ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Васильевское. Церковь Николая Чудотворца.


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:не ранее 1689.
Год утраты:2015 (сгорела)
Адрес:
Московская обл.,Серпуховской район, д. Васильевское

Координаты:55.0038, 37.42937
Проезд:от г. Серпухова на автобусе 20 минут до деревни Васильевское


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Илья Смирнов
5 июня 2011
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 апреля 2008
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Илья Смирнов
5 июня 2011
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Илья Смирнов
5 июня 2011
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Церковь Николая Чудотворца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 августа 2000
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Церковь Николая Чудотворца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 августа 2000
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 августа 2000
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Андрей Агафонов
1 октября 1999
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Андрей Агафонов
1 октября 1999
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 апреля 2008
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Алексей Кротов
23 апреля 2015
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Алексей Кротов
23 апреля 2015
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Алексей Кротов
23 апреля 2015
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
4 июля 2015
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
4 июля 2015
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Северная паперть
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
4 июля 2015
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
4 июля 2015
Церковь Николая Чудотворца - Васильевское - Серпуховский район, гг. Протвино, Пущино - Московская область
Вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
4 июля 2015




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Юра,  4 декабря 2005

Деревня (село) Васильевское находится недалеко от города Серпухов. Деревянная Никольская церковь (1689) виднеется на окраине ее, посреди небольшого сельского кладбища. Это простой клетский храм, основной объем которого завершается низкой кровлей на четыре ската. Скат увенчан декоративным восьмериком, на котором возвышается покрытая лемехом главка на тонкой шее. Никольская церковь имела прежде галерею-гульбище, но к сожалению она утеряна. Внутри самой церкви можно увидеть сохранившиеся оригинальные резные потолочные балки. Иконостас, утварь бесследно утеряны.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин,  3 марта 2011

Старинная церковь в глубине села Васильевское появляется перед глазами как то неожиданно, но особого впечатления сначала не производит – захламлённая территория вокруг мешает наслаждаться резной красотой. Церковь полностью деревянная, почти чёрного цвета от старости. Даже купол выполнен из резного дерева.

Никольская церковь – всё, что осталось от старинной дворянской усадьбы – датируется 1689 годом (дважды реставрировалась в прошлом веке: в 1969 м и в 1980 м годах). Храм как памятник архитектуры имеет огромную научную и художественную ценность.

В советское время церковь была закрыта и использовалась под склад зерна. Во время реставрации в 1969 году разобрали колокольню. А 19 декабря 1993 года храм был передан Русской Православной Церкви, и в нём возобновлены богослужения. Они совершаются только по субботам, в престольные праздники Святителя Николая (19 декабря и 22 мая) и на большие православные праздники.

ПРОЕЗД АВТОБУСОМ №22 ДО ОСТАНОВКИ «ВАСИЛЬЕВСКОЕ», МАРШРУТКАМИ №№ 62, 63.

Официальный сайт администрации г. Протвино


Статью добавил(а): Михаил Российский,  14 марта 2011

«Ближе к Серпухову – село Васильевское. Деревянная Никольская церковь (1689) виднеется на окраине его, посреди небольшого сельского кладбища. Это простой клетской храм, но, в отличие от большинства подобных сооружений, основной объем завершается здесь не двускатной крутой кровлей, а сравнительно низкой и на четыре ската. Он имеет небольшой «повал» (расширение в верхней части) и увенчан декоративным восьмериком, на котором возвышается покрытая лемехом главка на тонкой шее.

Церковь в Васильевском близка по типу… мелиховской Рождественской церкви. Подобные же храмы, относящиеся нередко и к более раннему времени, можно встретить и в других районах страны. Такой консерватизм архитектурных форм в деревянном зодчестве объясняется особенностями самого материала, в известном смысле «типового», - дерева, - не позволявшего строителям отступать от веками выработанных приемов и типов построек.

Никольская церковь имела прежде галерею-гульбище, но, к сожалению, недавняя реставрация осталась незавершенной, и галерея восстановлена не была.

Внутри церкви можно видеть оригинальные резные потолочные балки, причем в трапезной, где они расположены ниже (то есть на более близком расстоянии от зрителя), их резьба мельче и сложнее.

Снаружи трапезная храма скромно украшена пропильной резьбой».

Источник: М.М.Дунаев «К югу от Москвы», М., 1978


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  14 июня 2014

Храм святителя и чудотворца Николая села Васильевское

Васильевское уже известно с 1563 г. Как сельцо упоминается в писцовой книге Окологородного стана 1627 г., принадлежало помещику Андрею Ивановичу Соймонову. В 1627 г. в сельце находился «двор ево помещиков да двор людской, два крестьянских, два двора бобылей». Церковь существовала до 1689 г., так как сын Андрея Соймонова Афанасий подавая просьбу о построении храма патриарху Иоакиму в этом году «обещался де он построить вновь в вотчине своей, в сельце Васильевском церковь деревянную во имя Николая чудотворца в серпуховском уезде и о построении той церкви благословенная грамота ему дана». В 1690 г. храм был освящен. В 1705 г. упоминаются жившие при церкви священник Петр Иосифов и дьячок Михаил Иванов. В 1802 г. Никольский храм становится приписным к храму Рождества Христова в селе Рождественно-Телятьево. Документация церкви была объединена с Рождественской церковью, причт Рождественской церкви получал за Никольский храм небольшую ругу (жалование).

В XIX столетии храм святителя Николая был обновлен – пристроена деревянная колокольня, растесаны окна в храме и трапезной, повышена кровля, глава изменила свою форму, внутри храм был оштукатурен вероятно это было сделано тщанием помещицы Варвары Дмитриевны Хмелевой до 1860 г. В первой половине XIX в. богослужение совершалось в храме один раз в Великий пост, в пяток Святой Пасхи, на память святителя Николая, святителя Димитрия Ростовского. Позднее «по резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшей на прошение коллежской ассесорши Варвары Дмитриевны Хмелевой 1860 года декабря 27 дня навсегда утверждены для службы в сем храме следующие дни на 21 мая, 18 июня, на 8-е и 28 июля, на 16 августа, 1-е и 23 (день обновления храма) октября и на 24 ноября с возможным поминовением усопших родителей». Церковь не отапливалась.

Закрыт деревянный Никольский храм был, вероятно, одновременно с главной церковью Рождества Христова в Телятьево и использовался как ссыпной пункт зерна.

В 1969 году началась реставрация Никольского храма, ему вернули, по возможности, первоначальный облик, но почему-то не была восстановлена северо-западная галерея-гульбище. В 1993 г. возобновлено богослужение. Храм открывается на память святителя Николая, на праздник Богоявления и в Великую субботу.

Никольский храм – уникальный памятник древнерусского деревянного зодчества на территории Подмосковья. Васильевская церковь принадлежит к так называемому клетскому типу храмов.

Васильевский храм поставлен на каменный фундамент, состоит из прямоугольной в плане клети, к которой с восточной стороны пристроена пятигранная алтарная апсида, а с запада прямоугольная трапезная. Сруб Никольской церкви рублен "в обло". Храмовый сруб несколько расширяется кверху, образуя повал, который позволяет вынести подальше от стен свесы кровли, предохраняя сруб храма от дождя. Кровля церкви четырех скатная, увенчана маленьким восьмигранником с восьмискатной кровелькой, на котором расположена круглая главка с шеей, крытые лемехом (деревянной чешуей из осиновых дощечек с зубчатыми краями). Алтарь храма выложен отдельно "в лапу" и тоже имеет небольшой повал. Кровля западной стены Никольской церкви декорирована скромной резьбой.

В интерьере храма сохранились уникальные балки-матицы, случайно обнаруженные под поздней штукатуркой при реставрации. Это единственные такого рода матицы, сохранившиеся в церковном интерьере средней полосы. Пятигранные сосновые матицы украшены резными, хорошо сохранившимися розетками с солярными знаками, рисунок которых не повторяется, всего розеток сорок.

Храмов, подобных Васильевскому сохранилось крайне мало, они весьма уязвимы. Такого же типа клетская Богоявленская церковь 1673 г., находившаяся на территории музея в Новом Иерусалиме, сгорела несколько лет назад.

ЗАПИСКИ РЕСТАВРАТОРОВ

Ополовников А. В., Ополовникова Е. А.

Неузнаваемо перестроенной была Никольская церковь. И выглядела она безнадежно неинтересной, долгое время не привлекая внимания реставраторов. Лишь когда штукатурка с его некогда «благолепно» выровненного потолка стала обсыпаться, обнажив невероятной красоты резные деревянные балки, реставраторы начали исследовать храм, стремясь определить его первоначальный облик. Что же касается балок, на которые опиралось потолочное перекрытие, то были они не прямоугольные, не круглые в сечении, а пятигранные с чудесной резьбой в виде розеток, каждая из которых имела свой неповторимый рисунок. Ничего подобного в деревянных церквях дотоле не встречалось. И, несмотря на эту уникальность, обнаруженную еще в конце 1960-х годов, Никольская церковь почти три десятилетия простояла в заброшенно-пустом состоянии. Начатая в 1970-е годы ее реставрация так и не была завершена. Церковь все это время не запиралась, и войти в нее мог любой желающий в любое время суток. Слава Богу, кровельных протечек не было, почему стены и драгоценные балки памятника не были повреждены. В процессе исследования Никольской церкви выяснилось, что в конце XIX века всю ее верхнюю часть перекроили заново, а с западной стороны пристроили уродливую колокольню с аляповатым верхом ставшую доминирующей частью здания. Окна и двери храма были расширены и переделаны настолько, что от них не осталось и намека на древнерусское деревянное зодчество. Наружные стены памятника, как обычно для тех времен, обшили тесом «под камень». Галерею вокруг храма уничтожили.

Всесторонние исследования позволили осуществить графическую реконструкцию памятника, воссоздав весьма точно и достоверно его былую архитектурную композицию. Только две детали этого воссоздания остались не подтвержденными следами на подлиннике. Первая — это глава, венчающая церковь, вместо которой был установлен позднейший купол. От первоначальной главы никаких следов не осталось. Вторая деталь — крыльцо, примыкавшее к галерее, от которого тоже не осталось следа. На его месте была водружена колокольня. Все остальные детали — подкупольный восьмерик, подкровельные конструкции, оконные и дверные проемы, галерея, кровли и их элементы — были воссозданы вполне обоснованно и лишь с некоторым восполнением прежних утраченных форм по аналогам с подобными формами других зданий того же времени и стилистической направленности. Потому можно считать, что памятник в целом был реконструирован правильно, хотя в мелких деталях он в чем-то может и отступать от своих подлинных первоначальных форм, оставаясь в то же время традиционным храмовым сооружением русского деревянного зодчества как в своем архитектурно-композиционном решении, так и в каждой мелочи. Здесь и трехчастный план, объединяющий трапезную, четверик и алтарь; и объемно-пространственная структура, в которой центральным композиционным звеном служит статичный и слегка повышенный куб четверика с повалом, перекрытый на четыре ската и увенчанный невысоким четвериком с главкой; и асимметричная «висячая» галерея, оживляющая аскетическую строгость и простоту общих архитектурных форм здания. К таким же типичным проявлениям традиций русского деревянного зодчества надо отнести и весь конструктивно-технический строй этого памятника. Здесь всё, начиная от способов рубки углов и обработки стен и кончая подкровельными конструкциями, сделано точно так же, как и на всех других древних деревянных памятниках России вне зависимости от места их нахождения. И к этому надо добавить, что такие детали, как дверные косяки, волоковые оконца и даже жгуты, розетки и пояски, из которых соткана уникальная вязь потолочных балок, можно встретить на самых разных памятниках деревянного зодчества, разных их деталях и в разных местах России.
В целом пропорциональный строй Никольской церкви, ее масштаб, композиционное построение и формы типичны для небольших скромных церквей.

Немало общего у этого памятника с Андреевской церковью на Заяцком острове. Обе церкви просты и не претендуют на высокие архитектурные достоинства, свойственные обычно летним храмам — монументальным и величественным сооружениям, в архитектуре которых ведущим началом выступает не столько практическая, сколько художественная сторона построения. В планировочной композиции Никольской церкви в Васильевском не трудно заметить те изменения, которые появляются в пространственной структуре деревянных церквей к концу XVII столетия. Прежде всего — одинаковая ширина трех разных помещений церкви: трапезной, четверика и алтаря, нарушающая традиционную ступенчатость композиции, а вслед затем и объемно-пространственную выразительность всего здания, в котором четверик был обычно меньшим по ширине в сравнении с трапезной, но более широким в сравнении с алтарной апсидой. Одинаковость объемов привносит некоторую монотонность в силуэт церкви в Васильевском, демонстрируя уже нарождающиеся к концу XVII века признаки деградации традиций древнерусского зодчества. Но, испытав на себе эти новые веяния, архитектура Никольской церкви в Васильевском всё-таки осталась живым воплощением самобытной строительной культуры русского народа. И самое замечательное в ней — резные балки. Они до сих пор остаются непревзойденным шедевром и классическим образцом национально-русской скульптурной пластики и резьбы по дереву. Они — главная особенность памятника. Каждая балка представляет собой пятигранный брус, у которого две нижние грани — наклонные, сопряженные между собой примерно под углом в 45 градусов. Поперечные перехваты разделяют балки на пять секций. По обеим сторонам каждого перехвата, состоящего из комбинации двух витых жгутов, среднего валика и боковых плоских поясков, зеркально располагаются кувшинообразые «дыньки», обрисованные плавными кривыми линиями, которые сходятся к центральной части каждой секции — их розеткам.

Этот основной мотив резьбы балок, повторяемый в каждой секции и на всех четырех гранях, превращает саму балку в единый скульптурный монолит, подобный резным столбам в трапезных, на крыльцах и галереях. В основе его художественной выразительности лежит ритмический шаг подчеркнуто разных архитектурных форм, построенный на их контрастном противопоставлении. Такой пример ритмичного чередования и контрастного сочетания тонко детализированных и крупномерных гладких элементов — одна из самых ярких и общих особенностей всего древнерусского деревянного зодчества. А в Никольской церкви этот общий прием получил еще индивидуальную трактовку, выраженную в том, что все розетки на обеих балках трапезной, а их сорок штук, имеют разный рисунок. Однако здесь нет того хитрого чередования нескольких разных форм, при использовании которых достигается лишь иллюзия их бесконечного разнообразия. Здесь буквально каждая розетка нарисована по-своему, и среди них нет двух одинаковых. И это, несмотря на то, что с любого места можно увидеть лишь половину из общего количества всех розеток. Каждая из них выполнена в технике трехгранной выемчатой резьбы, все они одного размера. И, на что обратим особое внимание, на них нет каких-либо следов прежней раскраски, кроме остатков позднейшей штукатурки. Более того, живая текстура дерева — годичные слои и кольца, следуя всем прихотливым переливам форм розеток, еще резче подчеркивают и выявляют сами эти формы, внося в них дополнительный декоративный мотив, органично слитый с их рисунком. Поэтому розетки, как, впрочем, и вся резьба балок, выступают как формы, специфичные для дерева и гармонически взаимосвязанные с его естеством. Пластика объемных форм, расположенных в трехмерном пространстве, сливается здесь и с выразительностью самого дерева, словно пронизывающего своими мерцающими волокнами эти формы, и создает бесконечно изменчивую гамму как бы движущихся полутонов и бликов, за которой теряется предел видимого и воспринимаемого. Добавим к сказанному, что сравнительно мелкий рисунок балок рассчитан на близкое восприятие: высота потолка в трапезной составляла всего 2,5 метра. Сами же балки выполнены из прекрасной кондовой сосны с ярко выраженной текстурой. В заповедных лесах Серпуховской земли и по сей день стоят подобного рода красавицы сосны.

http://tsobor.ru/?p=1545


Статью добавил(а): Nikolay Budishevskiy,  19 июня 2015

В ночь с 18 на 19 июня полностью сгорела деревянно-рубленная церковь Николая Чудотворца в деревне Васильевское Серпуховского района. Это самая старая православная церковь на территории района, она построена в конце XVII века.

Как сообщили «МК» в Серпухове» специалисты противопожарной службы, в церкви не было электропроводки, поэтому пожарные подозревают умышленный поджег. Сейчас пожар полностью потушен. Информацию полностью подтвердили и в администрации Васильевского сельского поселения.

Поскольку церковь Николая Чудотворца принадлежит Серпуховскому благочинию, на место приехал отец Владимир. Несмотря на большое историческое и культовое значение церкви, она не охранялась.

источник http://serp.mk.ru/articles/2015/06/19/sgorela-derevyannaya-cerkov-v-vasilevskoy.html

Комментарии и обсуждение

Церковь святителя Николая в с.Васильевское Серпуховского района является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624).

Кирилл Аминов 11 апреля 2015 г.

11 апреля 2015.

Церковь сгорела утром 19 июня 2015 года.

20 июня 2015, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Irina_D.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.