ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Лужки. Церковь Петра и Павла.

Петропавловская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Петра и Павла, Николая Чудотворца, Александра Свирского
Год постройки:Между 1730 и 1734.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская область, Истринский район, Лужки

Координаты:55.85125, 36.96809
Проезд:с Рижского вокзала до ст.Нахабино или Новоиерусалимская,автобус № 22 до ост " пов. Красновидово",далее 2 км пешком.




Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
вид со стороны реки Истра
Носиков С.П.
26 февраля 2007
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
Hramsohran
22 апреля 2017
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
Алексей Кротов
4 апреля 2016
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
МОРПЕХ879
4 апреля 2011
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
Носиков С.П.
5 мая 2008
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
Илья Смирнов
20 марта 2005
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
Алексей Кротов
4 апреля 2016
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
13 октября 2012
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
северный фасад трапезной
Носиков С.П.
5 мая 2008
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
Памятная плита в честь сооружения храма
Алексей Кротов
4 апреля 2016
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
1930—1940,Направление съемки:юг фото с сайта https://pastvu.com/p/205369
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1940
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
Фото с сайта pastvu.ru . Фото 1930-1940 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
Фото с сайта pastvu.ru . Фото 1930-1940 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
Фото с сайта pastvu.ru . Фото 1930-1940 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
Фото с сайта pastvu.ru . Фото 1930-1940 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Петра и Павла - Лужки - Истринский район - Московская область
Фото с сайта pastvu.ru . Фото 1930-1940 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Михаил Российский,  10 декабря 2008

«…В излучине Истры стоит здание Петропавловской церкви в селе Лужки. Древнее ядро храма возведено в 1734 году, в эпоху, от которой в Подмосковье сохранилось немного памятников. Архитектура здания предельно лаконична. Высокая колокольня с цилиндрическим ярусом звона и трапезная пристроены в первой части XIX века. Внутри здания ничего не сохранилось…»

Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974 г.


Статью добавил(а): Анонимный участник,  22 мая 2014

Храм выстроен в 1730-1734 гг. иждивением А.Ф. Ладыгиной и статского советника И.И. Кропотова. Трапезная с приделами и колокольня построены в 1837-1842 гг. на средства прихожан, в том числе бывшего крепостного Голохвастовых Г.М. Цурикова. При храме был некрополь Цуриковых


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  30 апреля 2015

Историческая справка на церковь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в селе Лужки Истринского района Московской области

Первые документальные сведения о селе Лужки, ныне расположенных на территории Истринского района Московской области дошли до нас в довольно ранней грамоте, датируемой исследователями периодом 1431-1433г. В этой грамоте говорится, что некий старец (монах) Авраам дал "в дом великому архистратигу Михаилу и честнаго его чада и чудотворцу Алексию Митрополиту (Чудову монастырю) вотчину Микулы Давыдовича село Лушковское и Павловское... А серебра есми положил Николе на престол полпята (четыре с половиной) рубля, попу два рубля, а проскурнице рубль, а на тое полтина рожь сеет, а на полтина пшеница сеет. А черницам рубль, а на том и рожь сеют. А полтина на поминок родителем моим, а на то пшеницу сеют. Да водит (разводит) посельской оков овса да четверть гречки."

Из этого текста следует сделать вывод, что в Лужках к этому времени уже существовал храм во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. К сожалению, ни старец Авраам, ни его отец Микула Давыдович в прямую не упоминаются ни в одном из дошедших до нас летописных и актовых источниках.

С начала 1430-х годов более чем три столетия Лужки находились во владении московского кафедрального Чудова монастыря.

Следующее известие о Лужках датируется 1571-м годом. Он выдался тяжелым для Русского государства. В стране свирепствовал голод, очередная эпидемия чумы унесла многие жизни. Пользуясь бедственным положением южно-крымский хан Давлет-Гирей предпринял поход на Москву. Пограничный отряд русского войска был разбит под Серпуховым и 23 мая 1571г. крымское войско оказалось перед стенами Москвы. Силы были неравными и огромный город был почти полностью сожжен. Пострадали и подмосковные села, в том числе и Лужки, где была сожжена деревянная церковь.

О судьбе Лужков в эпоху Смутного времени сведений не сохранилось. Из писцовой книги сел Московского уезда 1623 года известно, что здесь стоял "храм Никола Чудотворец деревян клетцки, а в нем образы и свечи и книги и на колокольнице колоколы все мирское строенье; да на церковной земле; во дворе поп Клементей, да на том же дворе поп Богдан; во дворе дьячок Гаврил-ко; во дворе пономарь Сенка Михайлов; во дворе просвирница Дарьица; да три кельи нищих, питаютца от церкви Божии пашни паханые церковныя середния земли две чети в поле: да в селе двор монастырский, в нем живут монастырские детеныши, 6 дворов крестьянских и 8 дворов бобыльских, людей в них 18 человек".

Видимо, этот деревянный храм через некоторое время сгорел или пришел в ветхость, но вскоре был возобновлен, поскольку в 1655г. в книгах Патриаршего казенного приказа значилась в качестве вновь прибывшей "Церковь Николы Чудотворца в вотчине Чудова монастыря в селе Лушках, у речки Истры".

В 1730 году вдова стольника Аграфена Феоктистовна Ладыгина подала прошение, в котором писала, что при никольской церкви села Лужков "имеется ныне приходских дворов со сто и болши и за утеснением деревянной церкви приходских людей ныне по обещанию моему желаю я на том же церковном кладбище близ тоя же деревянныя церкви над гробами родителей своих построить вновь каменную церковь во имя Святых Верховных апостолов Петра и Павла, а деревянную вышеписанную церковь для зимнего времени в теплую определить".

Вскоре после начала строительства А.Ф. Ладыгина скончалась и строительство было законченно ее душеприказчиком действительным статским советником А.А. Кропотовым.

В 1934 году он подал прошение, в котором сообщил, что церковь постройкой окончена и просил об ее освящении, на что 6 сентября 1734 года последовал указ; " Большаго Успенскаго собору протопопу Никифору Иванову с братьею велено: буде оная каменная церковь выстроена и со всем принадлежащим святой церкви благолепием убрана, освятить во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла."

Нововыстроенный храм принадлежал к наиболее распространенному в те времена стилю "восьмерик на четверике", сочетавший относительно низкий четверик с массивным восьмериком, увенчанного небольшим восьмигранным постаментом.

Строительнице Петропавловского храма А.Ф.Ладыгиной, урожденной Чоглоковой, принадлежали два небольших соседних с Лужками сельца - Марюки и Борки. Оба этих сельца известны во владении рода Чоглоковых с начала 17 века. Наиболее известным представителем этого рода был Михаил Феоктистович Чоглоков, прославившийся, как строитель знаменитой Сухаревой башни и здания Арсенала в Кремле. Именно от него оба сельца и перешли к его родной сестре А.Ф. Ладыгиной. Церковь предполагалось выстроить над могилами рода Чоглоковых, похороненных на кладбище Никольской церкви. Возможно, здесь было захоронение и самого М.Ф. Чоглокова.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году село пострадало от неприятеля - было сожжено несколько домов, однако сам храм остался в целости и не был осквернен.

В 1825 году крыша церкви была покрыта железом вместо обветшавшего тесового покрытия. В 1837 году прихожане и причт обратились с прошением о разрешении пристроить трапезную часть храма с тем, чтобы устроить здесь два придела; "1-й Во Имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и 2-й Во Имя Преподобного Александра Свирского."

В 1842 году прихожане собрали средства на расширение трапезной и возведение колокольни, и вскоре строительство было завершено.

http://lugki.newierus.mrezha.ru


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  13 ноября 2017

Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца на погосте, что в Лужках.

Николаевская церковь стояла «пуста, без пения» в начале XVII ст. по случаю литовского разорения. В писцовых книгах Рузского уезда волости Юрьевой слободы 1625 – 26 гг. написано: «погост на государевой земле в Лужках, а в нем церковь Николая Чудотворца стоит без пения, верх развалился, а церковного строения нет, пашни наездом 2 четв., перелогом 4 четв., лесом поросло 14 четв. в поле, сена 20 копен; да к погосту была деревня Сывороткино Аксеновское».

На погосте в Лужках была построена церковь вновь в 1644 г. В переписных книгах написано: 1705 г. – погост церкви Николая Чудотворца, что в Лужках, у церкви во дворе поп Данила Родионов, двор дьячка Никифора Моисеева, двор пономаря Никиты Гаврилова; 1715 г. – в селе Лужках церковь деревянная.

4 ноября 1722 г. по указу из Синодального Казенного Приказа и по присланной памяти Савина монастыря Сторожевского за пометою архимандрита Сильвестра в Рузе… перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Рузской десятины церкви Николая Чудотворца, что в Лужках, поп Трифон Никифоров сказал по священству: «вышеописанная церковь Николая Чудотворца построена и освящена в 1662 г. при святейшем патриархе Иосафе, а построена по челобитью той церкви приходских людей и дани платится по окладу по 2 рубля, по 12 алтын, по 4 деньги… а на пропитание к той церкви дано издревле земли 20 четв. в поле, да отхожая пустошь Сывороткино, да у той церкви приходских 71 двор, а служба у попа Трифона в той церкви бывает временная».

В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении вновь церкви во имя Николая Чудотворца с приделом Василия Неокессарийского в селе Лужках, вместо старой ветхой церкви. Дело началось вследствие прошения священника оной церкви Трифона Никифорова. В своем прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ в январе 1736 г., священник писал, что «в Рузском уезде в селе Лужках деревянная церковь во имя Николая Чудотворца от многолетнего времени весьма обветшала и Божественные службы служить в ней невозможно. А поныне я по обещанию своему желаю вместо оной ветхой церкви построить вновь деревянную ж церковь во имя тот же храм Николая Чудотворца, да для зимнего времени теплый придел во имя Василия Неокессарийского, и чтоб повелено было о построении церкви и придела дать указ».

Церковь с теплым приделом построить дозволено 31 марта 1736 г. резолюцией преосвящ. Вениамина, епископа Коломенского и Каширского, и 3 апреля того же года дан указ из Синодального Казенного Приказа священнику Николаевской церкви Трифону Никифорову с приходскими людьми. В этом же году 17 декабря резолюцией преосвящ. Вениамина дозволено было освятить церковь Николая Чудотворца с приделом, и 20 декабря дан указ из Синодального Казенного Приказа архимандриту Савво-Сторожевского монастыря Симону в вотчине оного монастыря в селе Лужках построенную вместо ветхой деревянной Николаевской церкви, вновь церковь во имя того же храма да для зимнего времени теплую придельную церковь Василия Неокессарийского освятить ему архимандриту Симону на выданных из Синодального дома освященных антиминсах».

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  3 февраля 2018

Село Лужки в XVI ст. называлось «Лушенки, Лушки и Лужники тож», Московского уезда, Сурожского стана, поместье Григория Бороздина, потом «по памяти, за приписью дьяка Якова Витовтова, велено то поместье написать в вотчине за Чудовым монастырем».

В селе Лушенках исстари была церковь, во имя какого святого – неизвестно, сожженная крымскими людьми, ибо в 1584 г. значится только место церковное.

В начале XVII ст. была построена в селе Лушенках церковь во имя Николая чудотворца. В писцовых книгах 1623 г. значится: «в селе Лужниках храм Никола чудотворец древян, клетцки, а в нем образы и свечи, и книги, и на колокольнице колоколы – все мирское строение…».

О Николаевской церкви в селе Лушках, как жилой, есть первоначальное сведение в книгах казенного приказа за 1655 г.: «в нынешнем 1655 году… прибыла вновь церковь Николы чудотворца в вотчине Чудова монастыря, в селе Лушках, дани 10 алтын, десятильничих и заезда гривна и июня в 20 день те деньги платил староста поповский поп Иаков». Николаевская церковь в приходных книгах 1656-1740 гг. писалась под Загородскою десятиною с обозначением дани с 1712 г. «27 алтын 2 деньги». В 1704 г. в селе Лушках числилось 8 дворов крестьянских, в них 23 чел., а 9 дворов было вывезено их села в деревню Минихину Московского уезда.

В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Лушках каменной церкви во имя св. апостолов Петра и Павла. Дело началось по прошению жены стольника Василия Алексеевича Ладыгина, вдовы Аграфены Феоктистовны. В своем прошении, поданном в казенный приказ 28 мая 1730 г., А.Ф. Ладыгина писала: «В Московском уезде, в Сурожском стану, в вотчине Чудова монастыря, в селе Лушках имеется приходская деревянная церковь во имя Николая чудотворца, а при той церкви имеется приходских дворов со 100 и больше и за утеснением деревянной церкви приходским людям, ныне по обещанию моему желаю я на том же церковном кладбище, близ деревянной церкви… построить вновь церковь каменную во имя святых Верховных Апостолов Петра и Павла, а без указу Синодального казенного приказа строить оную церковь не смею. А деревянную вышеописанную церковь для зимнего времени в теплую церковь определить, и чтоб повелено было о строении каменной церкви дать указ».

Вследствие сего прошения в казенном приказе состоялось определение: «1730 года в 3 день июня по указу Ее Императорского Величества по благословению святейшего Правительствующего Синода дать указ о строении церкви». Того же года 6 июня из Синодального казенного приказа выдан указ вдове Аграфене Ладыгиной «о строении каменной церкви подле настоящей Николаевской церкви, пошлин 3 алтына 2 деньги, нужнейших одна четь коп. взято».

Каменная церковь в селе Лушках была построена в 1734 г. и об освящении ее Иван Иванович Кропотов входил с прошением в казенный приказ, того же года 21 августа, в котором он писал: «вдова Аграфена Феоктистовна Ладыгина, не достроя тоя церкви, умре, а по завещанию ее оную церковь достроил он, душеприказчик ее, и ныне оная церковь к освящению совсем изготовлена, и чтобы указом повелено было оную церковь во имя Петра и Павла освятить кому надлежит и антиминс выдать». По этому прошению последовала резолюция преосвящ. Иоакима архиепископа Ростовского и Ярославского: «Дать указ об освящении церкви и освященный антиминс выдать», указ выдан 6 сентября 1734 г. большого Успенского собора протопопу Никифору Иванову с братиею и велено: «буде оная каменная церковь построена и со всем принадлежащим святой церкви благолепием убрана, освятить во имя Верховных Апостолов Петра и Павла по новоисправному требнику и освященный антиминс выдать, который и принять той церкви попу».

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.