
Итак, "К вопросу о столицах Северо-Восточной Руси: Переславль-Залесский при Юрии Долгоруком, Боголюбово при Андрее Боголюбском"
http://zagraevsky.com/capitals.htm
Виноват, забыл дать ссылку на обоснование этой реконструкции, там целая статья:Vitale писал(а):Спасибо, со столицами почитаю повнимательней, а вот картинка "реконструкция" очень забавная: интересно откуда берутся эти многочисленные шатры и бесконечные немасштабные арочные (зарешеченные?) проемы? Надеюсь, что не у Воронина, а с более веским обоснованием... Рядом воссоздан некий условный византийский киворий, он действительно находился на этом месте?
Шатры я условно взял воронинские, мы про них все равно ничего не знаем, а у Воронина хоть какое-то обоснование. А подробно про импосты, ворота в арочном проеме и их открывание у меня было в предыдущей статье о Боголюбове (п. 2), там целое исследование было проведено покойным Емелиным, Тимофеевой и мной:Vitale писал(а):Cпасибо за ссылку, правда вопросы все равно остаются. Допустим, что импосты на проемах ворот поздние, но, в любом случае должна существовать некая четверть для створок: так условно, как нарисовано у Вас, ни одни ворота не могут быть устроены, куда они все-таки открываются?
Да и с шатрами не могу понять отличия вашей реконструкции: картинки 16 века не слишком убедительны, на них шатрики больше похожи по форме на деревянные. А у Вас они как устроены? Неужели белокаменные? Может аналоги в русской архитектуре есть? У Шарова, хотя бы на обычные кровли похожи, более реалистическое предположение.
Ну надо же было как-то перекрыть башни, вот я и перекрыл их шатрами вслед за Ворониным, который их плохо ли, хорошо ли, но обосновывал миниатюрами Лиц.Лет.Свода. В таких случаях, если нет собственной версии того или иного элемента реконструкции, принимается классическая.Vitale писал(а):У Воронина кажется тоже нет обоснования шатров, для чего их тогда переносить из реконструкции в реконструкцию?
Никаких особых подробностей про ворота, по этой ссылке тоже нет. Если они открываются наружу, то импосты ничему не мешают и незачем доказывать их позднее происхождение (у Воронина они все сохранены, как первоначальные). Если они открываются внутрь (как у Емелина), то изнутри должна быть четверть, впрочем и подставы без четверти снаружи выглядят очень странно. Для таких огромных ворот нужно не менее 3-4 подставов с каждой стороны. Мне кажется, что здесь ни к чему условности, надо представить себе как-бы могли это сделать мы сегодня и тогда этот "дедуктивный метод" сработает. К Воронину по арочному проему нет вопросов, а по Вашим воротам есть... Вы хорошо представляете себе как они открываются?
С точки зрения обороны - ворота крепости всегда открываются внутрь. Кстати, тогда снаружи четверти могут и не быть. Но только странно, если стены белокаменные, то арка проема обязательно будет выложена камнями, а у Вас фасад "бумажный".Сергей Заграевский писал(а): Я предпочитаю, кстати, вариант открывания наружу - самый простой.
Нет Сергей, простите, но с воротами Вы так и не разобрались... Возможно для Вас это не проблема, но Ваше неясное "искусствоведческое" отношение к конструктивным элементам в конце концов разрушит Вашу картину как карточный домик. Если мы не можем объяснить как что устроено - падает доверие к обоснованию реконструкции. "Ворота висели свободно в проеме на двух-трех подставах"- как мне представляется, совершенно бессмысленная фраза. Что значит "свободно"? Не в четверти, а в свету? Если Вы не можете ответить (себе и другим) на эти вопросы, я полагаю, что все прошедшие дискуссии не имеют смысла...Сергей Заграевский писал(а):Ну надо же было как-то перекрыть башни, вот я и перекрыл их шатрами вслед за Ворониным, который их плохо ли, хорошо ли, но обосновывал миниатюрами Лиц.Лет.Свода. В таких случаях, если нет собственной версии того или иного элемента реконструкции, принимается классическая.Vitale писал(а):У Воронина кажется тоже нет обоснования шатров, для чего их тогда переносить из реконструкции в реконструкцию?
Никаких особых подробностей про ворота, по этой ссылке тоже нет. Если они открываются наружу, то импосты ничему не мешают и незачем доказывать их позднее происхождение (у Воронина они все сохранены, как первоначальные). Если они открываются внутрь (как у Емелина), то изнутри должна быть четверть, впрочем и подставы без четверти снаружи выглядят очень странно. Для таких огромных ворот нужно не менее 3-4 подставов с каждой стороны. Мне кажется, что здесь ни к чему условности, надо представить себе как-бы могли это сделать мы сегодня и тогда этот "дедуктивный метод" сработает. К Воронину по арочному проему нет вопросов, а по Вашим воротам есть... Вы хорошо представляете себе как они открываются?
С воротами вообще никаких проблем лично я не вижу. Четвертей могло вообще не быть, ворота висели свободно в проеме на двух-трех подставах (не такой уж огромный проем) и открывались куда угодно. Они же не обязательно должны были так плотно перекрывать проем, чтобы снизу мышь не пробежала, а сбоку и сверху муха не пролетелаБыли бы импосты древними - пришлось бы ворота под них немного прорезать, а без них все вообще просто. Я предпочитаю, кстати, вариант открывания наружу - самый простой.
Но я не просто так подчеркнул, что проблем не вижу лично я. В свое время на эту тему (как ворота висели, мешали ли им импосты, были ли вообще эти ворота и т.п.) во Владимире велась достаточно бурная дискуссия, и отголоски этой дискуссии нашли отражение в ряде оговорок, которые мне пришлось тогда сделать в статьях о Боголюбове в отношении этих ворот. Они мне едва ли не ночами тогда снилисьВедь их наличие коренным образом меняет наши представления о назначении арочного проема между церковью и дворцом и, соответственно, об облике всего комплекса зданий.
Ув. Vitale, статья, о которой мы с Вами столь подробно говорим, была написана 8 лет назад, и некоторые тонкости я уже могу вспомнить не сразу, так что прошу прощения, если нечетко ответил на Ваши вопросы. К Вам тоже большая просьба - четче их формулировать, а то когда их сразу много, я какие-то могу пропустить.Vitale писал(а): Нет Сергей, простите, но с воротами Вы так и не разобрались... Возможно для Вас это не проблема, но Ваше неясное "искусствоведческое" отношение к конструктивным элементам в конце концов разрушит Вашу картину как карточный домик. Если мы не можем объяснить как что устроено - падает доверие к обоснованию реконструкции. "Ворота висели свободно в проеме на двух-трех подставах"- как мне представляется, совершенно бессмысленная фраза. Что значит "свободно"? Не в четверти, а в свету? Если Вы не можете ответить (себе и другим) на эти вопросы, я полагаю, что все прошедшие дискуссии не имеют смысла...
Также остается вопрос с шатром: хоть он и Воронинский "классический"- Вы не знаете толком как он МОГ БЫ БЫТЬ устроен (даже материалы неизвестны...). Спасибо.
На эту тему 8 лет назад много копий было сломаноЛюдмила Клешнина писал(а):С точки зрения обороны - ворота крепости всегда открываются внутрь. Кстати, тогда снаружи четверти могут и не быть. Но только странно, если стены белокаменные, то арка проема обязательно будет выложена камнями, а у Вас фасад "бумажный".Сергей Заграевский писал(а): Я предпочитаю, кстати, вариант открывания наружу - самый простой.
Например, здесь видно открывание :
Vitale абсолютно прав.Сергей Заграевский писал(а):Vitale писал(а): Нет Сергей, простите, но с воротами Вы так и не разобрались... Возможно для Вас это не проблема, но Ваше неясное "искусствоведческое" отношение к конструктивным элементам в конце концов разрушит Вашу картину как карточный домик. Если мы не можем объяснить как что устроено - падает доверие к обоснованию реконструкции. "Ворота висели свободно в проеме на двух-трех подставах"- как мне представляется, совершенно бессмысленная фраза. Что значит "свободно"? Не в четверти, а в свету?
........1. Судя по тому, что следов четвертей на проеме нет, ворота висели в свету. При такой повеске оставались зазоры, но, видимо, это было непринципиально.
Странная агрессивность тона, граничащая с нарушением этики, и странная самоуверенность, как именно "всегда" закрываются в крепостях ворота, и как можно их снять, "всунув копье в щель", или как поджечь белокаменный замок, "вбросив в щель факел". Напоминаю, замок Андрея все же не был грозной и неприступной крепостью: слишком много ворот, нет ни рва, ни подъемных мостов. И делать там какие-то особо прочные ворота, полагаю, смысла не было.Людмила Клешнина писал(а): Vitale абсолютно прав.
В крепостях всегда ворота плотно закрываются.Зазоры - да в них копье всунуть, и можно снять ворота.... Или факел горящий вбросить .... После этой Вашей фразы вообще все Ваши статьи, Сергей, вызывают большое подозрение. Уже давно Вам говорила, что своими ручками хотя бы один узел ворот перерисуйте, а лучше и установите реальные ворота в проем, а потом уже пишите статьи.
Аргумент третий. При Андрее Боголюбском масштабы работ по обустройству Боголюбова были вполне сопоставимы с масштабами работ по обустройству Владимира. И в том, и в другом городе князь построил по два белокаменных храма (соответственно церкви Рождества Богородицы и Покрова на Нерли, Успенский собор и церковь Спаса). Успенский собор был больше по размерам, но зато церковь Покрова стояла на искусственном холме, облицованном белокаменными плитами. Укрепления во Владимире были длиннее боголюбовских (приращение при Андрее – около 4,5 км), но зато боголюбовские были белокаменными, а владимирские – деревянными, из камня там были выстроены лишь Золотые и Серебряные ворота. Во Владимире каменного княжеского замка и детинца при Андрее не было, в Боголюбове они были.
По существу статьи выскажусь чуть позже. Пока замечу только, что трактовать города 12 века в современном понимании столицы, как административно-политического центра, не совсем корректно. Столичность в 12 веке определялась несколько другими характеристиками, чем сегодня... поэтому то, что определяет столицу сейчас, вовсе не определяло ее в 12 веке.Сергей Заграевский писал(а):Но о столицах тоже было бы очень интересно послушать комментарии!
По-моему, в те времена все было еще проще и четче: централизация власти (пусть на уровне не страны, а удела) была выше, чем сейчас, и городов было меньше, и термин "столица" в русском языке и появился как место "стола".Сергей Попов писал(а):Столичность в 12 веке определялась несколько другими характеристиками, чем сегодня... поэтому то, что определяет столицу сейчас, вовсе не определяло ее в 12 веке.
Вот именно об этом я и говорю... то есть столица, это не место где находится князь, не административно-политический центр, не крупнейший город территории... Это все современные атрибуты столицы. В 12 веке столица, это место где князь держит свой "стол"... при этом величина города, наличие укреплений, княжеского дворца и т.д. к "столу" отношения не имеет...Сергей Заграевский писал(а):... термин "столица" в русском языке и появился как место "стола".
В определении терминов четко говорится. в каком смысле мы понимаем столицу:Сергей Попов писал(а):Вот именно об этом я и говорю... то есть столица, это не место где находится князь, не административно-политический центр, не крупнейший город территории... Это все современные атрибуты столицы. В 12 веке столица, это место где князь держит свой "стол"... при этом величина города, наличие укреплений, княжеского дворца и т.д. к "столу" отношения не имеет...
Поэтому, на мой взгляд, если говорить о Переславле и Боголюбово, как о столицах Северо-Восточной Руси в 12 веке, то необходимо показать, что именно в этих городах, а не Суздале и Владимире, Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский держали свой "стол". Ведь ни княжество, ни территория не назывались Переславским или Боголюбовским... а только Ростово-Суздальским или Владимирским...
Но в связи с Вашим замечанием я добавил в статью абзац:Под столицей мы будем понимать административно-политический центр княжества, являющийся постоянным местопребыванием князя и, соответственно, высших органов государственного управления (такая централизация характерна для Средних веков). Столица княжества могла не совпадать с главным городом епархии и в общем случае, и тем более в контексте данной статьи (и у Юрия Долгорукого, и у Андрея Боголюбского были значительные проблемы во взаимоотношениях и с ростовскими епископами, и с киевскими митрополитами1).
По летописным упоминаниям определить столицу Северо-Восточной Руси и при Долгоруком, и при его ближайших потомках невозможно: в течение всего домонгольского времени летописцы чаще всего традиционно именовали весь регион Суздалем (Суждалем), иногда Залесьем (то есть землей, находившейся «за лесом» по отношению к Киеву), а новгородское летописание – Низовской землей. Этим Северо-Восточная Русь отличается от большинства русских княжеств, где определение столицы никаких сложностей не представляет (Смоленское княжество – Смоленск, Черниговское – Чернигов, Полоцкое – Полоцк, Галицкое – Галич, Рязанское – Рязань и т.д.).
Сергей, большое спасибо за подробный и внимательный анализ. С некоторыми Вашими соображениями я согласился, с некоторыми - нет (все написал в Вашем файле, выделил лиловым цветом, файл прилагаю). Уточнения в статью внесу в ближайшее время.Сергей Попов писал(а):Наверное, будет неправильно не высказать свое мнение о статье, когда я, в некотором роде, объявлен соучастником.![]()
Прочитал... честно говоря, статья меня расстроила. На мой взгляд, она написана на скорую руку, достаточно сумбурно и имеет очень слабую и противоречивую аргументацию.
Попробовал сформулировать свое мнение о статье, получилось довольно длинно… Поэтому не буду захламлять форум и размещу свое субъективное мнение отдельным файлом.
А о Переславле как столице - в историческом романе 2013 года:Таким образом, Боголюбово было «полноценным» городом, в 1160–1170-е годы по своим размерам и значимости вполне сопоставимым с Суздалем, Юрьевом-Польским или Дмитровым.
А поскольку город Боголюбово был основным местопребыванием великого князя, мы обязаны сделать еще один принципиальный вывод: фактической столицей великого княжества Владимирского при Андрее был не Владимир, а Боголюбово.
А уж сумбурности там и вовсе нет, наоборот - постарался все разложить по полочкам, даже аргументы пронумеровал, чтобы критикам было легче критиковатьНо нам вторая Нерль была не нужна, ибо от Переяславля Ратибор собирался ехать во Владимир посуху. Он меня уверил, что там дорога точно не заросла, ибо Переяславль – большой город, который Георгий Владимирович Долгорукий строил как свою будущую столицу.
Насколько я помню, впервые Вышгород упоминается как "град Ольжин", то есть, как резиденция киевской княгини Ольги, столицей при этом был Киев. Ольга жила в Вышгороде, куда отправлялась треть дани, но являлась правительницей Киева, до того как князем стал Святослав. Поэтому, мне кажется, первоначально Вышгород был именно резиденцией Ольги. Косвенно княжеский статус Вышгорода подтверждает перенос именно туда, а не в Киев, останков первых русских святых, Бориса и Глеба.Сергей Заграевский писал(а):Кстати, Сергей, почему Вы решили, что Вышгород был "парадной резиденцией князей"? Это был обычный город, старинный, не раз выпадавший в удел.
Сергей, "на скорую руку" это мое первое впечатление после прочтения статьи. Мне показалось, что аргументы, например такие, как размеры города, в одном случае трактуются как подтверждающие столичность, а в другом игнорируются... В общем, возникло ощущение, что пока статья "не причесана"... поэтому и я и написал, что "на скорую руку".Сергей Заграевский писал(а):Странно, почему Вы сочли статью написанной на скорую руку. Наоборот, я над ней работал много лет, и могу это доказать....
А уж сумбурности там и вовсе нет, наоборот - постарался все разложить по полочкам, даже аргументы пронумеровал, чтобы критикам было легче критиковать