ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Аносино. Аносин Борисоглебский монастырь.


Аносино. Аносин Борисоглебский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1823.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Истринский район, село Аносино, п/о Павловская Слобода

Координаты: 55.83896, 37.00834
Проезд:От Рижского вокзала Москвы до ст. Нахабино, далее автобусом до ост. "Аносино".



План Аносина Борисоглебского монастыря
_______

Храмы монастыря:

1. Собор Троицы Живоначальной (Борисоглебский)
2. Церковь Димитрия Ростовского
3. Церковь Анастасии Узорешительницы

Другие постройки и сооружения:

4. Амбар у западной стены (1831 г.)
5. Патриаршьи покои (1990-е гг.)[?]
6. Церковная лавка
7. Памятный крест-распятие
8. Амбар у восточной стены (1831 г.)
9. Кельи (XIX в.)
10. Баня (XIX в.)
11. Беседка
12. Больничный корпус (1829 г.)
13. Погреба и кладовые (XIX в.)
14. Трапезная (XIX в., в наст. вр. - сестринский корпус)
15. Беседка
16. Юго-западная башня (2-я пол. XIX в.)
17. Северо-западная башня (2-я пол. XIX в.)
18. Северо-восточная башня (2-я пол. XIX в.)
19. Юго-восточная башня (2-я пол. XIX в.)
20. Восточные ворота
21. Святые (северные) ворота (2-я пол. XIX в.)
22. Южные (хозяйственные) ворота
23. Ограда (2-я пол. XIX в.)
24. Некрополь

Подворья, скиты, приписные храмы:

XXXX. XXXX





Сортировка:

Аносин Борисоглебский монастырь, Борисоглебский собор и церковь Димитрия Ростовского.<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Борисоглебский собор и церковь Димитрия Ростовского.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
30 апреля 2017
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
3 ноября 2012
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Сергей Чернов
31 января 2012
Аносин Борисоглебский монастырь, общий вид<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
общий вид
Носиков С.П.
20 мая 2009
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1999
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
МОРПЕХ879
4 апреля 2011
Аносин Борисоглебский монастырь, Северо-западная башня<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Северо-западная башня
Вадим Вячеславович Дианов
18 сентября 2021
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Юлия Василевская
29 апреля 2018
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
МОРПЕХ879
23 февраля 2018
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Юрий Моченов
7 октября 2017
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
30 апреля 2017
Аносин Борисоглебский монастырь, С правой стороны фотографии - сестринский корпус Аносина Борисоглебского монастыря.<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
С правой стороны фотографии - сестринский корпус Аносина Борисоглебского монастыря.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
30 апреля 2017
Аносин Борисоглебский монастырь, Церковная лавка на территории монастыря.<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Церковная лавка на территории монастыря.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
30 апреля 2017
Аносин Борисоглебский монастырь, Северо-восточная башня монастырской стены.<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Северо-восточная башня монастырской стены.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
30 апреля 2017
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
30 апреля 2017
Аносин Борисоглебский монастырь, Участок восточной стены монастыря с воротами. С левой стороны на фото - больничный корпус, с правой - амбар.<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Участок восточной стены монастыря с воротами. С левой стороны на фото - больничный корпус, с правой - амбар.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
30 апреля 2017
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Олег Трегубов
17 января 2015
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
13 октября 2012
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
МОРПЕХ879
4 апреля 2011
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
21 февраля 2009
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
21 февраля 2009
Аносин Борисоглебский монастырь, Больничный корпус с бывшей церквью Анастасии<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Больничный корпус с бывшей церквью Анастасии
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
21 февраля 2009
Аносин Борисоглебский монастырь, патриаршие покои
(напротив входа в собор)<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
патриаршие покои (напротив входа в собор)
Носиков С.П.
21 октября 2008
Аносин Борисоглебский монастырь, вид с дороги<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
вид с дороги
Носиков С.П.
30 апреля 2008
Аносин Борисоглебский монастырь, Святые врата. Слева, в линии ограды, церковь Димитрия Ростовского. Глава, виднеющаяся из-за ее купола, а также колокольня справа принадлежат расположенному за стеной Борисоглебскому собору.<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Святые врата. Слева, в линии ограды, церковь Димитрия Ростовского. Глава, виднеющаяся из-за ее купола, а также колокольня справа принадлежат расположенному за стеной Борисоглебскому собору.
Дмитрий Васильков
.. - ..
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1999
Аносин Борисоглебский монастырь, Фото с сайта Летопись русской усадьбы.<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Фото с сайта Летопись русской усадьбы.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Аносин Борисоглебский монастырь, Фото с сайта Летопись русской усадьбы.<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Фото с сайта Летопись русской усадьбы.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Аносин Борисоглебский монастырь, Фото с сайта Летопись русской усадьбы.<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Фото с сайта Летопись русской усадьбы.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Аносин Борисоглебский монастырь, Фото с сайта pastvu.ru  Фото 1900-1908 гг<br>, Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1908 гг
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Аносин Борисоглебский монастырь, , Аносино, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1999



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Дроздецкий
 
Дмитрий Дроздецкий  14 апреля 2005

Аносин-Борисоглебский монастырь создан в 1823г. на основе женской общины при местной церкви. Организован по инициативе княжны Е.Н. Мещерской, ставшей первой её настоятельницей. Комплекс сложился в основном между 1824 и 1837гг. Вокруг Троицкой церкви, более известной по наименованию придела под именем Борисоглебской, получившей значение собора, были поставлены ещё две церкви. Территорию окружала кирпичная ограда с четырьмя угловыми башнями.


Михаил Российский  10 декабря 2008

Аносин-Борисоглебский девичий монастырь был основан игуменьей Евгенией, в миру княгиней Мещерской, владевшей селом в первой четверти прошлого века. Правильный четырехугольник монастырской территории по всему своему периметру обнесен невысокой кирпичной стеной с декоративными машикулями. Четыре башни с конусообразными кровлями стоят по углам ограды. Ворота главного въезда в монастырь – поздние, в ложновизантийском характере, но ограда, башни и симметрично встроенные в ограду с востока и с запада каменные амбары с рустованными фасадами следует датировать одновременно с более ранними монастырскими постройками. К ним относится сильно разрушенная Троицкая соборная церковь-ротонда, перекрытая полусферическим куполом, покоящимся на ступенчатом, с люкарнами, основании.

Здание сооружено в 1810-1812 годах, но архитектурные формы его запоздали; оно ближе к раннему классицизму, напоминая, особенно завершением в виде беседки, постройки М.Ф. Казакова. К храму примыкали трапезная и колокольня, разобранные в 1920-х годах. Небольшая бесстолпная церковь Дмитрия Ростовского, поставленная при въезде в монастырь, построена в 1824 году и довольно характерна для этого времени большими арочными окнами над северным и южным входами и угловыми рустованными пилонами. Остальные сооружения монастыря: здание церкви Анастасии (1829), кельи, хозяйственные постройки – в большей или меньшей степени перестроены. О былых зеленых насаждениях напоминают лишь остатки липовой аллеи.

Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 октября 2010

Звенигородскій уездъ. Борисоглебскій-Аносинъ 3 класса общежительный женскій монастырь въ 15 вер. отъ у. г. Звенигорода, при селе Аносине, на берегу р. Истры. Основанъ въ 1820 г. княгиней Евдокіей Николаевной Мещерской (въ иночестве Евгенія) въ память ея умершаго мужа, въ виде богадельни, которая въ 1822 г. стала общиной, а въ 1823 г. возведена на степень 3 класснаго монастыря.

Храмовъ три: 1) соборный во имя св. Троицы (заложенъ въ 1810 г., освященъ въ 1822 г.), съ 2 приделами - правымъ въ честь Тихвинской иконы БМ. и левымъ во имя св. Бориса и Глеба (освященъ въ 1814г.); 2) во имя св. Димитрія Ростовскаго (освященъ въ1824 г.); 3) во имя св. Анастасіи узорешительницы (освященъ въ 1829 г.).

У собора, противъ Борисоглебскаго придела, погребена первая игуменія Евгенія (+ 3 февраля 1837года). Монастырь владеетъ 307 дес. земли. Игуменія. Монахинь и послушницъ 118.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, стр. 518


Вадим кр
 
Вадим кр  10 мая 2016

Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском.

С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников.

http://www.ruist.ru/index.php/moskovskaya-obl/81-moskovskaya-obl/419


Сергей Ковров   13 июня 2018

Основательницей и первой настоятельницей Аносина Борисо-Глебского монастыря была игумения Евгения (1774-1837), в миру Евдокия, урожденная Тютчева (тетка известного русского поэта Ф.И.Тютчева). В 22 года Евдокия вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Однако Господь судил ей иной путь. Едва коснувшись устами чаши радостей земных в благословенном браке, княгиня Евдокия Николаевна Мещерская испила горесть полной чашей. Менее чем через три месяца после венчания горячо любимый супруг скоропостижно скончался, оставив молодую вдову в ожидании младенца. Княгиня не пожелала вторично связывать себя узами брака, посвятив жизнь воспитанию дочери и делам благотворительности.

В 1799 году она приобрела сельцо Аносино на живописном берегу реки Истры, где, несмотря на тяготы и нестроения, причиненные наполеоновской армией, тщанием княгини Мещерской была возведена церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге).

В 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем – в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил навещать ее и дорожил духовной дружбой с ее настоятельницами.

Княгиня Евдокия Мещерская, давно желая принять монашество, ходатайствовала о своем вступлении в общежитие. Ее душа стремилась к смиренному пути простой инокини, но по настоянию святителя Филарета она приняла крест игуменства. Так в 1823 году княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией. Дел предстояло много, но игумения не страшилась трудов. Имея целью воскресить дух древнего иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри древней Руси, она испрашивает у святителя Филарета для Борисоглебской обители строгий устав, и владыка дает сестрам чин общежития Феодора Студита.

Обитель в Аносино, удаленная от человеческого жилья и мирской суеты, была пустынью не только по названию. По территории монастыря никто из посторонних вообще не ходил (это правило строго соблюдалось вплоть до его закрытия в советское время). По уставу в обители не допускалось наемного труда. Все работы, вплоть до изготовления обуви, сестры выполняли самостоятельно. При этом запрещалось ходить в мир «за сбором» (то есть за милостыней на нужды монастыря). Труда в монастыре было много, но столько, чтобы он не препятствовал молитве. Уставные, долгие службы начинались глубокой ночью. Келейно же сестры упражнялись в молитве Иисусовой. Дабы ничто не отвлекало сестер от внутреннего делания, в кельях не было даже освещения (кроме лампадки перед иконами). Общежительный устав избавлял насельниц от излишних попечений и вместе с тем приучал к смирению и нестяжательности. По кельям не позволялось иметь ничего лишнего, только самое необходимое, никто ничего не мог получить от мира. При мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне.

Стараясь ввести древний чин общежительной иноческой жизни, матушка Евгения не забывала и о созидании собственной души. В храме молилась благоговейно, в келлии неукоснительно исполняла монашеское правило, кроме самонужнейших вещей не имела почти ничего, наблюдая воздержание, довольствовалась простой пищей в монастырской трапезе, носила на теле власяницу и спала на жестком ложе, самым кратким сном. Большую часть ночи проводила она в молитве, чтении Слова Божия и святоотеческих книг. Чтобы пробудить в себе память смертную, она за много лет до кончины велела устроить гроб и вырыть могилу, которую нередко посещала со слезами и плачем. Игумения Евгения была наделена живым умом и даром красноречия, беседа ее увлекала слушателей. Но особой отличительной чертой матушки было глубочайшее нелицемерное смирение, которое пронизывало ее отношение как к монашествующим, так и к мирянам.

В 1837 году, в возрасте 63 лет, основательница монастыря и его первая игумения, матушка Евгения, скончалась и была погребена в монастырском Троицком храме возле придела святых благоверных князей Бориса и Глеба. Настоятельницей обители стала ее крестница и воспитанница, сестра Анастасия, прежде бывшая крепостной княгини Мещерской, служанкой ее дочери Анастасии. Сопребывание с игуменией Евгенией, при которой она была довольно долго казначеей, образовало ее, и так как она благоговела перед памятью покойной настоятельницы, то старалась о том, чтобы поддержать заведенный ею порядок, и ее игуменство было продолжением предыдущего. Она управляла Аносиным монастырем в течение двадцати лет (до перевода в Серпуховской Владычный монастырь). Во время ее игуменства поступила в монастырь и постриглась в монахини внучка основательницы обители Евдокия (в монашестве Евгения) Озерова, ставшая третьей настоятельницей монастыря (1854–1875). Как и ее бабушка, в сан игумении новая настоятельница была возведена митрополитом Московским Филаретом. Прежде принятия должности настоятельницы, Евдокия Семеновна, нисколько не кичась своим происхождением и родством с матушкой-основательницей, в течение 5 лет со смирением и любовью проходила все послушания: носила воду и дрова на поварню, стирала белье, готовила пищу для трапезы сестер, мыла полы, сама закладывала лошадь.

Под руководством игумении Евгении-младшей Аносин монастырь успешно благоустраивался и к семидесятым годам прошлого века стал образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным своим достижениям. Обитель славилась прежде всего своим подвижничеством. Ее монахини нередко становились настоятельницами других монастырей и общин. Не случайно портрет Аносинской игумении Евгении украшал настоятельский корпус Оптиной пустыни – оптинские старцы часто направляли своих духовных дочерей в Аносину пустынь, зная, что именно там они получат помощь в монашеском подвиге и духовное окормление. Вообще Аносинский монастырь часто называли «женской Оптиной пустынью»: здесь также было развито старчество – традиция духовного окормления монашествующих, особенно новоначальных сестер. Каждая из них вручалась опытной монахине – старице, и отношения между ними строились на взаимном доверии, без чего невозможно стяжать смирение и послушание – начало всех других христианских добродетелей.

В 1875 году мать Евгению перевели в Москву, где до своей кончины в 1890 году она была настоятельницей московского Страстного монастыря. А настоятельницей Аносина монастыря после нее сталамонахиня Рафаила (Ровинская), единодушно избранная сестрами и утвержденная епархиальным начальством. Игумения Рафаила была достойной преемницей игумении Евгении в 1875–1879 годах; после Аносиной обители она управляла еще рядом монастырей Московской епархии.

Пятая игумения матушка Иоанна (Макарова) стояла во главе монастыря около сорока лет (1879–1918-1919?) и преставилась в возрасте 90 лет уже после революции (пришла в обитель матушка еще 18-тилетней девушкой). Она была строгой подвижницей, не принимала никаких личных услуг, сама делала все в своей келлии: убирала, топила, ставила самовар, отдельного стола не имела, а пользовалась общим, сестринским, и, как свидетельствовали современники, за все свое долговременное игуменство ни разу не нарушила этого правила. Церковные службы матушка посещала неопустительно, последний ее выход в церковь был за два дня до смерти. После смерти на ней нашли власяницу. Как настоятельница игумения Иоанна была строга. Принимая в обитель сестер, она брала с них подписку до смерти безвыходно пребывать в монастыре, не разрешала никаких поездок и отпусков на родину. Вела старческое окрмление и всемерно заботилась, дабы насельницы обители не проводили времени праздно. В то же время строгость настоятельницы в отношении духовного уклада монастырской жизни не была ни черствостью, ни жестокостью. К сестрам она была милостива, как мать, а они благоговели перед своей игуменией. По свидетельству епископа Арсения (Жадановского), «святое сродство» объединяло ее душу с душой известного старца Зосимовой пустыни схиигумена Германа (Гомзина), который «время от времени проведывал ее с целью поучиться монашеству и поутешиться беседою».

Перед революцией 1917 года Борисоглебская Аносинская обитель была процветающей. В ней подвизалось около 180 монахинь и послушниц, хозяйство было хорошо налажено, здесь производили почти все виды сельскохозяйственных работ, занимались вышивкой и другими рукоделиями.

После революции Аносин-Борисоглебский монастырь существовал еще десять лет. В 1923 году, уже при большевиках, он отметил свое столетие. Его последняя перед закрытием игумения Алипия (1875–1942; в миру Мелания Петровна Таишева, духовная дочь схиигумении Фамари (Марджановой), в схиме – Евгения), приняв обитель в цветущем состоянии, всеми силами старалась сохранять монастырский дух и уклад жизни на прежнем высоком уровне. Но притеснения от властей не могли не сказаться: монастырь был обложен тяжелыми налогами. Инокини всегда много работали, но ровно настолько, чтобы обеспечивать себя: устав обители не позволял им иметь ничего лишнего, так как главной в их жизни была молитва. Теперь же, чтобы платить налоги, пришлось расширять хозяйство: стали разводить свиней, стегать одеяла, вязать на специально приобретенных машинах чулки и пуховые вещи на продажу, разводить для этого пуховых кроликов. Питание ухудшилось, сестры стали уставать. Пришлось, не сокращая служб, переносить их с ночного на более удобное утреннее время. Новых сестер из мира стало поступать мало, но до самого закрытия все еще оставалось около 130 инокинь и послушниц.

В эти годы, с июня 1925 по июль 1926 (до ссылки в Дивеево), в Аносино или на пустынном монастырском хуторе под Кубинкой жил епископ (священномученик) Серафим (Звездинский). Во время пребывания в монастыре владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме св. великомученицы Анастасии, наедине, с одной лишь псаломщицей.

Весной 1928 года из Павловской слободы в монастырь приехали представители власти и потребовали, чтобы через час в трапезной были собраны все сестры. Когда все собрались, приезжие оповестили насельниц, что отныне они будут именоваться не монастырем, а трудовой артелью. Но уже в конце июня приехали снова и арестовали матушку, двух священников и еще четырех сестер. Арестованных повезли в Москву, а остальным приказали через три дня освободить монастырь. Сестры разошлись кто куда, но еще до этого, не дожидаясь их ухода, кельи монахинь заняли местные жители, так что последние дни они ночевали в трапезной на полу. Монастырский архив и библиотека были изъяты и отправлены в г. Истру. Иконы, вывезенные воинствующими безбожниками из Аносиной обители, погружались в специальные чаны с кислотой для получения золота, после чего тут же сжигались. Погибли и монастырские колокола. Что касается различной церковной утвари, то она была конфискована еще в начале 20-х годов в ходе кампании по изъятию церковных ценностей.

Территория монастыря также подверглась разорению. В храме вмц. Анастасии Узорешительницы сперва устроили клуб, потом он был перестроен в здание барачного типа. Колокольня и приделы Троицкого собора были взорваны во время Великой Отечественной войны. В церкви свт. Димитрия Ростовского расположился сельский магазин. На основе слаженного хозяйства была создана сельскохозяйственная коммуна, преобразованная в один из первых подмосковных колхозов. Еще в начале 1990-х годов на территорию монастыря через огромные проломы в стенах въезжали тракторы и грузовики – здесь были размещены автохозяйство и ремонтные мастерские.

Но огонек духовной жизни не угасал, и вне монастырских стен инокини не порывали связи друг с другом – духовная дружба связала их на всю жизнь. Они навещали сестер на именинах, помогали во время болезней, были друг другу надежной опорой во всех скорбных обстоятельствах жизни. Особенно трогательной была привязанность к своим наставницам их духовных дочерей – многие из них добровольно поехали в ссылку за своими старицами. Другие инокини до глубокой старости жили при церковных сторожках, обслуживая храмы. Их отличали кротость, смирение, молчаливость, – все то, что было так характерно для прежних аносинских монахинь. Две аносинские сестры прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских – преподобномученица Дария (Зайцева), расстрелянная на полигоне Бутово под Москвой – память 1/14 марта, и преподобномученица Татиана (Фомичева), принявшая смерть в заключении – память 20 ноября/3 декабря.

Блаженная Пелагея, любившая посещать Аносину пустынь, незадолго до ее закрытия предсказывала: «Обитель будет до тех пор, пока последняя сестра не переселится в вечность». Последняя сестра –схимонахиня Анна (Теплякова), бывшая послушница Борисо-Глебского Аносина монастыря – дождалась возрождения родной обители. В 1992 году по ее просьбе Святейший Патриарх Алексий IIблагословил взять обитель на восстановление, сперва – в качестве патриаршего подворья, а в 1999 году она получает статус самостоятельного ставропигиального монастыря. Для возобновления иноческой жизни в Аносине прибыли насельницы Рижского Троицкого монастыря во главе с монахиней Варахиилой (Бучельниковой). Знаменательно, что основательница Рижского монастыря схиигумения Сергия (Мансурова) была духовной дочерью третьей аносинской игумении Евгении (Озеровой), внучки первоначальницы Евгении, и переняла заветы Аносиной пустыни. Строителем и духовником монастыря был назначен насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Спиридон. В 2005 году настоятельницей монастыря поставлена монахиня Мария (Солодовникова).

За последние годы из руин воссозданы Троицкий храм и привратная церковь Святителя Димитрия Ростовского. Отстраивается церковь Анастасии Узорешительницы. В 2006 году Патриархом Алексием II освящен храм-часовня Святой царицы Тамары, возведенный на кладбище деревни Аносино. Благоустроены сестринские корпуса, при обители устроен приют для девочек, налаживается крепкое монастырское хозяйство.

Среди святынь монастыря – мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых.

Сестры благоговейно чтят память первоначальницы игумении Евгении (Мещерской), ее внучки игумении Евгении (Озеровой), впоследствии – настоятельницы Страстного монастыря в Москве, строгой подвижницы и пламенной молитвенницы игумении Иоанны (Макаровой), стяжавшей дар непрестанной молитвы Иисусовой, и исповедницы схиигумении Евгении (Таишевой). Место захоронения двух игумений Евгений (первоначальницы и ее внучки) было обретено у стен Троицкого храма. Сюда же в 2001 году были перенесены честные останки схиигумении Евгении (Таишевой), завершившей свой земной путь в изгнании, вдали от родной обители. 

http://monasterium.ru/monastyri/monastery/borisoglebskiy-anosin-stavropigialnyy-zhenskiy-monastyr/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  6 апреля 2024

Эту обитель основала в 1823 году княгиня Евдокия Николаевна Мещерская – родная тетка поэта Ф. И. Тютчева. После смерти мужа Бориса Ивановича Мещерского княгиня приняла монашество с именем Евгения и стала первой игуменьей обители в Аносино. Святыми покровителями монастыря считаются благоверные князья Борис и Глеб, святитель Дмитрий Ростовский. В Аносино также почитают Тихвинскую икону Божией Матери.

На 23-м году жизни Евдокия Николаевна Тютчева вышла замуж за князя Бориса Ивановича Мещерского. Спустя два месяца после свадьбы супруг скончался, простудившись во время охоты. Вдова князя решила не выходить больше замуж и посвятила себя воспитанию дочери, которая родилась у нее уже после смерти мужа. Княгиня дала обет увековечить память супруга. «Со времени кончины князя Бориса Ивановича я имела на душе обет устроить в память ему и в поминовение о его душе что-либо полезное для ближнего» – писала вдова Мещерская в дневнике. В 1799 году княгиня купила имение Аносино в Звенигородском уезде, а спустя несколько лет стала строить здесь Троицкую церковь в память о супруге. Сначала это был приходской храм. Ближайшая к Аносино церковь стояла в шести верстах в Павловской Слободе.

Храм в Аносино возвели незадолго до войны 1812 года. В Троицкой церкви княгиня устроила два придела: в честь святых князей Бориса и Глеба и Тихвинской иконы Божией Матери. Во время нашествия армии Наполеона княгиня бежала с дочерью в Моршанск. «Французские мародеры поломали резьбу на иконостасах, все утащили, что было железного или медного в церкви, книги, лампады… чего не могли унести, побили, поломали» – писал биограф Евдокии Мещерской. В 1813 году княгиня вернулась в Аносино и занялась восстановлением усадьбы и церкви. Церковь в память о супруге в Аносино была построена, но заветным желанием вдовы князя Бориса Мещерского было основание монастыря. Выдав дочь Анастасию замуж, Евдокия Мещерская в 1820 году основала при церкви общежитие. Это был еще не монастырь, а богадельня, в которой жили 12 женщин. Спустя три года женское общежитие получило статус монастыря, а сама княгиня Мещерская постриглась в монашество с новым именем Евгения. По решению иерархов, основательница монастыря у реки Истры стала первой игуменьей.

После учреждения монастыря в Аносино княгиня-игуменья построила еще две небольшие церкви. Это был храм святителя Дмитрия Ростовского и церковь при монастырской больнице великомученицы Анастасии Узорешительницы. Монастырские постройки относятся к стилю ампир. Он распространился в русской архитектуре после победного завершения войны с Наполеоном. Троицкая церковь имеет некоторые черты стиля барокко. Например, купол главного Троицкого храма украшают люкарны. Это окошки, выступающие вперед из купола. Подобный вид купола с люкарнами можно увидеть также у Никольского храма в Заяицком в Москве.

Игуменья Евгения руководила Аносиным монастырем 14 лет. В 1837 году она умерла и была похоронена с северной стороны собора у придела Бориса и Глеба. Позже монахиней Аносиной обители стала родная внучка княгини Евдокия Озерова. В монашестве она тоже получила имя Евгения, став во всем преемницей бабушки. Евгения Озерова руководила монастырем 20 лет. Ее могила также находится рядом с приделом святых Бориса и Глеба.

Второе название монастыря – Борисоглебский. Оно указывает, что обитель строилась в память о князе Борисе Мещерском. Страстотерпцы Борис и Глеб – это первые русские святые, вошедшие в церковные святцы после принятия христианства на Руси. Они были сыновьями киевского князя Владимира. После смерти отца старший брат Святополк, прозванный в народе Окаянным, послал к Борису и Глебу слуг для расправы над соперниками. Братья знали о предательстве Святополка, но не стали сопротивляться, чтобы избежать междоусобицы. Почитание Бориса и Глеба как святых началось на Руси почти сразу после их трагической кончины. Святитель Дмитрий Ростовский – это еще один почитаемый в монастыре святой. Автор жизнеописания игуменьи Евгении Мещерской писал в 1876 году: «Не у французских мыслителей XVIII века, сочинения которых читала с таким увлечением в молодости, заимствовала она силу и мужество…Святитель Дмитрий Ростовский был тот духовный писатель, которого сочинения особенно благотворно подействовали на ее дух». Княгиня называла святого своим целителем и приписывала ему свое обращение «от безумного мудрования» к христианской вере. Будущий святитель родился недалеко от Киева в семье сотника Саввы Туптало в 1651 году. Дмитрий учился в Киево-Братской коллегии, стал монахом и прославился проповедями. В 1701 году он переехал в Москву, а чуть позже Петр I назначил его митрополитом Ростовским. Святитель Дмитрий известен составлением «Четьи-Минеи» – собрания житий православных святых. Это и сегодня популярная книга о жизни древних святых.

Основательница монастыря игуменья Евгения Мещерская чтила Тихвинскую икону Божией Матери. Она писала в дневнике: «положу освящение храма во имя Тихвинской Божией Матери в память чудесного избавления меня с дочерью и другом моим Елисаветою Алексеевною Ельчаниновой от потопления в Ладожском канале в проезд наш из Петербурга к Тихвину в 1798 году». На сайте обители говорится, что в 1995 году одна женщина из Москвы вернула в монастырь список Тихвинской иконы, который хранился в обители до закрытия. В 2013 году в монастырь был передан еще один старинный список Тихвинской иконы, созданный в конце XVIII века.

История княгини Мещерской – это не единственная история знатной вдовы, которая после смерти супруга приняла монашество, а затем создала или возглавила женскую обитель. Основательница знаменитого Дивеевского монастыря схимонахиня Александра до монашества была женой владимирского помещика и генерала Мельгунова. Он скончался вскоре после свадьбы. Первой настоятельницей Казанской обители в Шамордино была София Михайловна Болотова – представительница старинного дворянского рода. София вышла замуж, но супруг тоже скончался всего через год после венчания. Расцвет Введенского Владычного монастыря в Серпухове в XIX веке связан с игуменьей Митрофанией – в миру баронессой Прасковьей Григорьевной Розен. Она была дочерью генерала и родственницей княжеских фамилий Вяземских, Трубецких и Зуевых. Великая княгиня Елизавета Федоровна после убийства супруга великого князя Сергея Александровича Романова посвятила жизнь благотворительности и основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве.

Аносино – одно из двух мест в Подмосковье, связанных с семьей поэта Федора Ивановича Тютчева. В усадьбе Мураново в Пушкинском районе жили сын и вторая жена поэта. Игуменья Евгения Мещерская была родной теткой Федора Ивановича, однако нет свидетельств, что поэт посещал монастырь в Аносино. Известен еще один случай родства литературного гения и монахини. Сестра Льва Николаевича Толстого во второй половине жизни поступила в уже упоминавшийся Шамординский монастырь в Калужской области. В отличие от Тютчева, точно известно о том, что писатель несколько раз посещал сестру-монахиню в Шамордино. Именно к ней он поехал после своего ухода из дома в 1910 году перед смертью.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Аносин монастырь: обитель княгини и тётки поэта.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.