На верхней Волге, храмы, как правило ставили над рекой, высоком видном месте... Колокольни храмов - стройные, шатровые, как свечи на приволжских холмах, и звоны их переливались от одной к другой. В этот хор вливали свои голоса храмы старинного приволжского города Романова-Борисоглебска (Тутаева).
Казанский (Преображенский) храм - своеобразный опознавательный знак города: как показалась на левом берегу Волги у кромки воды красно-белая церковь с такого же цвета шатровой колокольней, стоящей чуть выше по откосу, значит, приплыли в Тутаев. Согласно преданию, веление о воздвижении храма было отдано самой Девой Марией жителю города Романова Герасиму Трифонову, который около 1588 года принёс сюда Казанский образ Божией Матери непосредственно из Казани. Многие чудеса и исцеления происходили в Романове от Казанской иконы Божией Матери. В честь святого образа романовцы должны были поставить храм, но они особо не торопились возводить церковь. Икона Казанской Божией Матери всё это время находилась в деревянной Никольской церкви. Здесь, у самой воды, и находилась та самая церковка Святителя Николая (в память об этом потомки на нижней паперти будущего каменного храма, по обеим сторонам от входа, в стену вделают каменные кресты, а один из приделов будет посвящён этому святому). В смутное время начала ХVII века икона Казанской Божией Матери попала в руки поляков и была передана в Ярославль, где её поместили в Казанский женский монастырь. Романовцы писали Василию Шуйскому челобитную, чтобы тот распорядился вернуть образ Богоматери. Но ярославцы отдавать ценную икону не желали, и патриарх Гермоген решил оставить икону в Ярославле. В 1610 году Патриарх Московский и всея Руси Гермоген направил в Казанский монастырь грамоту с повелением "... списать точную копию с Казанской иконы, вывезенной из Романова во время его разорения поляками в марте 1609 года, и новосозданную икону поставить в Романове, в Казанской церкви". После чего точная копия, которая была украшена подобно оригиналу, была отправлена в Романов. Ежегодно в июльские дни из Ярославля совершается в Тутаев крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, в тот храм, который служит главным украшением левобережья, притягивающий взоры всех путешествующих по Волге, красное солнышко древнего Романова, его визитную карточку - Казанскую (Преображенскую) церковь.
Церковь Казанской иконы Божией Матери имеет в пейзаже левобережья доминирующее значение. Она стоит на насыпной, укреплённой валунами площадке, а выше располагается, словно маяк на вершине волжского обрыва, отдельно стоящая колокольня. Вместе с колокольней создаётся оригинальный пространственный ансамбль. Ступенчатый силуэт его как бы спадающий вниз по крутому откосу, соединяет городскую застройку с волжским берегом. Следует отдать должное инженерному чутью зодчего, который не побоялся воздвигнуть храм на довольно крутом склоне. Уже более 250 лет церковь уверенно стоит на опасном берегу, не сползая в Волгу и даже не покосившись. Здесь, на пристани, у мола, бросали якоря прибывающие в Романов суда. Это был главный въезд в город со стороны Волги. Есть и другое предание, которое гласит, что ещё раньше, в ХIV-ХV веках, на месте будущего храма располагался женский монастырь. В путеводителе по церквам Романова-Борисоглебска В. И. Лествицина, напечатанном в "Ярославских епархиальных ведомостях" за 1875 год в №№ 12-м и 13-м, говорится о Преображенской деревянной церкви, существовавшей до 1752 года, но сведений о сей деревянной церкви не сообщено.
Из дела Ярославской Духовной Консистории за 1756 год под №14 о некоторых ружных церквах епархии (лист 327) становится известно, что существовала тут даже не одна деревянная церковь, а две: летняя церковь Преображения Господня, да тёплая Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Казанской иконы Божией Матери, "где имел быть издревле девичъ Казанский монастырь".
Существующий храм построили в 1758 году в пяти престолах: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Макария Унженского в нижнем храме; в честь Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца в верхнем храме. В храмовый комплекс входит две церкви, отсюда и двойное название храма. Нижняя церковь - тёплая - Казанская, она находится в подклете здания. Вторым ярусом над ней поднимается храм Преображения Господня с открытой галереей и трапезной. В Преображенскую церковь можно подняться по высокому крыльцу. С галереи храма открывается живописная панорама заречной, Борисоглебской стороны Тутаева. Лёгкий верхний храм снабжён двумя входами. Один располагается с востока, другой с севера в виде крыльца с крутой лестницей на "ползучей арке", тоже на галерею паперти и второго этажа. В зимнем храме также два входа. Парадный вход расположен со стороны Волги, его обрамляет каменное крыльцо, над которым был установлен металлический козырёк на литых столбах. Над козырьком размещался в специальной нише образ Казанской Божией Матери. Второй ход - на галерею первого этажа из трапезной. В летнем храме окна располагаются в два яруса. На крыше церкви, на невысоких барабанах, по углам установлены четыре главы, имеющие диаметр немного больше барабанов. В среднем барабане - шесть слуховых арочных окон. Глава на этом барабане немного больше остальных. Все главы украшают восьмиконечные позолоченные кресты. Размещение шатровой колокольни довольно необычно: она построена отдельно от церкви, на самой вершине холма и как бы доминирует над всем сооружением. Её видно издалека, при этом она похожа на высокую островерхую башню. Под колокольней погребён блаженный Онуфрий, почитание которого ранее было чрезвычайно распространено в Романове-Борисоглебске. До революции в день памяти Онуфрия Великого, 12 июня, здесь совершалась ежечасная панихида об усопшем блаженном.
В 1931 году власти Тутаева приняли решение "ликвидировать церковь как молитвенное здание и предложить Тутаевскому райисполкому использовать её под культурно-просветительские нужды". 31 мая "Церковь Казанская закрыта по постановлению районного исполнительного комитета и отдана под размещение в ней курсов по подготовке кадров". Внутреннее помещение было позже перестроено. Иконостасы, иконы и утварь сжигали тут же, около церкви. В разное время, с промежутками, в которые храм пустовал, в помещении бывшей церкви находились: маслозавод, пивоваренный завод, где производили пиво, квас, морс; жилые помещения для подменного жилого фонда; столярная и жестяная мастерские; телерадиомастерская. В 1993 году храм начали реставрировать, при этом за алтарём зимнего храма было обнаружено старинное захоронение, проходившее по всей длине стены и имевшее высоту до перекрытия 2-го этажа, которое было устроено ещё при строительстве церкви. В этом тайнике слоями лежали человеческие черепа и кости. Скорее всего, когда копали траншеи для устройства фундамента храма, были нарушены захоронения монастырского кладбища. Остатки собрали и похоронили за алтарём тёплого храма.
В 1996 году храм передали РПЦ. 30 апреля 1999 года в возобновлённой Казанской церкви после ремонта состоялось первое венчание.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №10, 2012 г. и сайта www.gradromanov.ru/Храм во имя Казанской иконы Божией Матери