Авторство древнерусских храмов

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Я только что параллельно закончил 2 статьи на эту тему. Традиционно представляю на суд форумной общественности:
http://zagraevsky.com/build.htm
http://zagraevsky.com/barbarossa.htm
Буду благодарен за комментарии. А относительно второй статьи вопрос: может быть, у кого-то имя Куфир вызовет какие-нибудь ассоциации? У меня пока никаких :(
И вообще авторство древнерусских храмов - тема интереснейшая.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):....может быть, у кого-то имя Куфир вызовет какие-нибудь ассоциации?
Из воспоминаний о советских фильмам про басмачей, Кафир или Куфир что-то вроде предателя, отступника, неверного, хотя это не имя, а скорее кличка аборигенов выступавших за Советскую власть. :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а):Из воспоминаний о советских фильмам про басмачей, Кафир или Куфир что-то вроде предателя, отступника, неверного, хотя это не имя, а скорее кличка аборигенов выступавших за Советскую власть. :)
У меня тоже только что-то восточное в голову приходит. Но немчин ведь он, по идее...
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Прочитал первую статью и могу поделиться своими впечатлениями, предварительными.

Как говорили раньше – правильная и своевременная статья :D

Теория "народа-строителя", он же "зодчий-артельщик" и представления о натурном проектировании храмов, у меня, как профессионального архитектора, всегда вызывала добрую улыбку. Такие теории могут выдвигать люди далёкие от реального проектирования или знакомые только с советской системой (после 37 года). То, что эта теория была идеологически правильной, авторов не оправдывает.

Поясню свою мысль.

"Народ-строитель"
Такое возможно при ликвидации последствий стихийных бедствий или при постройке утилитарных традиционных сооружений. Генерировать новые идеи "народ-строитель" не способен, это прерогатива личности мастера. Когда такими вещами начинает заниматься народ, всё кончается разрушением, травматизмом и поножовщиной. Как одно из первых проявлений бесконтрольного народного строительства можно вспомнить Вавилонскую башню.

"Зодчий-артельщик"
Архитектор и подрядчик во все времена делали общее дело, но преследовали разные цели, при этом архитектор всегда контролировал подрядчика, а не наоборот. Поэтому ответственность за конечный результат всегда лежит на архитекторе. Подрядчик отвечает перед архитектором только за технический брак. Эта ответственность за результат, в те благословенные времена, могла закончиться лишением головы или посадкой на заточенные деревянные конструкции. Что бы сохраниться физически, у архитектора были свои проверенные (не раз битые) мастера-строители, а грубая физическая сила нанималась на месте. Соответственно, можно говорить только о том, что были "зодчие с артелью".

"Натурное проектирование"
Подобный способ предполагает многократные переделки в процессе строительстве и соответственно бессмысленные затраты казённых денег. Архитектор, придумавший этот метод проектирования, наверняка быстро оказался на той самой заточенной деревянной конструкции, вместе с получателем откатов из окружения заказчика-ктитора. Современные реалии, к сожалению, этого не предполагают, но это не значит, что так было всегда.

Наличие на стройке двух архитекторов возможно, но их равнозначность воспринимается только со стороны. Внутри коллектива статус каждого соавтора определён абсолютно жестко, иначе получится как в известной истории "к хлястику претензии есть?". Поэтому говорить о различном творческом подчерке двух мастеров возможно лишь в случае, когда один уже сидит на заточенной конструкции, а второй заканчивает работу, пытаясь не повторить ошибки предшественника.

Статус архитектора во все времена (кроме периода народной власти) был высок, это свидетельство его важнейшей роли при строительстве храмов. Если имён зодчих до нас дошли единицы, то имен собственно строителей нет совсем. Просто, строителем часто называли зодчего - автора здания.

Косвенно о статусе зодчего говорят народные легенды о выкалывании глаз, выкидывании топоров и т.д., но это всегда относится к конкретным людям, а не коллективу артели. Последнюю такую легенду я слышал об архитекторах "Волчьего логова", а это 1940-е годы.

Кстати, Сергей, исправьте дурацкую ошибку, которая кочует из статьи в статью. Пётр Милонег, это не имя и фамилия зодчего. Мастера звали Милонег, а в крещении он получил имя Пётр. Запись об этом есть в Ипатьевской летописи за 1199 год. При этом зодчий являлся близким другом (приятелем) заказчика, князя Рюрика Ростиславича, что тоже говорит о его высоком статусе.

Отсутствие чертежей и макетов объясняется не их отсутствием при строительстве, а как раз их использованием во время строительства. Любая документация, побывав на стройке, прекращает своё существование. Поэтому сейчас делают кучу копий, для заказчика, для архитектора, для прораба, для контролёров всех мастей. От 18 века и позже сохранилась, в основном, лишь "показуха". Строительные чертежи, сами по себе ценности не имеют, после окончания строительства их ценность зависит только от тщеславия автора.

Где-то у меня есть текст договора на строительство деревянной церкви между мастером и крестьянской общиной, там довольно подробно обсуждаются тонкости архитектурного решения храма, причём нестандартного. Вряд ли селяне это делали просто со слов, всё в конечном счёте упиралось в деньги, а их считали не приблизительно.

Ну вот примерно так.

Хотелось бы статью развить в более подробное исследование роли архитектора в строительстве древнерусских храмов. Но и на том спасибо.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей, огромное спасибо!
Наличие на стройке двух архитекторов возможно, но их равнозначность воспринимается только со стороны. Внутри коллектива статус каждого соавтора определён абсолютно жестко, иначе получится как в известной истории "к хлястику претензии есть?". Поэтому говорить о различном творческом подчерке двух мастеров возможно лишь в случае, когда один уже сидит на заточенной конструкции, а второй заканчивает работу, пытаясь не повторить ошибки предшественника.
Интересно, читают ли наш форум доктора архитектуры Вл.В.Седов и А.Л.Баталов? Если да, то у них есть хороший повод задуматься о верности своей теории двух и более независимых зодчих у церкви Преображения в Острове... Меня не слушают - так пусть хоть практикующего архитектора послушают...

А Милонега, наверное, правильнее писать Петр (Милонег) или Милонег (Петр). Или через дефис. Как лучше, по-Вашему?
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):А Милонега, наверное, правильнее писать Петр (Милонег) или Милонег (Петр). Или через дефис. Как лучше, по-Вашему?
Лучше Милонег - Пётр, хотя мне больше нравится Милонег, в крещении Пётр или просто Милонег. Есть же классическое написание исторических имён: Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид. Хотя знают Бориса и Глеба :D
Людмила Клешнина
Сообщения: 2045
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Людмила Клешнина »

das Kupfer - медь по-немецки. Могла быть такая фамилия.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Людмила Клешнина писал(а):das Kupfer - медь по-немецки. Могла быть такая фамилия.
Людмила, спасибо! Замечательная мысль! И фамилия, и прозвище, достойное средневекового ремесленничества!
Людмила Клешнина
Сообщения: 2045
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Людмила Клешнина »

Да, для прозвища очень даже подходит, мне как-то сразу это бросилось в глаза.
Спасибо, статья очень актуальная. Сегодня "народ" свое тщеславие злостно утверждает в храмостроительстве. viewtopic.php?f=10&t=24737
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Прочитал вторую статью, о Барбароссе. По существу выскажусь позже, пока один вопрос: цитата В.Н.Татищева из книги какого издательства? В примечаниях оно не указано
1.Татищев В.Н. История Российская. М., 2005. Т. 2. С. 319, 687, 703.
Спрашиваю, так как ООО "Издательство АСТ" в 2003-2005 г выпустило трёхтомник Татищева, страницы совпадают, но текст комментариев Татищева (483) в издании АСТ сильно искажён, на неё ссылаться нельзя, халтурная книга, в ней Татищева сильно подправили :(
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а):Прочитал вторую статью, о Барбароссе. По существу выскажусь позже, пока один вопрос: цитата В.Н.Татищева из книги какого издательства? В примечаниях оно не указано
1.Татищев В.Н. История Российская. М., 2005. Т. 2. С. 319, 687, 703.
Спрашиваю, так как ООО "Издательство АСТ" в 2003-2005 г выпустило трёхтомник Татищева, страницы совпадают, но текст комментариев Татищева (483) в издании АСТ сильно искажён, на неё ссылаться нельзя, халтурная книга, в ней Татищева сильно подправили :(
Примечания подправили - не то слово. Изуродовали. Я сначала процитировал по этой книге, потом понял, что они натворили, и исправил по Воронину. А вот в примечаниях ссылку исправить забыл. Спасибо за уточнение, исправлю.
Для меня вообще загадка, зачем было так уродовать текст. Или уж всего Татищева на современный русский переписывать, или вообще не трогать.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):Для меня вообще загадка, зачем было так уродовать текст. Или уж всего Татищева на современный русский переписывать, или вообще не трогать.
Там всё намного хуже, они его не просто исказили при адаптации, а внесли в книгу Татищева свои дополнения, определённой направленности, под видом авторского текста. Везде и понемногу. Проверять это себе дороже, поэтому приходится пользоваться первым изданием. Императорский Университет, это не АСТ какое-то :)
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Внес исправления в соответствии с замечаниями. Еще раз огромное спасибо и Сергею, и Людмиле.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2183
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Юрий Булкин »

Уважаемый Сергей Вольфгангович! Мне кажется, что про макеты написано смело, но сыровато. Фактов никаких, а предположение расплывчато. Особенно на приведенном примере. Например на этой иконе Савватий и Зосима держат макет аж целого монастыря.
Вложения
Соловецкие_1.jpg
Соловецкие_1.jpg (40.79 КБ) 6417 просмотров
Если предположить, что вот на этом рисунке из Сильвестровского сборника рабочие строят деревянный макет, а церковь строилась каменная, тогда теория обретает некую твердую точку.
Если предположить, что вот на этом рисунке из Сильвестровского сборника рабочие строят деревянный макет, а церковь строилась каменная, тогда теория обретает некую твердую точку.
Миниатюра Сказания о Борисе и Глебе из Сильвестровского сборника_1..jpg (41.69 КБ) 6417 просмотров
Юрий Булкин
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Юрий, версий относительно макетов много. Например, С.А.Гаврилов считает, что сообщение "вверх на деревяное дело" относительно ц-ви Вознесения в Коломенском говорит о деревянном макете. Но это еще более сомнительно.
На приведенной Вами миниатюре, похоже, храм деревянный, и строят его, а не макет.
Так что доказательств прямых пока нет. Есть только то, что во всем мире макетов и чертежей полно, а мы ничем не хуже. Об этом я и пишу. А если бы найти прямые доказательства - так было бы замечательно.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Несколько соображений по поводу статьи "Архитектор Фридриха Барбароссы"

В сообщении Татищева, в котором он использует неизвестную летопись, ничего о приглашении архитектора не говорится. Татищев не вставлял в тексты свои дополнения, это он делал в комментариях. Информация летописи говорит только о том, что …Бог дал ему (Андрею) для строительства церкви мастеров из умных земель, которые строили и украсили её лучше всех церквей. В других летописях о строительстве ничего не говорится, а сообщается только об украшении построенной церкви приглашёнными мастерами.

В комментарии Татищев говорит своё мнение о том, что по сохранившемуся во Владимире строению (церкви), а особенно по городским воротам видно, что Архитект был опытный (достаточный был). Но от первоначальных ворот мало что осталось, так как позднейшие починки их сильно изменили. Церковь же должна больше свидетельствовать об уровне архитектора, но и она позже перестроена неизвестным простым каменщиком и сейчас судить о мастерстве зодчего по ней нельзя (ни коего знака архитектурной науки в ней не видно), хотя прежние мастеры были присланы от Фридриха Барбароссы.
В другом примечании говорится, что были присланы архитекты, но скорее это те самые мастеры, а не несколько архитекторов. Возможно, Татищев понимал под "знаками архитектурной науки" фасадную декорацию.

Мне кажется, что в тексте Татищев разделяет архитектора (Архитект) и мастеров (мастеры) строивших собор, архитектор один и пишется с заглавной буквы, а мастера во множественном числе и никак не выделяются.

Если архитектор был прислан императором Фридрихом, он вряд ли мог быть рядовым мастером. Но в постройках Андрея Боголюбского качественной разницы в строительстве не наблюдается, продолжается строительная традиция мастеров Юрия Долгорукого. На работу императорского зодчего это не похоже. Скорее всего, Андрей Боголюбский и не ставил задачи принципиально изменить масштаб строительства, его больше интересовало богатство внешнего и внутреннего убранства новых храмов. А для этого были нужны не архитекторы, а мастера. В этом контексте понятна фраза о приглашении мастеров из "всех земель". Это действительно могли быть мастера декоративно прикладного искусства, но для фасадной декорации были необходимы мастера по работе с камнем. Вот их и прислал император Фридрих Барбаросса. Конечно, это были не только простые каменотёсы и резчики, скорее это были мастера по декоративному оформлению зданий, способные решать композиционные задачи. Они работали совместно с архитектором, который строил храм, но решали не общие, а конкретные задачи фасадной декорации. Архитекторы же были свои, местные специалисты. Это объясняет проблему обрушения зданий даже при небольшом увеличении их размеров, серьёзного опыта каменного строительства у этих архитекторов не было.

Предположение, что был один архитектор, присланный Барбароссой который строил Успенский собор и Золотые ворота во Владимире, храм Покрова на Нерли, собор в Ростове, церкви в Боголюбове и Владимире, прочём делал это практически одновременно, на мой взгляд, абсолютно нереальное. Для того, чтобы понять невозможность такого предположения достаточно хоть раз выполнить надзор за обычным строительством и представить объём вопросов требующих решений. А здесь речь идёт не о рядовых, а уникальных постройках. Причём контроль должен был быть серьёзным, так как и местная артель не имела большого опыта каменного строительства. Поэтому мне кажется, что строительство велось под руководством разных архитекторов, но они не были пришлыми.

Ещё один аргумент против присланного императорского архитектора - отсутствие новых приёмов в архитектуре, этим фантомный архитектор отличается от Фиорованти, который при общей традиционной схеме московского Успенского собора внёс в него массу решений на уровне современных ему европейских знаний и художественных представлений о гармонии.

Общая композиционная близость декоративных решений Покрова на Нерли и Успенского собора может говорить о том, что создававшие их мастера как бы проверяли своё решение, перед тем как применить его на главном храме. Возможно, это была своеобразная форма согласования с заказчиком. Даже использование более качественного камня можно понять, как желание представить свою работу в лучшем виде. Хотя с точки зрения архитектора, подобное однотипное решение на абсолютно разных по размеру, расположению и значимости храмах, совершенно неприемлемо. Но с точки зрения мастера-декоратора это нормальный приём. Кстати найденные обломки рельефов у церкви Покрова возможно не остатки гипотетической галереи, а варианты декорации храма.

Замечание Лаврентьевской летописи от 1194 года относится не к Успенскому собору, а к обновлению церкви Рождества Богородицы в Суздале, "иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих", причём это относится к покрытию верха собора оловом, что тоже говорит о присланных от Барбароссы мастерах не как архитекторах. Кстати, если догадка, что прозвище мастера работавшего в Ростове, происходит от немецкого слова медь, то это хорошо сочетается с приведённым летописным сообщением. Возможно, к обрушению Ростовского собора привела некачественная кровля. Но это опять мастер, а не архитектор.

Наверное, однозначно определить, кто был архитектором владимирских храмов невозможно, но если бы это был императорский архитектор, то при нашей любви к варягам в летописях такой факт был бы зафиксирован и не раз. Но увы… по-моему, императорский архитектор, это, к сожалению, фантом.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а): В сообщении Татищева, в котором он использует неизвестную летопись, ничего о приглашении архитектора не говорится. Татищев не вставлял в тексты свои дополнения, это он делал в комментариях. Информация летописи говорит только о том, что …Бог дал ему (Андрею) для строительства церкви мастеров из умных земель, которые строили и украсили её лучше всех церквей. В других летописях о строительстве ничего не говорится, а сообщается только об украшении построенной церкви приглашёнными мастерами.

В комментарии Татищев говорит своё мнение о том, что по сохранившемуся во Владимире строению (церкви), а особенно по городским воротам видно, что Архитект был опытный (достаточный был). Но от первоначальных ворот мало что осталось, так как позднейшие починки их сильно изменили. Церковь же должна больше свидетельствовать об уровне архитектора, но и она позже перестроена неизвестным простым каменщиком и сейчас судить о мастерстве зодчего по ней нельзя (ни коего знака архитектурной науки в ней не видно), хотя прежние мастеры были присланы от Фридриха Барбароссы.
В другом примечании говорится, что были присланы архитекты, но скорее это те самые мастеры, а не несколько архитекторов. Возможно, Татищев понимал под "знаками архитектурной науки" фасадную декорацию.

Мне кажется, что в тексте Татищев разделяет архитектора (Архитект) и мастеров (мастеры) строивших собор, архитектор один и пишется с заглавной буквы, а мастера во множественном числе и никак не выделяются.
В сообщении Татищева есть еще и упоминание Генрика о послах и архитекторах. Видимо, там не одна летопись была. А потом, для руководства мастерами по фасадному декору тоже архитектор нужен, иначе получается пресловутый «народ-строитель». Есть и другие подтверждения – например, впечатление Фиораванти о «неких наших мастерах».
Сергей Попов писал(а):
Скорее всего, Андрей Боголюбский и не ставил задачи принципиально изменить масштаб строительства, его больше интересовало богатство внешнего и внутреннего убранства новых храмов. А для этого были нужны не архитекторы, а мастера.
А как же мастера будут работать без архитектора?
Сергей Попов писал(а): Предположение, что был один архитектор, присланный Барбароссой который строил Успенский собор и Золотые ворота во Владимире, храм Покрова на Нерли, собор в Ростове, церкви в Боголюбове и Владимире, прочём делал это практически одновременно, на мой взгляд, абсолютно нереальное. Для того, чтобы понять невозможность такого предположения достаточно хоть раз выполнить надзор за обычным строительством и представить объём вопросов требующих решений. А здесь речь идёт не о рядовых, а уникальных постройках. Причём контроль должен был быть серьёзным, так как и местная артель не имела большого опыта каменного строительства. Поэтому мне кажется, что строительство велось под руководством разных архитекторов, но они не были пришлыми.
Ездить-то недалеко – Владимир и Боголюбово. Только Ростов дальше, но там и строили позже. Если князь мог управлять такими просторами, то чем архитектор хуже? К тому же он наверняка с помощниками пришел.
Сергей Попов писал(а):

Ещё один аргумент против присланного императорского архитектора - отсутствие новых приёмов в архитектуре, этим фантомный архитектор отличается от Фиорованти, который при общей традиционной схеме московского Успенского собора внёс в него массу решений на уровне современных ему европейских знаний и художественных представлений о гармонии.
Опять же вспоминаю про скульптурный декор. Да и пропорции, да и размеры, и общий архитектурый облик – то, что мы сейчас понимаем под зодчеством Боголюбского. Фиораванти, кстати, тоже ничего сверхъестественного не сделал, кроме зальности внутренного пространства, и поползло все у него тоже очень скоро, уже в 17 в. пришлось все своды перекладывать. Во всяком случае, Нотр-Дам у нас он не построил :)
Сергей Попов писал(а): Наверное, однозначно определить, кто был архитектором владимирских храмов невозможно, но если бы это был императорский архитектор, то при нашей любви к варягам в летописях такой факт был бы зафиксирован и не раз. Но увы… по-моему, императорский архитектор, это, к сожалению, фантом.
У нас много чего не фиксировалось. Для истории древнерусской архитектуры отсутствие письменного источника – не аргумент.

Сергей, спасибо Вам за оппонирование, я в соответствии с ним уточню в статье некоторые моменты, прежде всего усилю подтверждение верности сообщения Татищева, раз в нем возникли сомнения.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Сергей, мне кажется что Ваша статья пока скорее рабочая гипотеза. Для доказательности тезиса об императорском архитекторе требуется более серьёзная аргументация, одного туманного упоминания в комментариях Татищева совершенно недостаточно. Какую-то информацию за или против наверное можно найти в европейских архивах, но это большая работа. Желаю Вам успехов на этом поприще, восстановление авторства благородное дело, особенно для таких базовых памятников.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Vitale »

Спасибо за статью об авторстве, тема очень интересная, всегда интересовался процессом проектирования и оформлением проекта в древнерусском зодчестве. Известий о существовании и степени распространения макетов строящихся храмов или жилых зданий в Древней Руси, на сегодня, действительно не существует... а доказательства по "аналогии" ( с Западной Европой) представляются недостаточными даже для гипотезы. Относительно чертежей кажется, что Россия и здесь шла "своим путём". Все известные русские проектные, разбивочные и обмерные чертежи 17-нач18вв.- достаточно схематичны и не являются, строго говоря чертежами в современном смысле этого слова. Исследователи В.П.Зубов и А.А.Тиц считали, что основные требования к исполнителю формулировались в тексте, а не в чертеже, и чертеж являлся лишь приложением к строительному подряду в роли иллюстративной части. Существовали чертежи и в качестве отчетного документа и фиксационные, при масштабных градостроительных работах (С.У.Ремезов. Служебная чертёжная книга (к застройке Тобольска в конце 17в.) Однако даже в этих случаях чертежи не являлись полноценными рабочими документами, "затираемыми" каменщиками до полного исчезновения (как отчего-то полагает Сергей Попов)... они и сейчас то им не очень нужны... При этом в Чехии, например в соборе Св.Варвары г.Кутенберга мною был замечен рабочий чертеж плана храма первой половины 16 века, с масштабом и размерами, практически 100% современный чертёж. Литература по истории древнерусского чертежа достаточно обширна (вместе с уже упоминаемыми авторами) и вопросы авторства так или иначе в ней затронуты, жаль, что в статье профессора Заграевского эти источники даже не упомянуты...
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Vitale писал(а):Относительно чертежей кажется, что Россия и здесь шла "своим путём". Все известные русские проектные, разбивочные и обмерные чертежи 17-нач18вв.- достаточно схематичны и не являются, строго говоря чертежами в современном смысле этого слова.

Литература по истории древнерусского чертежа достаточно обширна (вместе с уже упоминаемыми авторами) и вопросы авторства так или иначе в ней затронуты, жаль, что в статье профессора Заграевского эти источники даже не упомянуты...
Я не вижу смысла относительно домонгольского времени приводить обширную литературу по чертежам 16-17 в. Сколько источников ни приводи, везде четко: "Во всем мире чертежи были, а на Руси нет" А в своей статье я как раз и пытаюсь доказать, что были и у нас всегда, а не только начиная с 16-17 вв. Тут уж не до таких тонкостей, что есть эскиз, а что чертеж...

А по поводу словесного описания храма: зачем описывать на много страниц с риском дать неверную информацию, если проще сделать чертеж? Попробуйте представить описание хотя бы Покрова на Нерли без изображения. Мне кажется, это нереально. Это же каждую полуколонку придется отдельно описывать.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Vitale »

Сергей Заграевский писал(а):
Vitale писал(а):Относительно чертежей кажется, что Россия и здесь шла "своим путём". Все известные русские проектные, разбивочные и обмерные чертежи 17-нач18вв.- достаточно схематичны и не являются, строго говоря чертежами в современном смысле этого слова.

Литература по истории древнерусского чертежа достаточно обширна (вместе с уже упоминаемыми авторами) и вопросы авторства так или иначе в ней затронуты, жаль, что в статье профессора Заграевского эти источники даже не упомянуты...
Я не вижу смысла относительно домонгольского времени приводить обширную литературу по чертежам 16-17 в. Сколько источников ни приводи, везде четко: "Во всем мире чертежи были, а на Руси нет" А в своей статье я как раз и пытаюсь доказать, что были и у нас всегда, а не только начиная с 16-17 вв. Тут уж не до таких тонкостей, что есть эскиз, а что чертеж...

А по поводу словесного описания храма: зачем описывать на много страниц с риском дать неверную информацию, если проще сделать чертеж? Попробуйте представить описание хотя бы Покрова на Нерли без изображения. Мне кажется, это нереально. Это же каждую полуколонку придется отдельно описывать.
Простите Сергей, как раз доказательств существования на Руси чертежей ВСЕГДА, я и не нашел в Вашей статье. Ведь мантра на тему: "Во всём мире чертежи были, значит были и на Руси"- ещё не доказательство? Представить строительство Покрова на Нерли, лично я , могу и без чертежей... Были наработанные и готовые детали, сейчас тоже так делают. Кто-то уже подсчитывал сколько пудов чертежей надобно для строительства Покровского собора в Москве. Неужели Вы серьёзно, что всё до дыр истерлось? Кстати В.Зубов исследовал и западноевропейские средневековые чертежи, так там тоже полуколонки в то время никто не вычерчивал :D
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Vitale писал(а):Простите Сергей, как раз доказательств существования на Руси чертежей ВСЕГДА, я и не нашел в Вашей статье. Ведь мантра на тему: "Во всём мире чертежи были, значит были и на Руси"- ещё не доказательство? Представить строительство Покрова на Нерли, лично я , могу и без чертежей... Были наработанные и готовые детали, сейчас тоже так делают.
А не хотите сыграть в ролевую игру? :D Я - Андрей Боголюбский, Вы - архитектор. На дворе 1158 год. И Вы хотите представить мне свой проект Успенского собора и церкви Покрова на Нерли, чтобы я "дал добро" и выделил средства. А может быть, еще и вообще дал именно Вам этот подряд, а не Людмиле Клешниной, например ;)
Как Вы представите мне этот проект без чертежа, хотя бы эскизного, или макета? Какое словесное описание дадите?

Этап 2 ролевой игры. Я - предстатель артели, Вы - тот же зодчий, получивший подряд. И Вам надо объяснить мне, что и как именно строить. А потом я должен объяснить рабочим. Как Вы это сделаете без чертежа, просто словесным описанием?

Ссылка на недостаток времени на написание трактата считается подтверждением наличия на Руси чертежей ))) (Учитывая сложность писания на бересте или харатье, массовую неграмотность и т.п.)
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):...Я - Андрей Боголюбский, Вы - архитектор. На дворе 1158 год. И Вы хотите представить мне свой проект Успенского собора и церкви Покрова на Нерли, чтобы я "дал добро" и выделил средства.
Да, Сергей, видно что Вы не архитектор, а историк.

Принимаем вводную, что архитектор уже всё придумал, мелочи и детали решим по месту.

Итак, задача показать заказчику будущий объект и убедить его в вашей исключительности. Чертежи заказчика не интересуют, что сейчас, что тогда. Ему показуха требуется. Компьютеров ещё не придумали, значит - графика или макет. В наших условиях однозначно макет. Мастеров работы с деревом навалом, как и самого дерева. Через 10 дней имеем маленький храм во всей красе. Демонстрируем его заказчику в выигрышных условиях, например, после трапезы. Ненавязчиво вставляем пару-тройку фраз, типа "Благословение архиерея получено", "В Киеве такого ещё 100 летъ не построят", и специально для Боголюбского -Заграевского "Сейчас в Европе все так строят, особенно Ваш друг император Фридрих, дай ему Бог здоровья". Результат гарантирован на 90%, риски на не свежую пищу игнорируем. Макет позже гибнет в недрах княжеской семьи... дети играли....татары набежали... в общем закатился куда-то.

Заказ получен, теперь как объяснить подрядчику-артельщику гениальность проекта и необходимость его быстрого и качественного строительства.
Любое здание это план, как его разбить на месте знает даже профессор архитектуры, а уж тем более профессиональный мастер. Итак, здание вынесено на местность, всё ясно. Копаем траншеи под фундамент, глубину уточняем по характеру грунта, даем запас на всякий случай. Стены и их членения определяем как производную от плана, например от стороны наоса. Такие слова артельщику не говорим, просто тыкаем в колышки – от сих, до сих. Дальше привлекаем аналоги, артельщик человек опытный, соображает. Размеры уточняем на месте при помощи подручных материалов. Иногда отходим, щурим глаз, уточняем габариты. Рабочие проникаются уважением к тайному знанию. Резчики по камню работают параллельно с артельщиками. Детали однотипные, место и способ установки определяем на месте, при объяснении опять пользуемся аналогами. Для создания хорошего морального климата в коллективе привлекаем от князя несколько дюжих дружинников с добродушным выражением лица. Объект построен, князь доволен, все свободны….а архитектора попрошу остаться, есть ещё задумки :D

Сейчас чертежи необходимы чтобы освободить архитектора от постоянного нахождения на стройке. В те времена архитектор был на стройке постоянно, так как цена ошибки стоила здоровья, иногда его потеря обставлялась весьма мучительно. Все текущие вопросы решались не на бумаге в уютном кабинете, а на свежем воздухе.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Заграевский »

Сергей Попов писал(а):Да, Сергей, видно что Вы не архитектор, а историк.
Я нечто среднее – историк архитектуры ))) Не понимаю, правда, в чем был неправ. Я же как раз и писал про макет, это 100% аналог чертежа для Средних веков. Перечитайте внимательно мои вопросы Vitale.
Сергей Заграевский писал(а):Как Вы представите мне этот проект без чертежа, хотя бы эскизного, или макета?
В дальнейшем согласен со всем сказанным, кроме:
Сергей Попов писал(а):

Любое здание это план, как его разбить на месте знает даже профессор архитектуры, а уж тем более профессиональный мастер. Итак, здание вынесено на местность, всё ясно. Копаем траншеи под фундамент, глубину уточняем по характеру грунта, даем запас на всякий случай. Стены и их членения определяем как производную от плана, например от стороны наоса. Такие слова артельщику не говорим, просто тыкаем в колышки – от сих, до сих. Дальше привлекаем аналоги, артельщик человек опытный, соображает. Размеры уточняем на месте при помощи подручных материалов. Иногда отходим, щурим глаз, уточняем габариты.
[/quote]

Аналогов могло не быть (я специально упомнил Успенский собор и ПНН), и тогда все-таки что-то приходилось артельщикам объяснять и письменно или на том же макете.

Колкость по поводу профессора архитектуры тоже не понимаю, чем вызвана )))
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Авторство древнерусских храмов

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а):Аналогов могло не быть (я специально упомнил Успенский собор и ПНН), и тогда все-таки что-то приходилось артельщикам объяснять и письменно или на том же макете.

Колкость по поводу профессора архитектуры тоже не понимаю, чем вызвана )))
Насчёт аналогов.

Артельщики практически только что закончили собор в Переславле и храм в Кидекше. С точки зрения объёмно планировочного решения для аналога отлично подходят. Потом аналог это не только как делать, но и как не делать. То есть на аналоге можно объяснить не только сходство, но и отличия.

Строителям лучше объяснять не на макетах и чертежах, а устно с яркими примерами и использованием всех нюансов родного великого и могучего… при этом возможность всё показать на реальном объекте гораздо доходчивей любого макета. Такое запоминается надолго....

Профессор архитектуры это не личностная характеристика, а художественный образ, не принимайте на свой счёт :D
Ответить