«Распятская колокольня поражает своим величавым видом. Построенная вскоре после новгородского погрома, она стала памятником кровавой расправы, устроенной царем Иваном Грозным жителям несчастного города и земли Новгородской. Монументальное величие и мощь выражены в архитектурной форме безвестным гением с исключительной силой и пафосом. В ранних описаниях сооружение колокольни относилось ко времени переезда царя Ивана в Слободу на постоянное жительство (1565 г.). Архитектор П. С. Полонский при реставрации памятника в 1945 году вскрыл зондажем в первой галерее на высоте 14 м карниз раннего столпа. В других местах в толще стены были обнаружены заложенные горизонтальные профильные тяги, наличники. Первоначальный столп, видимый между пилонами, имел с наружной стороны три яруса. Верхний ярус значительно уже нижних. Во всех ярусах имелись оконные проемы. Так неожиданно подтвердилась старинная гравюра датского посла Ульфельда с видом, на которой показана в этом месте двухстолпная звонница с круглым покрытием *.
При Грозном один из столпов древней звонницы был разобран, а другой — обстроен и поднят в величественный восьмигранник с мощными пилонами от земли до первой галереи (12 м). Восьмигранный столп находится в 30 м от Троицкого собора к югу по его поперечной оси. «Небольшой раскоп у восточной стены Марфиной палаты, возможно, откроет фундамент второго столпа, и тогда выяснится длина звонницы», — писал в своем отчете П. С. Полонский. «Распятская «церковь иже под колоколы», как еще ее называли, явилась классическим примером древнерусского шатрового стиля «верх на деревянное дело», который был характерен для начального периода каменного строительства на Руси. Высота церкви пятьдесят шесть метров. Над нижней галереей поднялись три яруса дуговых кокошников различной профилировки. Кокошники нижнего ряда имеют посредине круглые окна. Здесь проходит вторая галерея. Над ярусами кокошников расположена площадка звона, над столбами которой поднят высокий шатер. Над шатром — восьмигранный тамбур с небольшой главкой. С юга к колокольне примыкает звонница грозненского строительства, слитая воедино с основным сооружением. Здесь, возможно, висел пятисотпудовый новгородский колокол. С юга к звоннице пристроена была в конце XVII века невысокая каменная палата из четырех комнат. До 1707 года в ней жила ссыльная царевна-монахиня Марфа Алексеевна. Палата сообщается с колокольней специально прорубленным ходом. С тех пор колокольня получила название Распятской церкви-колокольни (или Страстей господних) На колокольню с наружного входа западной стороны ведет узкая каменная лестница, поднимаясь по которой вы все время чувствуете плечами неудобство этого хода. Он освещен щелевидными окнами. По лестнице можно подняться до первой галереи с ее изящными арками, открывающими виды <Александрова, прим.>. Каменная лестница ведет выше, в галерею второго яруса, слабо освещенную открытыми окнами кокошников. Новая деревянная лестница позволяет подняться в помещение звона под шатром. Вид из него еще живописней…».
«…Сооружение звонницы А. И. Некрасов относил к 1533 году — посещения Слободы князем Василием Третьим, к строительству которой он имел отношение. Не исключено, что сооружение звонницы происходило одновременно с Троицким собором. При современных средствах археологической науки спор этот легко разрешить, и это дело недалекого будущего. Опричник-немец Г. Штаден писал в своем отчете австрийскому императору о том, что вывезенный из Новгорода пятисотпудовый колокол (не «благовестник» ли, отлитый архиепископом Макарием в честь рождения у князя Василия III сына-наследника, Ивана IV?) был повешен «между башней и церковью», т. е. на существовавшей в 1570 году двухстолпной звоннице **. Он же писал о том, что царь с сыном Федором и Малютою ходил звонить в колокола к заутрени. Удивленный мастерством царевича, Иван заметил однажды сыну: «Да ты сын-то не царский, а пономарский». Взамен новгородского «благовестника» в 1572 году «повелением государя-царя и великого князя Ивана Васильевича слит бысть колокол новый в Великий Новгород... А делал мастер Иван Афанасьев». В те времена не каждого называли мастером и полным именем. В конце XVII века на Распятской колокольне висело двенадцать колоколов, один из них пятисотпудовый «благовестник». После указа царя Петра Первого о присылке в Москву «срочно и безотказно» к февралю 1701 года монастырских колоколов для переплавки на пушки новгородский великан «приказал долго жить». Неудачное «дело» под Нарвой со шведами оставило Россию без артиллерии. «И без звона молиться можно, — сказал Петр, — была бы вера». В 1823 году александровские купцы Каленов и Уголков «от усердия» подарили монастырю пятисотпудовый, но не столь «благозвучный» колокол (мало серебра в нем). Позже и его перелили на металл.
В 1969 году закончились реставрационные работы над памятником. Был открыт и восстановлен белокаменный цоколь, произведен ремонт шатра, крыши, лестниц, Марфиной палаты. Удалены поздние перегородки, сбита штукатурка со стен. Устроено водяное отопление. В палате сохранилась старинная кафельная печь. (В бывшей Марфиной палате в настоящее время <1968-1975, Прим.> разместился отдел атеизма, а в колокольне — планетарий). Доказано существование в Слободе и каменных дворцов. Фундамент одного из них обнаружен в раскопе 1968 года (белокаменная кладка стен и опор с глубины 2 м), а другого, двухэтажного, — длиной 34 м и шириной 12 м — в раскопе 1970 г. экспедицией академика Б. А. Рыбакова. В лето 1530-е «Егда бысть рождение государя, великого князя Ивана Васильевича всея Руси, тогда в Великом Новгороде вылили колокол к соборной церкви святой Софеи, повелением боголюбивого архиепископа Великого Новгорода и Пскова владыки Макария, велик добре...» В 1980-е годы колокольня вновь реставрировалась. (арх. Шерстобитова Л.Е., инж. Щелоков О.О.).
Силами Александровского реставрационного участка были побелены фасады, сменена обветшавшая кровля на медную с вычинкой деревянных стропил и обрешетки. Представляет научный интерес впервые осуществленная пробная добавка в известь при побелке совершенно безвредных для человека и нейтральных для строительных конструкций солей бария. Как известно качество современной извести очень низкое. Основная проблема в недостаточности выдержки в гасильной яме, а при промышленном производстве технического гашения в специальных смесителях. В результате чего побелка с вкраплениями мела не обладает ни атмосферной устойчивостью, ни качественной белизной. Тем не менее, известно, соли бария имеют коэффициент абсолютной белизны примерно в 10 раз выше извести, мало подвержены вымыванию, никакого отрицательного действия на них влага не оказывает. Спустя 25 лет (2005) колокольня, побеленная по экспериментальной технологии, по-прежнему выглядит нарядной и белой. Также в конце 1980-х гг. колокольня и её крест обзавелись полноценным современным медным молниеотводом с разводкой токопроводов на разные стороны фасадов. Кроме того, музеем «Александрова Слобода» предполагалось застеклить площадку звона и сделать её смотровой, всепогодной и безопасной для туристов. Однако к началу 1990х годов часть монастырских сооружений была передана Владимирской епархии под действующий монастырь, включая Распятскую церковь-колокольню. Вместо смотровой площадки для туристов колокольня Свято-Успенского женского монастыря вновь обрела колокола и зазвучала после десятилетий молчания. Произошло это перед праздником Св. Пасхи в марте 1991 года. К этому времени были завезены колокола, самый мощный из которых весил более тонны, произведен проверочный инженерный расчет мест подвески и предложена схема развесовки колоколов на существующих балках площадки звона (инж. Щелоков О.О.) В качестве базовой схемы размещения колоколов принята существующая, с аналогичной размерами, колокольни Успенского кафедрального собора во Владимире. Непосредственно подъем и монтаж колоколов на высоту более 30 метров осуществлены вертолетом Киржачского авиаотряда и силами авиационных механиков в порядке безвозмездной помощи.
Куницын М. Александрова Слобода. Верхне-Волжское книжное издательство, 1968, 1976. Выдержки из книги со страниц 69-73. http://mkrk.narod.ru/index.html
Смотровая площадка устроена значительно ниже, на галерее первого яруса. К сожалению сегодня за высокими деревьями панорамы города Александрова и его окрестностей практически не видно.