Церковь деревянная -> церковь каменная.
Церковь деревянная -> церковь каменная.
Почитал немного историю родного края возник вопрос: раньше на погостах было было по две деревянных церкви: холодная и теплая (с разными названиями), после постройки каменной церкви, она брала имя "теплой деревянной", а куда девалась "холодная деревянная" церковь? И как осуществлялся переход от деревянной к каменной, деревянную разрушали?
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Было по-разному, надо изучать каждый конкретный случай. Бывало, что одно из посвящений деревянных храмов переходило к приделу каменного, бывало, что оставалась рядом с холодной каменной теплая деревянная, бывало, что одно из "деревянных" посвящений просто исчезало, бывало, что исчезали или оставались оба деревянных храма и оба посвящения, а каменная получала новое посвящение.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
А для чего вообще была нужна холодная (летняя) церковь? Если теплую не топить, она не справиться с функциями холодной?
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Традиционно сначала строилась главная (холодная) церковь прихода. Она обычно больше, эффектней, поставлена в наиболее красивом (значимом) месте. Название прихода определялось по холодной церкви, они дольше сохранялись в первоначальном виде, чаще ремонтировались, а не разбирались "за ветхостью", то есть были более почитаемы. Все сохранившиеся древние деревянные церкви - "холодные". Правда от советской власти холодные церкви пострадали больше, как более "видные"
.
Если приход был богатый, то рядом ставилась более скромная зимняя церковь. Часто вместо тёплой (зимней) церкви, в холодной церкви делалась тёплая трапезная с приделом и в нём зимой проходили богослужения.
Деревянные тёплая и холодная церкви имели разную конструкцию. Тёплые церкви были менее долговечными, так как в них сложнее обеспечить вентиляцию деревянных конструкций, использование печей пожароопасно, присутствие сажи и копоти тоже не способствует долговечности дерева.
На Русском севере строительство ансамблей, так называемых "тройников"- холодная, тёплая и колокольня, было весьма распространено и из-за красоты их пространственных композиций.
Пример сложной композиции холодной и тёплой церквей с колокольней http://sobory.ru/photo/index.html?photo=47885 Высокая шатровая холодная церковь, небольшая покрытая бочкой, тёплая церковь, трапезная и колокольня объединяются переходами в общий ансамбль.

Если приход был богатый, то рядом ставилась более скромная зимняя церковь. Часто вместо тёплой (зимней) церкви, в холодной церкви делалась тёплая трапезная с приделом и в нём зимой проходили богослужения.
Деревянные тёплая и холодная церкви имели разную конструкцию. Тёплые церкви были менее долговечными, так как в них сложнее обеспечить вентиляцию деревянных конструкций, использование печей пожароопасно, присутствие сажи и копоти тоже не способствует долговечности дерева.
На Русском севере строительство ансамблей, так называемых "тройников"- холодная, тёплая и колокольня, было весьма распространено и из-за красоты их пространственных композиций.
Пример сложной композиции холодной и тёплой церквей с колокольней http://sobory.ru/photo/index.html?photo=47885 Высокая шатровая холодная церковь, небольшая покрытая бочкой, тёплая церковь, трапезная и колокольня объединяются переходами в общий ансамбль.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Всё намного утилитарнее.
Современники совершенно не представляют себе и не задумывается, откуда берется тепло в батареях и воспринимают температуру помещения зимой +22 как должное.
Но попробуйте своими руками на какие-то (минимум для небольшого села) четыреста-шестьсот человек протопить объемы
Дровами; а их надо заготовить, вывезти с делянки, напилить, наколоть, складировать а делянку зачистить от корневищ.
Нет, и не один день топить, в России отопительный период 200 суток.
Современники совершенно не представляют себе и не задумывается, откуда берется тепло в батареях и воспринимают температуру помещения зимой +22 как должное.
Но попробуйте своими руками на какие-то (минимум для небольшого села) четыреста-шестьсот человек протопить объемы

Дровами; а их надо заготовить, вывезти с делянки, напилить, наколоть, складировать а делянку зачистить от корневищ.
Нет, и не один день топить, в России отопительный период 200 суток.
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
А может название прихода наоборот по теплой давалось? Например эта церковь:Сергей Попов писал(а):Традиционно сначала строилась главная (холодная) церковь прихода. Она обычно больше, эффектней, поставлена в наиболее красивом (значимом) месте. Название прихода определялось по холодной церкви, они дольше сохранялись в первоначальном виде, чаще ремонтировались, а не разбирались "за ветхостью", то есть были более почитаемы. Все сохранившиеся древние деревянные церкви - "холодные". Правда от советской власти холодные церкви пострадали больше, как более "видные".
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=68278
Вот цитаты из выписки из переписной книги 1710 года Соливычегодского уезда (~ 2 Мб):
В Ондреевской волости в Успенском приходе на реке на Лузе погост а на погосте церковь теплая Успения Пресвятыя Богородицы древянная другая церковь холодная во имя Архангела Михаила с пределы древяннаяж верх шатровой - т.е. приход дан по теплой церкви. И как я понимаю каменная церковь (на фото) тоже теплая или же совмещенная теплая-холодная.
PS: там справа от каменной церкви есть небольшая постройка (уже без крышы), но что то не очень похоже на холодную церковь.
Да ладно, я раньше каждое лето жил в деревне и дрова с братом готовили и сенокосы были и прочие "нужные" работыОлег Щёлоков писал(а): Но попробуйте своими руками на какие-то (минимум для небольшого села) четыреста-шестьсот человек протопить объемы![]()
Дровами; а их надо заготовить, вывезти с делянки, напилить, наколоть, складировать а делянку зачистить от корневищ.

- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Именно в связи со сложностью (и дороговизной, и пожарной опасностью) отопления наличие теплой ц-ви было роскошью, а чаще всего стояла одна большая холодная ц-вь, ее зимой по большим праздникам открывали и служили в лютом холоде, "надышав". Конечно, при первой же возможности делали теплую паперть или трапезную с приделами, но такая возможность была далеко не везде.
Расскажу в порядке анекдота: приходилось где-то слышать (и читать!), что храмы топились по-черному, т.е на полу раскладывались костры, а барабан с окнами играл роль трубы
Расскажу в порядке анекдота: приходилось где-то слышать (и читать!), что храмы топились по-черному, т.е на полу раскладывались костры, а барабан с окнами играл роль трубы

- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Все зависит от времени и места. Теплой могла быть и большая ц-вь, если к тому времени ней уже пристроили теплые паперти. А холодная могла стоять рядом в качестве отдельного придела.Evgeniy писал(а): А может название прихода наоборот по теплой давалось? Например эта церковь:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=68278
Вот цитаты из выписки из переписной книги 1710 года Соливычегодского уезда (~ 2 Мб):
В Ондреевской волости в Успенском приходе на реке на Лузе погост а на погосте церковь теплая Успения Пресвятыя Богородицы древянная другая церковь холодная во имя Архангела Михаила с пределы древяннаяж верх шатровой - т.е. приход дан по теплой церкви. И как я понимаю каменная церковь (на фото) тоже теплая или же совмещенная теплая-холодная.
PS: там справа от каменной церкви есть небольшая постройка (уже без крышы), но что то не очень похоже на холодную церковь.
-
- Сообщения: 2106
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Это уже что-то новенькое и интересноеСергей Заграевский писал(а):... Теплой могла быть и большая ц-вь, если к тому времени ней уже пристроили теплые паперти. А холодная могла стоять рядом в качестве отдельного придела.

до сих пор было так :
ПАПЕРТЬ, галерея или крыльцо перед входом в христианский храм. На паперти обычно собирались нищие в ожидании подаяния.
"В храмах большой вместимости притвор может быть расширен за счет трапезной части, где могут располагаться дополнительные приделы храма. Приделы могут быть и пристроены к основному объему храма."
Церковь "в качестве отдельного придела" - безграмотное выражение.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Для грамотных уточняю:Людмила Клешнина писал(а):Это уже что-то новенькое и интересноеСергей Заграевский писал(а):... Теплой могла быть и большая ц-вь, если к тому времени ней уже пристроили теплые паперти. А холодная могла стоять рядом в качестве отдельного придела.![]()
до сих пор было так :
ПАПЕРТЬ, галерея или крыльцо перед входом в христианский храм. На паперти обычно собирались нищие в ожидании подаяния.
"В храмах большой вместимости притвор может быть расширен за счет трапезной части, где могут располагаться дополнительные приделы храма. Приделы могут быть и пристроены к основному объему храма."
Церковь "в качестве отдельного придела" - безграмотное выражение.

Паперти - это то же самое, что крытые галереи. Профессиональный жаргон, ничего не поделаешь. И мой отец так говорил, и я так говорю, и многие так говорят. Иногда это слово применяется к крыльцам, но реже. Часто говорят "приделы на папертях", например.
Придел - это церковь. Отдельный придел - то же, что отдельностоящий. Выражение "Церковь в качестве придела" - то же, что придельная церковь, но тут подчеркивается то, что церковь изначально была создана в качестве придела, причем отдельного. У нас все же форум, а не написание научного труда, где каждое слово выверено. И то сколько лет исследователи спорят, например, Никоновский придел или Никоновская церковь в Лавре:
http://www.zagraevsky.com/nikon.htm
Если Вы, уважаемая Людмила, пытаетесь учить историю архитектуры по словарям, - так хоть по Яндексу проверяйте, прежде чем обвинения в неграмотности дядечке профессору высказывать...
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Конечно, приход мог иметь название по тёплой церкви. Но я говорил только о деревянных церквях Русского севера. Там каменные церкви появились значительно позже и заменяли они, как правило, тёплую церковь.Evgeniy писал(а):А может название прихода наоборот по теплой давалось? Например эта церковь:
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=68278
Например Лявля http://sobory.ru/article/index.html?object=08891, где холодная Успенская церковь была закрыта, а служили в тёплой Никольской. Когда построили новую каменную, то её освятили как Успенскую. Потом старую Успенскую починили, переосвятили в Никольскую, а тёплую Никольскую просто разобрали. Получилось, что приход назван по тёплой каменной церкви, хотя изначально назывался по холодной деревянной. И такие случаи не редкость.
На севере проблем с лесом не было, поэтому было много тройников: холодная, тёплая, колокольня. Проще было построить отдельную тёплую церковь, чем рисковать главной холодной. Их берегли. Сейчас, если не ошибаюсь, сохранилось четыре полных тройника. От остальных, в большей мере, сохранились тёплые, они меньше, их молнии и власть замечали реже. Хотя некоторые холодные тоже сохранились. По ним теперь историю архитектуры изучают

В каменных церквях то же, главная церковь, обычно холодная, но большая

Кстати, хорошо бы в Лявле, объединить церкви в ансамбль, извиняюсь, что не в тему.
-
- Сообщения: 2106
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Вот я и говорю, что это Ваши личные измышления. "Многие" - это кто ?Сергей Заграевский писал(а):... И мой отец так говорил, и я так говорю, и многие так говорят.
Придел - это церковь. Отдельный придел - то же, что отдельностоящий.
http://www.zagraevsky.com/nikon.htm
дядечке профессору ....
Все уже да-а-вно знают, что Вы профессор, сколько можно это повторять ?

- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Дядечка профессорСергей Заграевский писал(а):Придел - это церковь. Отдельный придел - то же, что отдельностоящий.


Если придел стоит отдельно, его вроде называют просто церковь? Просветите по-профессорски.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
По-профессорски не могу, потому что тут никакой системы нет.Сергей Попов писал(а):Дядечка профессорСергей Заграевский писал(а):Придел - это церковь. Отдельный придел - то же, что отдельностоящий.насчёт того, что придел это церковь, согласен. Но вот про отдельностоящий предел слышу впервые, придел, всё таки надо к чему-то приделать
![]()
Если придел стоит отдельно, его вроде называют просто церковь? Просветите по-профессорски.

Чтобы понять, какой сложной жизнью жили приделы и что не так все с ними было просто, рекомендую классика:
http://www.rusarch.ru/kavelmakher25.htm
Поэтому по-простому назвать малую церковь при большой приделом вполне возможно. И более того - часто по документам это так и было, термин раньше был - "придельные попы".
P.S. А дяденька профессор вспоминает о своем звании крайне редко, только когда вместо конструктивного обсуждения его пытаются обвинить в элементарной неграмотности

Последний раз редактировалось Сергей Заграевский 22 июн 2010, 23:18, всего редактировалось 1 раз.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
В.В. Кавельмахер упоминает насчет обетных храмов, построенных в порядке исполнения обещания, т.е. (я так понимаю) что-то вроде public relations, выражаясь по-современному, они же придельные к основному сооружению, доступ в которое скорее всего был ограничен низшим сословиям, особенно если центральный храм был интегрирован с царским дворцом (Александрова слобода).Сергей Попов писал(а):Если придел стоит отдельно, его вроде называют просто церковь? Просветите
Второй мотив постройки придельных храмов, опять же пересказывая версию В.В. Кавельмахера, устройство "спецхрамов" или во имя, или напрямую для мощей отдельных святых.
Подробно http://www.kawelmacher.ru/science_kavelmakher28.htm
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Совершенно верно, но еще была уйма просто ктиторских приделов (дал ктитор деньги, ему за это придел в честь его святого), а еще уйма приделов - бывших отдельных храмов, а еще уйма просто приделов, чтобы было где крестить, венчать, отпевать и т.п.Олег Щёлоков писал(а):В.В. Кавельмахер упоминает насчет обетных храмов, построенных в порядке исполнения обещания, т.е. (я так понимаю) что-то вроде public relations, выражаясь по-современному, они же придельные к основному сооружению, доступ в которое скорее всего был ограничен низшим сословиям, особенно если центральный храм был интегрирован с царским дворцом (Александрова слобода).Сергей Попов писал(а):Если придел стоит отдельно, его вроде называют просто церковь? Просветите
Второй мотив постройки придельных храмов, опять же пересказывая версию В.В. Кавельмахера, устройство "спецхрамов" или во имя, или напрямую для мощей отдельных святых.
Подробно http://www.kawelmacher.ru/science_kavelmakher28.htm
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Да, кстати, устройство крестильного храма рядом, в пяти шагах с основным, сегодня повальное явление, только их уже никто не называет придельными, наверное ввиду отсутствия прямой необходимости в специальной терминологии.
Например у нас один такой храм http://sobory.ru/photo/index.html?photo=35376 даже не выделен в самостоятельный объект http://sobory.ru/photo/index.html?photo=35377
Например у нас один такой храм http://sobory.ru/photo/index.html?photo=35376 даже не выделен в самостоятельный объект http://sobory.ru/photo/index.html?photo=35377
-
- Сообщения: 2106
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Сергей, Ваши предположения и трактовки высказаны с чисто светских позиций, поэтому и субъективны.
Объективное представление о частях храма следует искать в церковной традиции, например :
http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=24110
Классикой Вы называете работы, написанные в сугубо атеистическом духе. В наши дни такой узкий взгляд на сакральное наследие неприемлем, устарел.
Объективное представление о частях храма следует искать в церковной традиции, например :
http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=24110
Классикой Вы называете работы, написанные в сугубо атеистическом духе. В наши дни такой узкий взгляд на сакральное наследие неприемлем, устарел.
Последний раз редактировалось Людмила Клешнина 23 июн 2010, 20:32, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 109
- Зарегистрирован: 07 мар 2008, 16:19
- Откуда: Эстляндская губерния
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Олег Щёлоков писал(а):Да, кстати, устройство крестильного храма рядом, в пяти шагах с основным, сегодня повальное явление, только их уже никто не называет придельными, наверное ввиду отсутствия прямой необходимости в специальной терминологии.
Например у нас один такой храм http://sobory.ru/photo/index.html?photo=35376 даже не выделен в самостоятельный объект http://sobory.ru/photo/index.html?photo=35377
...ну это явление под собой имеет патриаршее основание ....прошлого уже века...

-
- Сообщения: 109
- Зарегистрирован: 07 мар 2008, 16:19
- Откуда: Эстляндская губерния
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
....интересно, а вот написанное по этому вопросу - и о придельных попах и их служении, и о устройстве придела - епископом Афанасием (Сахаровым) сможет расставить точки над и в этом диспуте или нет, чтобы не было ни правых ни...левых..?..
..и так слово еп.Афанасию:
В одном православном храме по существу может и должен быть только один престол. Православная древность не знает утвердившегося у нас с XVIII века обыкновения устраивать в одном храме несколько алтарей, располагая их иногда в ряд, без всякого отделения одного от другого. Здесь сказалось несомненное влияние латинского Запада.
Боковым алтарям у нас обычно усвояется название "придельных". Но "придел" - это то, что "ПРИДЕЛАНО" к основному, ПРИСТРОЕНО. Древняя Русь любила устроять при своих храмах приделы и их иногда бывало много (напр., Новгородская София, Покровский - Василия Блаженного - собор в Москве), но это и были действительно "придельные", т. е. приделанные, пристроенные к главному храму, но отдельные, самостоятельные храмы, а не алтари только. В архиерейских храмозданных грамотах тогда строго наказывалось, чтобы "в придел из настоящий церкви входу отнюдь не было. А вход в придел учинить из паперти" (Голубцов. Чиновники Холмогорск. собора, стр. XV). Такие придельные храмы устраивались не для украшения, не ради симметрии и не по каким-либо другим побуждениям, а единственно ради усиления молитвы. Каждый такой придел предназначался для того, чтобы в нем ежедневно совершался полностью весь круг суточных служб, для чего в каждом приделе был свой особый причт - "придельные попы". В праздники придельное духовенство, совершив несколько раньше службу у себя, шло в главный храм, где принимало участие в чтении и пении, становясь на специальные "поповские клиросы", и вместе с причтом главного храма участвовало в торжественных соборных выходах, действиях и молениях.

..и так слово еп.Афанасию:
В одном православном храме по существу может и должен быть только один престол. Православная древность не знает утвердившегося у нас с XVIII века обыкновения устраивать в одном храме несколько алтарей, располагая их иногда в ряд, без всякого отделения одного от другого. Здесь сказалось несомненное влияние латинского Запада.
Боковым алтарям у нас обычно усвояется название "придельных". Но "придел" - это то, что "ПРИДЕЛАНО" к основному, ПРИСТРОЕНО. Древняя Русь любила устроять при своих храмах приделы и их иногда бывало много (напр., Новгородская София, Покровский - Василия Блаженного - собор в Москве), но это и были действительно "придельные", т. е. приделанные, пристроенные к главному храму, но отдельные, самостоятельные храмы, а не алтари только. В архиерейских храмозданных грамотах тогда строго наказывалось, чтобы "в придел из настоящий церкви входу отнюдь не было. А вход в придел учинить из паперти" (Голубцов. Чиновники Холмогорск. собора, стр. XV). Такие придельные храмы устраивались не для украшения, не ради симметрии и не по каким-либо другим побуждениям, а единственно ради усиления молитвы. Каждый такой придел предназначался для того, чтобы в нем ежедневно совершался полностью весь круг суточных служб, для чего в каждом приделе был свой особый причт - "придельные попы". В праздники придельное духовенство, совершив несколько раньше службу у себя, шло в главный храм, где принимало участие в чтении и пении, становясь на специальные "поповские клиросы", и вместе с причтом главного храма участвовало в торжественных соборных выходах, действиях и молениях.
-
- Сообщения: 109
- Зарегистрирован: 07 мар 2008, 16:19
- Откуда: Эстляндская губерния
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Сергей Заграевский писал(а):
Совершенно верно, но еще была уйма просто ктиторских приделов (дал ктитор деньги, ему за это придел в честь его святого), а еще уйма приделов - бывших отдельных храмов, а еще уйма просто приделов, чтобы было где крестить, венчать, отпевать и т.п.
Сергей Вольфович, я согласен с отдельным приделом, и с ктиторским, и над мощами святого...но вот на мой взгляд по поводу последних трёх перед и т.п. - это вроде лишнее...конечно может я просто не так воспринял этот оборот, но крестильного, венчального или отпевального придела вроде не бывает....да и службы эти и без престола могут совершаться....ну а крестильные храмы - это явление пожалуй родившиеся лишь во второй половине XX века....
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Уважаемый Алексей, во-первых, спасибо за хорошую цитату, а во-вторых, по поводу "крестильных" и пр. приделов. Придел - это в принципе удобно для церковной жизни, поэтому обрастание храмов приделами - процесс абсолютно объективный. Конечно, выделение специальных приделов для конкретных таинств - это редкая роскошь, но чем больше приделов, тем больше таинств можно было совершать одновременно или почти одновременно. А еще получалось больше местных храмовых праздников, а еще служба не в приделе, а в главном храме приобретала особую торжественность...
Словом, приделов слишком много не бывает
Словом, приделов слишком много не бывает

-
- Сообщения: 2106
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
Алексей, спасибо за дельное разъяснение.
-
- Сообщения: 109
- Зарегистрирован: 07 мар 2008, 16:19
- Откуда: Эстляндская губерния
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
....да я тут в принципе и не при чем
...это святитель Афанасий, и его труд.. 


-
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 08:46
Re: Церковь деревянная -> церковь каменная.
В данном случае владыка Афанасий не вполне прав.Алексей Волконский писал(а):..и так слово еп.Афанасию:
В одном православном храме по существу может и должен быть только один престол. Православная древность не знает утвердившегося у нас с XVIII века обыкновения устраивать в одном храме несколько алтарей, располагая их иногда в ряд, без всякого отделения одного от другого. Здесь сказалось несомненное влияние латинского Запада.
Боковым алтарям у нас обычно усвояется название "придельных". Но "придел" - это то, что "ПРИДЕЛАНО" к основному, ПРИСТРОЕНО. Древняя Русь любила устроять при своих храмах приделы и их иногда бывало много (напр., Новгородская София, Покровский - Василия Блаженного - собор в Москве), но это и были действительно "придельные", т. е. приделанные, пристроенные к главному храму, но отдельные, самостоятельные храмы, а не алтари только. В архиерейских храмозданных грамотах тогда строго наказывалось, чтобы "в придел из настоящий церкви входу отнюдь не было. А вход в придел учинить из паперти" (Голубцов. Чиновники Холмогорск. собора, стр. XV). Такие придельные храмы устраивались не для украшения, не ради симметрии и не по каким-либо другим побуждениям, а единственно ради усиления молитвы...
Действительно, размещение приделов из соображений симметрии или украшения, распространившееся в XIX веке - явление позднее.
Но придельные алтари, обустроенные в дьяконниках или на хорах древнерусских каменных церквей - т.е. в одном объеме с главным престолом - явление достаточно распространённое, в том числе и в кафедральных соборах - и видеть в нём влияние Запада не приходится. В ряде случаев - напр. в вологодских приходских церквах XVII века - два алтаря уже располагались в один ряд, симметрично - видимо, чтобы подчеркнуть их равноценность. Предполагается, что наличие двух престолов в одном объеме было вызвано необходимостью служить в течении одного дня две литургии. Ровно из этих соображений сейчас во многих городских церквах устраиваются приставные престолы.