Вопрос про цвет купола храма
Вопрос про цвет купола храма
Уважаемые дамы и господа! Я занимаюсь художественной подсветкой церквей, монастырей и других религиозных сооружений (не только православных). По ходу работы мне часто приходится сталкиваться с тем, что никто, даже настоятели (в особенности наших православных храмов) не могут дать вразумительного ответа на вопрос о том почему у храма именно такой цвет а не иной и вообще существуют ли какие-либо каноны именно в этом вопросе. Для моей работы это очень важно. Нет, конечно же можно говорить о том что голубой цвет купола в большенстве случаев говорит о том что храм посвящен Богородице, а зеленый цвет - цвет Преодобного Сергия Радонежского и Троицы, но... хотелось бы большей ясности в этом. Если есть какая либо литература по этому вопросу куплю почитаю с удовольствием, всем огромное спасибо заранее.
burov@sarosco.com
burov@telephone.ru
+7 095 508 5770
Дмитрий
burov@sarosco.com
burov@telephone.ru
+7 095 508 5770
Дмитрий
- Павел @sobory.ru
- Модератор
- Сообщения: 4851
- Зарегистрирован: 04 апр 2004, 22:00
- Контактная информация:
Re: Вопрос про цвет купола храма
Вы знаете, про голубой цвет мне тоже однажды рассказал экскурсовод, что им обычно красят купола храмов во имя Богородицы.Дмитрий Буров писал(а):... конечно же можно говорить о том что голубой цвет купола в большенстве случаев говорит о том что храм посвящен Богородице, а зеленый цвет - цвет Преодобного Сергия Радонежского и Троицы...
Практика Каталога показывает, что это не так. Может быть голубой цвет куполов у таких храмов действительно встречается чуть чаще, но на обобщение до правила это никак не тянет. Очень часто встречаются голубые купола и у храмов освященных в честь иных святых и событий, и наоборот, храмы во имя Богородицы очень часто имеют купола не голубого цвета.
Павел - www.sobory.ru
-
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: 12 фев 2005, 12:07
- Откуда: Гатчина / Ижевск
все что знаю про цвета куполов ...
это то что Богородицкие храмы - например Покрова Богородицы - голубые (по крайней мере мне кажется что они должны быть такими)
Троицкие - купола зеленые - например в Ижевске (Свято-Троицкий собор) купол был как себя помню голубой/синий, а в последнее время зеленый ... видимо работа над ошибками...
а на кафедральный IMHO должны быть золотые купола ...
еще знаю что канонический цвет РПЦ - зеленый (хотя у меня постоянная ассоциация с масульманами ...)
тоже хотелось бы узнать поподробнее ... занимает меня этот вопрос. если что узнаю - сообщу
это то что Богородицкие храмы - например Покрова Богородицы - голубые (по крайней мере мне кажется что они должны быть такими)
Троицкие - купола зеленые - например в Ижевске (Свято-Троицкий собор) купол был как себя помню голубой/синий, а в последнее время зеленый ... видимо работа над ошибками...
а на кафедральный IMHO должны быть золотые купола ...
еще знаю что канонический цвет РПЦ - зеленый (хотя у меня постоянная ассоциация с масульманами ...)
тоже хотелось бы узнать поподробнее ... занимает меня этот вопрос. если что узнаю - сообщу
Уважаемые собеседники! Канона на цвет церковных глав, насколько мне известно, нет. Действительно, некоторые цвета имеют символическое значение в православии, но при окраске храмов и их отдельных частей зачастую руководствуются эстетическими или иными соображениями. Так, синий цвет в оформлении упомянутого Троицкого (Измайловского) собора в Санкт-Петербурге появился из-за цвета формы солдат Измайловского полка. А наиболее ярким (в прямом и переносном смысле) примером эстетического выбора является собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) - Богородичный храм.
Я бы также хотел обратить ваше внимание на различие слов "купол" и "глава". Купол - это перекрытие здания, чаще всего в форме полусферы. Глава - это декоративное завершение церковных построек, над которым возвышается крест. Правильней говорить о цвете главы. Шлемовидная глава в точности повторяет лежащий под ней купол, луковичная шире его. А вот в архитектуре русского барокко и классицизма это разные вещи: часто глава там сильно уменьшена и возвышается над основным куполом. На самом деле, в Троицком (Измайловском) соборе главы не синие, а золотые! Они небольшие, похожие на шары-державы, венчают синие куполы и служат основанием креста.
Многое зависит от архитектурного стиля, периода. Так, в барокко и классицизме почти нет незолоченых глав. В XVII веке любили яркие цвета, а в XIX - приглушенные. В течение жизни храмов многие из них перекрашивались, не исключая и главы.
В общем, могу резюмировать: не ищите никакой ярко выраженной закономерности. У храма Покрова Марфо-Мариинской обители в Москве главы темные по той причине, что так их увидел архитектор Щусев.
Я бы также хотел обратить ваше внимание на различие слов "купол" и "глава". Купол - это перекрытие здания, чаще всего в форме полусферы. Глава - это декоративное завершение церковных построек, над которым возвышается крест. Правильней говорить о цвете главы. Шлемовидная глава в точности повторяет лежащий под ней купол, луковичная шире его. А вот в архитектуре русского барокко и классицизма это разные вещи: часто глава там сильно уменьшена и возвышается над основным куполом. На самом деле, в Троицком (Измайловском) соборе главы не синие, а золотые! Они небольшие, похожие на шары-державы, венчают синие куполы и служат основанием креста.
Многое зависит от архитектурного стиля, периода. Так, в барокко и классицизме почти нет незолоченых глав. В XVII веке любили яркие цвета, а в XIX - приглушенные. В течение жизни храмов многие из них перекрашивались, не исключая и главы.
В общем, могу резюмировать: не ищите никакой ярко выраженной закономерности. У храма Покрова Марфо-Мариинской обители в Москве главы темные по той причине, что так их увидел архитектор Щусев.
- Юрий Булкин
- Модератор
- Сообщения: 2224
- Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
- Откуда: Московская область
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
По поводу типов и форм глав могу порекомендовать свою статью:
http://www.zagraevsky.com/glavi.htm
А по поводу цвета - полностью согласен, что жестких канонов нет. Впрочем, хочу уточнить, что всегда было предпочтительно золочение, но на него не всегда хватало средств.
По логике, должны были бы в отсутствие золота красить в голубой цвет (символ неба), но почему-то этот цвет почти "не прижился", и ему повсеместно предпочитали и предпочитают зеленый.
Может быть, из-за того, что голубой слишком сильно сливался с небом?
Может быть, из-за того, что зеленая краска более стойкая?
Может быть, из-за того, что купол символизировал небо только при взгляде изнутри храма, а при взгляде снаружи глава символизировала землю (на которой стоял крест) и должна была быть если не золотой, то зеленой или коричневой (некрашеной деревянной)?
Кстати, не это ли символика луковичной формы глав? Круглая Земля, на которой стоит крест? В статье этого не было, идея пришла только что...
Какой вариант предпочтительнее? Может быть, есть еще варианты? Хотелось бы послушать соображения участников форума.
http://www.zagraevsky.com/glavi.htm
А по поводу цвета - полностью согласен, что жестких канонов нет. Впрочем, хочу уточнить, что всегда было предпочтительно золочение, но на него не всегда хватало средств.
По логике, должны были бы в отсутствие золота красить в голубой цвет (символ неба), но почему-то этот цвет почти "не прижился", и ему повсеместно предпочитали и предпочитают зеленый.
Может быть, из-за того, что голубой слишком сильно сливался с небом?
Может быть, из-за того, что зеленая краска более стойкая?
Может быть, из-за того, что купол символизировал небо только при взгляде изнутри храма, а при взгляде снаружи глава символизировала землю (на которой стоял крест) и должна была быть если не золотой, то зеленой или коричневой (некрашеной деревянной)?
Кстати, не это ли символика луковичной формы глав? Круглая Земля, на которой стоит крест? В статье этого не было, идея пришла только что...
Какой вариант предпочтительнее? Может быть, есть еще варианты? Хотелось бы послушать соображения участников форума.
Последний раз редактировалось Сергей Заграевский 25 фев 2008, 21:55, всего редактировалось 1 раз.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
голубые (синие) пигменты наименее светостойкие, т.е. быстро выгорают, мелеют, недолговечныЗСВ писал(а): Может быть, из-за того, что зеленая краска более стойкая?
это было и тогда, это есть и сегодня, несмотря казалось бы, на все достижения цивилизации и успехи в химии
зелень (ярь медянка, окислы меди), красная охра (естественные месторождения глины буквально под ногами) и сурик железный и свинцовый - дешёвые, доступные и чрезвычайно долговечные материалы
хочу отметить: кроме окраски и золочения для покрытия глав так-же довольно широко применялось лужёное оловом железо, как российских, так и шведских заводов вне всякой зависимости от канонов цвета, если таковые вообще существуют.
просто это весьма недорогое и качественное решение .
технология лужения черного железа в промышленных объемах была хорошо отработана ещё в начале XIX в. (консервы, военное снаряжение, кровли, хозяйсвтенная утварь)
я самолично вплотную столкнулся и решал эту проблему при окраске куполов глав колокольни и центрального собора Боголюбского монастыря
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
ЗСВ писал(а):Спасибо, df2002, за очень важные уточнения. А при лужении оловом глава получается белой или золотистой? Или можно сделать любой оттенок?
глава получается серебристой
материал издревле любим кровельщиками для устройства сложных чешуйчатых и рельефно-выпуклых покрытий глав, которые по праву считаются одной из вершин народного искусства
-
- Сообщения: 2106
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Вопрос про цвет купола
Сергей Заграевский писал(а):....
Может быть .... купол символизировал небо только при взгляде изнутри храма, а при взгляде снаружи глава символизировала землю (на которой стоял крест) и должна была быть если не золотой, то зеленой или коричневой (некрашеной деревянной)?
Кстати, не это ли символика луковичной формы глав? Круглая Земля, на которой стоит крест? В статье этого не было, идея пришла только что...
Какой вариант предпочтительнее? Может быть, есть еще варианты? Хотелось бы послушать соображения участников форума.
Уточняя вопрос о символике верха храма, несколько цитат из текстов 19 – 20 веков :
1) «Купол окружностью свода напоминает нам небесную твердь и горнее небо, глава означает невидимую главу церкви – Господа Иисуса Христа, а крест водружается вверху как победное знамя, данное церкви от Божественного ее Основателя для отражения врагов видимых и невидимых.
На куполах некоторых храмов под крестом помещается иногда украшение в виде короны. Но корона, как царский атрибут, служит только памятником царственного построения храма или владения. На главах некоторых древних церквей (в Новгороде) находятся кресты с полумесяцем под ним, или с сидящим поверх креста металлическим голубем. Первый символ под крестом, большей частью четвероконечным, по объяснению Максима Грека, - образ крестного восхождения Христа. Второй символ выражает собой просвещение Духа Святаго в виде голубя над святыми храмами и над молящимися в храмах».
Священник И.Святославский. «Записки для чтения о храме», М. 1889. Цитата по МДС 31-9.2003, М., 2004, стр. 52.
2) «... храм есть образ вселенной, а вместе и Вселенской Церкви Христа, которая есть Тело Его, а Христос есть ее Глава; .....это особенно наглядно выразил художник-архитектор именно тем, что над корпусом-телом храма, на плечах и шее его поместил главу. ....лучше, если на шее корпуса храма помещается, как и помещался в древности, полусферический или шарообразный череп ... Единая архитектурная глава, увенчивающая купол, в котором помещено изображение Христа, ... весьма красноречиво говорит, что Христос есть единая Глава всемирной Церкви. ...Если и помещаются на четырех углах главной, средней части храма «малые главы», то они обозначают четыре придела Вселенной и соответствуют четырем Евангелистам и Евангелиям, от которых, по словам св. Иринея, веет Дух Божий, оживотворяющий всю Вселенскую Церковь. И эта мысль выражается тем лучше, если главы эти ставятся не над куполом, а ближе к углам или над самыми углами или, еще лучше, когда они завершают углы-столбы, как это сделано красиво и разумно в соборном храме Супрасльского монастыря»
Николай Троицкий. «Христианский православный храм в его идее», Т.1916. Цитата по «Къ Свету», 1998, стр. 44, 45.
3) «... часто вместо общего названия «маковица» применялось образное выражение «лоб». «Побиша лобъ у Святыя Троица железом»....
....важно обратить внимание и на то, что термин «глава» (голова) однокоренной со словом «головня», «главня», которое в древнерусском языке обозначает факел. Так, в древнем толковании на 13 стих описания небесного престола у Пророка Иезекииля : «Главня же, подобныя меди блистающеся, являет свет». ....образом свечи или факела предстает глава древнерусского храма... Развитие такой идеи верха церковного и привело, видимо, к постепенному увеличению «пламени» маковец глав. .... Византийское зодчество имеет в качестве венчающей формы главы – полусферу (как на константинопольской Св. Софии) – то есть образ не пламени, горящего к небу, а как бы ровного сияния, или света Божия, сходящего с неба на нас.... Уменьшение этого «горения» маковец в формах русского церковного зодчества относится к периоду ордынского ига, когда воспламенение как бы немного угасает и маковица главы превращается в чистый образ воинского шлема. Однако, это лишь иной образ огня, поскольку земное воинство почитало своими покровителями воинство небесное – ангельские силы, предводительствуемые архистратигом Михаилом. .... шлем воина-князя и шлем-маковица ...сливались в единый образ огненного ангельского воинства.»
Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т.Н. «Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм», «къ Свету», 1998, стр. 70 – 76.
4) К выше сказанному можно добавить следующее : «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Иоан. 9,5). Поэтому разные аспекты толкования маковицы не противоречат один другому, а взаимодополняют символический смысл этой формы : огненный свет являет Главу Вселенской Церкви.
Предположение о том, что церковная глава символизирует землю - ошибочно.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Уважаемая Людмила, проблема-то вот в чем:
1) Купола встречались еще до христианства - в Древнем Риме. Значит, до Христа купол был просто архиектурным феноменом, а потом вдруг стал изображать Христа?
2) Мнение Кудрявцева, которое на самом деле мнение Трубецкого (в п. 5 моей статьи о главах
http://www.zagraevsky.com/glavi.htm
оно процитировано), применимо к позолоченным главам. А что делать с зеленым цветом? Я же не просто так высказал "ошибочное" предположение о земле. Дайте безошибочное
1) Купола встречались еще до христианства - в Древнем Риме. Значит, до Христа купол был просто архиектурным феноменом, а потом вдруг стал изображать Христа?
2) Мнение Кудрявцева, которое на самом деле мнение Трубецкого (в п. 5 моей статьи о главах
http://www.zagraevsky.com/glavi.htm
оно процитировано), применимо к позолоченным главам. А что делать с зеленым цветом? Я же не просто так высказал "ошибочное" предположение о земле. Дайте безошибочное

-
- Сообщения: 2106
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Вопрос про цвет купола
1) Во-первых, не надо путать понятия КУПОЛ и ГЛАВА. Глава всегда устанавливается на барабане – шее, независимо от того, маленькая она или большая. Антропогенность этих форм (подпружные арки-плечи, барабан-шея, маковка-лоб) и есть новаторское отличие их от ранее известных человечеству. Купол, как историческая архитектурная форма, барабана не имеет. Основы онтологии купола надо искать в древних культах, здесь мы этот вопрос пока не рассматриваем. О куполах в древних культурах много интересного выявил Николай Брунов в «Очерках по истории архитектуры».Сергей Заграевский писал(а): .... Значит, до Христа купол был просто архиектурным феноменом, а потом вдруг стал изображать Христа?
2) Во-вторых, не надо путать понятия СИМВОЛ и АЛЛЕГОРИЯ. Аллегория именно изображает что-либо - по внешнему, условному сходству с изображаемым. Аллегория придумывается, меняется, забывается, в данный момент времени всегда однозначна.
Символ не придумывается, он не изображает что-либо. Символ дается как Окровение, прозрение. «Символ – всякая реальность, которая больше себя самое». «Символы не укладываются на плоскости рассудка, структура их насквозь антиномична. Но эта антиномичность есть не возражение против них, а напротив – залог их истинности» (о. Павел Флоренский. Сочинения, Том 3(1), стр. 366) Символ всегда многозначен, основан на внутреннем, онтологическом сродстве с явлением.
3) Глава не изображает Христа, это символ Его. Золото - как символ Истины, лучший вариант для покрытия главы. Другие цвета – синий, голубой, серебристый (белый), зеленый – есть СВЕТ, так как в темноте (во тьме) нет цвета. Поэтому такие варианты не противоречат главной идее («Я Свет миру», Иоан.9,5). Согласно традиции символика этих тонов : белый – Божественный нетварный свет, голубой (синий) – ипостась Духа Святого, зеленый – Св. Троица. Как видите, и здесь нет противоречий с главной идеей, а есть возможность подчеркнуть богословский нюанс посвящения храма.
Противоречие возникает, если покрытие главы черного цвета. Медь со временем хотя бы окисляется, становится зеленоватой, но это западная традиция. А вот качественное черное или коричневое эмалевое покрытие современных металлических кровель или черный шинглс совсем не годятся, ведь черный цвет – цвет ада, смерти, духовной тьмы. Коричневый цвет – цвет земли и грязи. («Настольная книга священнослужителя», том 4, стр. 152).
Досчатые кровли деревянных храмов со временем становились приятно серебристыми, а новые доски обычно светло желтые или розоватые. Pinotex и коричневая морилка не использовались в старину.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Вопрос про цвет купола
Могу лишь позавидовать тем, кому это прозрение дается, а то до всего приходится своим умом доходить, даже обидноЛюдмила Клешнина писал(а):Символ дается как Окровение, прозрение.
Согласно традиции символика этих тонов : белый – Божественный нетварный свет, голубой (синий) – ипостась Духа Святого, зеленый – Св. Троица. Как видите, и здесь нет противоречий с главной идеей, а есть возможность подчеркнуть богословский нюанс посвящения храма.

Еще одна неувязка - в церковной практике не зависят цвета купольных покрытий от посвящений храмов... Может, предложите РПЦ выработать цветовую гамму и красить в соотв. цвета? Вряд ли они, конечно, захотят содрать позолоту с Троицкого собора Тр.-Серг. Лавры и выкрасить в зел. цвет...
-
- Сообщения: 2106
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Вопрос про цвет купола...
Сергей, ау -у-у ! Вы меня слышите ?
Повторю : Символика главы храма как Главы Церкви Христовой постоянна во всех храмах, а вот престолы имеют разные посвящения. И если храм освящен во имя Богородицы (праздник или икона), то вполне можно выбрать синий цвет, а если во имя Св. Троицы, то, конечно, уместнее будет зеленый. Кстати, еще одно символическое значение зеленых тонов - цвет смирения. Вероятно, потому на многих храмах, посвященных святым, мы видим зеленые главы и кровли.
Никакой "неувязки" здесь нет. Мне хотелось показать широкие творческие возможности, которые дает канон.
И маленькая просьба. Давайте перестанем "переходить на личности", видеть в сообщениях какое-то соперничество. Мы на этом форуме для того, чтобы делиться знаниями, а не соревноваться. Сверхзадача видится в просвещении, в том, чтобы не строились такие монстры, как здесь :
http://www.fotokritik.ru/photo/351131/?member
Говоря об Откровении, я не хотела Вас обижать, просто сообщила точку зрения церковного учения. Очень четко и ясно говорится в одном из песнопений : "Нощь не светла неверным Христе, верующим же просвещение сладостию словес Твоихъ". То есть, если сильно любим Христа и церковное искусство (в том числе и крестово-купольную систему), тогда и прозреваем. А своим умом все познавать Церковь не приветствует.
Повторю : Символика главы храма как Главы Церкви Христовой постоянна во всех храмах, а вот престолы имеют разные посвящения. И если храм освящен во имя Богородицы (праздник или икона), то вполне можно выбрать синий цвет, а если во имя Св. Троицы, то, конечно, уместнее будет зеленый. Кстати, еще одно символическое значение зеленых тонов - цвет смирения. Вероятно, потому на многих храмах, посвященных святым, мы видим зеленые главы и кровли.
Никакой "неувязки" здесь нет. Мне хотелось показать широкие творческие возможности, которые дает канон.
И маленькая просьба. Давайте перестанем "переходить на личности", видеть в сообщениях какое-то соперничество. Мы на этом форуме для того, чтобы делиться знаниями, а не соревноваться. Сверхзадача видится в просвещении, в том, чтобы не строились такие монстры, как здесь :
http://www.fotokritik.ru/photo/351131/?member
Говоря об Откровении, я не хотела Вас обижать, просто сообщила точку зрения церковного учения. Очень четко и ясно говорится в одном из песнопений : "Нощь не светла неверным Христе, верующим же просвещение сладостию словес Твоихъ". То есть, если сильно любим Христа и церковное искусство (в том числе и крестово-купольную систему), тогда и прозреваем. А своим умом все познавать Церковь не приветствует.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Уважаемая Людмила, я перехожу на личности только в положительном смысле: предлагаю Вам обобщить все высказанное Вами на этом форуме и написать на тему церковной архитектурной символики хотя бы статью. Вы очень профессионально владеете этим вопросом. Я, конечно, не отношусь к числу почитателей подобных тем
, но тема все же есть, и ее в советское время мало кто прорабатывал. Вагнер, как Вы могли заметить, существенно устарел.
Но буду Вашим оппонентом, уж не обессудьте

Но буду Вашим оппонентом, уж не обессудьте

Cам по себе цвет не всегда несёт изначально определяющий смысл(!!!). Мудрёно высказался? Постараюсь объяснить проще. Скажем, мусульмане в своё время выступали не только под зелёными знамёнами, но так же под чёрными (аббасиды) и красными (не помню на вскидку кто, но не трудно в справочника порыться и найти). Были у них и голубые цвета. В европейской геральдике те же самые цвета могли нести сходные, а могли и различные значения. В Византии опять же была своя символика тех же цветов, что не исключало заимствований и подражаний. С течением времени (опять же!)символика цвета менялась. Конечно в черный цвет купола храмов православных никто не красил, но это не значит, что чёрный цвет в православии символ ада и прочей бесовщины. Людмила здесь явно погорячилась. Иначе, все наши монахи и схимники в чёрных одеждах... Вот я дальше не решаюсь даже продолжить. Словом, вопрос о символике цвета имеет как историческую (временную) протяжённость, так и культурологическую значимость. Один и тот же цвет у разных народов (и даже у одного на протяжении веков) толкуется по-РАЗНОМУ.Максим Бычков писал(а): еще знаю что канонический цвет РПЦ - зеленый (хотя у меня постоянная ассоциация с масульманами ...)
Купола и главы черного цвета - весьма распространенное явление:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=34563
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=25492
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=11945
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=4960
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=34282
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=34236
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=25072
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=12619
Вот крест и подкрестовое яблоко стараются всегда золотить:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=12620 ,
хотя бывают исключения, а главы...
Слишком уж много их, получается, неканонических!
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=34563
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=25492
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=11945
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=4960
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=34282
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=34236
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=25072
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=12619
Вот крест и подкрестовое яблоко стараются всегда золотить:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=12620 ,
хотя бывают исключения, а главы...
Слишком уж много их, получается, неканонических!
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Да, да! Темные силы наступают, конец света близко!Олег Щёлоков писал(а):ужос

Вот уже и коричневые купола пошли:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=29834
-
- Сообщения: 1069
- Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
- Откуда: Москва
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
бываютИгорь Демин писал(а):А белые главы бывают? Мне вот что-то вспоминается, связанное с барокко, но точно припомнить не могу.
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=30097
Вот тоже белая глава:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=26986
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=26986