ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Супонево. Свенский Успенский монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1288.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Брянская область, Брянский район, п. Супонево, ул. Фрунзе, д. 1Б

Координаты:53.206009, 34.329143
Проезд: От железнодорожного вокзала Брянска нужно ехать на троллейбусе № 1 до остановки «Телецентр», далее перейти (через небольшой рынок) на остановку автобуса № 7, который и довезет вас до Свенского монастыря. От автовокзала ходит все тот же автобус № 7. Кроме того, до обители можно доехать на маршрутных ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От железнодорожного вокзала Брянска нужно ехать на троллейбусе № 1 до остановки «Телецентр», далее перейти (через небольшой рынок) на остановку автобуса № 7, который и довезет вас до Свенского монастыря. От автовокзала ходит все тот же автобус № 7. Кроме того, до обители можно доехать на маршрутных такси №№36 и 45.
Подробную схему проезда к монастырю на собственном автомобиле вы найдете на сайте Свенской обители.



План Свенского Успенского монастыря

Храмы монастыря:

1. Собор Успения Пресвятой Богородицы
2. Церковь Спаса Преображения
3. Церковь Сретения Господня
4. Церковь Антония и Феодосия Печерских
5. Надкладезная часовня Свенской иконы Божией Матери

Другие постройки и сооружения:

6. Место колокольни (разрушена в 1930 г.)
7. Настоятельский дом (1881 г.)
8. Кельи (XVIII в.)
9. Братский корпус (2005 г.)
10. Монастырская постройка
11. Башня (2002 г.)
12. Монастырская постройка
13, 14. Хозяйственные постройки
15. Привратная постройка
16. Ограда (XVIII в.)
17. Башни ограды (XVIII в.)
18. Привратные башни (XVIII в.)
19. Хозяйственные ворота
20. Кладбище



Добавить фотографию
Сортировка:


Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Вид с Садовой улицы села Супонево
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
19 февраля 2018
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Вид с вертолёта
HD Дронов Михаил Иванович
21 марта 2007
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Игорь Герасимов
10 марта 2018
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
19 февраля 2018
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Dmitry N.
26 июля 2014
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Dmitry N.
26 июля 2014
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Dmitry N.
26 июля 2014
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Святые врата. В верхней части - храм Сретения Господня
Иванов Дмитрий
8 октября 2008
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Водонапорная башня и братский корпус
Иванов Дмитрий
8 октября 2008
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Угловая башня
Иванов Дмитрий
8 октября 2008
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Иванов Дмитрий
8 октября 2008
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
22 марта 2007
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Игорь Герасимов
10 марта 2018
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
звонница
Игорь Герасимов
10 марта 2018
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Игорь Герасимов
10 марта 2018
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Башни ограды, вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
19 февраля 2018
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Dmitry N.
26 июля 2014
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Dmitry N.
26 июля 2014
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Иванов Дмитрий
8 октября 2008
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Дионисий
3 октября 2008
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Дионисий
3 октября 2008
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Звонница
Дионисий
23 августа 2008
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Дионисий
23 августа 2008
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Монастырская стена
Дионисий
2 августа 2008
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
29 сентября 2007
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Башня XVIII в
Сергей Бузланов
лето 2001
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Башня. Фрагмент декора. XIX в.
Сергей Бузланов
лето 2001
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Игорь Герасимов
10 марта 2018
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
План монастыря
Иванов Дмитрий
8 октября 2008
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Фото с сайта bryanhram.ru
Андрей Агафонов
1 января 1940
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1900
Свенский Успенский монастырь - Супонево - Брянский район и г. Сельцо - Брянская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1886




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Глен,  31 марта 2006

Свенский Успенский монастырь расположен на высоком крутом берегу реки Десны, у впадения в неё реки Свень. Он был основан в 1288-м году Черниговским князем Романом Михайловичем, на месте где по преданию князь молился доставленной из Киева иконе Богоматери Печёрской и прозрел после тяжёлого недуга. В середине XVI-го века в изначально деревянном монастыре развернулось каменное строительство, благодаря огромным вкладам Ивана IV Грозного. В XVI-XVII-м веках монастырь, находящийся на окраине Руси, многократно подвергался разорениям. В 1583-м году его сожгли литовцы, в 1607-м разграбили отряды Лжедмитрия II, а в 1664-м опустошили крымские татары. Несмотря на это, к XVIII-му веку Свенский монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В течение более ста лет монастырь находился в ведении Киево-Печёрского монастыря. За это время строительство на территории обители было довершено. После революции 1917-го года монастырь разделил участь многих себе подобных. В 1930-м был взорван главный собор монастыря - Успенский, ведущий свою историю с 1566 года, колокольня, домик Петра I, часть стен и башен. В 1992-м году монастырь передан Брянско-Севской епархии и сейчас это действующий мужской монастырь.

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  18 марта 2007

Свенский Успенский монастырь, 3 класса, общежительный, в 3 верстах от города Брянска, при реке Десне, против реки Свены, или Свины. Основан в 1288 году князем Романом Михайловичем Черниговским в благодарность за чудесное исцеление его на сем месте от слепоты по молитве пред иконой Пресвятой Богородицы, известной в настоящее время под именем Свенской. По преданию, эта святая икона, написанная пр. Алипием (см. 17 августа), и испрошенная князем Романом у Киево-Печерской обители, во время пути, находясь на ладье, плывшей по реке Десне в городе Брянске, ночью чудесным образом была перенесена на ветви большого дуба, росшего против реки Свены, где на следующий день и была обретена сопровождающими ее: здесь же по молитвам пред нею и получил исцеление князь Роман. Богоматерь на этой святой иконе изображена восседающею на троне с сидящим на Ее коленях Богомладенцем и с предстоящими по сторонам трона преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. С того времени и поныне святая икона пребывает в Свенском монастыре, прославившись многими чудотворениями. Празднество в честь ее совершается 3 мая. На том месте, где рос дуб, на котором явилась святая икона, ныне находится часовня. Монастырский соборный Успенский храм построен 1749 — 1756 году по плану знаменитого архитектора графа Растрелли. Ежегодно 11 августа, в память избавления города Брянска от нашествия неприятеля в 1812 году, совершается с чудотворною иконой крестный ход из монастыря в город и вокруг города, а 15 августа из города в монастырь. При соборном храме в особом здании находится келья, в которой в 1709 году жил император Петр I; здесь же его портрет, оставленный им на память. При монастыре школа и странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Статью добавил(а): Сергей Самусенко,  10 июля 2007

Сказание о зачатии пречистые печерскые и великых чюдотворцев Онтоние и Феодосие печорских Свинского монастыря въ граде Брянске пять поприщ от наниз Десны рекы.

Первое знамение последствует сему бывшему чюдеси. Написано бысть на чудотворном образе у Пречистой в свитке. В лето 6000 и семсотное 96. Окладована бысть ся икона благоверным великим князем Романом Михайловичем черниговским и благоверною княгинею Настасиею Месяца сентября в 26 на память святого апостола Иоанна Богослова. Той же благоверный князь великий Роман Михайлович живуще ему в то время в своей одчине в граде Брянске. По Божию изволению отемнеша очима и слышашу ж ему чудеса бываем... исцеление от чудотворного образа Пречистые Печерскые и великих чудотворцев Онтоние и Феодосие печерских. Иже есть в Киеве в Печерском монастыре. И нача князь великий помы шляти послати в Печерскои монастырь посла своего по чюдотворный образ и милостину архимандриту з братиею тако и сътвори. И приде посланный же в монастырь и вдасть от князя архимандриту и братии милостину и проси-ша Пречистые чудатворнаго образа князю Роману Михайловичю на исцеление. Архимандрит же сотвориша съвет з братиею и не оставише прошение княже. И отпусти чудотворн... образ и послаша священника своего с посланным и поплы в ладиях рекою Десною к горе ко граду Брянску.

С радостию великою и приплыша противо реки Свини. И сташа ладия на едином месте среди реки Десны. Гребцы не могуща згрести ни вгоре ни вниз. Посланный же рече: обляжемо ношь сию в Свине реце, ладия же поидоша с место и присташа ко брегу на десной стране. И прибыша ношь ту на утрие же восташе и поидоша на ладию восхоте помолитеся Пречистой чудотворной итти в путь съвои. И не обретоша образа Пречистой на ладии. Посланные же со дружиною начаша скорбети и слезы излияти: искати по горам и по дебрям и по пустыни. И преехав за Десну реку Свини реки и поидоша по горам. И обретоша чудотворной образ стояша на дубе высоце между ветвии. Они же не смеша коснутися снятию. И послаша вестника к великому князю Роману Михаиловичу исповедати чудо Пречистые Богородици чюдотворные. Вестник же пришед возвести великому князю все по реду. Князь великий же услышав от вестника таковое чюдо скоро вспрянул с одра своего с радостию великою. И пролияша слезы и повеле вскоре звонити по всем Божиим церквам, по всему граду и собратися собору всему, епископуии, архимандритом и игуменом и священником и диаконом и всему народу града того, от мала до велика, и окрест его всем людям живущим. И поидоша пеш князь великий Роман Михаилович и епископ и архимандриты и игумены и священники и диаконы и все людии града того от мала и до велика со свещами и кадилы. И где же стояша Пречистые чудотворные образ на древе, и приходящу ему, близ места того, Князь великий Роман Михаилович вздохнув из глубины сердьца своего со слезами и рече. О пречюдная Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего, дай же ми Госпоже прозрение очима и узрети свет и твои чюдотворный образ. Блика вдале узрю с места сего на все четыре страны. Толика придам к дому твоему и созижду, Госпоже, храм и обитель где ты возлюби места и в той же час увидеша мало стезю пред собой. И повеле на том месте крест поставити, и по сея времена на том месте крест. И от того места приидоша к древу на немже стоит чюдотворная икона. Князь великий же возопи вели гласом. О Пречистая Владычица и Госпоже Дева Богородица, услыши глас молитвы моеа со слезами. Глаголюше: дай же ми Госпоже прозрение очима моима. И събор и все люди тако ж молящиеся едиными усты. И в той час прозреша князь великий Роман Михаилович, но и паче яснейшаи первых очее и повеле епископу и архимандритом игуменом и всему притчу церковному, сняти с дърева образ Пречистые чюдотворцы образ и нача молебны пети. По отпетии ж нача сам князь великий Роман Михаилович свома руками на храм Божий Пречистой бревна рубити и всем людям повеле такожде. И соверхив храм вскоре. Во имя Пречистые Владычицы нашея Богородицы, честнаго и сланаго Ея Успения. И освещая повеле служити собором божественную литургею и отправив все по реду святое пение и огради монастырь. И поставиша игумона и повеле братию собирати и дав доволна злата и сребра на создание монастыря. Потом же поидоша во град с радостию великою.

И нача монастырь строити и чюдотворную икону украсив облажи златом единым и сребром. И оттоле и до ныне великая милость и исцеление бывает от чюдотворнаго образа Пречистые всем приходящим с верою. И множества плененых от безверных избавляет и освобождает те же плененые люди приходяша молящиеся и работающе в монастыре по обещанию своему. Тако бысть и до сего дня. И на коем же древе стоя Пречистые образ на предреченном месте. И то древо с ветьем разотраша пилами ови на иконы на писмо ови на крест. Многу же времени минувши оклад чюдотворного образа злато и сребро обламишася. И того же монастыря Свинского игумен имярек с братиею взвестиша Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси самодержцу с молением великим, чтоб Государь повелел оклад у Пречистые чюдотворные переделати. А государь тогда еще сущу младу. И влажися Пречитыя Государю в сердьце благую мысль. Скоро Государь повеле Пречистые чюдотворные образ принести к себе в царствующи град Москву. И повеле злато и сребра и жемчугу и камение драгого прибавити к сторому окладу и делаху мастеры по три лета. И украсив Государь чюдотворный образ Пречистые Богородицы. И пев молебны отпусти Пречистые образ в монастыр Свинеск. Дав Государь милостину и ругу годовую. И грамоты тарханные на учреждение монастырю. И общее житие повеле Государь устроити старцу Иеву Камынину по его челобитию. И Пречистою милостию и великих чюдотворцев Онтоние и Феодосие печерьских. Строишася обитель и братия собрашися числом до 70. И соборы церковные и службы вседнивные исполнишася, яко же и в прочих святых великих обителях. И молят всемиластиваго Бога и Пречистую его Матерь и чудотворцев святых и всех святых. О здравии Государя нашего благочестиваго царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца. И о его благочестиваи царицы княгине Марьи. И о его Государи богодарованных чядех и царевичах князе Ивана и князя Федора Ивановичах. И за князя Владимера Ондреевича и о княгине и чад их. И за архиепископа (оборвано далее).

(Л. 7) Лета 7074-го мая в 19 на память святого священномученика Патрекея Прусскаго почать бысть ров копати на церковь Пречистые Печерские и великих чюдотворцев Антония и Феодосия Печерских Свинского монастыря. Того же месяца в 21 на память равноапостол царя Костентина и матери его Елены почеты свои бити на подошву. Того же месяца в 27 на память святого священномученика Ферапонте почали бут бутити на подошве под церков. Июня в 9 день на всех святых и на память иже во святых отца нашего Кирила архиепископа Александрийскаго. И в той же день на память преподобнаго отца нашего Кирила белозерскаго новаго чюдотворца обложена бысть Пречистые Печерски церковь, а под углами многих мощей Печерскаго монастыря Пречистые из Киева. А обложена бысть при благоверном и благочестивом царем великим князе Иваном Васильевичем всея Русии при благоверной царице великой княгине Марье и при благоверных царевиче Иване и царевиче Федоре. И при священо епископе Семионе смоленском и брянским. И при игумене Сергие, иже о Христе з братиею. А делал мастер Таврило Дмитриев сын Маков а тверитин.

(Л. 8, здесь другой почерк) Лета 7075 июля в 28 день на память святых апостол Прохора и Никонора и Тимона и Пармена делали церковь камену Пречистыя Свинскаго монастыря при игумене Сергии. И по грехом на тот день в вторые час дни обломился мост с каменем и с кирпичом, сверху до земли шесть сажен фрязскых да ту ж на том мосту обломился Тихон старец бывшие игумен того монастыря а с ним обломилося шестьнадесят человек церковных каменыциков и делавцев, которыя носили вверх камень и кирпич, и малые ребята, которые носили воду и известь к церковному делу, и старца игумена бывшаго Тихона изгнетоша, осыпаша его камень и кирпичь по пояс стоячего в тех (...) штинадесять человек церковных мастеров и делавцав и малых ребят уо всих главы испробища а у иных скулье испробища и самых изгнетоша, а иным руки и ноги переломаша. И Божьим милосердьем и молитвами Пречистые Печерские Владычицы нашея Богородице Приснодевы Марии и преподобных и богоносных отец наших Онтоние и Феодосия печерских Свинскаго монастыря бывшаго игумена старца Тихона и тех всех убившихся людии в церкви ни единаго их смертною язвою не уязвиша. Овии убившаяся сами из церкви изыдоша, а иных из церкви изнесоша, а камень и кирпич в дребезги избившася. И тоже месяца июля в 30 день игумен Сергеи повелел тот камень и крпич. Избившийся весь из церкви вычистить и повеле его изсыпати весь под овраг, а в церковноя дела тем кирпичом и каменем не благословил никоторого дела церковного делати и тогда... пев молебны вверху над алтарем и свети воду и кропив стены церковные и крестом осенив, и благословил церковных мастеров, и делавцев делати. аки... (далее рукопись обрывается).

Публикацию подготовил В. Носов. Материал из буклета «Свенский монастырь» Творческо-производственного объединения «Автограф», г. Брянск, составитель В. Скидан


Статью добавил(а): Иванов Дмитрий,  28 ноября 2008

Основан князем Романом Михайловичем в 1288 году. Это один из самых известных в древности монастырей России. Монастырь расположен у слияния двух водных путей - Десны и Свени. Самым величественным сооружением ансамбля Свенского монастыря был Успенский собор, освящённый в 1758 году. Впервые он возведён в 1567 году по приказу Ивана Грозного тверским зодчим Гавриилом Маковым. Варварски взорван в 1931 году. Самое древнее из сохранившихся сооружений Свенского монастыря - Сретенская церковь "на Святых вратах". Постройка её была закончена в 70-х годах XVII века. Обитель возвращена Русской Церкви в 1992 году. В настоящее время в монастыре ведутся ремонтно-восстановительные работы.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  22 июня 2018

Шёл 1288 год. Князь Роман Михайлович Брянский, как доносит легенда, стал слепнуть. Всё печальней были его думы о будущем, всё чаще с грустью он вспоминал о днях минувших... Брянский князь Роман, сын убитого в Орде черниговского князя Михаила, слыл храбрым воином, умным дипломатом, мудрым полководцем. Поселившись в Брянске, он поладил с татарами, стал энергично укреплять своё княжество. Были разорены, разграблены, сожжены Чернигов, Новгород-Северский, Курск, Владимир, а Брянск процветал, строился. Брянское княжество с третьей четверти ХIII века стало одним из самых сильных в юго-западной части Руси. Роман Брянский возвёл на Покровской горе дубовые стены крепости. Но не крепость, не дремучие леса и непроходимые болотные топи спасали город от разорения. Князь вёл мудрую, дальновидную политику. Он не портил отношений с Золотой Ордой, торговал с Литвой. Брянск вскоре стал крупным культурно-религиозным центром юго-западной Руси.

Город над Десной привлекал к себе купцов, бояр, кузнецов, гончаров, крестьян. Но когда враг подходил к границам княжества, на его защиту поднималась дружина вместе с мужественным Романом Михайловичем. Когда пришёл недуг, в княжеских хоромах вспомнили о "чудотворной" иконе Богоматери из Киево-Печёрского монастыря, якобы не раз исцелявшей от болезней. Предания гласили, что она написана Алимпием, иконописцем печёрским, учившемся мастерству у константинопольских живописцев. "Святая" икона прославилась своими "чудесами". За чудотворной иконой в Киев вниз по Десне отбыл сам архимандрит Брянский с группой священников. Как повествует древнее сказание, киевские монахи просьбу князя уважили, "отпусти чудотворный образ и послаша священника своего с посланными и поплы в ладьях рекою Десною к горе ко граду Брянску. С радостью великою проплыша противу реки Свени". Но здесь произошло удивительное событие: "... стала ладья на едином месте среди реки Десны". Гребцы так и не смогли сдвинуть лодку с места, решили заночевать на левом берегу у места слияния речки Свени с Десной. Утром киевские монахи икону в лодке не обнаружили, о чём поспешили сообщить князю Роману. Вскоре со своими приближенными он нашёл её на противоположном берегу. Она висела на дубе. Князь произнёс молитву и сразу стал лучше видеть. Поражённый свершившемся "чудом", Роман Михайлович взял топор и стал рубить мощные деревья для закладки нового храма. Так возник знаменитый впоследствии Свенский монастырь. Церковная легенда об основании монастыря не оригинальна. На Руси, как правило, с подобными "чудесами" икон связывали возникновение крупных монастырей. Летописи подтверждают факт поездки в Киев за иконой брянских священников, но многие события, связанные с ней, обросли фантастическими подробностями. По пути в Брянск икону сопровождали киевские монахи. Возможно, что они и были творцами "чуда" с иконой, так как им вряд ли хотелось возвращаться в разорённый татарами Киев. После ещё не раз влияние иконы связывалось со многими событиями. Считалось, что она помогала защищаться от многочисленных врагов. Но когда город или монастырь подвергались разгрому, "чудотворную" икону прятали в лесу, умалчивая о её божественной силе. Однако "чудотворную" икону церковная братия усиленно прославляла. В монастырской рукописи сказано, что дуб, на котором была найдена икона, епископ тогда же разделил на части и раздал всем желающим для получения исцеления от недугов.

На месте явления иконы до 1854 года стоял древний каменный столп. В середине ХIХ века вместо него была устроена чугунная часовня, а "оставшийся в столпе 566-летний пень дуба... окончательно разобран...". В ХIII-ХIV веках постройки монастыря над Десной были деревянными. Земляная крепость, обнесённая валом и частоколом из заострённых кверху брёвен, прикрывала подступы к городу с юга. В центре крепости возвышалась деревянная церковь, вокруг которой располагались постройки обители. После разгрома литовцами строений Свенского монастыря Иван Грозный повелел построить каменную церковь. Через несколько лет её свод рухнул. Произошло это тогда, когда участники молебна вышли из церкви. Монахи воспользовались случившимся, чтобы ещё раз попытаться доказать особую силу иконы. Они утверждали, что Богоматерь не дала своду церкви обвалиться во время богослужения. Шли годы, десятилетия, столетия... Монастырь ветшал и перестраивался. Его территорию украсили каменные Успенский собор, церковь Антония и Феодосия, Сретенская, Преображенская церкви, колокольня. Строения обители были обнесены каменной стеной, которая возводилась почти тридцать лет. Она имеет форму неправильного восьмиугольника и повторяет из соображений обороны рельеф местности. По углам располагались шесть башен, три из которых сохранились до наших дней. Их высота от 8 до 12 метров. Высота каменных стен - 5,5-7 метров, а их длина почти 800 метров. Стена монастыря не отделяет его постройки от окружающего пейзажа, а наоборот подчёркивает его единство с природой и окружающим ланшафтом.

Успенский Свенский монастырь в прошлом - это не только комплекс архитектурных сооружений, которые мы сейчас относим к категории памятников, но и многочисленные административно-хозяйственные здания, выполнявшие разнообразные функции, связанные с жизнеобеспечением обители. Из описи 1861 года, составленной при передаче монастыря Киево-Печёрской Лавре, известно, что в нём насчитывалось двадцать девять келий, в которых жили более девяноста монахов и прислуга. "Послушная грамота" описывает монастырские запасы: "... девятнадцать осетров вялых, десять осетров вялых прутовых, да просоленной осетрины полбочки, пять белуг, сто сазанов, семь сот пластов сухой рыбы, сто пуков визиги, икры зернистой два пуда, шесть кулей грибов сухих; хлеба в житницах и ямах: ржи 1035 четвертей, пшеницы сорок пять четвертей, овса сто четвертей, масла коровьего десять пудов, мёду сорок пудов, воску двадцать восемь пудов, кроме свеч восковых, 14 коней на стойлах, (вероятно для начальственных разъездов) сто коней надворных, рабочих, кроме шестнадцати жеребят. Карета "властительная", рыдван, две коляски, четверо саней красных. Пятьдесят семь коров". На территории монастыря существовал конный двор (две избы, сушило, конюшня с сушилом, пять сараев рубленных"). В 1764 году он располагался с "восточной стороны внутри монастыря" и на нём были слудующие постройки: каменная изба для кучеров, кормовой амбар, каретный сарай, навесы и конюшни. На конном дворе находился колодец "глубиной до воды 18 сажен". Рядом с ним в 1892 году ставится здание квасоварни (12 аршин длиной, крытое тесом). Монастырский кислый квас был традиционным и популярным напитком. "В полуверсте от обители находилось монастырское озеро. Возле него стояла караульная изба и братская баня. В 1855 году около бани запрудили пруд, а "близ монастыря под горою" устроили "сажелку" - питомник для разведения рыбы. В давние времена окрестные леса были богаты дичью. В заливах и лесах водились бобры и по грамоте царя Михаила Фёдоровича от 1614 года так называемые "бобровые гоны" были предоставлены в пользу монастыря. В описи 1897 года говорилось о просфорне, братских кельях (в двух южных башнях), кухне и ледниках в других башнях. Есть упоминание о кузнице, что находилась в северо-восточной башне. Монастырскую территорию в прошлом оживляли сады, которые располагались не только за стенами, но и внутри монастыря. В документах за 1791 год отмечено четыре сада - "сливовый, братский, новый и настоятельский". В 1864 году на месте проведения Свенской ярмарки за западными воротами был разведён также обширный фрутовый сад. У здания церковно-приходской школы, которое не сохранилось, за пределами монастыря рядом с каменными выездными воротами были разбиты плодовый питомник и сад, где выращивались яблони, груши, вишни, сосна, ель, кедр, каштаны, розмарин. Немалый доход монастырю давала ярмарка, в том числе пошлинные сборы (до их передачи государству), плата за лавки и торговые места.

Почти по всему монастырю, а также на территории ярмарки, тянулись подземные каменные галереи. Все они раньше соединялись одним общим ходом и имели несколько наружных входов. Снабжённые верхним светом, они состояли из больших и малых помещений, которые служили складами под ярмарочные товары. Купцы, приезжавшие торговать, останавливались в кельях, что давало обители дополнительные средства. "Гостинный двор, а на нем горница с комнатою на жилых подклетах, да сени с чуланами, да сарай рубленый большой" упоминаются уже в описи за 1681 год. В документах за 1801 и 1833 годы упоминается о планах строительства гостиницы "вне монастыря". Опись 1897 года сообщает о значительном расширении существующего гостинного двора и о строительстве "близ монастыря" странноприимного дома и флигеля для приходящих богомольцев. В 1749 году за монастырём числилось 15 276 душ крестьян. На одного крестьянина приходилось от 0,3 до 1,5 десятин земли. Крестьяне обрабатывали монастырские пашню и посевы, убирали сено, рубили лес, строили и ремонтировали церкви, перевозили на своих лошадях грузы. Несколько раз в неделю они ходили на барщину, а кроме того платили оброк мёдом, маслом, сукном, холстом, грибами, рогожными мешками. Из соседнего села Супонево каждое лето монастырь требовал триста пеших и конных работников, по двадцать два плотника, каменщика, кирпичника, четырнадцать пильщиков, шестнадцать углежогов.

Свенский монастырь был богат и широко известен. Его посещали знатные люди. Сюда шли прихожане и богомольцы. В монастырскую казну вносились богатые дары. О них делались памятные записи в книге вкладов. В ней зарегистрированы многочисленные дары Ивана Грозного. Среди подарков немало воинских доспехов, оружия, переданного в 1750 году в Брянский арсенал. Вкладная книга сохранила имена многих представителей знатных родов - князей Трубецких, Воротынских, Мстиславских, Серебряных, Мосальских, Мещерских, Салтыковых, Тютчевых, Воейковых, Брусиловых и многих других. Некоторые лица родовитых фамилий были похоронены в монастыре. Среди них Тютчевы, князь Мещерский, Небольсины, Е. М. Салтыков, А. Похвиснев, Г. Е. Верёвкин и другие. В монастыре была своя монастырская библиотека. В своё время она располагала достаточно ценным книжным собранием, интересными архивными документами. Так, в церковной описи за 1893 год в библиотеке было зарегистрировано около 1300 книг, а также большое количество рукописей, старопечатных книг ХVII-ХVIII вв., службы святым, поучения отцов церкви, минеи, библии, Евангелия, служебники, месяцесловы, книги по истории церкви России и Византии, книги по богословию, философии, медицине, земледелию, уставы, в том числе устав Петра I, уставы различных монастырей и духовных учреждений. Для хранения книг в монастыре были созданы хорошие условия. Библиотека располагалась в сухом помещении на хорах Успенского собора. Одним из важнейших источников пополнения монастырской библиотеки, особенно до середины ХVII века, были вклады, наиболее богатые из которых делали цари, бояре, церковные иерархи. Об этом свидетельствуют записи в монастырской вкладной книге.

2 мая 1888 года состоялось празднование 600-летия основания Свенского монастыря. Состоялся крестный ход из Свенского монастыря в Брянск, парад войск и молебен, по кончании которого для нижних чинов было подано угощение - по чарке водки и пирогу, а для духовенства и господ офицеров - обед в зале Городской Думы на 200 персон. Приглашённые получили на память по книге по истории монастыря покойного архимандрита Иерофея, с приложением литографированного вида церквей и стены монастыря со стороны главного входа. Городская Дума ассигновала 500 рублей в расположение монастыря. В 6 часов вечера 4 мая состоялись проводы святой иконы из города в Успенский Свенский монастырь. Что касается знаменитой Свенской ярмарки, то она в ХVII - первой половине ХVIII вв. по своему значению не только занимала второе место в России, но и была важным центром международного товарооборота, что характеризует её как ярмарочный торг всероссийского значения. Свенская ярмарка, упоминаемае ещё в 1632 году, просуществовала до Великой Октябрьской социалистической революции. 31 августа - 1 сентября 1985 года, в год тысячелетия Брянска, традиция проведения Свенской ярмарки была возрождена.

Вскоре после Октябрьской революции Свенский Успенский Печерский мужской монастырь перестал существовать как духовное учреждение. Монастырские земли и имущество были изъяты, из монахов сформирована трудовая коммуна. Затем на его территории расположилось воинское подразделение, а впоследствии карательный отдел ГИК. 6 июля 1920 года Брянский ГИК постановил: "В связи с громадным недостатком помещений в Брянске, помещения Свенского монастыря передать в ведение Губнаробразования с условием, что в течение месяца все детские колонии будут переданы из города в организуемую в монастыре колонию имени Некрасова". Тем не менее до лета 1924 года верующие близлежащих к монастырю мест могли пользоваться церковным имуществом и проводить богослужение в Успенском соборе и церкви Антония и Феодосия. Но уже 8 июля 1924 года все церкви монастыря были окончательно закрыты. В 1922 году Губкомиссия по изъятию церковных ценностей по Брянской области докладывала в Брянский ГИК следующее: "Изъятие церковных ценностей в количестве более 222 пудов серебра, 11 фунтов, 79 золотников, 48 долей золота; до 8 тысяч разных драгоценных камней; более 6 фунтов жемчуга; 433 рубля 35 коп. серебряных монет и невыясненнного металла весом до 5 пудов. Всего 42 ящика брутто - 254 пуда. 15 июня с. г. эти ценности были сданы в Госхранилище в Москве в распоряжение и фонд ЦК ПОМГОЛ ВЦИК по акту. В июле 1924 года монастырь повторно был ограблен специальной комиссией Брянского ГИК во главе с Мамочкиным - политруком Губрезерва. Среди них значились: серебряный киот иконы Свенской Богоматери весом 12 фунтов, серебряный оклад той же иконы весом в 30 фунтов, (бриллиантовая корона и золотая риза оклада были изъяты в 1922 году), напрестольное Евангелие в серебряных окладах, серебряные кресты, церковные сосуды и.т.д. Тогда же "распределили" и другое монастырское имущество: в губернскую РКИ было передано шесть дорожек, большой ковёр, шторы; в Губисполком - семь дорожек, 4 ковра, 13 аршин красного сукна, в милицию - шкафы; в Тимоновскую ячейку РКП (б) - мебель. Новый владелец монастырского ансамбля - детская колония во главе с администрацией внесла огромный "вклад" в превращение памятников архитектуры в "отхожие места".

19 декабря 1924 года был проведён осмотр и обследование состояния имущества в бывш. Свенском монастыре "Комиссией Главнауки Наркомпроса", в состав которой входили И. Э. Грабарь, В. А. Безобразов, П. Д. Барановский. Комиссия установила следующее: "На территории бывшего монастыря расположено такое значительное число сооружений высокой историко-художественной ценности, что все они представляют один из замечательнейших древнерусских архитектурных ансамблей ХVII-ХVIII вв, подлежащих безусловной и всемирной охране... ". После того, как в бывшую обитель вселилась детская колония, монастырь был подвержен разрушению. Во всех церквях стёкла были выбиты, дети стали забираться по водосточным крышам на крыши церквей, оттуда проломав потолок... испражнятся внутрь. Домик Петра I превращён ими в настоящую уборную. В церкви Сретенской и Преображенской сломаны, несомненно при участии администрации, древние иконостасы. В Преображенской не осталось и следа от внутреннего убранства, иконы этой церкви, славившиеся замечательным письмом, были просто исколоты и сожжены. Весь архив и библиотека, находящиеся на хорах оказались разбросаны по всей территории монастыря, многие пошли на растопку печей. В конце концов колония была переведена из монастыря. Бывший Свенский монастырь с земельными угодьями и годными постройками был передан в ведение окружного отдела ОГПУ. 23 июня 1930 года Президиум Брянского Окрисполкома Западной области принял окончательное решение о судьбе замечательных памятников монастырского ансамбля, заслушав информацию о состоянии построек б. Свенского монастыря на основании произведённого представителями Главнауки, приняв во внимание полнейшую бесхозяйственность и разрушенность построек б. монастыря, счёл нецелесообразным с хозяйственной стороны реставрацию зданий, в том числе и бывшего Успенского собора и его приспособления для каких-либо хозяйственных или культурных нужд, а также учитывая кризис в строительных материалах (кирпиче), признать целесообразным здание бывшего собора разобрать и кирпич использовать для нужд строительства.

По всей видимости, в июле-августе 1930 года Успенский собор был взорван, т.к кирпичная кладка ХVIII века разборке не поддавалась. Недавно в Брянский государственный историко-революционный музей поступили фотографии, посвящённые взрыву собора, предоставленные Алексеем Брабиным. На фото зафиксирован момент взрыва собора, вид его руин после взрыва, а также непосредственные исполнители - судя по подписям под одной из фотографии взрывные работы осуществляла бригада подрывников под руководством Якова Петровича Рыхлова. При взрыве пострадали церковь Антония и Феодосия, шатровая колокольня и "домик Петра". Все они были разобраны на кирпич. Так печально завершилась история самых выдающихся архитектурных памятников ансамбля Свенского монастыря.

Из книги: "Памятники Брянщины" Свенский монастырь. Издательство: Творческо-производственное объединение "Автограф". Брянск, 1990 г.

Комментарии и обсуждение

В Свято-Успенском Свенском монастыре отпраздновали 725-летие образа Свенской иконы Божией Матери (22.05.2013 видеосюжет о монастыре на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at36646)
28 мая 2013, Т..


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.