Сергей Заграевский писал(а):Сергей, вынужден напомнить, что не я Вам что-то доказываю, а Вы пытаетесь доказать, что многоглавие было нежелательным для РПЦ. Я лишь привел несколько альтернативных вариантов, могу привести еще столько же. Вы же пока свой вариант не обосновали ничем. А редкость многоглавия более пяти сама по себе ничего не доказывает. Так можно и сказать, что РПЦ была против 50-главых храмов, так как в русской архитектуре их не было )))). И почему 1 и 5 можно, 9 как бы не очень можно, а 25 и вовсе нельзя? Давайте скажем откровенно: этот вопрос пока не проработан. Если сможете создать стройную и убедительную теорию - честь Вам и хвала. Пока что это никому не удавалось
P.S. Как писал мой отец В.В.Кавельмахер, "Такие философемы уже много раз бывали в обращении. На первых порах они пленительны, но факты под них подверстываются плохо и от них устают, их оплевывают и надолго забывают. Потом все начинается сначала. Бесценны только исторические факты, которых почти нет".
Сергей, мне кажется, что не Вы мне, не я Вам ничего доказывать не должны. Утверждение о которой мы говорим, недоказуемо в принципе. Можно обосновать свою точку зрения, как я понимаю, именно это Вы имеете в виду. Постараюсь это сделать.
Понятно, что достоверных исторических данных и свидетельских показаний о неодобрении многоглавых храмов православной церковью мы не найдём. Попробуем провести субъективное расследование по косвенным данным, опираясь на здравый смысл.
Давайте сначала отметим немногие исторические факты
1. Русь не была дикой территорией, не имевшей культурных традиций.
2. Крещение Руси произошло по воле князя Владимира в 988 году.
3. Первые русские Митрополиты были греки.
4. На Руси были свои архитектурно строительные традиции отличные от византийских.
5. Первые деревянные храмы были построены сразу после крещения.
6. Первые деревянные храмы на Руси строили самостоятельно, без византийских мастеров.
7. Деревянные храмы не имеют аналогов в Византии ни по формам, ни по материалу.
8. Построена первая дубовая Новгородская София, 989 год, была "имущи верховъ 13". Сгорела в марте 1049 года.
9. Мутное упоминание в Псковском Апостоле 1307 г. о строительстве 13-главой деревянной церкви Софии в Киеве. Сгорела в 1017 году.
10. Построена деревянная Успенская церковь во Владимире, 990 г. Внешний вид неизвестен.
11. Построена дубовая Успенская церковь в Ростове, 991 г. Внешний вид неизвестен, но в летописи сказано, что она была необыкновенно красива. Сгорела в 1160 году.
12. Первая каменная Десятинная церковь построена греческими мастерами в 996 году, сохранился первоначальный план, внешний вид не известен.
13. Первый крупный каменный городской собор, София Киевская, 1037 год, построен Ярославом Мудрым, был изначально многоглавым (13 глав), аналогов в планировке и завершении в Византии нет. Сохранился до нашего времени.
14. Каменная Новгородская София имеет 6 глав, традиционное пятиглавие и главу над лестничной башней. Построена в 1045 - 1052 году. Сохранилась.
15. Построена 7-главая Полоцкая София, 1066 год, не сохранилась. Предположительно имела традиционное 5-главие и 2 главы над лестничными башнями.
16. До постройки церкви Покрова на Рву нет никаких сведений о строительстве многоглавых каменных храмов.
17. Уцелевшие деревянные многоглавые храмы говорят о сохранении традиции строительства подобных храмов на Русском Севере.
Данные факты не вызывают сомнения, постараемся на их основе создать непротиворечивую концепцию. Итак, начнём.
Христианство было введено на Руси волевым решением князя Владимира, мнение жителей князя не интересовало. Практически сразу началось строительство деревянных церквей. Они строились русскими мастерами, без участия греков. Повторить в дереве планировку византийского храма не представляло сложности, а вот своды, купола и арки сделать было невозможно. Именно по этим причинам формы первых церквей не могли быть византийскими, так как деревянных церквей в Византии не существовало, соответственно образцов для копирования быть не могло.
Времени для поиска возможного решения этой проблемы у русских мастеров и греческих священников не было. Владимир никаких проволочек со строительством храмов допустить не мог, а зная характер князя можно не сомневаться, что всякие творческие дискуссии были бы пресечены в самой жестокой форме. Поэтому первые деревянные храмы являлись вынужденным компромиссом между дохристианскими традициями и строительным опытом русских мастеров и богословской идеей храма православных греческих священников. Одним из результатов этого компромисса стало многоглавие первых деревянных храмов, которого в Византии не было. Летопись описывает дубовую новгородскую Софию "В лѣто 6497 (989). Постави владыка Iакимъ первую церковъ древяную дубовую святыя Софiи, имущи верховъ 13, и стояла 60 лѣтъ."
Первые деревянные храмы, построенные русскими мастерами, оказались эстетически очень удачными. Летописец пишет о сгоревшей в Ростове Великом Успенской церкви " создана же бѣ отъ древъ дубовыхъ, и бѣ чюдна и зѣло преудивлена, такова убо не бывала, и потомъ, не вѣмъ, будетъ ли ". Он сожалеет о погибшей церкви, так как такой удивительно красивой церкви не было прежде и вряд ли уже будет. Причём это написано в то время, когда во Владимире и Суздале уже были построены 5-главые каменные соборы.
Все первые митрополиты и священники были греками, для которых византийский архитектурный тип храма был единственно правильным, так как другого они не знали. Поэтому первый каменный храм, построенный в Киеве в 996 году греческими мастерами, не мог быть построен в формах отличных от византийских образцов. Многоглавия в Византии не было, поэтому Десятинная церковь имела не больше 5 глав, то есть была традиционным византийским храмом.
Главный храм Киевской Руси – собор Софии Премудрости Божией, построен Ярославом Мудрым, который с детства княжил в Новгороде. Для Ярослава именно 13-главый деревянный новгородский собор был привычным образом православного храма. Поэтому, нетрадиционное в Византии многоглавие, было для князя совершенно естественным. К тому же в киевской Софии оно имело и практический смысл – дополнительные главы освещали огромные хоры, которых в византийских храмах этого времени не было. Их устройство, несомненно было решением князя, который хотел иметь храм равный по значению императорским соборам. В Софийском соборе удачно совпали эстетические, религиозные и государственные представления Ярослава Мудрого о главном русском храме. Образ киевской Софии не противоречил богословской символике православия, но был совершенно не характерен для византийской традиции.
В дальнейшем, при строительстве каменных соборов в Новгороде и Полоцке, греческие митрополиты следовали традиционным византийским формам. Тем более, что все первые каменные храмы строились византийскими мастерами. Многоглавие деревянных храмов было чуждо греческим священникам и мастерам, так как оно не соответствовало византийским традициям. Именно поэтому многоглавие в каменном зодчестве развития не получило. Следующим многоглавым каменным храмом стал собор Покрова на Рву, 1555 года, который трудно назвать построенным в византийских традициях.
Никаких объективных предпосылок к отказу от многоглавия не было, кроме того, что его основой в первых деревянных храмах была дохристианская традиция. Исходя из этого, можно предположить неодобрение многоглавия православной церковью, как не существовавшего в византийской традиции. Прямых запретов быть естественно не могло, так как многоглавие по сути не противоречило христианской богословской символике.
В результате многоглавие сохранилась только в народном деревянном зодчестве, которое использовало формы во всём отличные от византийских. Последние многоглавые храмы на Русском Севере были построены в конце 18 века.
Вы можете иметь другое мнение об этой проблеме, я высказал своё.