ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.

Троицкая церковь в Троице-Голенищеве


Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Тихона, Патриарха Всероссийского, Ионы, митрополита Московского
Год постройки:Между 1644 и 1646.
Архитектор:Антипа Константинов (автор чертежа), Ларион Ушаков (руководитель артели)
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, г. Москва, Мосфильмовская ул., д. 18

Координаты: 55.721968, 37.521751
Проезд:Станция метро "Минская", выход 1 (2100 м пешком). Остановка "Троицкое-Голенищево" (автобус м17 от ст. м. "Киевская" и другие маршруты) у церкви.





Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, От Поклонной Горы<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
От Поклонной Горы
Андрей Агафонов
15 марта 2014
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Александр Шутов
16 апреля 2011
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, вид с северо-запада<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 июля 2010
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, вид с северо-востока<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
4 июля 2010
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
МОРПЕХ879
13 января 2024
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
МОРПЕХ879
13 января 2024
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Altaets
23 сентября 2019
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Flash rockin' man
4 апреля 2019
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Flash rockin' man
30 октября 2018
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Flash rockin' man
30 октября 2018
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Flash rockin' man
18 апреля 2018
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Алексей Кротов
13 февраля 2018
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Алексей Кротов
13 февраля 2018
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Алексей Кротов
13 февраля 2018
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, Церковь Троицы Живоначальной. Между 1644 и 1646г.г. Москва, Улица Мосфильмовская. <br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Церковь Троицы Живоначальной. Между 1644 и 1646г.г. Москва, Улица Мосфильмовская.
KONDORFOTO
15 июля 2015
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Андрей Агафонов
16 ноября 2013
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
zavar-vera
26 апреля 2009
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Altaets
23 сентября 2019
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 июня 2012
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 июня 2012
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
oldboy
20 апреля 2013
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, Центральный шатер<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Центральный шатер
oldboy
20 апреля 2013
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, Часовня.<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Часовня.
Flash rockin' man
18 апреля 2018
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Олег Трегубов
6 декабря 2014
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, Часовня-голубец перед входом на  территорию<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Часовня-голубец перед входом на территорию
Андрей Агафонов
16 ноября 2013
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, Поклонный Крест, установлен 24 апреля 2010 г. с восточной стороны храма. В своё время был создан как реквизит к фильму "Живи и помни". Вырублен из одного дерева.<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Поклонный Крест, установлен 24 апреля 2010 г. с восточной стороны храма. В своё время был создан как реквизит к фильму "Живи и помни". Вырублен из одного дерева.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 июня 2012
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
11 марта 2008
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1998
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1995
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, фото с сайта pastvu.com<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, Фото нач. ХХ в. из книги П. Паламарчука "Сорок Сороков" т.4.<br>, Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Фото нач. ХХ в. из книги П. Паламарчука "Сорок Сороков" т.4.
Андрей Агафонов
??
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, , Москва, Западный административный округ (ЗАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
24 октября 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 августа 2011

Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве

Местность на берегу реки Сетуни, где некогда находилось село Голенищево, с середины XIV до начала XVIII века принадлежала русским митрополитам и патриархам. При святителе Алексие, бывшим с 1354 до 1378 года митрополитом московским и всея Руси, здесь были устроены митрополичьи или «райские» сады. В начале XV столетия село стало любимой летней резиденцией митрополита Киприана (1390-1406 годы) [1]. Он построил в Голенищеве деревянную «опричную» церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь эта была деревянной и находилась на Трехсвятской горке. Особенно в Голенищеве любил бывать митрополит Иона (1448-1461 годы), много сделавший для его благоустройства. В 1474 году митрополит Геронтий (1473-1489 годы) повелел поставить здесь деревянный храм во имя святого апостола Иоанна Богослова: «…в лето 6782 преосвященный Геронтий митрополит всея Руси вниз по реке Сетуни в той же Голенищевской земле, у Алексеева Чюдотворцева сада церковь поставил Иоанна Богослова и двор сряди и с теремы и с погребы и с ледники и с всем устроил» [2].

Дата сооружения первого Троицкого храма на месте церкви Иоанна Богослова в настоящее время не установлена. Впервые деревянный храм во имя Святой Троицы упоминается в 1627 году. К этому времени село уже называлось Троицкое-Голенищево: «…великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии вотчина Троице-Голенищево, а в селе церковь Живоначальной Троицы, да в придел Леонтия Ростовского, деревяныя клецки, а в церкви образы, и свечи, и книги, и на колокольне колокола, и всякое церковное строение государево патриаршее…» [3].

Менее чем через двадцать лет деревянную церковь перевели в село Троицы Сельцы, а на ее месте началось возведение великолепного каменного храма. Для того, чтобы строительство велось без задержек, митрополит Филарет Никитич повелел устроить у Воробьевых гор неподалеку три печи для обжига кирпича из местной глины. По его указу этот кирпич поставлял к месту строительства «патриаршие Саввинские слободы крестьянин Леонтий Кострикин» [2].

Работы велись с 1644 по 1646 год по проекту московского зодчего Антипы Константинова, учителем которого был отчим - подмастерье каменных дел - Лаврентий Семёнович Возоулин. Непосредственно строительными работами руководил подмастерье каменных дел Ларион Михайлович Ушаков. 16 марта 1644 года с ним по обычаю того времени была заключена «уговорная запись» о том, что «ему делать в патриаршем селе Троицком каменную церковь с приделами кроме кровли, а делать ту церковь по указу и чертежу подмастерья Антона (?) Константинова, каков он свой чертеж дал к тоему церковному строению. За работу ему было уплачено 500 рублей, да ему ж за церковное каменное дело, что он сверх уговору делал колокольню – 20 рублей» [2]. Из этой записи видно, что храм строился сразу по единому замыслу, вопреки распространенному мнению о более позднем возведении приделов, и о датировке колокольни 1660 годом [4]. Отделочные работы продолжались до 1649 года, когда 23 октября произошло торжественное освящение церкви, на котором присутствовал государь Алексей Михайлович со своим двором. Через год усадьба ненадолго перешла в собственность нижегородского наместника, царского оружничего Григория Гавриловича Пушкина «за посольскую службу» [6].

За последующие полвека в облике Троицкого храма не произошло никаких изменений, и опись 1701 года дает нам достаточно точное представление о его облике: «Троицкая церковь каменная шатровая с двумя приделами с двух сторон – Ионы митрополита, да мученика Агапия… над папертью (на трапезной) церкви каменная шатровая колокольня, а на ней пять колоколов, а в большем весу 25 пуд, а в четырех колоколах весу не написано…» [2].

Храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве – один из красивейших (и немногих сохранившихся) примеров многошатровых храмов, расцвет строительства которых приходится на первую половину XVII столетия. Наиболее известные примеры таких храмов датируются более поздним временем – это церкви Воскресения в Гончарах (1649 год), Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1649-1652 годы), иконы Божией Матери Одигитрии в Вязьме (1650-е годы) и т.п. [5]. Важной особенностью их архитектуры можно назвать декоративное использование шатров: все три шатра нарядным декоративным навершием венчают основной куб храма. Исключением является церковь Успения Пресвятой Богородицы в Алексеевском монастыре Углича, более известная как «Дивная» (1628 год), в конструкции которой каждый из шатров еще имеет конструктивное значение – он установлен на основание в виде небольшого восьмерика. Можно предположить, что она и стала одним из прообразов Троицкого храма.

Антипа Константинов использовал этот мотив во время строительства трехшатровых храмов Ризоположения(возведенной им в 1641 году над Золотыми вратами во Владимире) и Спаса Преображения в Алексеевском монастыре в Москве (1634 год), где он работал вместе с Трефилом Шарутиным. Судить об этом храме мы можем только по рисунку середины XIX века, где третий шатер невидим [6]. Следует отметить, что Трефил Шарутин происходил из семьи талатливых зодчих города Кашина. Вряд ли случайно, что еще один ее представитель - Иван Шарутин (сын Марка Шарутина) -в 1652-1654 годы возвел звонницу, увенчанную тремя шатрами (уже более декоративного вида) в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом.

Шатровая форма в разных вариантах была особенно любима Антипой Константиновым сыном Возоулиным. Он использовал ее уже в первой своей работе – соборе Архангела Михаила в Нижнем Новгороде (1628-1631 годы). Его строительство молодой мастер завершал самостоятельно после смерти отчима. В 1644 году он «был на Пушечном дворе у амбарного каменного дела и иных каменных дел» (здесь имеются в виду литейные амбары). Согласно чертежу XVII века, их венчали два четырехгранных шатра со слухами для выхода отработанного газа. В 1645 и 1648 годы зодчий закончил свою деятельность строительством двух шатровых надвратных церквей (св. Евфимия и Успения) в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода [6].

Восьмигранные шатры храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, как и у «Дивной» церкви, и у Спасо-Преображенского собора Алексеевского монастыря, являются не декоративным приемом, а конструктивным завершением каждого из трех объемов: самого храма и двух его приделов, примыкающих к углам основного объема с востока, по сторонам от апсиды. Дополняет и усложняет композицию четвертый шатер – высокая колокольня, первоначально находившаяся у северо-западного угла церкви. С юга, востока и запада храм охватывает невысокая галерея. Примеры похожего расположения двух симметричных приделов шатрового храма впервые появляются в русской архитектуре в конце XVI века. Среди них можно назвать храмы Рождества Христова в Беседах (1590-е годы), Богоявления в селе Красном (1592 год), Смоленской Богоматери в Кушалино (1592 год), Спаса Преображения в селе Остров (1590-е годы) и другие [5]. Однако, во всех случаях, приделы сильно уступают по высоте основному храму и имеют завершение в виде главки. Равноценная роль всех трех самостоятельных объемов и шатров в композиции храма в русском зодчестве впервые была использована Антипой Константиновым.

Храм и приделы имеют конструкцию «восьмерик на четверике». Четверик несколько вытянут по оси север-юг и значительно выше восьмерика. Детали декоративного решения самого храма и приделов довольно ощутимо различаются. Центральный шатер открывается внутрь, что создает эффект особого величия храмового пространства. По своему облику он очень близок шатру собора Архангела Михаила в Нижнем Новгороде. Характерные для зодчего многопрофильные кокошники, украшающие четверик нижегородского собора (а позже ставшие отличительной чертой архитектуры Нижнего Новгорода), в Троицком-Голенищеве выполнены не полукруглыми, а килевидными и напоминают кокошники углической Успенской церкви. Стены четверика имеют трехчастное решение и украшены выделенными лопатками. Каждая грань восьмерика декорирована профилированными филенками. От шатра восьмерик отделен широким карнизом в виде крупных зубцов [4], сходный с карнизом восьмерика Архангельского нижегородского собора. В целом, декор самого храма производит впечатление сдержанного благородства за счет уравновешенности пластических форм.

Декоративное убранство приделов решено несколько иначе. По мнению исследователей, их строительством занимался только Ларион Ушаков [6]. Стены четвериков он завершил фронтонами, а каждую грань восьмериков украсил парой небольших кокошников, под которыми проходит карниз такого же рисунка, что и на самом храме. Особенную нарядность и пластичность шатрам приделов придают высокие окна-люкарны [13]. Такие же окна и завершения-фронтоны мастер уже использовал и ранее, например, при строительстве Теремного дворца в Московском Кремле, в котором он участвовал в 1635-1636 годах вместе с Антипой Константиновым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным (кроме того, схожий мотив украшает небольшой шатровый храм Троицы Живоначальной, возведенный в 1650 году Иваном Марковичем Шарутиным над входом во внутренний двор Саввино-Сторожевского монастыря). Однако декор приделов все же производит впечатление некоторой дробности по сравнению с пластикой центрального объема храма.

Каким изначально был облик древней колокольни, сейчас уже не представляется возможным выяснить, т.к. она и западный притвор были перестроены в XIX веке [7]. Об этом свидетельствует метрика храма, составленная в 1887 году: «В 1860 году переделана задняя часть западного притвора распространением ее на такое пространство, которое занимала старая колокольня. В том же году входное крыльцо западного притвора Троицкой церкви отломано, и на месте его выстроен длинный коридор, соединяющий западный притвор с новой колокольней» [8]. Новая колокольня поставили к западу от храма. В то же время выстроили трапезную возле северного придела мученика Агапия [9]. М.В. Красовский ставил первоначальную колокольню Троицкого храма в один ряд с колокольнями московских храмов Феодора Студита у Никитских ворот, Флора и Лавра на Мясницкой и Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках [11]. Отдавал должное нарядности ее архитектуры и А.А. Мартынов [12].

На колокольне 1860 года находился подбор из семи колоколов. Пространная надпись на благовестнике гласила: «Вылит сей колокол ко храму Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож, что близ Москвы в царствование императора Александра II, во святительство высокопреосвященнейшего Иннокентия митрополита Московского и Коломенского, по благословению преосвященнейшего Леонида, епископа Дмитровского, викария Московского, при священнике Павле Георгиевиче Орловском, усердием и иждивением прихожан и церковного старосты потомственного почетного гражданина Александра Ефимовича г. Байдакова и добрых даятелей. 1876 года марта 15 дня. Лит на заводе Н.Д. Финляндского в Москве. Весу 208 пуд 10 фунтов».

На полиелнйном, втором по весу колоколе тоже существовала интересная надпись: «Сей колокол вылит 1785 года марта 31 дня церкви Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож, тщанием священника Тимофея Иванова вкупе с приходскими людьми, весу 101 пуд и 8 фунтов. Лит в Москве на заводе Никифора Кабанина (прав. – Калинина)». На третьем – будничном колоколе удалось прочесть такой текст: «Лета ЗРПЕ (7185, т.е. 1677) по указу великого господина Иоакима, патриарха Московского и всея Руси выменен сей колокол на старый разбитый колокол в Московский уезд в домовое село Троицкое Голенищево к церкви Живоначальной Троицы. Весу КЕ (25) пуд». Четвертый колокол весил 13, пятый – 8 пуд, шестой и седьмой по одному пуду [8]. Судьба этих колоколов неизвестна. Сейчас на колокольне размещен подбор из новых колоколов, поднятых на нее в 1993 году.

Значительные изменения в положении храма произошли после смерти патриарха Андриана в 1700 году. Село Троицкое-Голенищево с церковью и небольшим летним патриаршим дворцом поступило в общегосударственное управление, а затем его «определили» в заведование синодального управления. В 1729-1730 годы оно принадлежало любимцу императора Петра II – Ивану Алексеевичу Долгорукову, затем перешло в ведение коллегии экономии. Очень сильно храм пострадал в 1812 году. Солдаты армии Наполеона устроили в нем конюшню, затем во время пожара погибла вся старинная роспись и иконостас, сохранилось только несколько икон, отданных перед этим мастеру «на поновление». Сильные повреждения имели шатры, кресты и колокольня [2]. В 1815 году саму церковь и придел святителя Ионы восстановили и заново освятили, но храм стоял не расписанным еще и в конце XIX столетия [8]. Только в 1898-1902 годах начались работы по воссозданию его убранства [10].

В ХХ веке Троицкая церковь разделила судьбу многих русских храмов. В 1939 году ее закрыли, два антиминса при этом перенесли в Троицкую церковь на Воробьевых горах. Иконостас, сохранявшийся в церкви, в 1941 году вывез С.М. Эйзенштейн для съемок фильма «Иван Грозный». Дальнейшая судьба его неизвестна. В 1966 году в храме находился склад сырья и готовой продукции третьей картонажной фабрики Управления специальных предприятий. В это время церковь пребыла в очень плачевном состоянии. В 1970-е годы, после вывоза склада, она стояла пустой, пока ее не отдали опять под склад, но уже для Гостелерадио. В 1987 году здесь же разместилась нотная библиотека, обладавшая ценной коллекцией рукописей [10]. Православной Церкви Троицкий храм вернули только в 1991 году – 8 января возле него отслужили первый молебен. Немного позже начались богослужения – в нижнем ярусе колокольни. Восстановительные работы продолжались на протяжении пяти лет. Сейчас в северном приделе мученика Агапия освящен престол свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси и священномучеников, мучеников и исповедников Российских.

Библиография:

[1] Захаров М.П. Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867

[2]. Иоанн Кузнецов, иерей. Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве // Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины в Москве и Московской епарихии. М., 1904. Т.I. С.: 1-14

[3] Холмогоровы В. И Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVII столетия. М., 1886. Вып. III. Загородская десятина Московского уезда. С.: 301

[4] Памятники усадебного искусства. М., 1928. С.:89

[5] Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 133-135, 311

[6] Филатов Н.Ф. Нижегородские зодчие XVII начала ХХ века. Горький, 1980. С.: 21, 22, 25-26, 29, 30

[7] Ильин М.А., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С.: 463

[8] Метрика московской церкви Живоначальной Троицы, что в Голенищеве. 1887 год. Из материалов Археологической комиссии // Исторический архив. 2009. № 5. С.: 143-161. Метрика подготовлена к печати А.Ф. Бондаренко на основе материалов архива ИИМК (Ф.1, оп. 2, 1911, д. 257).

[10] Сорок сороков. М., 2003. Т.4. С.: 202-205

[11] Красовский М.В. Очерк по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 237

[12] Мартынов А.А. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1848. Т.2.

[13] Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.2. М., 1911. С.: 84

[14] Москва и ее окрестности. М., 1885. С.: 425


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 февраля 2018

Село Голенищево, находившееся в Сетунском стане Московского уезда, в конце XVI ст. принадлежало митрополичьему дому. В этом селе была церковь во имя Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, построенная Киприаном митрополитом. В начале XVII ст. Голенищево называлось по церкви Троицким, когда была построена в селе церковь Св. Троицы – неизвестно.

В писцовых книгах 1627 г. говорится: «великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии, вотчина село Троицкое Голенищево, а в селе церковь Живоначальной Троицы, да в приделе Леонтия Ростовского чудотворца, древянна, клетцки, а в церкви образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение государево патриаршее…». В расходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1626-27 гг. записано: «декабря 2, в государево патриаршее село Троицкое, в церковь сделан крест на престол, спаян медью и позолочен; за золото и за медь иконописцу Саве Теплякову 6 алтын 6 денег».

При патриархе Иосифе в 1644 г. в селе Троицком-Голенищеве была построена каменная церковь во имя Св. Троицы с приделами и патриарший каменный дом; а деревянная церковь из Голенищева перенесена в патриаршее село Троицы-Сельцы. Материалы, необходимые для постройки каменной церкви в селе Троицком-Голенищеве стали заготавливаться, как видно из расходных книг Патриаршего казенного приказа, с 1643 г.

По переписным книгам 1646 г. в селе Троицком-Голенищеве числилось 11 дворов крестьянских, новопривозных и бобыльских 44 двора, которые были перевезены из домовых патриарших вотчин Костромского, Владимирского и Белозерского уездов, кроме того, в селе жили в «подсоседниках кузнецы», своих домов не имевшие. В 1678 г. в том же селе 22 двора крестьянских, да после морового поветрия призваны с воли и поселены в деловые работники белорусы из разных польских городов.

В переписных книгах 1701 г. церковь в селе Троицком-Голенищеве описана так: «церковь Живоначальной Троицы каменная шатровая, с двумя приделами, а на той церкви и на двух приделах и на колокольне кресты железные, и той церкви поп Антип Андреев и диакон Савва Степанов явили в алтаре и в церкви святые иконы и всякую церковную утварь… На правой стороне у западных дверей место патриаршее обито сукном вишневым, локотники обиты бархатом вишневым, на нем чехол крашенинный зеленый. Над патриаршим местом образ Спасов писан на краске… в трапезе восемь икон больших деисусовых писаны на красках. В той церкви и в приделах, и в алтарях в окнах 18 оконниц белых, слюденные, да 18 решеток железных, у тех церквей трое дверей железных, да у настоящего алтаря у окошек три затвора железные. У настоящей церкви на трапезе колокольня, а на колокольне пять колокол, в большом весу подписи 25 пудов, а в четырех колоколах весу не написано и весить нечем; а покрыта настоящая церковь с приделы и трапеза, и паперти все тесом…».

Подле церкви двор патриарха каменный; два сада с яблонями, с грушами, с вишнями, смородиною красною; двор конюшенный и скотный; в селе Троицком 53 двора крестьянских, в них 183 человека, и 10 дворов бобыльских, в них 28 человек. В 1711 и 1728 гг., по распоряжению синодального дворцового приказа, церковь в селе Троицком была покрыта новым тесом.

Священно-церковно-служителям Троицкой церкви выдавалось руги из Патриаршего казенного приказа: «попу на год денег 5 руб., ржи 8 четвертей с полуосминою, овса тож; диакону 4 руб., ржи и овса по 4 четверти; пономарю 2 руб. 3 алтына 2 деньги, ржи и овса по 4 четверти; просвирнице 60 алтын, ржи и овса по 3 четверти».

По смерти патриарха Адриана и с упразднением патриаршества, патриаршие вотчины поступили в общее государственное управление. В 1729 г. село Троицкое-Голенищево императором Петром II пожаловано князю Ивану Алексеевичу Долгорукову, у которого в 1731 г. оно было отписано и причислено к ведомству Коллегии экономии.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  27 апреля 2018

Теперь Голенищево является частью Москвы, но во времена московских патриархов место слияния рек Раменки и Сетунь было довольно отдалённым Подмосковьем. Первое упоминание о селе влсходит к средним векам и связаны они с именами святителей Алексия и Киприана, московских митрополитов. Как свидетельствует летопись, в ХIV веке на здешней земле был разбит сад, стояли кельи и клети. Святитель Киприан очень любил Голенищево, избрав именно это село местом отдохновления. Именно в Голенищево митрополит Киприан занимался на досуге переводами церковных книг с греческого на славянский язык. Именно в Голенищеве святитель написал житие митрополита Петра: "Книги своею рукой писаше, понеже место бетихо и безмолвно и тайно от всяких плищей (Суеты и шума городской жизни)". По велению святого митрополита на этих землях была построена опричная церковь во имя Трёх святителей (опричная, то есть построенная митрополитом для себя). Была она деревянной и, вероятно, стояла на горке, которая и по сей день называется Трёхсвятской. Преемники митрополита Киприана также любили Голенищево. Особенно нравились эти места митрополиту Ионе, служившему на московской кафедре в 1449-1461 годах.

В храме Троицы Живоначальной, который будет построен через два столетия, во имя митрополита Ионы устроят придел. И источник, который течёт в овраге рядом с храмом, также назовут Ионинским. В летописи сказано: "Въ лето 6782 (1474) преосвященный Геронтий, митрополитъ всея Руси внизъ по реке Сетуни, на той же Голенищевской земле, у Алексеева Чюдотворцева сада церковь поставилъ Иоанна Богослова и дворъ срядилъ и съ ледники и съ всемъ устроилъ". Позднее вместо Иоанно-Богословской церкви была построена деревянная Троицкая. Точное время её постройки теряется во мраке лет, но известно, что к 1627 году эта церковь уже существовала, а село в тот момент называлось Троицкое-Голенищево. Храм Троицы Живоначальной был построен в 1644-1645 годах, в период, когда Русское царство как государственное образование обрело былую устойчивость. Смутное время было уже позади, и ещё довольно много времени оставалось до грядущих реформ - как до религиозной реформы Патриарха Никона, повлёкшей за собой раскол Русской Церкви, так и до реформ царя Петра I. Это замечание важно, так как после упомянутых реформ изменился подход к церковному строительству.

Храм же в Троицком-Голенищеве представляет собой образец архитектуры, широко распространённой на Руси с начала ХVI века. Это так называемый храм шатрового типа. Проект был разработан Антипом Константиновым-Возоулиным, мастером шатрового зодчества этого периода. В книге П. Г. Паламарчука "Сорок сороков" сказано, что "храм по указу и чертежу государева подмастерья - Антипы Константинова работал каменных дел подмастерье Ларион Михайлов Ушаков". Антип Константинов был сыном каменщика, а после смерти отца его усыновил Лаврентий Возоулин, тоже каменщик. Будучи совсем молодым человеком, примерно двадцать лет от роду, Константинов был уже отмечен царём как умелый зодчий. К примеру, он участвовал в строительстве Преображенского трёхшатрового храма в Алексеевском монастыре, Теремного дворца и надстройки Троицкой башни Московского Кремля, церкви Спаса на Сенях в Ростове Великом. А Ларион Ушаков известен тем, что в 1635-1636 годы принимал участие в строительстве Теремного дворца для царя Михаила Феодоровича. После окончания строительства Троицкого храма в середине ХVII века близ него был возведён и каменный патриарший двор. Окрестности Голенищева были богаты глиной, поэтому у Воробьёвых круч были устроены три печи для выделки кирпича...

Патриарший двор при церкви был устроен весьма богато и основательно. Сохранилось его описание, составленное в 1701 году. Вот что там было: красное крыльцо и сени, за ними палаты - скатертная, дворянская, певческая, посельского старосты, казенная - все только на первом этаже. Затем была лестница на второй этаж, где были устроены патриаршие хоромы, предварявшиеся сенями. Тут были и столовая, и крестовая палаты, келья патриарха и заднее крыльцо. Наверху, над вторым этажом, располагался терем с моленным углом и верхней кельей, а надо всем этим - чердак. Близ патриршего дома была выстроена приказничья изба с сенями и верхним теремом, поварня, хлебная, баня, сарай, конюшня и денник, сушило и погреб. За каменной оградой патриаршего двора были разбиты два плодовых сада с яблонями, вишнями, грушами, кустами смородины. За садами - обустроены пруды, из которых рыба подавалась к столу патриархов. В 1649 году "в селе Троицком (село уже именуется по названию церкви) Государь Алексей Михайлович изволил кушать у патриарха Иосифа". Вокруг села были богатые охотничьи угодья, и царь любил охотиться в этих местах. Голенищево продолжало быть резиденцией всех патриархов в досинодальный период, а уже с 1700 года это село поступает в ведение Святейшего Синода. В 1729-1730 годах был краткий период, когда село принадлежало фавориту императора Петра III Ивану Алексеевичу Долгорукову, после его ссылки в Берёзов, всё имущество у опальных Долгоруковых было отнято в пользу казны, а село Голенищево вновь вернулось в ведение Синода. В ХVIII веке в Голенищеве было учреждено фабричное производство. Часть земель уже принадлежала полотняному фабриканту Василию Чурашеву.

В период Отечественной войны 1812 года село было захвачено войсками императора Наполеона. Храм был осквернён, не избегнув участи других русских храмов. Французские солдаты разместили в нём конюшню. Древний иконостас погиб в пожаре, но некоторые иконы уцелели. После изгнания французов из Москвы один из приделов (Агапиевский, зимний) был переосвящён, а в 1815 году переосвятили и два других. В середине ХIХ века было решено расширить зимний Агапиевский придел и его притвор. В 1860 году намерение это было осуществлено. Старая шатровая колокольня, примыкавшая к западной стене Агапиевского придела, была сломана, а вместо неё соорудили новую, напротив западных врат храма. А пространство между новой колокольней и папертью соединили крытым коридором. В 1899 году в храме устроили общее духовое отопление. Таким храм просуществовал до 1935 года.

В 1936 году режиссёр Сергей Эйзенштейн снимал фильм "Бежин луг", по-эйзенштеновски гениальный, темой которого была мифология нового советского времени. Главный герой - Стёпка Самохин, пионер, сын подкулачника - гибнет от руки отца. Отец мстит сыну за раскрытый тем заговор против колхоза. Прототипом героя стал Павлик Морозов. Одной из центральных сцен фильма является сцена в храме, снятая именно здесь, в Голенищевской церкви. Крестьяне громят храм, рушат свтыни. Здесь и дети, и молодёжь, и зрелые люди, и старики - все они в едином порыве глумятся над верой. Один из персонажей - огромный, как библейский Самсон, крестьянин - обеими руками мощно сносит царские врата, руша иконостас, а за ним идёт толпа, оскверняющая алтарь. Так пали святыни храма Троицы Живоначальной в патриаршем селе Голенищево, и падение это запечатлено почти документально в оставшихся кадрах, в 1937 году обрезанных мотажёрами с плёнки фильма, которую должны были уничтожить. В конечном итоге опустевший храм был взят в аренду Гостелерадио СССР под склад и нотную библиотеку. Падение, казалось, было необратимым. Но храм не погиб. Он был возвращён верующим в 1991 году и первый молебен состоялся около его стен 8 января 1991 года. Предстояла работа по очистке храма, восстановлению перекрытий, реставрации колокольни. Богослужения здесь начались только в 1992 году. Ремонтно-восстановительные работы велись с середины 1990-х годов. Со стороны реки расчистили Ионнинский родник. А в 1999 году пристроили деревянную часовню-крестильню, которую освятили во имя святого Киприана. Ныне праздничный звон с колокольни храма разносится далеко окрест и достигает Новодевичьего монастыря и Поклонной горы.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №289, 2018 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  2 октября 2020

Первые упоминания о Голенищеве восходят к XIV веку и связаны с именами святителей Алекcия и Киприана, митрополитов Московских. По сказанию летописца святителя Алекcия (1354–1378 гг.), на Голенищевской земле (около теперешней Троице-Голенищевской церкви) был сад, и подле сада, без сомнения, стояли клети и кельи.

Преемник святителя Алекcия по вcероccийcкой митрополичьей кафедре - святитель Киприан - особенно полюбил Голенищево. Он избрал для своего пребывания место при впадении речки Раменки в р. Cетyнь. Известие о том, что именно тут жил митрополит Киприан, содержится в «Степенной книге царского родословия»: «Пребывая в своем селе на Голенищеве, между двою рек, Сетуни и Раменки, идеже тогда бысть оба полы лес мног, идеже есть церковь Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, и пребыва тамо, епископы и попы ставляше, иде же и книги своею рукою писаше, и многия святыя книги с Греческого языка на Русский язык преложи, и довольно писания в пользе нам остави, и великого Чудотворца Митрополита всея Руси [Петра] житие написа».

Святитель Киприан занимался здесь переводом церковных книг (в том числе, и Кормчей) с греческого языка на славянский, положил основание Степенной Книге и написал житие своего предшественника святителя Петра, митрополита Московского: «книги своею рукою писаше, понеже место бе тихо и безмолвно и тайно от всяких плищей» (т.е. суеты и шума городской жизни). А на старости лет святитель Киприан постоянно уже жил здесь «и тамо же и разболевcя лежаше несколько дний и преставися» 16 сентября 1406 года «в старости велице», на 30-м году своего святительства. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля. Святые мощи его были обретены при перестройке собора 27 мая (9 июня) 1472 года.

Опричная (то есть особая, построенная святителем для себя) церковь во имя Трех Святителей была, по всей вероятности, деревянной. От святителя Киприана Голенищево перешло к его преемникам; имел здесь пребывание, конечно, и святитель Иона, митрополит Московский (1449–1461 гг.). Память о нем так утвердилась в Голенищеве, что в 1644 г. при построении каменной Троице-Голенищевской церкви был при ней устроен придел во имя этого святителя. Источник в овраге близ нынешнего храма сохранил имя Ионинского. До XX века дожил «Ионинский дуб», по преданию посаженный святым митрополитом, - и был спилен в годы Великой Отечественной войны на дрова.

Теперешнее - Новое-Голенищево - явилось лет через 70 после кончины свт. Киприана. «Въ лето 6782 (1474), – читаем в летописи, – преосвященный Геронтий, митрополитъ всея Руси внизъ по реке Сетуни, на той же Голенищевской земле, у Алекcеева Чюдотворцева сада церковь поставилъ Иванна Богослова и дворъ срядилъ и съ теремы и съ погребы и съ ледники и съ всемъ устроилъ».

Когда именно была Иоанно-Богословская церковь заменена Троицкою – точно указать нельзя, но к 1627 году эта последняя церковь уже существовала с приделом во имя святителя Леонтия Ростовского и Голенищево называлось уже Троицким-Голенищевым. В 1644 году деревянная Троицкая церковь была заменена каменной, с приделами. Известно имя зодчего – Антипа Константинов. Тогда же близ нее был построен и каменный патриарший двор. При этой постройке придел во имя святителя Леонтия Ростовского был уничтожен, и церковь была устроена трехпрестольная: главный храм - во имя Святой Троицы, а два боковых придела – во имя мученика Агапия и святителя Ионы, митрополита Московского.

Кирпич на постройку нового храма и патриаршего дома был местного производства, поскольку окрестности были богаты глиной. К селу Голенищеву патриархом Филаретом были приписаны три устроенные у Воробьевых круч печи для выделки кирпича.

Патриарх Иосиф, при котором была построена Троицкая церковь, часто посещал Голенищево. В 1649 году «в селе Троицком Государь Алексей Михайлович изволил кушать у патриарха Иосифа». Царь и охотился в Голенищеве; 11 июня 1650 года он писал начальнику своей охоты: «А в Голенищеве приказать бы вам прикащику Патриархову, чтобы берегли орликов и всяких птиц». Посещали Голенищево патриархи Никон, Иоасаф; часто бывали здесь патриарх Иоаким и последний патриарх досинодального периода, Адриан.

С западной стороны близ церкви стоял патриарший дом, перестроенный, вероятно, в конце XVI века; его устройство подробно запечатлено в описи 1701 года. После красного крыльца и сеней располагались палаты: скатертная, дворянская, певческая, палата посельского старосты (домоправителя), казенная палата; далее лестница вела на второй этаж, где располагались жилые патриаршие хоромы с сенями, столовой и крестовой палатами, кельей патриарха и задним крыльцом; еще выше был терем – верхний покой - с моленным углом и верхней местной кельей, а еще выше – самый верхний чердак. Из одного этого перечисления, а тем более из подробной описи видно, что строение было весьма основательным. Возле патриаршего дворца стояли приказчичья изба с сенями и теремом наверху, хлебная, поварня, а за ними - баня и длинный сарай, простиравшийся до задних ворот двора, у которых находились конюшня и денник.

На дворцовом дворе были также сушило и погреб, а за каменной оградой - два патриарших сада с яблонями, грушами, вишнями, красной смородиной; далее простирались патриаршие пруды с рыбой.

С упразднением патриаршества по смерти последнего патриарха Адриана Троицкое-Голенищево с церковью и патриаршим домом поступило в государственное ведомство синодального правления. Лишь на очень короткое время это село было пожаловано императором Петром II его любимцу князю Ивану Алексеевичу Долгорукову (указом от 13 декабря 1729 года село «жаловалось в вечное владение», но 19 января 1730 года скончался император, после чего все жалованные им имения были отобраны - в том числе и Голенищево, поступившее во владение Коллегии Экономии; князь Иван Долгоруков был сослан).

В 1711 и 1728 гг. по распоряжению Синодального Дворцового Приказа храм покрывали новым тесом.

Патриарший дворец просуществовал до 80-х годов XVIII века, причем в таком же виде, как и в начале этого века. Последнее упоминание о нем относится к периоду моровой язвы в Москве в 1770–1772 гг., когда во дворце был устроен карантин для «сумнительных людей, кои в одном покое с зараженными жили», но не были больны (заболевавших же срочно отправляли в больницу). Сюда же помещали осиротевших детей, родителей которых унесла эпидемия, а вместе с ними и всяких нищих и бездомных. К началу XIX века дворец без ухода окончательно развалился, и от него не осталось и следа.

Во время Отечественной войны 1812 года церковь сильно пострадала от неприятеля, была выжжена изнутри, Агапиевский придел обращен в конюшню. По счастью, основная часть икон к тому времени находилась на поновлении у иконописца и потому уцелела. Агапиевский придел был переосвящен уже в декабре 1812 года, а Троицкий храм и Ионинский придел - в 1815 году.

Все холодное время года, то есть большую его часть, службы велись в Агапиевском приделе, поскольку только он отапливался и служил «зимним храмом» (главный храм и Ионинский придел не отапливались). Поэтому возникла необходимость расширить этот придел и его притвор, что и было сделано в 1860 году, причем смежная с прежней западной стеной Агапиевского придела шатровая колокольня была сломана и поставлена заново напротив западных врат храма, по центру. Пространство между вновь выстроенной колокольней и папертью-гульбищем храма было соединено крытым коридором. В 1899 году было устроено духовое отопление уже для всей церкви (а не только Агапиевского придела).

Церковь закрыли в 1939 году, иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съемок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся.

В церкви Троицы Живоначальной на Воробьевых горах, не закрытой в то время, был устроен отдельный престол Агапия и Ионы, куда перенесли антиминсы приделов голенищевской церкви. В храме разместили склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики, затем он был передан в аренду Гостелерадио СССР, некоторое время в храме производился прием макулатуры и стеклотары. В 1970-х годах храм был отреставрирован.

В 1991 году храм возвращен верующим. Настоятелем назначен священник Сергий Правдолюбов. Первый молебен состоялся 8 января 1991 года, у стен храма, на снегу. Великим постом 1991 года начались службы в нижнем ярусе колокольни. 17/30 марта 1991 года, когда праздновалось Церковью воскрешение праведного Лазаря, воскрес и храм: был освящен престол во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и всех священномучеников, мучеников и исповедников Российских. В колокольне храма была совершена первая Божественная литургия. Пасхальная служба 1991 года совершалась также на улице, на крыльце храма: маленькая колокольня не могла вместить верующих. А в самом храме оставались склад и нотная библиотека.

Вскоре богослужения переместились в трапезную-коридорчик. 24 июля 1991 года, в день памяти равноапостольной княгини Ольги, была совершена первая Литургия в главном храме. 2 августа 1991 года, в день пророка Божия Илии, имущество Гостелерадио было вынесено из храма, и 27 августа, в канун Успения Божией Матери, вся территория храма была полностью освобождена.

В 2019 году реставрационные работы финансировались по Программе предоставления субсидий из бюджета г. Москвы. Производились следующие работы: реставрация кирпичной кладки фасадов колокольни, включая элементы белокаменного декора, замена окрытия выступающих частей, ремонт кровли (шатра) и завершения колокольни, реставрация металлического ограждения яруса звона, воссоздание окон.

http://www.fedmp.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 октября 2023

Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве была построена в 1644-1645 г.г. (по другим данным, даже немного ранее) в старинном патриаршем селе на реке Сетуни. В XV в. митрополитом Геронтием здесь была выстроена церковь Иоанна Богослова; позднее на ее месте и была построена новая Троицкая церковь, а село Голенищево получило двойное название - Троицкое-Голенищево.

В XVII в. здесь был и патриарший дворец - летняя резиденция главы русской церкви. Царь Алексей Михайлович нередко приезжал на Воробьевы горы на охоту и бывал на службе в Троицкой церкви, если там служил сам патриарх. С юга от храма был устроен сад, поблизости от дворца и храма простирались три рыбных пруда, сохранившиеся до сих пор. Дворец не сохранился, он был разобран в XIX в., а в советское время уничтожена была и ограда храма.

Нынешняя церковь Троицы была построена по «чертежу» Антипы Константинова, строившего и Теремной дворец в Кремле. Помощником у него был взят Ларион Михайлович Ушаков.

В плане церковь довольно близка к церкви Покрова Богородицы в Медведкове - два придела примыкают с двух сторон на уровне апсиды, а с запада и юга основной объем окружен галереей. Симметричные приделы являют собой уменьшенные копии основного объема - они также увенчаны шатрами, хотя и с несколько иным декором, и имеют отдельные апсиды. Южный придел посвящен Ионе Митрополиту Московскому, северный - св. мученику Агапию. Главы, венчающие центральный шатер и приделы, небольшие, поставленные на узкие изящные барабаны, украшенные едва заметным ажурным рядом кокошников. Кокошники окружают и шатры приделов. Вокруг главного шатра нет такого украшения: он поставлен на более простой восьмерик, а четверик нижнего яруса храма завершается килевидными закомарами. Отличаются и шатры приделов и основного объема. Центральный шатер - гладкий, обшитый железом, а придельные украшены рядами ложных слуховых отверстий, придающих им большую ажурность и нарядность по сравнению с главным. Уникальны для тех времен были треугольные фронтоны над апсидами приделов.

Шатровая колокольня была построена в 1860 г. вместо «ровесницы» храма, также шатровой обветшавшей колокольни; новую немного сдвинули к западу - её предшественница помещалась в северо-западном углу здания. Тогда же придел св. Агапия был продлен новой трапезной.

История храма изобиловала бурными событиями. Во время войны 1812 г. церковь горела; в ней наполеоновские солдаты устроили конюшню. В этом пожаре погиб старинный иконостас, но древние иконы чудом сохранились - как раз перед началом войны они были отданы в поновление иконописцу, который смог сберечь их. В советское время храм продержался открытым достаточно долго - до 1939 г. После его закрытия иконостас был взят режиссером С. Эйзенштейном для съемок фильма «Иван Грозный», и больше в храм не вернулся. Куда он исчез - неизвестно. Антиминсы приделов (четырехугольные платы с зашитыми в них частицами мощей) были перенесены в соседнюю церковь Троицы в Воробьеве, где был устроен отдельный престол Агапия и Ионы. В самой церкви в Троицком-Голенищеве был размещен склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики Управления специальных предприятий. В 1970-х г.г. склада в храме уже не было, здание пустовало и постепенно приходило в окончательный упадок. Позднее храм был сдан в аренду Гостелерадио. В 1990г. начался процесс передачи храма верующим, а 7 января 1992 г. в нём прошло первое богослужение. Заново был расчищен Ионинский ключ, находящийся ниже храма, со стороны реки. Само церковное здание почти полностью отреставрировано.

http://hramy.ru/regions/r77/zao/troicgol/troicgol.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.