ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Быньги. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Быньги. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Успения Пресвятой Богородицы, Сретения Господня
Архитектурные стили:Классицизм, Барокко
Год постройки:Между 1789 и 1797.
Адрес:
Свердловская область, Невьянский район, село Быньги, ул. Мартьянова

Координаты: 57.536371, 60.291389



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
artysta343
24 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
Наталия Женишек
18 октября 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
Наталия Женишек
18 октября 2008
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-востока<br>, Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
28 мая 2021
Церковь Николая Чудотворца, Храмовая икона на фасаде<br>, Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
Храмовая икона на фасаде
oldboy
1 августа 2021
Церковь Николая Чудотворца, Колокольня храма. Крупный план.<br>, Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
Колокольня храма. Крупный план.
Алексей Лаптев
16 марта 2013
Церковь Николая Чудотворца, Часы на колокольне храма.<br>, Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
Часы на колокольне храма.
Алексей Лаптев
16 февраля 2013
Церковь Николая Чудотворца, В 2010 году убран один из четырех фальшпотолков сделанных примерно в 1853 году во время реконструкции храма, под ним обнаружена первоначальная роспись храма. Она являет собой образец уральской росписи которую использовали для украшения домов. Яркие образцы подобных росписей сохранились в музее Деревянной архитектуры в с. Н. Синичиха Алапаевского района Свердловской области.<br>, Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
В 2010 году убран один из четырех фальшпотолков сделанных примерно в 1853 году во время реконструкции храма, под ним обнаружена первоначальная роспись храма. Она являет собой образец уральской росписи которую использовали для украшения домов. Яркие образцы подобных росписей сохранились в музее Деревянной архитектуры в с. Н. Синичиха Алапаевского района Свердловской области.
Георгий Косулин
5 июля 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
artysta343
24 августа 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
artysta343
24 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
artysta343
24 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
artysta343
24 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца, Чугунные ступени крыльца<br>, Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
Чугунные ступени крыльца
artysta343
24 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца, Частная коллекция. Фото 1949 г.<br>, Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
Частная коллекция. Фото 1949 г.
Михаил Мещанинов
23 июля 1949
Церковь Николая Чудотворца, Вид с севера<br>, Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
Вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
1 августа 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Быньги, Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский), Свердловская область
Алексей Кротов
15 сентября 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталья  28 марта 2008

Приход во имя святителя Николая села Быньги Невьянского района. Невьянское благочиние. Кирпичный храм, имеет статус приходского. Не закрывался. 

В мае 1789 года в Быньговском заводе был заложен одноэтажный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. В грамоте, выданной по благословению Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского написано "Алапаевскому заказчику иерею Петру Чиркову. Указом Ее Императорского Величества из Святейшего Синода сентября 1-го 1788 года, по представлению нашему ведено в Алапаевского округа Быньговском заводе вновь каменную церковь во имя Святителя Христова Николая Чудотворца построить... и когда оная церковь в совершенное строением окончание приведена... тогда об освящении той церкви просить особливым представлением... Писана лета Господня 1788 г. октября 18 дня". Постройка храма продолжалась 7 лет, и в 1797 году 24 января состоялось освящение. Из грамоты того же архиепископа Тобольского Варлаама, писанной 30 сентября 1796 года некоему священнику Парышеву, следует "Благословляем Вам Парышеву, означенную в Быньговском заводе во имя Святителя Христова Николая Чудотворца церковь как с посланным при сем Святым Антиминсом... по чиноположению церковному соборне освятить и по освящении в ней велеть священнослужение отправлять". Из исторического описания следует: Храм расположен посреди села на прекрасном месте, имеющем кругом большую церковную площадь. Храм имеет форму креста с пятью главами и колокольней. Прекрасная архитектура храма в византийском стиле, со множеством карнизов и лепных украшений над окнами, с часами на колокольне, отбивающими часы, получасы и четверти, массивные колонны на папертях по две вряд. Высота главного купола и колокольни до 27 сажен (около 57 м). Главы, украшенные золочеными крестами, - все это производит приятное впечатление.

Храм хорошо виден со всех сторон села и придает ему красоту. Внутри храм имеет три алтаря, из которых средний во имя Николая Чудотворца выступает вперед и имеет полукруглый иконостас. Главный свод среднего купола поддерживается четырьмя колоннами. Карнизы, лепные украшения и удобство внутреннего расположения храма свидетельствуют об усердии его строителей. При своем изяществе Быньговский храм отличается прочностью. В фундаменте его под углами заложены чугунные стулья, весом до 300 пудов (около 5 т), все стены перевязаны железными связями. Верхние и нижние подушки окон чугунные, рамы оконные в куполе и стропила из железа. Особенной прочностью отличается колокольня: вся внутренняя часть ее состоит из чугуна и железа, крыша храма первоначально была из кованого листового железа. По данным 1819 года - это был единственный по такой архитектуре и прочности храм на Урале. Внутри храм был расписан еще при освящении. В 1819 году был освящен северный придел в честь Успения Божией Матери, при этом храм был разделен на две части. Новый придел был отделен от главного сплошной стеклянной рамой и сделан теплым. Главный же храм был холодный, неотапливаемый, поэтому богослужение в нем совершалось летом. С течением времени произошло обветшание храма, и в 1856 году при содействии епархиального начальства владельцы невьянских заводов ассигновали на ремонт 2251 рубль серебром.

Тогдашний местный священник Николай Варушкин принял на себя должность строителя, и с апреля 1857 года началось обновление храма снаружи и внутри. С трех сторон храма вместо деревянных устроены каменные крыльца с парапетами. Крыша на храме поправлена и выкрашена малахитовой краской. Внутри убрана стеклянная перегородка между приделами, и храм заново перештукатурен и сделан теплым. Сделан новый узорчатый пол, заменены оконные рамы. В 1857 году тщанием прихожан устроен большой запрестольный крест с предстоящими. Успенский придел вновь устроен и освящен 25 января 1858 года. В 1860 году главный Никольский иконостас обложен резьбой и позолочен и 10 октября 1860 года освящен. В 1862 году в куполе устроена баллюстрада (перила) для певчих. В этом году весь храм был вымыт снизу до верху, ввиду ожидаемого приезда архиепископа Пермского Неофита. Еще ранее в 1852 году вокруг храма устроена ограда в виде звезды с тремя воротами. В 1862 году на деньги прихожан был устроен южный придел и 30 января 1863 года освящен в честь Сретения Господня. Наиболее почитаемые иконы: икона Николая Чудотворца, писанная при основании храма, перед ней читается акафист Святителю. Другая икона - Знамения Божией Матери - является списком Знаменской иконы, хранящейся в одноименной церкви г. Верхний Тагил. С этой иконой каждый год совершался 14 августа крестный ход в село Быньги в память прекращения падежа скота после обхождения села с этой иконой. Установлено празднование епархиальным начальством в 1809 году.

Штат при церкви однопричтный, т.е. один священник и один псаломщик. До 20-х годов этого столетия при храме состоял диакон. С 1926 года община храма находилась в подчинении архиепископа Григория (Яцковского) вплоть до закрытия храма перед Великой Отечественной войной. Кратковременно храм закрывался в 1930 году, но по решению ВЦИК был открыт. В 1944 году Никольский храм при содействии уполномоченного по делам религий В.Н. Смирнова был открыт и архиепископом Свердловским Варлаамом освящен.

Из материалов Екатеринбургской епархии


Наталья  2 апреля 2008

На уральской земле до наших дней дожили лишь единицы церковных строений XVIII века. Каменному трехпрестольному храму во имя Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца в поселке Быньги была уготована еще более редкостная для Урала судьба – он не подвергался разорению. Расположенный в тихом провинциальном уголке, он сохранил не только прежний облик – и внешний, и внутренний, – но и свой «домашний» уклад. В нем явственно ощущаешь то совершенно неповторимое дыхание ушедших веков, присущее только неразоренным церквям. Это особенное острое ощущение старины чувствуешь, еще приближаясь к храму, касаясь чугунных ступеней и завитков перил его паперти. Весь облик храма – и архитектурный объем, и его отдельные детали – несет на себе отпечаток удивительной соразмерности человеку, присущей большинству старинных русских построек, когда высота под куполом и сводами не подавляет, а побуждает к воспарению духовному, устремленности к горнему пространству и свету, когда во всех деталях – дверях и окнах, ступенях, решетках – ощущается теплая рукотворность и не тяготит холодная отчужденность устроенных без молитвы исполинов.

Большой купол и четыре малые главы Никольского храма символизируют Господа Иисуса Христа и евангелистов. Здание церкви не очень велико. В плане оно представляет собой четырехконечный крест, лишь одна вертикальная сторона которого немного длиннее остальных, а вокруг средокрестья описан квадрат со скошенными углами. Торцы трех верхних сторон креста имеют трехгранные завершения, заканчивающиеся сверху главным алтарем, а по бокам – северным и южным порталами храма. Такой редкий, красивый план – сложный крест, очень похожий на цветок, словно крест «расцветший», – придает объему здания компактность, даже камерность, а не слишком высокие вертикали колокольни и глав не нарушают ощущения «уютности» постройки. Это ощущение поддерживает и архитектурный декор. Здание построено в легком смешении двух стилей: сложный план, замысловатые формы покрытия колокольни и глав, некоторые элементы декора напоминают об уходящем барокко, а строгая простота дорического ордера в оформлении порталов – примета классицизма. Портик западного портала состоит из четырех колонн, двумя парами окаймляющих вход, треугольные фронтоны северного и южного портиков опираются на две колонны. На три стороны света с круглого верхнего яруса колокольни отмеряют время старинные часы. Сохранилась и ограда с тремя трехарочными воротами. Храм Святителя Николая Чудотворца особенно уникален своим иконным убранством. Причем даже если бы он был украшен большим количеством разрозненных, единичных образов, то и в этом случае значение старинного иконного собрания было бы велико. Но Никольский храм помимо множества отдельных образов украшен тремя иконостасами, система образов которых – и каждого в отдельности, и храмового комплекса в целом – представляет собой единую смысловую общность. Близость Невьянска – центра иконописной школы – дала возможность устроителям храма заказать исполнение икон первоклассным мастерам традиционного направления. Поэтому храм Святителя Николая Чудотворца – единственный сохранившийся храм, обладающий полным комплексом иконного убранства, исполненным в стиле невьянской иконописной школы. Иконостасы и отдельные образа создавались и наполняли храм в течение ста лет, а значит, эти произведения иконного художества отображают состояние и развитие невьянского стиля в течение этого времени.

Главный иконостас Никольского храма, очевидно, создан ко времени освящения храма в начале 1797 года либо вскоре же после него, по крайне мере, стиль живописи большинства икон соответствует невьянскому конца XVIII – первого десятилетия XIX века. Сам деревянный позолоченный иконостас, выполненный в барочном стиле и украшенный резьбой, имеет необычную и сложную конструкцию. Его средняя – главная – часть почти круглой формой сильно выступает на очень просторную солею. Такая эффектная и красивая конструкция, тем не менее, затруднила восприятие икон, на ней размещенных, а также обусловила не совсем обычное расположение некоторых образов иконостаса. Главные иконы – ростовые изображения Господа Вседержителя и Богородицы Великой Панагии – находятся по бокам этой округлости иконостаса, и увидеть их одновременно возможно только в ракурсе и только частично, так как деревянные щиты икон, повторяя форму конструкции, искусственно закруглены. Прихожанин, стоящий напротив Царских врат, в нижнем ряду хорошо видит только образы Архангелов, написанные на диаконских вратах. Причем традиционно в сценах предстояния Архангел Михаил расположен слева от Господа Вседержителя (одесную, то есть по правую руку, Спасителя), а Архангел Гавриил – справа. В Никольском храме Архангел Михаил находится в правой части иконостаса, но рядом с Иисусом Христом, как высший в иерархии Архангел – Архистратиг Воинства Небесного, изображенный в золотых доспехах и с огненным мечом в руке. Его предстояние Господу Вседержителю хорошо видно, если смотреть на иконостас не из центра храма, а с правой стороны. В левой части алтарной преграды образу Богородицы предстоит Архангел Гавриил, принесший Деве Марии благую весть о рождении Ею Спасителя. В руке Архангела ветвь с розами. Хотя обычно Архангел Гавриил в поздней иконописи изображается с лилиями – символом чистоты, непорочности, роза – царица цветов – также считается цветком Царицы Небесной. Три цветка розы на ветви напоминают три Иерусалимские звезды на мафории Богородицы – знамение непорочности Девы Марии до, во время и по Рождеству Иисуса Христа. Роза белого цвета означает Ее чистоту, голубого – чистоту и высоту духовную, небесное совершенство Богоматери, а золотисто-розовый цветок – Ее царственность, как и пережитые Ею страдания при виде Крестных мук Сына. Фигуры стоящих на облаках Архангелов развернуты к центру иконостаса – к образам Спасителя и Богородицы, головы же их не склонены, и взгляды направлены на молящихся. Архангелы изображены и как предстоящие – свита Бога, но и как Небесные Силы, охраняющие врата в Рай, символом которого и является алтарь. Глаза Архангелов наполнены печалью, наиболее сильно выраженной во взгляде Архангела Гавриила. Господь Вседержитель написан стоящим на двухступенчатом круглом и голубом, словно небесная сфера, подножии в окружении цветных горок с травами. В Его левой руке – раскрытое Евангелие, правой Господь благословляет. Выражение лика отличается спокойствием, уверенностью силы духовной; полон величия и весь Его облик. Масштабность фигуры подчеркивается и округлой линией условного горизонта – абрисом горок-позема, напоминающим о сфере земли и, шире, сфере космоса – подножии Его силы. Так же монументален образ Божией Матери Великой Панагии (Всесвятой). Богородица стоит в позе особой молитвы: Ее воздетые руки раскрыты ладонями вверх. На фоне Ее лона в круге «славы» изображен Спас Еммануил – как знамение Воплощения Бога Слова, исполнение пророчества Исаии о Его рождении: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Мф. 1, 23). Этот образ Богородицы символизирует и Церковь Христову. Красный цвет подножия подчеркивает, что зиждется она на крови Спасителя – Его Искупительной Жертве. Округлая форма иконостаса с Царскими вратами – входом в Рай – образно воспринимается как столп, на котором покоится Царство Небесное. Создавая размещенные в основании этого «столпа» образы Спасителя и Богоматери как монументальные и величественные, иконописец подчеркнул незыблемость и силу этого основания – фундамента, на котором укоренено Царство Небесное: Господа Иисуса Христа и Его Церковь, единение Церкви земной и Церкви Небесной.

Ажурная резьба Царских врат гирляндами из ветвей и цветов опоясывает круглые медальоны с изображениями евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Икона Благовещения разделена на две половины, которые при закрытых вратах образуют круг. Все образа Царских врат покрыты ризами. Выше, в проеме арки, в круге золотых лучей находится маленькая круглая иконка с образом Господа Саваофа. Над Царскими вратами помещен образ Тайной вечери, традиционную композицию которого иконописец дополнил «Омовением ног». Все остальные иконы алтарной преграды – это образы праздничного цикла, преимущественно Господские. Лишь одна Богородичная праздничная икона помещена в центральном иконостасе над образом Архангела Гавриила – «Рождество Пресвятой Богородицы». Параллельно ей над образом Архангела Михаила находится икона «Рождество Христово». Выше, венчая боковые стороны иконостаса, в овальных медальонах, окруженных ажурной резьбой, расположены два образа. Над «Рождеством Богородицы» находится «Воздвижение Креста Господня»: над первым – последний двунадесятый праздник, начало Священной истории и Торжество христианства. Помещенный над «Рождеством Христовым» – началом земной жизни Иисуса Христа – образ «Воскресения Господня» подчеркивает цель и главное событие этой жизни: Искупительную Жертву и Воскресение после ее принесения. Иконы второго яруса, расположенные на боковых сторонах иконостасного «столпа», знаменуют Мессианство Иисуса Христа. Над образом Богоматери Великой Панагии помещена икона «Воскрешение Лазаря». Этот не входящий в число двунадесятых праздник не часто размещается в иконостасах. Но местоположение над образом Богородицы, символизирующим Воплощение и Церковь, подчеркивает его важность как события, утверждающего Славу Божию, дающего надежду на воскресение и жизнь вечную. Наконец, подчеркивается цель Воплощения – указание пути к спасению и жизни вечной: «Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет: и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки» (Ин. 11, 25–26) – слова Господа, сказанные сестре Лазаря Марфе. Праздник Вход Господень в Иерусалим, расположенный над образом Господа – Царя Небесного и Судии, это знамение прославления Царя и Владыки жизни, грядущего на вольные Крестные страдания и смерть для Искупления и Спасения, для победы над смертью: «Благословен еси, грядый Адама воззвати» (кондак, глас 6, на Неделю ваий). Если два этих праздника знаменуют явление Иисуса Христа как Царя жизни, как обетованного Мессии – Спасителя, то образы, расположенные над ними в третьем ярусе, повествуют о Его явлении как Бога. Над Царственным прославлением во «Входе в Иерусалим» – образ «Богоявления», или «Крещения Господа Иисуса Христа», ознаменованного явлением Пресвятой Троицы: Бога Отца, гласом свидетельствующего о воплотившемся Сыне, и Святого Духа, сошедшего на Него в виде голубя. В образе же «Преображение Господа» Иисус Христос предстает в Божественной Славе, телесно иным – Светом во плоти, давая человеку пример и путь обожения, духовного преображения. В центре третьего яруса над иконой «Тайная вечеря» находится образ «Сошествие Святого Духа на апостолов» – знамение рождения Церкви Христовой. Округлой формой иконы подчеркивается вселенский непреходящий характер этого события. Образ этот зрительно завершает треугольник, в нижних углах которого помещены иконы «Рождество Богородицы» и «Рождество Христово». Так создателями иконостаса акцентируются как основополагающие три события: начало истории Спасения, знаменующееся рождением Богоматери, начало земной жизни Спасителя в Его Рождестве и начало Церкви, укорененной Господом Иисусом Христом. Венчает иконостас как апофеоз образ «Вознесение Господне» – знамение обетования на воскресение, символ надежды на Жизнь Вечную.

В художественном отношении живопись иконостаса представляет собой все великолепие нового, или «богатыревского», стиля невьянской иконописной школы. Кто именно создал иконы – неизвестно, но манера их исполнения по некоторым признакам отличается от живописной манеры мастерской Богатыревых. Также несомненно, что иконописец работал не один: образы Архангелов Михаила и Гавриила написаны, вероятно, чуть позже и несколько иначе, нежели образы Спасителя, Богородицы и некоторых праздников, – более ярко, в том числе и по колориту. Правда, в ликах Архангелов явственнее следы позднего поновления. Овальные иконы «Воскресение» и «Воздвижение Креста Господня» появились позже – первая из них написана «усердием» (на средства) быньговского жителя Ивана Федоровича Савина в 1860 году. Образ Святителя Николая Чудотворца находится в отдельном, украшенном колоннами и резьбой, киоте, расположенном с правой стороны иконостаса за пределами солеи. Написана икона в 1835 году. Одного из самых почитаемых и любимых в православной России святых иконописец традиционно изобразил в святительских одеждах и с Евангелием в руке. По сторонам святого Николая на облачках написаны сидящие Господь Иисус Христос с Евангелием и Богородица с омофором в руках. Их изображения напоминают нам о чудесном видении во время Никейского Вселенского Собора, когда лишенному святительского сана Николаю представшие Господь и Пресвятая Дева сами протянули знаки архиерейства – Евангелие и омофор. Яркая декоративность одежд Святителя – расшитые узорочьем и «каменьями» алая фелонь и белый омофор – оттеняют строгую собранность лика Николая Чудотворца с подчеркнуто высоким лбом мыслителя. Взыскующий взгляд святого отведен в сторону и обращен внутрь себя, являя образ пламенного ревнителя веры Христовой. По левую сторону иконостаса в таком же киоте находится икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Этот образ по сути – поясное изображение Богоматери Великой Панагии, получившее на Руси название «Знамение» в память чуда, произошедшего в Новгороде Великом. Бытование двух икон почти одинакового извода в одном храме свидетельствует о почитании чудотворного Верхнетагильского образа Пресвятой Богородицы «Знамение», списком которого является икона храма в Быньгах. Написан образ Богородицы «Знамение» совершенно иначе, чем «Великая Панагия», – в нем нет монументальности, колорит его более сочен. Графичность письма ярких одежд контрастирует с мягким исполнением ликов Божией Матери и Богомладенца (очевидно, лики старого образа переписаны в XIX веке). Погруженный в себя взгляд Пречистой Девы немного печален.

Северный придел храма освящен в честь праздника «Успение Пресвятой Богородицы». Иконостас придела возведен, вероятно, в двадцатые годы XIX столетия. И хотя в его архитектуре нет сильно выступающих барочных форм, некоторыми элементами декора он «перекликается» с главным иконостасом. Повторяется также в более выраженном виде форма некоторых праздничных икон Никольского придела, имеющих прямоугольную выемку на нижнем поле, обусловленную конструкцией и декором иконостаса. Едва намеченное полукруглое завершение средника этих икон в праздниках Успенского иконостаса получило определенную аркообразную форму. Очевидно, изначально было задумано, что не вошедшие в Никольский иконостас двунадесятые праздники должны находиться в Успенском приделе. Он посвящен Божией Матери, и праздники – Богородичные: «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение» и «Успение». Этот ряд дополнен «Сретением Господним» – действом, в котором участвовала Пречистая, и «Покровом Пресвятой Богородицы» – одним из любимейших народом праздников. Главные, поклонные, иконы придела – «Святая Живоначальная Троица» и «Успение Пресвятой Богородицы». Образ Святой Троицы представлен развернутым вариантом извода «Гостеприимство Авраама» со сценами бытия. Написал икону в 1824 году невьянский иконописец Федор Анисимович Малыганов. Движением фигур и перстосложением десниц Ангелов иконописец подчеркнул основной смысл созданного им образа – благословение Святой Троицей Авраама и его потомства, ставшего лоном спасительного Воплощения. Колорит иконы очень яркий и звучный, композиция насыщена разнообразными деталями: разноцветными горками с травами, архитектурой, резной золоченой мебелью, красивой посудой, фруктами. Все написано легко и виртуозно, и это ликование красок вкупе с разнообразием и красотой предметов в зримой форме воспевают источник жизни – Святую Троицу. Также звучен колорит образа «Успение Пресвятой Богородицы», несмотря на печаль, отраженную в ликах апостолов, святителей и жен иерусалимских, оплакивающих Ее кончину. Красочная яркость подчеркивает радость воскресения к новой, вечной, жизни, переход в Царство Небесное, у раскрытых врат которого свою Царицу встречает сонм Ангелов. На диаконских дверях изображены в богато украшенных одеяниях святые архидиакон Лаврентий и диакон Авив. Эти иконы, вероятно, также написаны Федором Малыгановым. Над праздничным рядом находится пророческий: на двух иконах изображены ветхозаветные пророки, предрекавшие приход в мир Спасителя. Обычно в центре этого чина располагается образ Богородицы «Знамение» как символ этих пророчеств о грядущем Воплощении. Но устроители храма поместили среди икон пророков «Нерукотворенный образ Господень» как доказательство реальности исполнения предвидений, свидетельство яви Спасительного Воплощения. Икона эта заметно отличается по исполнению от всех образов Успенского придела. Вероятно, написана она еще в конце XVIII века одновременно с образами главного иконостаса. Выше находится круглая икона с образом благословляющего Господа Саваофа в сиянии «славы», окруженного Херувимами и Серафимами. Венчает иконостас Успенского придела овальной формы небольшой образ «Распятие Господа».

Южный придел храма освящен в честь праздника Сретения Господня. Его иконостас с небольшими вариациями повторяет форму и орнаментику Успенского иконостаса. Написаны образа невьянским иконописцем Иваном Прохоровичем Чернобровиным. По сторонам Царских врат находятся ростовые иконы Господа Вседержителя со сферой в руке и Богородицы «Благодатное Небо». Иногда ее называют «Что Тя наречем, о, Обрадованная». Пречистая Дева, стоящая на солнце в окружении звездного неба, с Богомладенцем на левой руке, в драгоценном одеянии, короне и со скипетром, предстает здесь как Владычица, Царица Небесная. К главным образам по сторонам непосредственно примыкают иконы московских святителей – митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Иконописец мастерски декорировал узорочьем облачения святых, применяя разнообразные технические приемы, мягко, в свободной манере написал лики. Сретенский иконостас написан вскоре после отмены крепостного права Александром II. В честь этого события и в благодарность за него строились храмы и писалось много икон небесного покровителя царя – святого Александра Невского. На южной диаконской двери благоверный князь изображен в богатом одеянии воина, в царской мантии и короне, с мечом в руке – как освободитель и защитник-охранитель Земли Русской. На северной двери также в богатом одеянии и короне изображен другой великий русский князь – святой равноапостольный Владимир Киевский, креститель Руси. Икона праздничного ряда «Преполовение Пятидесятницы» являет Спасителя в храме на празднике Кущей, проповедующего о Своем Божественном посланничестве, о Своем учении и Духе Святом как о живой воде: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин 7, 37). Благодать Источника вечной жизни нисходит на припадающих к Нему, как животворящая сила Креста Господня освящает источник водный, изображенный на другой иконе ряда – «Происхождение честных древ Креста Господня». Вокруг большой мраморной купели родника, воды которого Патриарх освящает древом Креста, расположился многолюдный крестный ход с иконами. Процессия символизирует весь народ – от детей до старцев, от царей и вельмож до нищих и калек. Иерархи и низшие церковные чины, монахи и миряне – все жаждут приобщиться живительной влаги, целительной силы Креста Господня. И тропарь Кресту, свиток с текстом которого держит парящий над источником Ангел, зримо воспринимается как моление за все Отечество: «Спаси, Господи, люди Твоя…» Помощи в наших чаяниях, защиты на поле духовной брани просим мы у светлого воинства, изображенного на иконе «Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил», расположенной над образом князя Владимира. Облаченный в золотые доспехи и алый плащ Архистратиг Михаил ввергает в огненную бездну князя тьмы. Вокруг на облаках находятся другие Архангелы со своими атрибутами и Ангелы. Архангел Михаил традиционно почитался на Руси покровителем не только православного воинства, но и великокняжеской и царской династий. Над образом Александра Невского на южных вратах помещена икона избранных святителей – создателей литургий, наших молитвенников и заступников. В третьем ряду на двух иконах написаны святые апостолы – по шесть на каждой. Они предстоят центральному образу ряда – образу «Сретение Господне». Традиционно помещаемая в центре деисусного апостольского ряда икона Господа Вседержителя заменена здесь иконой престольного праздника, изображающей и самого Господа, и это значимое событие. Образ «Сретение Господне» символизирует и встречу Бога Сына во плоти с храмом – Домом Отца, и встречу Ветхого Завета с Заветом Новым – переход от Закона в лице Симеона Богоприимца к Благодати Иисуса Христа. Завершает композицию алтарной преграды икона Спасителя, на которой Он предстает и как Царь, и как Судия на Страшном Суде, и как Первосвященник, несущий на плечах бремя наших грехов, – «Господь Вседержитель Великий Архиерей». Венчает иконостас также овальной формы образ «Снятие Господа с Креста».

Иконостас Сретенского придела, созданный вскоре после принятия долгожданной реформы, помимо традиционного догматико-литургического смысла зримо выражает также идею соборной молитвы за сильную верой Россию. В одно время с иконами главного алтаря создана одна из церковных хоругвей. На лицевой стороне этой выносной иконы написан образ «Воскресение Христово», на обороте – «Положение во гроб». Светлый и яркий колорит «Положения во гроб», несмотря на печаль события и скорбность ликов и жестов святых, предвещает грядущую радость Пасхи Христовой. Воскресший Господь изображен над гробом в световом ореоле, которому иконописец придал форму яйца – пасхального знака, символа жизни, дарованной Спасителем, поправшим смерть ценою Своей Жертвы. В храме находятся два больших Распятия с написанными на отдельных досках предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом. Одно из них помещается за престолом в Никольском алтаре, другое – перед Сретенским приделом в виде Голгофы. Слева от Успенского иконостаса находится большая икона Божией Матери «Тихвинская». Рядом с ней – написанный в 1893 году образ святого великомученика Пантелеимона с четырнадцатью клеймами жития, достаточно редко встречаемый в невьянской иконографии. Настолько же редкое явление – образ молящегося преподобного Серафима Саровского, написанный не только традиционной техникой – темперой, но и в традиционной иконописной стилистике, хотя и не невьянской. На западных столпах, поддерживающих купол храма, находятся двенадцать икон месячных Миней, малые иконы двунадесятых и великих праздников, а рядом с ними – образы святого праведного Симеона Верхотурского и святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, созданные в 1886 году. Иконы этих святых также редки в невьянской иконографии.

Л.Д. Рязанова «Свято-Николаевский храм в Быньгах», Издательство ОМТА, 2006


Быньговский завод, получивший свое название от двух речек Бынег, отстоит в 70 верстах от Екатеринбурга, в 7 верстах от станции Пермской ж.д. «Невьянск». В состав Быньговского прихода входит часть жителей Быньговского завода, причем, православные прихожане живут смешанно с единоверцами и старообрядцами, и 14 домов, находящихся в дер. Таволгах в 7 верстах от завода. Прихожане – русские, из них 1438 душ муж. пола и 1659 жен. пола. Занятие жителей - работы на чугуноплавильном заводе в Невьянске, на приисках и на местных фабриках: пимокатных, сундучных, колесных, гвоздарных и замочных.

Одноэтажный, каменный во имя св. и чудотв. Николая храм, заложенный в 1789 г., окончен постройкою и освящен в 1796 г. По плану предположено было устроить храм с тремя престолами, но ко времени освящения в 1796 г. храм имел лишь один средний алтарь и престол в честь св. Николая. Северный придел в честь Успения Божией Матери был окончен постройкою и освящен в 1819 г., а южный придельный алтарь в честь Сретения Господня, устроенный в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, освящен в 1863 г. Таким образом, храм в Быньговском приходе трехпрестольный. В приходе имеются две школы – земская и церковно-приходская.

«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 ноября 2017

В январе 1697 года в Москву было подано крайне важное донесение верхотурского воеводы Дмитрия Протасьева: на реке Нейве, что в пределах Каменного Пояса (Уральских гор), обнаружена железная руда. К донесению воевода приложил рудные образцы. Это сообщение имело стратегический характер, которое не заставило долго ждать. В 1697-1699 годах последовала серия именных указов, смысл которых сводился к следующему: "В Верхотурском уезде, на реке Тагиле и Невье, где сыскана железная руда, завесть вновь железные заводы". В первой половине 1700 года началось создание металлургического производства на Невье. Рядом вырос посёлок рабочих. 4 марта 1702 года Пётр I подписал указ о передаче Невьянского производства "оружейного железного дела мастеру" Никите Демидову, владельцу железоделательного завода в Туле. Никита Демидов развернул на Урале кипучую деятельность по созданию новых предприятий. К концу 1710-х - началу 1720-х годов он построил там несколько железоделательных заводов. Среди них был и Быньговский завод, заложенный в семи верстах от Невьянска. Дело отца продолжил его старший сын Акинфий, затем Прокофий. В 1769 году завод в Быньгах, как и другие невьянские заводы, был продан за восемьсот тысяч рублей его владельцем Прокофием Демидовым коллежскому асессору Савве Яковлевичу Собакину, впоследствии сменившему фамилию на Яковлев. После смерти Саввы Яковлева лучшая часть его наследства, в которую входил и Быньговский завод, досталась старшему сыну Петру. Именно он вскоре стал заказчиком Никольского храма, построенного в Быньгах вместо деревянной часовни.

Ещё в конце ХIХ века у старосты невьянского Спасо-Преображенского собора Якова Никитича Сухарева сохранялась копия датируемого 1788 годом предписания Петра Саввича Яковлева управляющему Ивану Суслову о строительстве церкви в Быньгах. В тексте говорилось: "Если можно, отлей в Быньгах церковь чугунную во имя Святителя Христова Николая; если этого нельзя сделать, то устрой там храм на славу, ничего не жалей, которому стали бы дивиться и которому не было бы веку". Тот же староста Яков Сухарев рассказывал легенду о том, что Пётр Яковлев дал зарок после смерти отца и начала делёжки имущества между наследниками: "Если бы мне достались Невьянские заводы, я непременно построил бы в Быньгах святителю Николаю такой храм, которому бы дивиться и которому не было бы веку". Помимо желания владельца, для строительства храма требовалось заручиться благословением епархиального начальства. Такое благословение было получено 1 сентября 1788 года от епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова). Работы по возведению здания начались уже в новом строительном сезоне - 10 мая 1789 года. Имя автора проекта, как и происхождение артели, строившей церковь, осталось неизвестно. Скорее всего, архитектором являлся местный уральский зодчий. Прямых указаний на это нет, но косвенно о том свидетельствует стилистика храма - в церковных формах заметны черты и уже сошедшего к концу ХVIII века барокко, и господствовавшего тогда классицизма. Столичные архитекторы вряд ли могли разработать проект смешанного характера, для провинциальных же зодчих подобные "симбиозы" были вполне характерны, за пределами столиц переходные формы архитектурных стилей существовали долго. Они и являют собой образцы интереснейших местных традиций. К осени 1796 года строительство завершилось. 15 сентября владыка Варлаам Тобольский, ставший тогда уже архиепископом, получил из Алапаевского духовного правления уведомление, "что вновь строящаяся в Быньговском заводе каменная... церковь строением совершенно окончена и всем благолепием церковным и причтом снабжена". При этом колокольня, видимо, только закладывалась. 30 сентября 1796 года владыка Варлаам распорядился: "Того ради благословляем Вам, священнику Паршеву, означенную в Быньговском заводе во имя святителя Христова Николая Чудотворца церковь как с посланным при сем святым антиминсом, печатанным на атласе, по чиноположению церковному соборне освятить и по освящении велеть в ней священнослужение отправлять и по исполнении к нам рапортовать". Освящение церкви состоялось 24 января 1797 года.

"Храм расположен посреди завода на прекрасном месте, имеющем кругом большую церковную площадь. Он имеет форму креста с пятью главами и колокольней. Прекрасная архитектура храма в византийском стиле, со множеством карнизов и лепных украшений над окнами, с часами на колокольне... главы, украшенные золочёными крестами, всё это производит приятное впечатление", - так писал автор "Краткого исторического очерка Быньговского храма и прихода", опубликованного в "Екатеринбургских епархиальных новостях" к столетнему юбилею церкви. Вскоре после завершения строительных работ храм был расписан. Эти фрески не дошли до нашего времени. В 1819 году, после освящения северного придела в честь Успения Пресвятой Богородицы, решили разделить первоначально неотапливаемый храм на тёплую и холодную части. Для этого соорудили остеклённую перегородку, которая отгородила Успенский придел от остального пространства церкви. Здесь установили печи, и таким образом Никольский храм стал частично отапливаемым. Последствия такого переустройства оказались неутешительными. Причт получил возможность служить в тёплом приделе в зимнее время, но нарушилось температурное равновесие внутри здания. К тому же вход в отапливаемую часть церкви был из холодной её части, что ещё более способствовало увеличению влажности и сырости.

К середине ХIХ века фрески и позолота интерьеров поблекли, штукатурка во многих местах вовсе отвалилась, подвальные балки, державшие на себе могучие чугунные плиты, сгнили, в результате чего пол деформировался, а местами даже провалился. Ремонтные работы требовались и в иных местах: три деревянных крыльца церкви обветшали, храм нуждался в ограде, перестал отвечать своей задаче и тёплый Успенский придел - тепло из него выдувало, а дым зачастую попадал внутрь. Реставрация началась в 1852 году. Сначала на средства прихожан и при относительно небольших пожертвованиях со стороны хозяев Быньговского завода, наследников Петра Саввича Яковлева, была сооружена металлическая ограда на каменном основании с тремя воротами по трём сторонам света. В 1856 году духовенство храма во главе с настоятелем Николаем Варушкиным, при содействии епархиального начальства, смогло получить от заводских хозяев 2251 рубль серебром. Сумма отнюдь не астрономическая, но достаточная для выполнения серьёзного ремонта, которым и занялись уже в апреле 1857 года. Деревянные крыльца при этом разобрали, вместо них соорудили каменные, с парапетами и чугунными решётками. Дверной проём с западной стороны расширили, сделав его арочным. Кровельное железо заменили там, где этого требовала необходимость, и покрасили. Одновременно шла работа по внутреннему обновлению храма. Остеклённую перегородку между приделами уничтожили, в церкви установили пять печей, и, таким образом, храм целиком стал тёплым. Стены отштукатурили заново и покрыли краской. Подвал завалили песком и строительным мусором, утрамбовали с использованием извести, а поверх выстлали новый пол из таких же чугунных плит, которыми обложили крыльца. Важное событие в истории быньговского прихода пришлось на 1863 год. За счёт прихожан тогда был устроен южный придел в честь Сретения Господня. Придел можно считать мемориальным, он появился в качестве благодарности быньговских жителей Господу за отмену крепостного права. Об этом свидетельствуют деревянные резные "полотенца" в нижнем ярусе иконостаса, на котором начертано: "В память освобождения крестьян от крепостной зависимости". Образа для иконостаса Сретенского придела писал видный представитель невьянской школы иконописи Иван Прохорович Чернобровин.

В декабре 1925 года внутри Русской Церкви возникло крупное раскольничье движение, получившее название "григорианского раскола". Быньговский храм находился в юрисдикции раскольников, по некоторым сведениям, вплоть до его закрытия перед Великой Отечественной войной. Соборная молитва затихла под сводами Никольского храма в самом конце 1930-х годов. Тем не менее, отдельные богомольцы тайно собирались в Никольской церкви в течение всех лет его закрытия. "Открытие" богослужения возобновилось в нём в середине 1940-х годов, с относительным потеплением отношений между Церковью и государством. В одних источниках указывается 1946 год, в других - 1944-й. Так или иначе, очевидно, что быньговская церковь простояла закрытой всего несколько лет и избежала тотального разорения. Со временем возобновления богослужений в Быньгах и до конца 1980-х годов настоятели храма менялись довольно часто. Приходу не хватало денег, ремонтные работы толком не проводились. В 1987 году настоятелем храма стал священник Виктор Зырянов, взявшийся за трудное дело восстановления обветшавшей церкви. По его словам: "Перед главным входом было настоящее болото, так как была проезжая часть и по ней ездили трактора и комбаины... Крыша протекала, и нам приходилось ставить вёдра и тазы. Но самое страшное было зимой, печи приходилось топить круглые сутки, они дымили и создавали угар. Стены покрылись копотью, настенную роспись нельзя было рассмотреть. В храме было множество оконных рам, которые за 200 лет рассохлись, стёкла периодически лопались. Зимой в храме температура опускалась до минус 10 градусов. Служить приходилось в шубе и в валенках, и так 20 лет".

В 1995 году указом Президента России быньговский Никольский храм был признан памятником архитектуры федерального значения. Но "ремонтное" дело сдвинулось с мёртвой точки лишь во второй половине 2000-х годов, когда нашлись благотворители. Большую поддержку церкви оказал лидер движения "Город без наркотиков" Евгений Ройзман, в сентябре 2013 года ставший мэром Екатеринбурга. Никольский храм, заложенный ещё при Екатерине II и освящённый уже при Павле I выстроен в стиле, переходном от барокко к классицизму. В плане он весьма необычен, представляя собой четырёхконечный крест, вокруг средокрестья которого описан квадрат со скошенными углами. По другому: четверик на кресте с концами в виде выступов с четырёх сторон. Торцы трёх сторон креста (северной, восточной и южной) имеют трёхгранные завершения, заканчивающиеся сверху главным алтарём, а по бокам - северным и южным порталами храма.

Исследователь Л. Д. Рязанов пишет: "Такой редкий, красивый план - сложный крест, очень похожий на цветок, словно крест "расцветший", - придаёт объёму здания компактность, даже камерность, а не слишком высокие вертикали колокольни и глав не нарушают ощущения "уютности" постройки". Интересное решение верхней части постройки. Купол храма покоится на большом центральном барабане. По углам размещены прямоугольные главки-башенки с барочными лучковыми фронтонами и сложными усечёнными шпилеобразными крышами, причём северо-восточная и юго-восточная башни высятся над апсидами боковых приделов. Изначально главки являлись световыми, затем их окна заложили, а на уровне переходов в основной объём храма соорудили ложные потолки. У северо-западной и юго-западной башенок потолки недавно были разобраны, оконные проёмы раскрыты и остеклены. Входы в храм оформлены классическими ордерными портиками с колоннами, аттиком и фронтоном; значение главного входа - западного - подчёркнуто спаренными колоннами. Фризы портиков украшены триглифами и розетками в метопах. Такие же розетки опоясывают стены храма по периметру под карнизом. Ниже розеток, вдоль всего периметра, идёт линия тройных тяг. Уровни размещения розеток на стенах церкви и во фризах совпадают, линия тяг переходит в архитрав, а линия карниза стен соответствует карнизу портиков, - тем самым создаётся единый декоративный переход от кровли к стенам по всему периметру постройки. Архитектурные формы объёма и деталей гармоничны, композиционно уравновешены. В фундаменты, под углами церкви, заложены массивные чугунные плиты весом до пяти тонн. Стены внутри перевязаны железными стяжками. Оконные проёмы усилены чугуном или железом, стропила - железные. В описании Никольской церкви 1897 года отмечается, что "по прочности и архитектуре это единственный храм на Урале". Оконные проёмы церкви - крупные, вытянутые по вертикали, имеют полуциркульное завершение. Наличники окон украшены в верхней части в виде треугольных перспективных фронтонов. Изначально часы Никольского храма имели циферблаты с трёх сторон и отбивали каждые 15, 30, 60 минут. В настоящее время они не действуют, хотя механизм их сохраняется в "рабочем" состоянии.

Храм обнесён оградой в 1852 году. В ограде - трое ворот, обработанных тосканскими полуколоннами, полуциркульными и килевидными архивольтами. Средняя часть возвышена и завершается аттиком. Редкостный по красоте небольшой сельский храм компактен и вместе с тем производит ощущение величественности.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №77, 2014 г.



Комментарии и обсуждение


Заложена в 1789 году, освящена в 1797. Решена в формах, переходных от барокко к классицизму.
4 апреля 2007.

Храм Святителя Николая Чудотворца в Быньгах - нешироко пока известное чудо. Узнать бы автора (авторов) проекта, имена первых строителей и их последователей.

Виктор.

10 мая 2012.

Я в этом году была в с.Быньги. Была и в храме, познакомилась с о. Виктором. Впечатления незабываемые. Очень красивый храм, великой души человек - отец Виктор.
19 декабря 2012.

Посещал храм в 1999 и 02.03.2019 года. Могу сказать, что внешне его состояние скорее ухудшилось. Часы, которые 20 лет назад шли, сейчас не функционируют. Снаружи осыпается штукатурка, уже частично утрачены небольшие элементы кровли. Внутри храму необходима срочная реставрация фресок, особенно тех, что находятся под самым куполом - они уже потемнели от времени. Несмотря на наличие печей и котлов, в храме холодно, а ещё темно. Думаю, что немедленная реставрация и устройство нормальной системы отопления смогут спасти фрески от утраты, а храм от разрушения.

3 марта 2019, Роман Наумов.