"Провинциальный снобизм"
-
- Сообщения: 2106
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
"Провинциальный снобизм"
http://sobory.ru/article/index.html?object=04884
Вот замечательный пример провинциальной архитектуры.
Пока профессионалы упорно спорят, что такое канон, - в провинции молча строят так, как чувствует любящее Христа сердце.
Осмелитесь ли Вы критиковать это "смелое" цветовое решение? Или найдете ляпсусы не совсем "изящных" деталей ? Или назовете это "кичем" ?
Думаю, что не критиковать следует, а надо учиться Любви. Можно восхищаться строителями - как, не ведая о законах архитектуры, был построен этот храм. Ведь здесь налицо все канонические элементы объемов, их пропорции, здесь абсолютно четкое понимание символической формы окон, точность декора, и цветовое решение соответствует символическим смыслам, а не гармонии тонов в светском понимании покраски. Здесь очень явно присутствует региональное своеобразие форм. И все это получилось благодаря Любви. Богословские трактаты вряд ли понадобились.
Говоря профессиональным языком, это яркий пример, когда смиренное следование канону предохраняет от ошибок не только профессионала, или ремесленника, но и провинциала, взявшегося за топор, чтобы в своем селе поставить церковь.
Вот замечательный пример провинциальной архитектуры.
Пока профессионалы упорно спорят, что такое канон, - в провинции молча строят так, как чувствует любящее Христа сердце.
Осмелитесь ли Вы критиковать это "смелое" цветовое решение? Или найдете ляпсусы не совсем "изящных" деталей ? Или назовете это "кичем" ?
Думаю, что не критиковать следует, а надо учиться Любви. Можно восхищаться строителями - как, не ведая о законах архитектуры, был построен этот храм. Ведь здесь налицо все канонические элементы объемов, их пропорции, здесь абсолютно четкое понимание символической формы окон, точность декора, и цветовое решение соответствует символическим смыслам, а не гармонии тонов в светском понимании покраски. Здесь очень явно присутствует региональное своеобразие форм. И все это получилось благодаря Любви. Богословские трактаты вряд ли понадобились.
Говоря профессиональным языком, это яркий пример, когда смиренное следование канону предохраняет от ошибок не только профессионала, или ремесленника, но и провинциала, взявшегося за топор, чтобы в своем селе поставить церковь.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
"Провинциальный снобизм"
Людмила, я не так давно участвую в проекте, но не мог не заметить, что Вы считаете главнейшей составляющей архитектурного образа "духовное начало" (извините если неправильно выразился). Если Вас не затруднит, поясните на приведённом Вами примере, что в этой церкви так идеально отвечает канону? Мне хотелось бы понять в чём Вы видите:
"канонические элементы объемов, их пропорции, здесь абсолютно четкое понимание символической формы окон, точность декора, и цветовое решение.." ? Кстати,а новая колокольня этой церкви тоже каноничная?
Или Вы относите это понятие не к архитектурной (в смысле материальной) форме церкви?
Пока не освоил как вставлять цитаты, поэтому по старинке.
"канонические элементы объемов, их пропорции, здесь абсолютно четкое понимание символической формы окон, точность декора, и цветовое решение.." ? Кстати,а новая колокольня этой церкви тоже каноничная?
Или Вы относите это понятие не к архитектурной (в смысле материальной) форме церкви?
Пока не освоил как вставлять цитаты, поэтому по старинке.
-
- Сообщения: 1407
- Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Re: "Провинциальный снобизм"
Когда хотите ответить с цитатой, нажмите на кнопку "цитата" наверху сообщения. Тода сообщение, на которое отвечаете, будет представлено одной большой цитатой. Если надо разбить его на несколько частей - можно вручную вставить в начале каждой части quote="имя", а в конце /quote (и то, и то - в квадратных скобках), проще всего копировать эти теги из начала и конца исходной цитаты.Сергей Попов писал(а):Пока не освоил как вставлять цитаты, поэтому по старинке.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: "Провинциальный снобизм"
Спасибо Юрий, буду осваиватьЮрий Красильников писал(а):Когда хотите ответить с цитатой, нажмите на кнопку "цитата" наверху сообщения.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 1407
- Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Ну, знаю я церковь, которая куда больше на дачу смахивает: http://sobory.ru/article/index.html?object=06461 .Anonymous писал(а):Автора берестовеньского храма, похоже, вдохновляла васнецовская церковь в Абрамцеве, но из-за обшивки сайдингом, приземистых пропорций и синих вставок это в итоге, ИМХО, напоминает дачи несостоявшихся "новых русских"

- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Да, только гораздо более крутого нового русскогоЮрий Красильников писал(а): Ну, знаю я церковь, которая куда больше на дачу смахивает:


-
- Сообщения: 1407
- Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26
Справедливости ради надо сказать, что рядом (в 20 метрах) стоит действительно красивая и величественная (на мой дилетантский взгляд) церковь: http://sobory.ru/article/index.html?object=00791Сергей Заграевский писал(а):Да, только гораздо более крутого нового русскогоЮрий Красильников писал(а): Ну, знаю я церковь, которая куда больше на дачу смахивает:![]()

- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Церковь эффектная, ничего не скажешь. Но все это было, было, было...
Советская власть совершила много преступлений, и одно из них (хотя и мелкое по сравнению со многими другими) - то, что церковная архитектура оказалась "заморожена" практически на целый век. Сейчас архитекторы и заказчики вновь "проходят" стилизаторские времена второй половины XIX века. Пройдут, надоедят "римейки" - глядишь, появится и что-то новое.
Советская власть совершила много преступлений, и одно из них (хотя и мелкое по сравнению со многими другими) - то, что церковная архитектура оказалась "заморожена" практически на целый век. Сейчас архитекторы и заказчики вновь "проходят" стилизаторские времена второй половины XIX века. Пройдут, надоедят "римейки" - глядишь, появится и что-то новое.
-
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 08:46
Re: "Провинциальный снобизм"
Вообще-то к 1912 году уже почти век строили не столько как подсказывает сердце, сколько как нарисовано в чертеже. В данном случае, скорее всего, чертеже сочиненном господином епархиальным архитектором или кем-то в этом духе.
Девятичастная деревянная церковь, во внешнем облике ничего особо уникального - и наличники такие, и обшивку можно и на поздних церквах Брянской области увидеть, и Харьковской, и ещё ряда соседних. Венчания только что странные. Но это, я бы предположил, результат послевоенного восстановления.
Девятичастная деревянная церковь, во внешнем облике ничего особо уникального - и наличники такие, и обшивку можно и на поздних церквах Брянской области увидеть, и Харьковской, и ещё ряда соседних. Венчания только что странные. Но это, я бы предположил, результат послевоенного восстановления.
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
а я всё гадал, что же мне напоминает один фотоснимочек из Даньково..Наталия писал(а):На мой взгдяд более нелепый материал, чем сайдинг для строительства храмов трудно найти: эти постройки напоминают какое-то увеличенное ЛЕГО.
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=38462

-
- Сообщения: 2106
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: "Провинциальный снобизм"
Ув. Сергей, постараюсь ответить на Ваши вопросы.Сергей Попов писал(а):.... считаете главнейшей составляющей архитектурного образа "духовное начало .....что в этой церкви так идеально отвечает канону?
Эта постройка, как и приведенная Олегом Олеговичем церковь, очень напоминают мне народное искусство в стиле "примитивизма". Помню украинскую художницу Марию Примакову (не ошиблась ?), ее и другие подобные работы. Мне нравится, что это искусство отличается почти детской непосредственностью восприятия действительности, свободной от условностей, в плену которых невольно находятся образованные люди. Одна из таких условностей, например, что нам надо придумывать какую-то новую православную архитектуру. В Берестовеньке строитель храма об этом совсем не задумывался, он думал о Христе и смиренно молился. Недочеты, которые нам всем видны, - ничто по сравнению с искренностью веры и смирением. Это главные ценности нашей веры, с таких позиций и надо оценивать работу. Если мы к такой же искренности приложим еще и профессиональное умение .... результат будет хороший, но и спрос совсем по другой мерке.
1) Здесь явно просматривается крестовый план - самое распространенное традиционное решение. "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко... "
2) Основной объем церкви имеет пропорции куба, выделен объемно в композиции - просто и ясно. Куб символизирует Вселенную, с четырех сторон (ветров) которой пришли к вере христианской равные народы. Эта идея строителем храма особо подчеркнута четырьмя угловыми надстройками. Такое решение часто видим в наших храмах, в более изящном виде, правда. А здесь налицо явное понимание этой идеи, воплощенной по своим возможностям.
3) Четко выраженная ярусность композиции, взаимоподчиненность объемов, что говорит о знании учения Церкви о чинах Небесных Сил, о церковной иерархии. Довольно сложная композиция уравновешена простой, но действенной зеркальной симметрией. Этим достигается впечатление уравновешенности, стабильности, вечности. При этом вся композиция все-таки имеет устремление в небо, к Богу.
4) Декор скупой, но есть минимальный набор элементов, без которых никак нельзя было обойтись. На своем месте, под карнизами - подзор в виде капелек Божественной благодати. А куб основного объема выделен декором с мотивом креста, этим выражая значимость этой части церкви и связь с образом Христа. Над порталом входа - декор в виде солнышка. Наивно, но точно : Солнце Правды (Христос) встречает входящего в храм. И арка входа сделана полукруглой, даже окон таких нет, а подобие крыльца так сделано. И это правильно, эта осеняющая входящего в храм форма, первый знак милосердия Божия. Скромные наличники окон всего двух видов, но они немного разные, дают представление о разных чинах Небесных Сил, символами которых являются.
5) Интересна форма главы. Это не "луковица" утонченной формы, а структура, прямо напоминающая голову в шлеме, ведь глава символизирует Христа как главу Вселенской Церкви.
6) Меня удивило явное понимание световой идеи храма. Есть маленький барабан и в нем окошки, которые не так-то легко было сделать. Эти окошки дают свет в подкупольном пространстве, что совершенно правильно. Также они служат для вентиляции помещения (и об этом думали строители). По всем фасадам размещены круглые окна, их много, хотя их трудно выполнить. Какое-то особенное значение им придано, и это оправдано. Окно - от слова "око", в этой архитектурной форме содержится глубочайший смысл (об этом здесь мало места писать). Это окуль, маленькое подобие романской и готической "розы" - общехристианский символ. Строитель церкви, явно, много размышлял об этой форме.
7) Колокольня не совсем изящна, но в ней присутствует обязательная ярусность, с убыванием объема, есть шатер - все признаки образа Лествицы на Небо и попытка выразить образ Пресвятой Богородицы, которой посвящен храм.
Цветовое решение чисто символическое : много синего (Богородицы цвет) и зеленый - цвет смирения. Нет здесь красной или черной главы !! Возразить нечего. А имитация сайдинга - тоже от любви, чтобы "побогаче" было. По тексту видно, что облицевали недавно.
Именно главные требования канона здесь выполнены, поэтому храм в целом не вызывает возражений, неприятия, как это часто бывает в современных постройках. Будем снисходительны.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Re: "Провинциальный снобизм"
Людмила Клешнина писал(а): Если мы к такой же искренности приложим еще и профессиональное умение .... результат будет хороший, но и спрос совсем по другой мерке.
.
Людмила, спасибо за развёрнутый ответ. Мне правда показалось, что Вы говорите не о каноничности архитектурной формы данного храма, а о её трактовке. Это несколько разные вещи. Я согласен с Вами, что символ очень важен для храмостроительства. Мне было очень любопытно прочитать Ваши соображения по освещению внутреннего пространства храма. Действительно, строительство церкви нельзя сводить только к утилитарной функции, как раз в этом случае архитектор не нужен. В идеале задача архитектора есть создание гармоничной "среды", в которой максимально выражено православное мироощущение во всём своём многообразии. А какие для этого архитектором использовались формы (профессиональные приёмы) это вторично и вряд ли может быть ограничено некоторым обязательным набором. Поэтому надо не придумывать новую православную архитектуру (она сама появится), а понять, что при строительстве храма есть "духовная" задача, которая требует выражения профессиональными архитектурными приёмами.
Последний раз редактировалось Сергей Попов 14 фев 2008, 08:58, всего редактировалось 1 раз.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
-
- Сообщения: 2106
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Ещё такое замечание. Людмила, Вы наверняка обратили внимание на то, что в общественной архитектуре практически сразу стали проектировать в современных формах, никакого возврата в прошлое не было. А из всех вновь построенных церквей я не могу припомнить ни одну удачную, которая не являлась бы репликой более ранних образцов, от псковско-новгородских до модерна. Возможно это и говорит о том, что храмостроительство не сводится лишь к формообразованию?
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Людмила, а как Вы оцените такой храм? http://sobory.ru/photo/index.html?photo=17209
Сергей Попов писал(а):Ещё такое замечание. Людмила, Вы наверняка обратили внимание на то, что в общественной архитектуре практически сразу стали проектировать в современных формах, никакого возврата в прошлое не было.
Интересно, что вы имеете в виду, говоря об общественной архитектуре? Что значит "практически сразу"? Какое время? Где?
Если в СССР, а "сразу"- это после 1917 года, то всё было по разному: был конструктивизм, была "пролетарская классика" Фомина, а был и "сталинский ампир"( чем ни возврат в прошлое?), были безликие железобетонные коробки 1970-80-х, которые "современными формами" и язык как-то не поворачивается называть... Так, что всё не так просто.
- Сергей Попов
- Модератор
- Сообщения: 3175
- Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
- Откуда: Москва
Vitale, я имел в виду постсоветский период. Приблизительно после 1995 года. Под общественными зданиями я понимаю торговые и бизнес-центры, жилые комплексы и т.д. Я не оцениваю качество архитектуры, а говорю о тенденции.Vitale писал(а): Интересно, что вы имеете в виду, говоря об общественной архитектуре? Что значит "практически сразу"? Какое время? Где?
-
- Сообщения: 2106
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
"провинциальный снобизм"
Сергей, попыталась высказаться по этому поводу в теме "каноническое творчество". Это профессиональная работа, поэтому обсуждать ее в теме о провинциальной архитектуре не совсем "к месту".Сергей Попов писал(а):Людмила, а как Вы оцените такой храм? http://sobory.ru/photo/index.html?photo=17209