ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Великая Топаль. Церковь Спаса Преображения.


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Псевдоготика
Год постройки:между приблизительно 1700 и приблизительно 1800.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Брянская область, Клинцовский район, Великая Топаль

Координаты:52.540126, 32.360449


Добавить фотографию
Церковь Спаса Преображения - Великая Топаль - Клинцовский район - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
27 сентября 2011
Церковь Спаса Преображения - Великая Топаль - Клинцовский район - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
27 сентября 2011
Церковь Спаса Преображения - Великая Топаль - Клинцовский район - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
27 сентября 2011
Церковь Спаса Преображения - Великая Топаль - Клинцовский район - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
27 сентября 2011
Церковь Спаса Преображения - Великая Топаль - Клинцовский район - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Спаса Преображения - Великая Топаль - Клинцовский район - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Спаса Преображения - Великая Топаль - Клинцовский район - Брянская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 сентября 1941




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Дмитрий Васильков,  3 августа 2007

Церковь Преображения построена в усадьбе графа П.А. Румянцева-Задунайского в посл. четв. XVIII в. в псевдоготическом стиле. По архитектуре близка работам Ю.М. Фельтена. В советское время действовала. Церковная утварь и иконостас относятся к XIX – нач. XX вв.

Статью добавил(а): Дионисий,  3 августа 2007

Храм был построен в 1780 году по заказу П.А. Румянцева-Задунайского, вместо прежнего деревянного храма. Представляет собой памятник церковной архитектуры второй половины XVIII века. Храм хорошо сохранился до настоящего времени.

Из статьи "Действующие храмы Брянской епархии" опубликованной в "Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова". Издание Брянского Епархиального Управления, 2007 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg,  8 марта 2010

Выдающийся памятник русской архитектуры посл. четв. 18 в., выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих. Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными раскрепо-ванными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами. Башни главного, северного фасада более крупные и высокие; во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты.

Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной. Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах.

Не менее выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной (проем перебит поздними хорами) и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными сводами; узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри башенок. Стены зала, трапезной и алтаря декорированы плоскими пилястрами, сандриками на кронштейнах над проемами, а также расположенной под окнами верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными "каннелюрами". Завершающий стены тонко профилированный карниз имеет в зале раскреповки с сухариками, под раскреповками - кронштейны с лепными гирляндами, а ниже — плоские прямоугольные ниши, роспись которых не была осуществлена. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне; э четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к 19 и нач. 20 в. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й пол. 18 в.

Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука, 1997.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  23 ноября 2016

Первые упоминания о селе встречаются в польских грамотах нач. ХVII в. Село Великая Топаль известно с 1620 года, когда было отдано старосте Мозырскому - Стравинскому, а затем не раз меняло своих хозяев. В 1633 году здесь упоминается деревянная униатская церковь Святого Духа. В середине ХVII в. местечко Топаль становится центром Топальской сотни Стародубского полка. Здесь располагалось сотенное правление, решались важнейшие административные и судебные дела всей округи. После перехода Малоросии под власть российских государей наиболее заметными владельцами здесь были: Михайло Рубец, Савва Рагузинский, Гаврила и Моисей Владиславичи (с 1739 года), которые устроили здесь великолепную усадьбу, а возле неё был разбит "французский парк" и устроены оранжереи.

В 1770 году Топаль была куплена Екатериной II и подарена графу П.А. Румянцеву-Задунайскому. При П.А. Румянцеве-Задунайском в 1780 г. перестраивается деревянный дои и возводится каменная церковь Спаса Преображения - один из лучших образцов культовой архитектуры в псевдоготическом стиле, сохранившейся на Брянщине. Храм хорошо дошел до настоящего времени без каких либо переделок. В 1820 году рядом с церковью на средства княгини Варвары Сергеевны Голицыной была выстроена пирамидальная колокольня в 20 саженей, которая не сохранилась до настоящего времени. Последними владельцами этого села были князья Долгоруковы, известные в прошлом меценаты и благотворители Новозыбковского уезда.

Храм был закрыт в предвоенные годы и в нем было устроено зернохранилище. Церковь снова стала действующей в годы Великой Отечественной войны. В послевоенное время это был один из немногих храмов, в которых богослужения не прерывались. Возможно, благодаря этому церкви удалось сохранить и свой прежний облик и внутреннее убранство.

html://www.kray32/Клинцовский район/село Великая Топаль


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  4 февраля 2019

Расположен Спасо-Преображенский храм на исконно казачьих землях станицы Топальская (в настоящее время - село Великая Топаль), где менее ста лет назад проживало 3 тысячи 750 казаков Всевеликого войска Донского. Построен в 1780 году по заказу П.А. Румянцева-Задунайского вместо прежнего деревянного храма. Храм представляет собой замечательный памятник русской архитектуры посл. четв. 18 в., выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю. М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих.

Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными раскрепованными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами. Башни главного, северного фасада более крупные и высокие, во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты. Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной.

Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковых сторон южных башен. А также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах. Не менее выразителен интерьер храма.

Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной (проем перебит поздними хорами) и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными сводами, узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри башенок. Стены зала, трапезной и алтаря декорированы плоскими пилястрами, сандриками на кронштейнах над проемами, а также расположенной под окнами верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными «каннелюрами». Завершаюший стены тонко профилированный карниз имеет в зале раскреповки с сухариками, под раскреповками-кронштейны с лепными гирляндами, а ниже-плоские прямоугольные ниши. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне, в четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к 19 и нач. 20 в.

http://www.hram.klintsy.ru/hrami/hram.php?id_seria=3

Комментарии и обсуждение

Рядом с церковью в честь Преображения Господня ранее располагался некрополь, от которого до наших дней уцелели лишь два надгробия: князя Голицына Павла Павловича (4.I.1828 - 10.IV.1882) и княжны Голицыной (урождённой графини Симонич) Елены Ивановны (11.IV.1837 - 2.ХI.1860).

Из книги "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014.

16 апреля 2019, Алексей Кротов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.