ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Алушта, Заповедник. Космо-Дамианский Алуштинский мужской монастырь.

Космы и Дамиана Алуштинский монастырь


Алушта, Заповедник. Космо-Дамианский Алуштинский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1856.
Адрес:
Республика Крым, г. Алушта, Заповедник.

Координаты: 44.665171, 34.270342





Космо-Дамианский Алуштинский мужской монастырь, , Алушта, Заповедник, Алушта, город, Республика Крым
Ирина Ростов/н/Д
11 сентября 2012
Космо-Дамианский Алуштинский мужской монастырь, , Алушта, Заповедник, Алушта, город, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
12.08.2004 - 20.08.2004
Космо-Дамианский Алуштинский мужской монастырь, Фото из журнала "Кормчий".<br>, Алушта, Заповедник, Алушта, город, Республика Крым
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1911
Космо-Дамианский Алуштинский мужской монастырь, http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/167-t-14-novorossiya-i-krym-bessarabskaya-hersonskaya-tavricheskaya-i-ekaterinoslavskaya-gub-obl-voyska-donskogo-stavropolskaya-gub-1910#page/1/mode/grid/zoom/1<br>, Алушта, Заповедник, Алушта, город, Республика Крым
http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/167-t-14-novorossiya-i-krym-bessarabskaya-hersonskaya-tavricheskaya-i-ekaterinoslavskaya-gub-obl-voyska-donskogo-stavropolskaya-gub-1910#page/1/mode/grid/zoom/1
Андрей Агафонов
1910
Космо-Дамианский Алуштинский мужской монастырь, открытка с http://russiahistory.ru/alushta/<br>, Алушта, Заповедник, Алушта, город, Республика Крым
открытка с http://russiahistory.ru/alushta/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1905
Космо-Дамианский Алуштинский мужской монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Алушта, Заповедник, Алушта, город, Республика Крым
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1892
Космо-Дамианский Алуштинский мужской монастырь, Крым - целебный источник в монастыре Козьмы и Дамиана. Почтовая карточка<br>, Алушта, Заповедник, Алушта, город, Республика Крым
Крым - целебный источник в монастыре Козьмы и Дамиана. Почтовая карточка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Космо-Дамианский Алуштинский мужской монастырь, Алушта - Косма-Дамиановский монастырь. Почтовая карточка<br>, Алушта, Заповедник, Алушта, город, Республика Крым
Алушта - Косма-Дамиановский монастырь. Почтовая карточка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Космо-Дамианский Алуштинский мужской монастырь, Ворота монастыря. Дореволюционное фото<br>, Алушта, Заповедник, Алушта, город, Республика Крым
Ворота монастыря. Дореволюционное фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 сентября 2004

Монастырь во имя свв. бесср. Космы и Дамиана (мужской). В 1856 году в глубоком горном ущелье на высоте более 2000 футов над уровнем моря по воле архиепископа Иннокентия игуменом Макарием была основана мужская киновия в честь бессребренников - братьев Космы и Дамиана, безвозмездно лечивших народ в Риме и ближайших к нему местностях и спасавшихся потом от преследования римского императора язычника Карина в Крымских горах. В 1898 году эта киновия по указу Св. Синода была преобразована в женский общежительный монастырь. Близ монастыря из горы вытекал источник чистой, как хрусталь, воды, которой приписывали целебные свойства; над источником устроена часовня. Монастырь вновь открыт в 1992 г.

http://www.ortho-rus.ru


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2007

Космо-Дамиановский монастырь, общежительный, близ горы Чатырдаг, в 50 верстах от города Симферополя. Основан в 1856 году Иннокентием, архиепископом Херсонским, и был мужским; в 1898 году обращен в женский. Здесь находится чудотворная икона святых Косьмы и Дамиана. Близ монастыря из-под горы вытекает источник чистой, как хрусталь, воды, которой приписывают целебные свойства; над этим источником устроена часовня.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 июля 2016

Монастырь был основан у источника св. Космы и Дамиана. К источнику, с незапамятных времен считавшемуся целебным, привозили больных независимо от вероисповедания. Вблизи источника не было никаких построек, ни для паломников, ни для богослужения. Несмотря на это, к 1 июля, ко дню памяти св. Космы и Дамиана, сюда ежегодно стекалось множество людей со всех концов Крыма. Приглашенные священники освящали воду и служили молебны. В 20-х годах XIX в. на средства графини Софии Потоцкой у источника был построен сарай для богомольцев.

Указом Святейшего Синода от 4 мая 1850 г. архиепископу Иннокентию - академику Императорской академии наук, доктору богословия, талантливому историку, блестящему оратору - было сообщено, что последовало высочайшее соизволение на открытие киновии у источника св. Космы и Дамиана. 19 марта 1851 г. было получено императорское разрешение на отвод земли для учреждения Космодамиановской киновии. Несмотря на полученное разрешение, киновия открылась нескоро. В 1853 г. началась русско-турецкая война, в 1854 г. в Крыму высадились англо-французские войска и осадили Севастополь. После окончания Крымской войны, в 1856 г. из Бахчисарайского Успенского скита был направлен первый строитель киновии иеромонах Макарий, возведенный впоследствии в сан игумена. Прибыв к источнику, иеромонах Макарий вместе с монахом Игнатием незамедлительно принялись за сооружение малой деревянной церкви.

В 1869 г. на средства доброхотных жертвователей построили новый большой деревянный храм под железной крышей. Новоустроенный храм был крестообразной формы, стоял он на каменном фундаменте, окрашенный краской. 13 саж. в длину и 5,5 саж. в ширину. Как сказано в деле консистории, “зданием деревянная, с такою же в одной связи колокольнею (в ней помещается ризница), крепкая. Храм холодный, иконостас двухъярусный”. 20 июня 1870 года новый храм освятили также во имя свв. Косьмы и Дамиана. Бывшую же маленькую церковь разобрали, а на ее месте, над источником, устроили деревянную часовню. А рядом, ниже по течению источника расположили купальню, разделенную на мужскую и женскую половины.

В 1874 г. на средства доброхотных жертвователей была построена вторая монастырская церковь во имя Преображения Господня, деревянная, теплая, с двухъярусным иконостасом. Обе церкви были, согласно консисторским записям, “утварью снабжены посредственно”.

14-18 октября 1880 г. киновию посетил наследник престола, будущий император Александр III вместе с будущей императрицей Марией Феодоровной.

В 1891 г. над источником вместо ветхой деревянной часовни возвели новую: до оконных рам она была каменной, а выше - деревянной. Часовня эта несколько превышала по размерам прежнюю. Стояла она под железною крышей, красивая и удобная для богослужения. Она представляла из себя небольшую восьмигранную постройку, венчавшуюся крошечной маковкой с крестиком. По центру здания из земли быстрым и обильным потоком выходил источник воды, заключенный в четырехгранную небольшую каменную колонну, возвышавшуюся над полом приблизительно на аршин. Из этого резервуара, по мере его наполнения, вода при сильном и шумном бурлении стекала в прочно устроенный вблизи большой деревянный бассейн купальни.

В 1897 г. находившаяся рядом с часовней деревянная купальня тоже была перестроена и возведена под новую железную крышу. Помещение купальни, как и бассейн в ней, были разделены плотной стенкой на две равные половины - мужскую и женскую. Вода в бассейне всегда была холодная - 6-7 °С. Несмотря на такую низкую температуру, немало богомольцев осмеливались купаться в этой воде, окунаясь в нее с крестным знамением.

1 августа 1899 г. было объявлено о преобразовании мужской киновии в женский монастырь прочтением определения Св. Синода.

В годы Первой мировой войны монахини оказывали материальную помощь фронту. Находясь в довольно глухом уголке Крыма, обитель не испытывала серьезных потрясений, ее жизнь продолжалась обычным порядком. После установления Советской власти все монастырское имущество и земли были национализированы. В 1923 г. монастырь закрыли. На территории бывшего монастыря создали колонию инвалидов им. Калинина, которая просуществовала до 1924 г. В 1924 г. церкви обители были закрыты и переданы Крымскому заповеднику, колокола с них сняли. В бывшем Космо-Дамиановском храме открыли музей природы, в Преображенской церкви - клуб Крымского заповедника, в часовне с купальней со временем устроили инкубаторий для вывода мальков форели. Другие здания использовались как лаборатории заповедника.

С началом Великой Отечественной войны все работы сотрудников Крымского заповедника пришлось прекратить. Перед приходом немецко-румынских войск дирекция и часть научных сотрудников заповедника успели своевременно эвакуироваться. Немецкие части прошли через управление КГЗ 6 ноября 1941 г., направляясь через Бешуй на Ялту по Романовской дороге. Чтобы лишить партизан пристанища, германо-румынские военные власти решили уничтожить все помещения на территории заповедника. 12 ноября были сожжены казармы, располагавшиеся по Альме, 28 ноября - все нежилые (конюшни, скотные дворы, склады, ларек, пекарня, баня, кузница, гараж, мастерская, клуб, музей) и некоторые жилые помещения управления, а 13 декабря - все оставшиеся здания со всем находившимся в них оборудованием, инвентарем, имуществом и домашней утварью; научная библиотека разграблена, рукописи и материалы по научно-исследовательской работе заповедника уничтожены.

https://pastvu.com/p/294711


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  4 ноября 2020

В Крымском природном заповеднике, между горами Чучель и Чёрная, струится источник Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с чистой и удивительно приятной на вкус водой, содержащей калий, магний, марганец, литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро. Ежегодно 14 июля, в день памяти Космы и Дамиана, шли сюда люди без различия веры. Приглашённые священники освящали воду, служили молебны. Нередки были случаи исцеления.

Учёные предполагают, что во время преследования христиан стоял на месте источника храм в честь святых Космы и Дамиана. Братья-близнецы, жившие во второй половине III века, они за добрые дела и распространение Христовой веры получили дар чудотворения, и бесплатно, без лекарств, одной молитвой исцеляли больных людей и животных. Косма и Дамиан были убиты их учителем-врачом, завидовавшим славе и искусству братьев.

Начало строительству монастыря в этих местах положил симферопольский купец И.П. Санютин, исцелившийся после купания в источнике и давший обет поставить возле него церковь. В 1850 году было получено разрешение на открытие рядом с церковью мужской обители, чему помешала начавшаяся в 1853 году Крымская война. По окончании военных действий на "доброхотные даяния богомольцев" построили две деревянные церкви и часовню над источником, устроили купальню для богомольцев. В 1899 году Космодамиановский монастырь был преобразован в женский. Монахини отремонтировали старые постройки и возвели новые, в 1913 году, в честь 300-летия царствования дома Романовых, отреставрировали часовню над источником.

В 1920-х годах здания монастыря передали Крымскому природному заповеднику. Во время Великой Отечественной войны все монастырские постройки, кроме часовни над источником, были уничтожены. В 1994 году территорию монастыря вернули епархии (Алуштинское благочиние), и в часовне была отслужена первая праздничная литургия. В монастыре хранится его старинная святыня - икона с частицами мощей святых Космы и Дамиана.

Из книги: "Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри". - Санкт-Петербург. Издательство: ООО "Торговый Дом Медный Всадник", 2017


Елена Григорьева
 

Этот чудесный монастырь находится в Крымском заповеднике окруженный горами Черной, Большой и Малой Чучелью и хребтом Конек. Дорога, которая ведет к монастырю берет свое начало с одной стороны в поселке Массандра, с другой выходит в село Изобильное, что под Алуштой. Дорога эта закрыта, потому что проходит через заповедник, поэтому по ней можно только пройти пешком или проехать на велосипеде. Общая протяженность дороги от Массандры 62 км. К монастырю проще всего добраться со стороны Алушты (около 20 км). Причем первые километров 15 можно проехать на транспорте до ворот заповедника.

Документальных подтверждений о пребывании святых Косьмы и Дамиана в Тавриде нет, но, согласно преданиям, считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножья горы Чатырдаг, у источника, до сих пор носящего их имена. Рассказывают, что спустя много времени после их смерти местный татарин, ненавидивший свою жену, увел ее в горы,выколол глаза и оставил одну, вдали от жилья. К несчастной женщине, умиравшей от голода, явились два незнакомых ей человека, сказав, что они братья-врачи, Косма и Дамиан, подвели ее к источнику и велели умыться в нем. После этого к женщине вернулось зрение, и она, возвратясь в свою деревню, рассказала о случившемся.

Кроме святого источника в монастыре находится икона святых Космы и Дамиана с частицами их мощей. А также икона Божьей Матери "Иерусалимская" написанная и освященная на святой горе Афон в Греции.

Архиепископ Иннокентий во время своего путешествия по святым местам Крыма посетил источник святых Космы и Дамиана, отсюда он поднялся на вершину Чатырдага. Он напомнил православным жителям, что необходимо восстанавливать обители и памятники веры: "Древние предание сказует, что сии врачи-чудотворцы посетили некогда и озарили чудесами своими и здешний полуостров Таврический,будучи сосланы сюда в заточение от кесаря Римского. И среди гор ваших есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли их молитвами. Если где думал я, то в подобных ущельях гор место обитателям иноческим, и предложил, если угодно будет Богу, устроить киновию во имя святых бессеребренников Космы и Дамиана. Святейший Синод преподал благославение на сию мысль.

Разрешение на открытие киновии было получено в 1853 году. Будущему монастырю от земель, принадлежащих казенной даче, были отданы 4 десятины. Но обустройство монастыря остановилось почти не начавшись - помешала Крымская война. Строительство же началось после войны в 1857 году. Обустроить монастырь оказалось делом нелегким. Киновия находилась в глухом ущелье, крутые склоны гор и высокий густой лес окружали его со всех сторон. Местность была неровная, и, чтобы проложить дороги и подготовить место для строительства необходимо было произвести большие работы. Монахи сами заготавливали лес для строительства, на своих полечах приносили строительные материалы т.к. от трассы хорошей дороги к монастырю не было. Космо-Дамиановский монастырь не получал денежных средств от государства, поэтому строительство зданий велось на деньги от добровольных пожертвований богомольцев.

В 1857 году построили первую деревянную, небольшую церковь в честь святых Космы и Дамиана по рисунку, сделанным архиепископом Иннокентием. Когда число братии возросло, на ее месте в 1870 году построили новый большой храм с колокольней, который вмещал всех иноков монастыря и богомольцев. Однако, поскольку, зимой он не отапливался, в 1874 году начали строительство нового зимнего храма во имя Преображения Господня. Но его освящение состоялось только в 1878 году: все работы были приостановлены из-за болезни и смерти игумена Макария. Его похоронили в притворе у западных дверей церкви. Благодаря неустанному труду игумена Макария создавался Космо-Дамиановский монастырь. При нем над источником выстроили каменную часовню с образами Христа Спасителя, Божией Матери и святых бессеребренников Космы и Дамиана. В центре часовни находился святой источник, к которому приезжали больные люди, искавшие исцеления. Для омовения построили купальню.

Постепенно на территории выросли три братских корпуса и один для настоятеля, две гостииницы для богомольцев, трапезная с кухней, баня и хозяйственные постройки. Севастопольский купец Григорий Петрович Порывай подарил монастырю 201 десятину пахотной земли в селе Григорьевка. Это было кстати, потому что земля возле вокруг монастыря была мало пригодна для сельскохозяйственных работ, для того чтобы разбить огороды, монахам приходилось выравнивать участки земли, очищать их от леса. В Григорьевке были построены два каменных дома и хозяйственные сооружения,вырыты артезианские колодцы. Там же находилась каменная церковь во имя Трех Святителей, приписанная к Космо-Дамиановской киновии.

Обитель гордилась особой святыней - иконой святых Космы и Дамиана с частицами их мощей. Драгоценная святыня и целебный источник привлекали в обитель богомольцев, их пожертвования были частью доходов монастыря. Вообще жизнь в монастыре была трудной, не получая средств от государства, монахи должны были зарабатывать сами. Киновия распологалась в теснине, окруженной горами, поэтому световой день был короче почти на четыре часа. Зима - особенно тяжелое время для монахов.

Е. Марков так описывает жизнь Космо-Дамиановской киновии: "Обыкновенно же в этом заоблачном ските трудно найти что-нибудь, кроме кружки молока. В этом возвышенном горном поясе невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога, и идут с лопатами откапывать монастырек, осведомиться цел ли он?"...

Космо-Дамиановскую киновию не однажды посещали члены императорской семьи. В 1873 году здесь побывал наследник русского престола Великий князь Александр Александрович. В октябре 1880 года он вновь приехал сюда с супругой Государыней Цесаревной Марией Федоровной. К сожалению, после смерти игумена Макария настоятели в киновии стали меняться очень часто. Сначала настоятелем монастыря был назначен иеромонах Парфений, его сменил иеромонах Василий, затем на этом посту побывали иеромонахи Павел и Серапион. Частая смена руководства, отсутствие единых требований привели к тому, что монахи стали лениться в исполнении своих обязанностей, хозяйство монастыря стало приходить в упадок. Бедность и грязь отпугивали паломников, да и численность братии резко сократилась.

Летом 1899 года обитель посетил епископ Николай. Он принял решение преобразовать мужской монастырь в женский. Епископ Николай утверждал и поддерживал женское подвижничество, он считал, что обитель должна сохранятть дух любви Христовой и нести ее в мир, при обителях с его помощью создавались больницы, школы, приюты. 1 августа 1899 года в последний раз братия монастыря отслужила обедню, в этот же день освятили новый иконостас. Монахи разошлись по другим монастырям Крыма. Старые монахи, вместе с отцом Макарием создававшие монастырь, расставались с ним со слезами на глазах, ведь все здесь было сделано их руками, в течении долгих лет обитель была их домом.

Первой настоятельницой женского Космо-Дамиановского монастыря стала монахиня Троице-Параскевиевской обители Варсонофия. Вместе с ней пришли 25 монахинь. Трудолюбие и дисциплину, заведенные в образцовом Троице-Параскевиевском монастыре, сестры перенесли в новую обитель. Несмотря на бедность, хозяйство стало постепенно налаживаться. Сделали капитальный ремонт зданий, привели в порядок территорию монастыря, построили каменные подпорные стены, укрепившие террасу, на которой стояла церковь, новые кельи, просфорную, хлебопекарню, мастерские, прачечные и другие хозяйственные постройки. Чистота и порядок, наведенные в обители, снова привлекли богомолцев. В праздник святых Космы и Дамиана обычно пустынный монастырь преображался.

В обители появилась икона Божьей Матери "Иерусалимская" - написанная и освященная на Афоне и переданная от имени беднеших Русских святогорских Пустынножителей Высокопреподобнейшей Матушке Игумении Варсонофии для Космо-Дамиановского монастыря. Эта икона сохранилась до наших дней и сейчас находится в обители.

В 1911 году произошло еще одно замечательное событие: 25 октября обитель посетил император Николай II. Он молился у источника и пил святую воду. В 1913 году в честь 300-летия дома Романовых отреставрировали часовню у источника. Тогда же создали "Заказник императорских охот", провели Романовское шоссе, соединившее через горы Алушту с Ялтой. В заказник из разных районов страны и из-за границы завезли редких животных. Тогда в горные леса Крыма впервые попали муфлоны. Десять животных прибыли с острова Корсика и три - из заповедника Аскания-Нова. Муфлоны хорошо акклиматизировались, они особенно полюбили места возле гор Черной и Большой Чучели.

В годы Первой мировой войны монахини оказывали материальную помощь фронту. Находясь в довольно глухом уголке Крыма, обитель не испытывала серьезных потрясений, ее жизнь продолжалась обычным порядком. После установления Советской власти все монастырское имущество и земли были национализированы. В 1923 году монастырь закрыли. На территории бывшего монастыря создали колонию инвалидов имени Калинина,которая просуществовала до 1924 года. В 1924 году церкви обители были закрыты и переданы Крымскому заповеднику, колокола с них сняли.

Монахини основали трудовую артель, сохранив монастырский образ жизни. В бывшей просфорной они устроили церковь. В 1928 году артель окончательно ликвидировали. Монахини покинули обитель и разбрелись кто куда... В том же году нависла угроза над часовней у источника. Алуштинский горисполком, которому она принадлежала, решил разобрать часовню на строительные материалы. Но на защиту памятника встали сотрудники заповедника, они обращались в разные инстанции, в том числе и к наркому просвещения А.В. Луначарскому, который прислал телеграмму:"Разборка бывшей часовни в госзаповеднике Алуштинском комза без разрешения Наркомпроса РСФСР недопустима. Просьба приостановить". Таким образом часовня была спасена.

В бывшем Космо-Дамиановском храме открыли музей природы, в Преображенской церкви - клуб Крымского заповедника, в часовне с купальней со временем устроили инкубаторий для вывода мальков форели.

Во время Великой Отечественной войны все здания бывшего монастыря и царский домик были разрушены. Уцелела лишь часовня над святым источником.

14 июня 1994 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил праздничную литургию в часовне над святым источником. Началось возрождение обители. Сегодня вы можете посетить святую обитель, испить чистейшей воды и помолиться святым Косме и Дамиану: "Святые бессеребренники и чудотворцы Косма и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам".

Космо-Дамиановский монастырь в Крыму


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 ноября 2024

«…У подножия Чатырдага в Центральной чаше Крымского заповедника находится Космо-Дамиановский монастырь. Он был основан в 1857 году Фонтан на набережной у целебного источника Савлух-Су, что в переводе с татарского языка означает «здоровая вода». Предание связывает это место со братьями Космой и Дамианом, жившими в Риме в III веке и сосланными за христианские проповеди в Тавриду.

И христиане, и мусульмане приезжали в монастырь, чтобы, омывшись в целебном источнике, излечиться от недугов. Особенно многолюдно было 14 июля, в день памяти святых мучеников Космы и Дамиана.

В 1899 году Космо-Дамиановский мужской монастырь преобразовали в женский. После установления советской власти монастырское имущество и земли были национализированы, а сама обитель закрыта. Во время Великой Отечественной войны все монастырские постройки оказались разрушенными, уцелела лишь часовня у источника. С неё в 1994 году и началось возрождение Космо-Дамиановской киновии…»

Источник: Добро пожаловать в Крым!: Путеводитель / авт.-сост. Е.А.Кубовская. - 892 Симферополь: «Терра-АйТи», 2017, стр. 30


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 мая 2025

Козьмо-Дамиановская киновия была основана в 16 км от Алушты, около источника Савлух-Су, расположенного в котловине гор южнее Чатыр-Дага, окруженной лесистыми склонами Бабугана, хребтом Конек и Черной горой. Здесь, на территории современного Крымского заповедника, берет свое начало река Альма. В начале XIX в. среди местного населения источник уже пользовался славой целебного, хотя вода температурой 4-5° не имеет каких-либо химических примесей, способных влиять на состояние здоровья. Популярности источника способствовала упомянутая легенда о бессребренниках-врачевателях св. Козьме и Дамиане. Еще в 20-х г. XIX в. около родника на средства графини С. Потоцкой было построено временное пристанище для паломников.

В процессе ознакомления с древними памятниками христианства в Крыму архиепископ Иннокентий неоднократно посещал и этот источник. Отсюда он часто поднимался для молитвы на вершину Чатыр-Дага, где собирался воздвигнуть храм.

После указа Святейшего Синода № 4141 от 4 мая 1850 г. упомянутый родник вошел в перечень мест, где планировалось создание киновий. В том же году Иннокентий ходатайствовал об отводе 4 десятин земли около источника и учреждении киновии. 19 марта 1851 г. «Государь Император соизволил на отвод этой земли...», и уже 11 августа «отмежевано было 4 десятины из местной казенной дачи для устройства... Козьмо-Дамиановской киновии». В том же году архиепископ поручил заботы об источнике настоятелю Алуштинской Федоро-Стратилатовской церкви священнику Дмитрию Черняеву и старосте — купцу Андрею Коротенко. На средства купца Ивана Санютина было построено небольшое помещение для богомольцев. Святейший Синод дал разрешение на открытие киновии только 3 апреля 1853 г. «без всякого пособия от казны». Начавшаяся война прервала процесс становления обители. Около родника был построен военный наблюдательный аванпост, а в ущелье по течению Альмы — временные укрепления.

Первым настоятелем мужского Козьмо-Дамиановского монастыря был назначен игумен Макарий (М. Пруцкий), с именем которого связана история строительства и расцвета монастыря в течение первых 20 лет. Он родился в Белгороде Курской губернии. В 1853 г. принял пострижение и в том же году рукоположен в иеродиаконы. Уже 8 сентября 1854 г. Макарий был возведен в иеромонахи. Во время Крымской войны он был откомандирован в военные госпитали, где до 1856 г. исполнял христианские требы и ухаживал за ранеными, больными тифом и холерой. В июле 1856 г. Макарий вместе с монахом Игнатием был откомандирован для устройства новой киновии около Козьмо-Дамиановского источника и 10 сентября 1857 г. возведен в игумены нового монастыря.

Большинство авторов путеводителей, описывающих монастырь, лестно отзываются о деятельности первого настоятеля и братии. П.Г. Киреев писал: «Такие быстрые успехи Козьмо-Дамиановской киновии, при малом числе монахов, достигнуты были благодаря ее настоятелю с его замечательной энергией и умением вести дело... Хотя лесу около монастыря было много и срубали деревья без особенного затруднения, но доставка их на место постройки, при тесноте горных ущелий и крутизне гор, сопряжена была всякий раз с громадными неудобствами. Нужны были кирпичи для печей, разные железные предметы, стекла и проч., а эти материалы можно было получить только в Симферополе, и их оттуда братия во главе с о. Макарием, обыкновенно переносила в обитель на своих плечах». Не имея поддержки от государства и пользуясь лишь скудными пожертвованиями, игумен Макарий даже свое наследство в сумме 7 тыс. руб. истратил на устройство киновии и пособия бедным. В приеме в обитель отказа не было никому, «лишь бы имел законный документ на проживание».

5 сентября 1857 г. архимандритом Николаем из Успенского скита был освящен первый небольшой деревянный храм в честь святых Козьмы и Дамиана, построенный по рисунку архиепископа Иннокентия на пожертвования жителей г. Симферополя. Однако маленькая церковь не удовлетворяла нужд братии и не вмещала многочисленных богомольцев. Поэтому вскоре приступили к строительству новой деревянной церкви с колокольней и ризницей, которая была освящена в 1870 г. во имя тех же святых. Наиболее почитаемой иконой в киновии был образ св. Козьмы и Дамиана с частицами мощей. На месте старого храма около источника была устроена часовня, сохранившаяся до 1912 г., после чего она была заменена на каменную. Новая церковь была достаточно просторной и вполне соответствовала своему назначению в периоды массового притока населения в летнее время. Тем не менее, она не отапливалась. Поэтому иноки вновь приступили к строительству еще одной деревянной зимней церкви во имя Преображения Господня. К 1874 г. она в целом была окончена. Однако строительство оказалось прерванным болезнью и смертью игумена Макария (18 сентября 1876 г.), который был погребен в притворе новой церкви. Освящение нового храма состоялось только в 1878 г.

Среди иных построек киновии к 1891 г. упоминаются одноэтажный настоятельский корпус, три братских корпуса, две гостиницы, трапезная с кухней, баня, торговая лавка, мастерская и иные хозяйственные постройки. Практически все они были деревянные под железной крышей, только некоторые имели высокий каменный фундамент. Около часовни была устроена деревянная купальня. Первоначально почитаемый «священный» источник находился выше по течению, однако еще в 1855 г. в процессе начального строительства и благоустройства обители, по инициативе монаха Амвраамия, руководившего работой присланных в помощь солдат, был засыпан в процессе нивелирования территории. Незадачливого строителя из монастыря перевели, а упомянутая часовня с купальней были построены ниже по течению реки Альмы.

В 1872 г. по ходатайству архимандрита Евгения, благочинного Таврической епархии, из земель казенной лесной дачи монастырю было отмежевано еще 19 десятин. Таким образом, в Симферопольском уезде монастырь владел 23 десятинами земли, но они были малопригодными к использованию в сельскохозяйственных целях. Кроме того, в с. Григорьевке Перекопского уезда киновия владела еще 201 десятиной пахотной земли, пожертвованной в 1881 г. севастопольским мещанином Г.П. Порываем. В указанном хуторе имелась каменная церковь во имя Трех Вселенских Святителей и ветхий дом. Однако уже в 1891 г. здесь упоминаются два каменных дома, колодец и хозяйственные пристройки.

Доходы киновии складывались из платы за аренду земли, процентов по банковским вкладам, то есть средств, полученных от продажи 9 акций Общества пароходства и торговли по Черному морю, переданных еще архиепископом Иннокентием (в целом в 1883 г. банковский капитал составлял 14 400 руб.), пожертвований, платы за требы, кошельковых и кружечных сборов, продажи крестиков, свечей, икон и пр. По отчетам, доход монастыря, например, за семь месяцев 1898 г. составлял немногим более 4 700 руб. Здесь, вероятно, не учитывались годовые проценты по банковским вкладам, так как ежегодные расходы монастыря обычно составляли от 7 до 10 тыс. руб. в год и, бесспорно, не могли превышать доходов. Только от продажи восковых свечей, молебных и исповедных, поминовения усопших, например в 1886 г., братия получила 3462 руб. В 1894 г. общий доход монастыря составил 10611 руб. Суммы, превышающие указанные пределы, были получены только в 1892 (16570 руб.) и 1899 (13496 руб.) годах.

Полученные средства вполне обеспечивали нужды братии скромной киновии, затерявшейся в горах. В первые годы своего существования численность иноков вместе с послушниками не превышала 10 человек. К 1877 г. число проживающих в обители возросло до 16 человек, в 1882 г. оно составляло от 15 до 20 человек, в 1883 г. — 9 человек. В конце 1880-х гг. в киновии насчитывалось 50 человек, но уже к началу 1890-х гг. численность стала резко сокращаться. В период с 1892 по 1899 гг., как видно из таблицы, приведенной Ю.А. Катуниным, численность монашествующих колебалась от 10 до 33 человек.

Козьмо-Дамиановский монастырь не был обойден вниманием царствующих особ. В 1873 г. киновию дважды посетил наследник престола великий князь Александр Александрович. В 1880 г. он прибыл в монастырь вместе с супругой и жил здесь с 14 по 18 октября. Впоследствии, когда был построен «Охотничий домик» в заповеднике, царствующие лица предпочитали останавливаться там.

После смерти игумена Макария новые настоятели стремительно сменяли друг друга. После Макария в киновию назначались игумен Парфений, иеромонахи Василий и Иоанн, игумены Серапион и Андрей, иеромонахи Иаков и Риладельф. Однако преемники не уделяли должного внимания строительству и хозяйству киновии. Одновременно и нравственный климат обители, особенно в 1890-х гг., изменился. Благочинные едва успевали разбирать жалобы на поведение монашествующих, да и самих настоятелей, злоупотреблявших спиртными напитками и нарушавших церковные уставы. Хозяйство монастыря пришло в упадок. Бедность и антисанитария стали характерной чертой недавно процветавшей обители.

E.Л. Марков, посетивший обитель в конце 1860-х гг., писал: «Мы решили поселиться в сырой, неприютной гостинице... Сена не было, ячменя и овса тоже не было. Голые узкие лавки были единственным ложем для нас... Повар взялся сготовить кое-что из бывшей с нами провизии... Но когда он принес то, что назвал супом и макаронами, мы убедились в тщете своих надежд и своей веры... Как ни силен был голод... мы возвратили ему непочатыми его вонючие блюда. Другие монахи, видя наше затруднение насчет постелей, ... разоблачились из своих ваточных ряс и разложили их по лавкам, вместо тюфяков... Но спать было решительно нельзя. Мириады насекомых кишели на нас, на лавках, на стенах». Даже в «Путеводителе по Крыму» Н. Головкинского, рискнувшим посетить Козьмо-Дамиановский монастырь, рекомендовалось брать с собой «персидский порошок» от насекомых.

Известный писатель М.М. Коцюбинский 1896 г. в самых ярких красках описывал убогость, запустение, антисанитарию и дурные нравы монастырской братии: «Грязно там, как в свинарнике, мы с полчаса бродили, пока не нашли «гостиника», чтобы поставили нам самовар. Как самовар, так и посуда покрыты слоем вековой грязи... Монахи почти все украинцы, игумен тоже. Возле самого монастыря ничего не растет... После чая пошли осматривать «святую воду». В часовенке стоит что-то вроде купели, куда вливается Сувлух-Су... Из этой купели вода течет по желобу в деревянную купальню, которая разделена на две: женскую и мужскую. Это просто черные страшные ямы с деревянным помостом, с холодной 6° водой. Даже подумать страшно, что здесь купаются больные. Возница наш рассказывает, что ежегодно умирает несколько детей и взрослых, простудившихся «живой водой». Что касается заражения тут какой-либо прилипчивой болезнью, это очень легко. Грязь и здесь ужасная. Невозможно было долго оставаться там: отвратительно. По двору лазят, как сонные мухи, монахи. Но они лишь кажутся сонными. Достаточно затронуть их — и они тотчас расшевелятся и начнут выносить сор из избы. Сплетни здесь, ссоры, зависть. И игумен — дурак, и эконом — мошенник и, послушаешь, каждый из «братиев» вор да разбойник». Во время повторного посещения писателем (уже женской) обители в 1904 г. здесь родился сюжет одной из антирелигиозных новелл «В грешный мир».

В итоге указом Святейшего Синода № 4143 от 16 июля 1899 г. мужская обитель была закрыта. Вместо нее учреждался одноименный женский монастырь. Первой настоятельницей была утверждена монахиня Троице-Параскевиевского монастыря Варсонофия. Указом консистории ей предписывалось отобрать 25 сестер для перевода в Козьмо-Дамиановскую обитель.

С учреждением женской обители здания монастыря были приведены в образцовый порядок и отремонтированы. Восстановлены подпорные стены террасы. Сооружен ряд помещений: несколько келий, просфорная, хлебопекарня, рукодельная, прачечная, амбар. Чистота и опрятность вновь привлекли богомольцев, которых в праздник св. Козьмы и Дамиана 1 июля насчитывалось до тысячи человек. Увеличению числа паломников способствовало открытие Романовской шоссейной дороги, связавшей киновию с Ялтой. Приток верующих повлиял на материальное благосостояние монастыря.

Проживание в гостинице обители обходилось богомольцам от 25 до 50 коп. в сутки. Неимущие кормились бесплатно, зато лица состоятельные добровольно вносили крупные суммы как оплату за услуги. В округе монастыря сестры разбили огороды и фруктовый сад в 400 деревьев, завели скот. 12 февраля 1907 г. в Симферополе было открыто монастырское подворье с Благовещенской церковью, которое также приносило небольшой доход и являлось пристанищем для монахинь при перевозке урожая из имения в с. Григорьевке.

Дополнительной статьей дохода стало налаженное монахинями изготовление церковного облачения, одежды, обуви и ковров. Через 31 год забвения, 25 октября 1911 г., преобразившийся монастырь вновь удостоился посещения императором Николаем Александровичем.

С улучшением благосостояния и порядка возросла и численность сестер. В 1912 г. в обители их насчитывалось 110, в том числе 72 на испытании, в 1913 г. — 111. Доходы монастыря, например, в 1912 г., составляли уже 16 657 руб.

После установления советской власти 42 монахини объединились в сельскохозяйственную артель. В 1922 г. было закрыто подворье и храм в Симферополе, а в 1924 г. — церкви в самом монастыре. Территория монастыря передавалась государственному заповеднику. Только благодаря личному вмешательству Наркома просвещения А.В. Луначарского, церкви и часовня не были разобраны на стройматериалы. С 1927 г. они использовались как выставочные залы для экскурсантов. В помещениях монастыря были устроены туристическая база и музей природы. Во время Отечественной войны большинство зданий киновии были уничтожены. Ныне сохранилась только часовня. В настоящее время Козьмо-Дамиановская киновия, как и большинство монастырей Крыма, возрождается. Священный источник по-прежнему посещают массы паломников и туристов.

Источник: В.Г. Тур. «Православные монастыри Крыма в XIX — начале XX в. Монастырь святых Козьмы и Дамиана» на сайте «Крымовед — путеводитель по Крыму».

В.Г. Тур. «Православные монастыри Крыма в XIX — начале XX в.» :: Глава II. Российский период иночества :: Монастырь святых Козьмы и Дамиана



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.