Храм из рельсов
Храм из рельсов
В рабочем поселке Бежица Орловской губернии (ныне Бежицкий район города Брянска) в 1880 году был заложен храм в честь Преображения Господня. В 1884 году он был построен. Из документов известно, что храм был построен из РЕЛЬСОВ, и снаружи и изнутри обшит дубом. Сейчас этого здания храма не существует - он был разобран в 1935 году. У меня вот какой вопрос - это единственный случай использования рельсов при постройке храма или нет?
Дело в том, что я однажды писал статью об этом храме. При описании его архитектурных особенностей и возникла сложность, как назвать способ применения рельсов при постройке храма - уникальным, небывалым, единственным?..
Для большей наглядности выкладываю фотографию этого храма. Глядя на неё, и не скажешь, что такую красоту можно построить из рельсов. Кстати, прочитать об истории этого, и возрожденного храма можно на данном ресурсе http://www.sobory.ru/article/index.html?object=02632
Для большей наглядности выкладываю фотографию этого храма. Глядя на неё, и не скажешь, что такую красоту можно построить из рельсов. Кстати, прочитать об истории этого, и возрожденного храма можно на данном ресурсе http://www.sobory.ru/article/index.html?object=02632
- Вложения
-
- Храм Преображения Господня в Бежице (фото К.А. Фищера, 1895г.)
- File02683.jpg (134.94 КБ) 8829 просмотров
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
А где на фото церкви рельсы, можно полюбопытствовать?
Если вы имеете ввиду рельсы как жесткую арматуру, каркас каменного сооружения, то решительно ничего особенного, рельсы встречаются повсеместно в любых постройках уже с последней трети XIXв. Чаще всего как списанный по износу материал с железных дорог, массовое строительство которых в России началось примерно с 1860-х гг.
Возни правда с рельсами, по тем временам, было непомерно много. Ещё не было монтажной электросварки соединительных узлов и газорезки или ручных болгарок для подрезки в длину необходимой мерности, но и в лом брать никто не хотел, перевозка на Урал/в Сибирь на переплавку дороже бы встала.
Кроме того не надо семи пядей во лбу заметить излишне высокую теплопроводность материала для постройки. Меж тем у нас в России отопительный сезон 200 дней в году. Естественно полагать неизбежный конденсат от перепада температур вкупе с коррозией резко ограничивают применимость голого железа для любого строительства. А в те времена это было ещё нагляднее чем сейчас. Если бы наши предки были поголовно идиотами, то нас бы с вами сейчас попросту даже в проекте не было.
Если вы имеете ввиду рельсы как жесткую арматуру, каркас каменного сооружения, то решительно ничего особенного, рельсы встречаются повсеместно в любых постройках уже с последней трети XIXв. Чаще всего как списанный по износу материал с железных дорог, массовое строительство которых в России началось примерно с 1860-х гг.
Возни правда с рельсами, по тем временам, было непомерно много. Ещё не было монтажной электросварки соединительных узлов и газорезки или ручных болгарок для подрезки в длину необходимой мерности, но и в лом брать никто не хотел, перевозка на Урал/в Сибирь на переплавку дороже бы встала.
Кроме того не надо семи пядей во лбу заметить излишне высокую теплопроводность материала для постройки. Меж тем у нас в России отопительный сезон 200 дней в году. Естественно полагать неизбежный конденсат от перепада температур вкупе с коррозией резко ограничивают применимость голого железа для любого строительства. А в те времена это было ещё нагляднее чем сейчас. Если бы наши предки были поголовно идиотами, то нас бы с вами сейчас попросту даже в проекте не было.
Храм из рельсов
Скорее всего рельсы были использованы как балки перекрытий или перемычки. Выражение "построен из рельсов" - типичный язык профанов. Не стоит тиражировать глупости.
К сожалению, на данный момент не имею пред собой всех документов по этому вопросу, чтобы доказать данный факт, однако, все же кое-что есть.
Газета "Брянский Вестник" в 1895 году пишет: "На Бежицком рельсо-прокатном заводе есть две церкви. Одна из них (главная) пятиглавая, начата строением в 1880 году и кончена в 1884 году, когда 23 сентября и освящена во имя Преображения Господня. Устроена она из РЕЛЬСОВ, и как внутри, так и снаружи обита деревом и окрашена разноцветными красками..." (Перепечатана статья в журнале «Русское слово», 1895, 22 апреля, № 107 в рубрике «Из газет и журналов»). К тому же напечатана она в опровержение статьи "Добрый почин" того же «Русского слова» (1895, 5 марта, № 62), где постройка храма из рельсов приписывается другому бежицкому храму свв. апп. Петра и Павла, причем с утверждением, что здание было возведено в один день.
Меня не так интересует дискуссия по этому вопросу, важнее знать, на конкретных примерах, были ли другие храмы, кроме названного, построены из рельсов или нет.
Газета "Брянский Вестник" в 1895 году пишет: "На Бежицком рельсо-прокатном заводе есть две церкви. Одна из них (главная) пятиглавая, начата строением в 1880 году и кончена в 1884 году, когда 23 сентября и освящена во имя Преображения Господня. Устроена она из РЕЛЬСОВ, и как внутри, так и снаружи обита деревом и окрашена разноцветными красками..." (Перепечатана статья в журнале «Русское слово», 1895, 22 апреля, № 107 в рубрике «Из газет и журналов»). К тому же напечатана она в опровержение статьи "Добрый почин" того же «Русского слова» (1895, 5 марта, № 62), где постройка храма из рельсов приписывается другому бежицкому храму свв. апп. Петра и Павла, причем с утверждением, что здание было возведено в один день.
Меня не так интересует дискуссия по этому вопросу, важнее знать, на конкретных примерах, были ли другие храмы, кроме названного, построены из рельсов или нет.
Р.S. Насчет использования рельсов как жесткой арматуры, балок или перемычек я и не спорю, по логике вещей так оно скорей всего и было.
А насчет полюбопытствовать - внутри храма рельсов тоже не видно. Однако факт остается фактом.
А насчет полюбопытствовать - внутри храма рельсов тоже не видно. Однако факт остается фактом.
- Вложения
-
- Церковь Преображения Господня (копия 2).jpg (114.48 КБ) 8784 просмотра
Ну вот, нашел кое-что!
"Другая церковь ВСЯ ЖЕЛЕЗНАЯ, замаскированная снаружи и изнутри деревянной отделкой, - строится уже третий год в обширном размере и ныне приходит к окончанию... Конторой же завода истрачено на этот предмет заводских сумм по 1884 год более чем вдвое (т.е. взносов рабочих - прим. моё). Одного же ЖЕЛЕЗА при постройке её затрачено около 40000 пудов." (Обзор десятилетней деятельности Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода 1873-1883 гг., С.-Петербург, 1885 г.)
"Бежицкому Горсовету от председателя Окрисполкома Долгова исх.№045/201, от 01.02.1930.
Президиум Окрисполкома предлагает вам обсудить с представителями Запстеклотреста вопрос о передаче последнему всех ЖЕЛЕЗНЫХ конструкций с закрытой церкви в городе Бежица для использования их на механизацию Чернятинского и Ивотского стеклозаводов..." (ГАБО, Ф.89)
Церковь была закрыта в декабре 1929 года и частично разобрана для оборудования в ней т.н. Кино-Цирка.
Доказательств об использовании железных рельсов при постройке Преображенского храма в Бежице я могу приводить и дальше, но мы же с вами не диссертацию пишем. Поэтому, на основании всего выше изложенного, считаю этот факт вполне доказанным.
А теперь мне бы хотелось узнать авторитетное мнение специалистов и исследователей православной архитектуры - это единственный случай постройки храма из железных рельсов или существуют другие примеры?
Может быть, в Каталоге данного ресурса есть что-нибудь по данному вопросу? и т.д.
Заранее благодарю.
"Другая церковь ВСЯ ЖЕЛЕЗНАЯ, замаскированная снаружи и изнутри деревянной отделкой, - строится уже третий год в обширном размере и ныне приходит к окончанию... Конторой же завода истрачено на этот предмет заводских сумм по 1884 год более чем вдвое (т.е. взносов рабочих - прим. моё). Одного же ЖЕЛЕЗА при постройке её затрачено около 40000 пудов." (Обзор десятилетней деятельности Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода 1873-1883 гг., С.-Петербург, 1885 г.)
"Бежицкому Горсовету от председателя Окрисполкома Долгова исх.№045/201, от 01.02.1930.
Президиум Окрисполкома предлагает вам обсудить с представителями Запстеклотреста вопрос о передаче последнему всех ЖЕЛЕЗНЫХ конструкций с закрытой церкви в городе Бежица для использования их на механизацию Чернятинского и Ивотского стеклозаводов..." (ГАБО, Ф.89)
Церковь была закрыта в декабре 1929 года и частично разобрана для оборудования в ней т.н. Кино-Цирка.
Доказательств об использовании железных рельсов при постройке Преображенского храма в Бежице я могу приводить и дальше, но мы же с вами не диссертацию пишем. Поэтому, на основании всего выше изложенного, считаю этот факт вполне доказанным.
А теперь мне бы хотелось узнать авторитетное мнение специалистов и исследователей православной архитектуры - это единственный случай постройки храма из железных рельсов или существуют другие примеры?
Может быть, в Каталоге данного ресурса есть что-нибудь по данному вопросу? и т.д.
Заранее благодарю.
Храм из рельсов
На приведенных Вами фото ясно видно, что в церкви были балочные перекрытия, для них и использовались рельсы. Такие балки несут и восьмерик.
Тексты, которые Вы приводите - из газет, или документов, написанных непрофессионалами, об этом говорит, например, такой "ляп" : Рельсы-то не "железные", а стальные. Если мы сегодня пишем статьи, то должны это делать все-таки грамотно. В данном случае следует говорить, что несущие конструкции здания были выполнены из металлических конструкций.
Мне известна церковь из металлических конструкций - стойки, обшитые стальными листами, без утепления. Информация очень скупая : это была походная церковь, которую можно было разбирать и собирать. В настоящее время находится в местечке Ерсика, в Латвии, вблизи шоссе Рига - Даугавпилс. Время от времени ее красят, подновляют, но постоянного прихода при ней нет. Служить в такой церкви не очень -то уютно, как говорят батюшки.
Тексты, которые Вы приводите - из газет, или документов, написанных непрофессионалами, об этом говорит, например, такой "ляп" : Рельсы-то не "железные", а стальные. Если мы сегодня пишем статьи, то должны это делать все-таки грамотно. В данном случае следует говорить, что несущие конструкции здания были выполнены из металлических конструкций.
Мне известна церковь из металлических конструкций - стойки, обшитые стальными листами, без утепления. Информация очень скупая : это была походная церковь, которую можно было разбирать и собирать. В настоящее время находится в местечке Ерсика, в Латвии, вблизи шоссе Рига - Даугавпилс. Время от времени ее красят, подновляют, но постоянного прихода при ней нет. Служить в такой церкви не очень -то уютно, как говорят батюшки.
Храм из рельсов
А может быть, в этом храме были литые чугунные колонны ? Вот это было бы интересным. Храм большой, очень сомнительно, что стальные несущие конструкции были облицованы деревом - пожарные требования всегда были строгими. Если судить по фото, похоже на штукатурку.
Что скажет Олег Олегович, какова была практика в то время ?
Что скажет Олег Олегович, какова была практика в то время ?
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Практика в то время была такая, русские инженеры опережали планету по всем параметрам, поэтому до нас дошли прекрасные альбомы прогрессивных металлокрострукций для фабричного строительства, мостов, железнодорожных пакгаузов, башен, в т.ч. водонапорных и т.п. Конструкции отливались и изготавливались до монтажной готовности на заводах, далее поступали на сборку с учетом подъёма на высоты вручную самым примитивным способом.
Церквей среди всех этих сооружений естественно не было, так как в металл антагонист акустике, традиционной планировке помещений, теплотехнике, тяжелее кирпича в три раза, а древесины в 12 раз, без декораций выглядит отвратительно, на нём нельзя стоять, в нём нельзя дышать, летом жарко, зимой холодно. В огне кузнечное железо плывёт уже при 300-х градусах, чугун легко лопается. Вообще это материал для решения инженерных вопросов, максимально скрытых и неинтересных людям, особенно в храме.
Тем не менее стальные конструктивные решения очень эффективны в отдельных узлах, как то: плоские перекрытия над техническими помещениями, лёгкие литые колонны, винтовые лестницы, каркасы луковичных и другой сложной формы глав церквей, уникальные большепролётные перекрытия. Сами по себе исключительно рельсы в плоских мелкоарочных перекрытиях, перемычках окон, косоурах лестниц встречаются везде. Спасибо им что они есть у нас.
Фантастически прогрессивными для своего времени и опережающими Европу на 50-100 лет, например, стали металлоконструкции перекрытий Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и его знаменитый купол. http://sobory.ru/article/index.html?object=01555
Этого достаточно?
Но это не церковь из рельсов, это комбинация деревянных свай, каменных материалов, стали и чугуна.
Т.о. говорить про "церковь из рельсов" и "строили ли церкви из рельсов", правильно тут отметили, кхм, насчет профанации. Может что и построено, но не зная точно как, а главное кем, лепить догадки по фото нет смысла.
Пусть автор догадок покажет хоть один чертеж здания в разрезе. Тогда есть о чем поговорить. И уж явно не про рельсы.
То есть в целом нет, не строили.
Применяли металл там, где это выгодно и необходимо, и вовсе не "рельсы", а просчитанные и законченные конструктивные решения на клёпках и болтах из различных профилей (полосы, уголки, тавры, двутавры, квадраты, круги) плюс чугунное литьё для работы на сжатие и в стыковочных узлах. Каждая деталька была уникальной, индивидуальной.
Церквей среди всех этих сооружений естественно не было, так как в металл антагонист акустике, традиционной планировке помещений, теплотехнике, тяжелее кирпича в три раза, а древесины в 12 раз, без декораций выглядит отвратительно, на нём нельзя стоять, в нём нельзя дышать, летом жарко, зимой холодно. В огне кузнечное железо плывёт уже при 300-х градусах, чугун легко лопается. Вообще это материал для решения инженерных вопросов, максимально скрытых и неинтересных людям, особенно в храме.
Тем не менее стальные конструктивные решения очень эффективны в отдельных узлах, как то: плоские перекрытия над техническими помещениями, лёгкие литые колонны, винтовые лестницы, каркасы луковичных и другой сложной формы глав церквей, уникальные большепролётные перекрытия. Сами по себе исключительно рельсы в плоских мелкоарочных перекрытиях, перемычках окон, косоурах лестниц встречаются везде. Спасибо им что они есть у нас.

Фантастически прогрессивными для своего времени и опережающими Европу на 50-100 лет, например, стали металлоконструкции перекрытий Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и его знаменитый купол. http://sobory.ru/article/index.html?object=01555
Этого достаточно?

Но это не церковь из рельсов, это комбинация деревянных свай, каменных материалов, стали и чугуна.
Т.о. говорить про "церковь из рельсов" и "строили ли церкви из рельсов", правильно тут отметили, кхм, насчет профанации. Может что и построено, но не зная точно как, а главное кем, лепить догадки по фото нет смысла.
Пусть автор догадок покажет хоть один чертеж здания в разрезе. Тогда есть о чем поговорить. И уж явно не про рельсы.
То есть в целом нет, не строили.
Применяли металл там, где это выгодно и необходимо, и вовсе не "рельсы", а просчитанные и законченные конструктивные решения на клёпках и болтах из различных профилей (полосы, уголки, тавры, двутавры, квадраты, круги) плюс чугунное литьё для работы на сжатие и в стыковочных узлах. Каждая деталька была уникальной, индивидуальной.
Последний раз редактировалось Олег Щёлоков 13 июл 2007, 17:06, всего редактировалось 1 раз.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Храм из рельсов
А вот здесь не совсем так. Строгие пожарные требования явились следствием длительной практики и накопления сведений о свойствах зданий, помещений, материалов. Это сегодня они строгие, потому что политы кровью погибших в огне и под ними требованиями лежат огромные материальные потери. Раньше ни науки ни систематизации, ничего не было.Люда писал(а):пожарные требования всегда были строгими
Я вот всё думаю, каким образом сегодня храм вместимостью 800 человек будет иметь только один выход с западной стороны? Если храм просто отреставрировать. Других входов-выходов не было никогда. А пример такой есть. http://sobory.ru/photo/index.html?photo=16976
Вот вам и строгие требования.
Милая Люда! Я никак не могу понять, зачем вы ищете лазейку или неточность в моих словах. Это в моих, а не в ваших интересах знать точный ответ на поставленный вопрос. Если для вас сочинять подобные вирши развлечение или забава прошу больше не писать своих комментариев.
А если это не так, то все же отвечу на поставленный вами вопрос.
"В это время на складах завода лежали невостребованные железные рельсы, которые не были реализованы в связи с переходом в 1875 году на стальные, наиболее прочные и безопасные в эксплуатации. Использовать рельсы в строительстве храма подсказал княгине Анне Дмитриеве (первой жене князя Вячеслава Николаевича Тенишева - прим. моё) заводской архитектор Иван Иванович Кристославич. Он был католиком, но часто поддерживал княгиню, видя её настойчивость в желании помочь священнослужителям.
И церковь построили, используя рельсы..." (Федор Степанович Исайчиков, С фотокамерой по старой Бежице, Брянск, 1999 г., стр. 18-19)
Что касается метеллических конструкций облицованных деревом, то приведу вам два фрагмента уже размещённого выше фото. На них, как вы можете видеть, четко видны черные головки клепок, гвоздей, шурупов или каких-то других скобяных изделий. Так что вопрос снят.
Если ответите по сущесву буду рад.
А если это не так, то все же отвечу на поставленный вами вопрос.
"В это время на складах завода лежали невостребованные железные рельсы, которые не были реализованы в связи с переходом в 1875 году на стальные, наиболее прочные и безопасные в эксплуатации. Использовать рельсы в строительстве храма подсказал княгине Анне Дмитриеве (первой жене князя Вячеслава Николаевича Тенишева - прим. моё) заводской архитектор Иван Иванович Кристославич. Он был католиком, но часто поддерживал княгиню, видя её настойчивость в желании помочь священнослужителям.
И церковь построили, используя рельсы..." (Федор Степанович Исайчиков, С фотокамерой по старой Бежице, Брянск, 1999 г., стр. 18-19)
Что касается метеллических конструкций облицованных деревом, то приведу вам два фрагмента уже размещённого выше фото. На них, как вы можете видеть, четко видны черные головки клепок, гвоздей, шурупов или каких-то других скобяных изделий. Так что вопрос снят.
Если ответите по сущесву буду рад.
Олег Олегович, рад вашему комментарию! Хорошо, по-существу!
Вы во многом правы. Жаль обсудить это нет времени, есть дела - надо спешить. Буду только в понедельник. Да и фрагменты фото, почему-то не отправляются.
Что касается плана в разрезе, то буквально таких документов, к сожалению, нет. Есть вроде план перестройки церкви по Кино-Цирк, но я его плохо помню, надо будет сперва его найти, а уж потом посмотрим. В любом случае, не вдаваясь в подробности сочленения рельсов, как я понимаю, все же случай уникальный.
Вы во многом правы. Жаль обсудить это нет времени, есть дела - надо спешить. Буду только в понедельник. Да и фрагменты фото, почему-то не отправляются.
Что касается плана в разрезе, то буквально таких документов, к сожалению, нет. Есть вроде план перестройки церкви по Кино-Цирк, но я его плохо помню, надо будет сперва его найти, а уж потом посмотрим. В любом случае, не вдаваясь в подробности сочленения рельсов, как я понимаю, все же случай уникальный.
Храм из рельсов
Поговорим по существу.
Архитектура православного храма построена на полном соответствии внешней формы и внутреннего содержания. Цельность достигается подчинением всех видов церковного искусства, в том числе и конструктивных систем, единой цели - выразить идею храма. Крестово-купольная система, гениальное достижение византийских зодчих, открыла возможность наиболее цельных пространственных решений.
Что мы видим в указанном храме ? Плоские потолки вместо сводов, нет арок, отсутствуют сферические поверхности на стыках конструкций. Конструкции сами по себе - прогрессивные, но пространственная структура, которую они создают – не совершенная, а обедненная, ущербная, не позволяющая в полноте выразить идею храма. В чем здесь уникальность ? Налицо тенденция стирания различий между светской и церковной архитектурой. Это совсем не достижение. Интересный факт – не более.
Архитектура православного храма построена на полном соответствии внешней формы и внутреннего содержания. Цельность достигается подчинением всех видов церковного искусства, в том числе и конструктивных систем, единой цели - выразить идею храма. Крестово-купольная система, гениальное достижение византийских зодчих, открыла возможность наиболее цельных пространственных решений.
Что мы видим в указанном храме ? Плоские потолки вместо сводов, нет арок, отсутствуют сферические поверхности на стыках конструкций. Конструкции сами по себе - прогрессивные, но пространственная структура, которую они создают – не совершенная, а обедненная, ущербная, не позволяющая в полноте выразить идею храма. В чем здесь уникальность ? Налицо тенденция стирания различий между светской и церковной архитектурой. Это совсем не достижение. Интересный факт – не более.
Не пойму, чего фотки задваиваются?
Ну вот, вырвался на чуть-чуть.
Так-так! Люда, вы опять за свое.
Вы читали мой вопрос - "это единственный случай постройки храма из железных рельсов или существуют другие примеры?"
Да, данный храм конечно не церковь Покрова на Нерли, но все же, невооруженным глазом видно желание строителей не железную коробку построить
Нет никакого желания обсуждать ваш каламбур. Вижу, наше общение зашло в тупик. Как я понимаю, наверное, мой вопрос не совсем подходит для данного сайта и форума ("Розыск информации").
Счастливо оставаться!


Ну вот, вырвался на чуть-чуть.

Так-так! Люда, вы опять за свое.

Да, данный храм конечно не церковь Покрова на Нерли, но все же, невооруженным глазом видно желание строителей не железную коробку построить
Нет никакого желания обсуждать ваш каламбур. Вижу, наше общение зашло в тупик. Как я понимаю, наверное, мой вопрос не совсем подходит для данного сайта и форума ("Розыск информации").


-
- Сообщения: 1069
- Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
- Откуда: Москва
Господа, большое спасибо вам за помощь. Только хотелось бы попросить - можно дать конкретные ссылки на эти часовни. Может быть они есть и на данном ресурсе. Если нет, то можно поместить информацию здесь на форуме или прислать мне по электронке ti22@rambler.ru Благодарю за помощь!
Кстати, совсем недавно обнаружил в "Брянском православном календаре на 2007 год"(Издание Брянского епархиального управления) фотографии того самого проекта, который я уже упоминал, о перестройке Преображенского храма под цирк. К сожалению, они недают информиции о самом здании. Однако на правом рисунке второго листа видны сложные опорные (и по логике вещей, железные) конструкции. Так что прав был Олег Щелоков, говоря про "просчитанные и законченные конструктивные решения". Если учесть все ранее сказанное на форуме, то получается, что вместе с тем, что храм был построен из рельсов, но и "каждая деталька(железной конструкции-прим. мое) была уникальной, индивидуальной".
В заключении, что бы присечь полемику по поводу "профонации", а также "обедненной и ущербной" архитектуре, хочется процитировать все тот же упомянутый календарь:
"Для многочисленного прихода Брянского рельсопрокатного завода в 1880 году был заложен величественный и редкий по архитектуре храм. Строился храм по проекту архитектора Александра Гренера. Стены его были выложены из железных рельсов и с обеих сторон обшиты дубом. В плане он шел форму креста. В 1884 году храм был освящен в честь Преображения Господня. Позже в нем устроили два придела. Внутреннее убранство храма отличалось особым благолепием. Спасо-Преображенский храм, с любовью возведенный бежичанами, по праву считался украшением рабочего поселка."
В заключении, что бы присечь полемику по поводу "профонации", а также "обедненной и ущербной" архитектуре, хочется процитировать все тот же упомянутый календарь:
"Для многочисленного прихода Брянского рельсопрокатного завода в 1880 году был заложен величественный и редкий по архитектуре храм. Строился храм по проекту архитектора Александра Гренера. Стены его были выложены из железных рельсов и с обеих сторон обшиты дубом. В плане он шел форму креста. В 1884 году храм был освящен в честь Преображения Господня. Позже в нем устроили два придела. Внутреннее убранство храма отличалось особым благолепием. Спасо-Преображенский храм, с любовью возведенный бежичанами, по праву считался украшением рабочего поселка."
-
- Сообщения: 1069
- Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
- Откуда: Москва
http://www.1723.ru/read/il/ogrady/o-3-7.htm (рис. 120)Титан писал(а):Господа, большое спасибо вам за помощь. Только хотелось бы попросить - можно дать конкретные ссылки на эти часовни...
-
- Сообщения: 2110
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Храм из рельсов.
Уважаемый, Вы снова тиражируете непрофессиональный текст. Это здание было крайне ОПАСНЫМ : при пожаре деревянная облицовка совсем не защищает металлические конструкции, от высокой температуры металл теряет прочность, храм "складывается", и все, находящиеся в храме люди, гибнут. О какой архитектуре тогда говорить ? Архитектор допустил очень большую ошибку. Пожалейте архитектора. Лучше помалкивать об этом, и не напоминать его имя. Кстати, пожарные требования в царской России были очень строгими. Несогласна по этому вопросу с Олегом Олеговичем. Многократно, работая в архиве с историческими материалами, удивлялась, как придирались околоточные надзиратели к застройщикам.Anonymous писал(а):... хочется процитировать все тот же упомянутый календарь:
.... величественный и редкий по архитектуре храм.... Стены его были выложены из железных рельсов и с обеих сторон обшиты дубом. ....
Просто непонятно, как вообще такой храм был допущен к эксплуатации ? Вероятно, и разобрали-то его так быстро по той причине, что здание было опасным.
Большое спасибо, Игорь! Интересная информация. Сам бы я на такую книгу вряд ли наткнулся. Теперь ясно, что подобные(т.е. металлические) церковные сооружения действительно существовали, хотя, как можно видеть, и в единичных случаях. Ещё раз больщое спасибо!
Очень жаль, никак не могу послать фотографии. Оказывается превышен лимит в 2 Мб. Ну, да ладно, обойдемся без них.
Милая Люда, рад с вами вновь пообщаться. Как и обещал раньше, разбирать ваши мысли я не буду, т.к. они мало относятся к теме разговора. Только разрешите вам напомнить, что в 30-х гг. прошлого века (да и нетолько тогда) некоторые люди тоже обосновывали своё отношение к Православию, и, соответственно, к какой угодно церковной архитектуре разными нелепыми домыслами. По их мнению тоже получалось, что "здание было опасным". Настолько опасным, что "разобрали-то его так быстро", а 6 членов причта были арестованы, затем 4 сосланы, 2 расстреляны, а их семьи подверглись гонениям. Так что не становитесь на этот путь, а лучше...
Люда, давайте жить дружно.

Очень жаль, никак не могу послать фотографии. Оказывается превышен лимит в 2 Мб. Ну, да ладно, обойдемся без них.
Милая Люда, рад с вами вновь пообщаться. Как и обещал раньше, разбирать ваши мысли я не буду, т.к. они мало относятся к теме разговора. Только разрешите вам напомнить, что в 30-х гг. прошлого века (да и нетолько тогда) некоторые люди тоже обосновывали своё отношение к Православию, и, соответственно, к какой угодно церковной архитектуре разными нелепыми домыслами. По их мнению тоже получалось, что "здание было опасным". Настолько опасным, что "разобрали-то его так быстро", а 6 членов причта были арестованы, затем 4 сосланы, 2 расстреляны, а их семьи подверглись гонениям. Так что не становитесь на этот путь, а лучше...
Люда, давайте жить дружно.

-
- Сообщения: 2110
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Храм из рельсов
Давайте строить прекрасные храмы !Титан писал(а): Люда, давайте жить дружно.
Что Вы сделали для этого благого дела ? Если взялись писать об этом храме, то пишите, что это пример того, как НЕ надо строить. Демагогические восторги о такой архитектуре могут сбить с толку посетителей этого сайта, которые действительно хотят сделать доброе дело. Металлические каркасные конструкции не пригодны для храмостроительства, так как искажают идею храма.