение

В настоящее время храм действует, в него есть вход со стороны Б.Новодмитровской улицы. Первый этаж храма используется пока как склад, где хранятся стройматериалы, используемые при реставрации и ремонте. Богослужения проводятся на втором этаже, куда ведет лестница. На стенах местами удалена штукатурка, под которой видны фрески. Помещение для богослужений небольшое, временное, более похоже на офисное. Убранства почти никакого. За стенами храма - по-прежнему завод, никакой территории нет. Объединение храма с колокольней на Бутырской улице по-прежнему проблематично, поскольку их разделяет многоэтажный производственный корпус.
10 января 2008, Тимофей Черепанов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.