Вопросы по монастырской описи 1834 г.

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Ответить
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Вопросы, на которые я сам не нашел ответа.

1). «Замок задоросчатый». Встречается неоднократно, и судя по противопоставлению с «замком висучим», это, видимо, врезной замок.

2). «Полъ деревянный, съ заборкою»
В одном из словарей: «Заборка - деревянная перегородка, отделяющая одну половину избы от другой».
О том же и у Даля.
Но здесь, мне кажется, не совсем подходит, ибо речь идет только о поле, а не о помещении в целом.

3). «Полуколонны лосчатыя»
Слово "лосчатые" встречается несколько раз, и всё по отношению к полуколоннам.

4). «На южномъ и северномъ столбахъ выше крестообразныхъ кіотей, на лсаномъ столбе 4 Митрополита Московскихъ, на северномъ 4 Ростовскихъ»
"Лсаный" - ? Может быть, в описи ошибка, а может быть, мы разобрать не можем.

5). «У Царскихъ вратъ две завесы: 1-я матеріи Китайской, по темной земле съ разными цветными изображеніями; Крестъ газу битяннаго съ сребрянными цветками и петелками, внизу оной пришитъ черный бархатъ, съ поперешными тремя линіями голубаго цвета»
"Битянный" - ?

6). Неоднократно встречается слово "сияние", напр., о сени: «надъ Нею сіяніе сребро-позлащенное».

7). О колоколе: «На немъ надпись первая по верхнему околу отъ ушей».
Согласно Далю, окол - окружность, наружный край, кромка.
Так?

8). «1-й Иконоставъ въ Соборной Церкви Святителя Николая Чудотворца, по голубому лазоревому фризу, на коемъ колонны прорезныя, капители, репьи, карнизы резные, по местам золочены, посеребрены и выкрашены».

8.1). Фриз.
Такие объяснения:
«Верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком (в архитектуре).»
«Средняя часть антаблемента, часть стены в виде узкой полосы, расположенная между архитравом и карнизом, обычно украшенная рисунком (архит.)» (тут "объяснение" тянет за собой еще кучу вопросов...)
«Декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете, кайма на паркете или ковре и т. д.).»
«Сплошная полоса декоративных скульптурных, живописных и др. изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен или поверхность пола помещения, поле ковра и др.»
Что же имеется в виду в самом деле, и как в сноске это кратко объяснить?

8.2). Репьи. Все объяснения сводятся к репейнику...

9). «Подле того образа Высочайшій Манифестъ о тройственномъ союзе, въ раме золоченной по полименту за стекломъ»
О полиме'нте даются такие объяснения:
Даются такие объяснения:
«Состав, применяемый при золочении изделий из дерева и гипса»
«Красящий состав, которым покрывают дерево перед полировкой» (словарь Ушакова)
«позолотчикское олонецкая глина, которою полиментуют, прокладывают ею кистью по левкасу места, идущие под глянц, лоск, а матом (иной состав) - под мат или туск. Позолота дерева под или на полимент, под полир, под гладь, лоск или блеск» (Даль)
Так?

10). Неоднократно встречается слово "Отечество", что оно означает? -
«2-й Отечество, на немъ три венца съ цатами сребрянными подъ золотомъ, средина и поля въ окладе сребрянномъ чеканномъ позолоченномъ, весомъ 54 золотника, 60 пробы»
«Николая Чудотворца плечный, на немъ венецъ и цата чеканные сребрянные подъ золотомъ, на цате Іисусъ, на кіоте вверху отечество, на немъ три венца сребрянныхъ»
«Надъ престоломъ сень резная золоченная и местами посеребрена, въ ней образъ отечества на холсте, мерою въ обе стороны по одному аршину 12 вершковъ»

11). Вот такие заголовки: «Въ нижнемъ роге», «Въ десномъ роге», «Въ левомъ роге».
Что означает здесь "рог"?

12). «Надъ темъ образомъ въ крестообразной кіоте Пятничные Святые образа:» (встречается неоднократно).
Что такое "пятничные"?

13). «2-я Тафты алой, крестъ четвероконечный сребряннаго позумента»
«Позуме'нт - шитая золотом, серебром или цветной мишурой тесьма для оторочки одежды, мягкой мебели и т.п.; галун».
Так?

14). Образ «Николая Чудотворца, вышитый золотомъ на гранитуре»
"Гранитура" - ?
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Деисус (кстати, в описи везде написано через "й"!) - хотел уточнить, правильно ли я пишу определение:

«Де'исус (от греч. δέησις - моление) - иконописная композиция, изображающая Иисуса Христа и склоняющихся к нему в молитвенной позе Богоматерь по правую, и Иоанна Предтечу по левую Его сторону. Помещается во 2-м ряду иконостаса над Царскими вратами, а также над церковными дверями».

Кстати, озадачила вот такая запись в описи: «У столба съ Восточной стороны дейсусъ на одинатцати (!!!) дскахъ въ рамахъ; высотою по 7 вершковъ, шириною Спасителевъ 6 вершковъ, а прочіе по три вершка».
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Людмила Клешнина »

"Отечество" - иконография св. Троицы Новозаветной. См. http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=1424
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Сергей Попов »

"Замок задоросчатый" скорее не врезной, а накладной внутренний кузнечный замок.
"Полъ деревянный, съ заборкою" - возможно имеется в виду тёплый пол с засыпкою
"Полуколонны лосчатыя" - с каннелюрами
"Крестъ газу битяннаго съ сребрянными цветками и петелками" - возможно имеется в виду узорная серебряная тесьма, а битянная в смысле битая, тонко расплющенная.
Сияние - декоративный элемент, в иконостасе обычно над Царскими вратами http://eidos-spb.ru/givhc04.html
Репьи - украшение в виде розетки, звёздочки, резного круга или шарика.
"Отечество" (Троица Новозаветная) иконографический сюжет http://days.pravoslavie.ru/Images/im1067.htm
"Гранитура" - плотная шелковая материя.
Последний раз редактировалось Сергей Попов 11 июл 2009, 00:48, всего редактировалось 1 раз.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Людмила Клешнина »

"Сияние" над царскими вратами :
Вложения
17.maz.maz.jpg
17.maz.maz.jpg (144.48 КБ) 7971 просмотр
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Людмила Клешнина »

"Сияние" на киотах :
Вложения
Sijanije.maz.jpg
Sijanije.maz.jpg (115.04 КБ) 7957 просмотров
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Сергей Попов »

"Лсаный" возможно от лоский (лоснящийся), то есть гладкий
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Сергей Попов писал(а):"Полуколонны лосчатыя" - с каннелюрами
А почему "лосчатые"? От слова "лоск"?
Сергей Попов писал(а):"Крестъ газу битяннаго съ сребрянными цветками и петелками" - возможно имеется в виду узорная серебряная тесьма, а битянная в смысле битая, тонко расплющенная.
Да? Мне кажется, не совсем подходит - ведь речь идет о ткани - завесе Царских врат (см. наш вопрос № 7), и на этой завесе "Крестъ газу битяннаго". "Газу" - это же о материи?
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Сергей Попов писал(а):Репьи - украшение в виде розетки, звёздочки, резного круга или шарика.
А как ударение?
Вот здесь - они?
Изображение
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Сергей Попов писал(а):Сияние - декоративный элемент
А как бы поконкретнее определение?
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Людмила Клешнина писал(а):"Сияние" на киотах :
У нас в описи оно и у крестов на главках. Вот здесь оно есть? -
Изображение
Здесь, правда, мы видим металлические (да?) кресты, а в описи они еще деревянные, и "с сияниями".
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Людмила Клешнина »

Н. и Е. Андрущенко писал(а):
5). «У Царскихъ вратъ две завесы: 1-я матеріи Китайской, по темной земле съ разными цветными изображеніями; Крестъ газу битяннаго съ сребрянными цветками и петелками, внизу оной пришитъ черный бархатъ, съ поперешными тремя линіями голубаго цвета»


8.2). Репьи. Все объяснения сводятся к репейнику...
Вторая завеса (катапетасма) - вышитая серебряной битью, то есть, расплющенной (плоской) серебряной нитью. По низу ткани с вышивкой (газа) пришит черный бархат.

Репьи - именно репейник. Роскошные узоры из таких цветов украшали дорогие заморские ткани. Орнаменты с этими цветами часто встречаются в церковном искусстве.
О символике цветов репейника см. Мф. 7, 16-20 : "По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы ? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их."
koka ornam.5.maz.jpg
koka ornam.5.maz.jpg (108.41 КБ) 7903 просмотра
Здесь переплелись виноград и репейник - символы добрых и злых людей.
Последний раз редактировалось Людмила Клешнина 12 июл 2009, 01:15, всего редактировалось 2 раза.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Людмила Клешнина »

Н. и Е. Андрущенко писал(а): У нас в описи оно и у крестов на главках. Вот здесь оно есть? -
Здесь тоже сияние, но у вас оно должно быть в другом стиле - более "густое", "тяжелое", соответствующее стилю храма.
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Людмила Клешнина писал(а):
Н. и Е. Андрущенко писал(а):5). «У Царскихъ вратъ две завесы: 1-я матеріи Китайской, по темной земле съ разными цветными изображеніями; Крестъ газу битяннаго съ сребрянными цветками и петелками, внизу оной пришитъ черный бархатъ, съ поперешными тремя линіями голубаго цвета»
Вторая завеса (катапетасма)
Не совсем так: это всё о 1-й завесе. 2-я такая: «2-я Тафты алой, крестъ четвероконечный сребряннаго позумента».
Меня, кстати, здесь как раз озадачило про 2 завесы. Ведь у Царских врат одномоментно одна завеса, а в ризнице их, очевидно, гораздо больше двух.
Людмила Клешнина писал(а): - вышитая серебряной битью, то есть, расплющенной (плоской) серебряной нитью. По низу ткани с вышивкой (газа) пришит черный бархат.
Не совсем так. Этой самой нитью вышит крест на завесе. Но здесь еще сказано «газу» - «Крестъ газу битяннаго». Как это всё понять?
А бархат, судя по этой цитате, без "газа".
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Сергей Попов писал(а):"Замок задоросчатый" скорее не врезной, а накладной внутренний кузнечный замок.
Наткнулся на это слово без предлога:
«3-й Иконостасъ въ теплой Церкви Божіей Матери Успенія по голубому лазоревому фризу, столярной работы, доросчатый, на коемъ карнизы золоченные, подъ местными Святыми Иконами панели выкрашены разными красками». Но и его в словарях не нашел.

Здесь, кстати, опять «голубой лазоревый фриз»...

И тут же:
«Надъ оными (Царскими вратами) балдахинъ местами доросчата, утверждена на двухъ колоннахъ и капителяхъ...»
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Людмила Клешнина »

Н. и Е. Андрущенко писал(а):... «У Царскихъ вратъ две завесы: 1-я матеріи Китайской, по темной земле съ разными цветными изображеніями; ... 2-я такая: «2-я Тафты алой, крестъ четвероконечный сребряннаго позумента».
Меня, кстати, здесь как раз озадачило про 2 завесы. Ведь у Царских врат одномоментно одна завеса, а в ризнице их, очевидно, гораздо больше двух.
... еще сказано «газу» - «Крестъ газу битяннаго».
В храме может быть несколько катапетасм разного цвета (аналогично цвету облачений). В данном случае одна - темная (повседневная и на посты), вторая - красная (на праздники и Пасху).
"Газ" - это легкая ткань. Крест, может быть, был вышит на легкой ткани битью и, в виде аппликации нашит на темную китайскую ткань. Ниже - аппликация из бархата.
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Людмила Клешнина писал(а):В храме может быть несколько катапетасм разного цвета (аналогично цвету облачений).
Скорее не "может быть", а "должно быть" - если речь идет о монастыре, которому к этому времени несколько веков. Но почему-то речь про две, причем здесь ведь не ризница описывается, а сами Царские врата, т. е. создается впечатление, что их одновременно две.
Людмила Клешнина писал(а):В данном случае одна - темная (повседневная и на посты), вторая - красная (на праздники и Пасху).
Я думаю, что в повседневное время использовалась не темная, я белая, как и сейчас.
Кстати, "темная земля" - это в данной цитате какой-то конкретный цвет?
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Еще наткнулся на отсутствующее в словарях слово: «Надъ престоломъ сень съ карнизомъ золоченая, въ ней образъ Коронованія Божіей Матери, писанъ красками на ревендуке».
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Сергей Попов писал(а):"Лсаный" возможно от лоский (лоснящийся), то есть гладкий
Судя по построению фразы, это по смыслу южный (летний) столп:
«На южномъ и северномъ столбахъ выше крестообразныхъ кіотей, на лсаномъ столбе 4 Митрополита Московскихъ, на северномъ 4 Ростовскихъ».
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Людмила Клешнина »

Н. и Е. Андрущенко писал(а): Скорее не "может быть", а "должно быть" - если речь идет о монастыре, которому к этому времени несколько веков. Но почему-то речь про две, причем здесь ведь не ризница описывается, а сами Царские врата, т. е. создается впечатление, что их одновременно две.
Вряд ли "должно быть", - нет таких строгих требований.
А если "одновременно", то тогда крест был вышит на газе, и эта легкая (прозрачная) завеса могла висеть поверх первой плотной. Но мне никогда о таком варианте слышать не приходилось.
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Людмила Клешнина писал(а):Вряд ли "должно быть", - нет таких строгих требований.
Я имел в виду, что одно дело - бедный сельский храм, в котором на весь год может быть единственный комплект облачения, а другое дело - монастырь, в котором гораздо больше возможностей, и в котором стараются всё сделать, "как положено".
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Сергей Попов »

Н. и Е. Андрущенко писал(а): Да? Мне кажется, не совсем подходит - ведь речь идет о ткани - завесе Царских врат (см. наш вопрос № 7), и на этой завесе "Крестъ газу битяннаго". "Газу" - это же о материи?
Газ (гас) не только материя, но и узорная золотая или серебряная тесьма
Аватара пользователя
Н. и Е. Андрущенко
Сообщения: 964
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
Откуда: г. Северодвинск
Контактная информация:

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Н. и Е. Андрущенко »

Да?
А в данном случае это подходит, или нет? Ведь "битянного" уже говорит о золотой/серебряной нити.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Сергей Попов »

Н. и Е. Андрущенко писал(а): А почему "лосчатые"? От слова "лоск"?
"Словарь русского языка XVIII в."
"ЛОЖЧАТЫЙ (◄ лосч-, -ой), ая, ое. Имеющий на поверхности круглые или продолговатые углубления. || Архит. С продольными желобками, каннелюрами. Ложчатые столбы. ФРЛ1 II 551.
Н. и Е. Андрущенко писал(а):Да? А в данном случае это подходит, или нет? Ведь "битянного" уже говорит о золотой/серебряной нити.
"Битянный" говорит скорее о технологии.
Игорь Демин
Сообщения: 1069
Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
Откуда: Москва

Re: Вопросы по монастырской описи 1834 г.

Сообщение Игорь Демин »

Н. и Е. Андрущенко писал(а):Еще наткнулся на отсутствующее в словарях слово: «Надъ престоломъ сень съ карнизомъ золоченая, въ ней образъ Коронованія Божіей Матери, писанъ красками на ревендуке».
Ревендук - это парусная ткань. Здесь хотели подчеркнуть, что образ писан не на дереве, а на холсте.

Слово газ, разумеется, означает в данном случае "тесьма", а не легкая шелковая материя. У Даля: газ - "Позумент, галун; золотая, серебряная или мишурная тесьма, особенно с городками по кромке".
Ответить