20-ти главая церковь в Пикалево.
20-ти главая церковь в Пикалево.
Читаю книгу краеведа Пикалевского р-на г-на Старовойтова Л.А. «Пикалево: истоки».
Нашел такую вот инфу: В Воскресенском Лученском ( куст деревень на месте нынешнего г. Пикалево Лениградской области ) погосте в 1708 году была построена деревянная 20-ти главая (подобная Кижской) церковь Воскресения Христова. Церковь сгорела в 1893 году.
«Земля Невская Православная» подтверждает эти сведения, кроме тех , что церковь была 20-тиглавая и подобная Кижской.
Знаю что - Анхимово – 1708 год, Кижи – 1714. Про 20- ти главую церковь в Лученском погосте слышу впервые.
Может кто-то подтвердить эти сведения ???
Нашел такую вот инфу: В Воскресенском Лученском ( куст деревень на месте нынешнего г. Пикалево Лениградской области ) погосте в 1708 году была построена деревянная 20-ти главая (подобная Кижской) церковь Воскресения Христова. Церковь сгорела в 1893 году.
«Земля Невская Православная» подтверждает эти сведения, кроме тех , что церковь была 20-тиглавая и подобная Кижской.
Знаю что - Анхимово – 1708 год, Кижи – 1714. Про 20- ти главую церковь в Лученском погосте слышу впервые.
Может кто-то подтвердить эти сведения ???
-
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 08:46
Re: 20-ти главая церковь в Пикалево.
Теоретически вещь вполне возможная, исторический регион один и тот же - Обонежская пятина.
Ссылки какие-нибудь в книге есть, позволяющие понять на основании чего сделан такой вывод ?
В 1887, за несколько лет до гибели памятника, по инициативе Императорской Археологической комисси проводилось составление метрик на все памятники церковного зодчества. Описания в метриках, в зависимости от старательности заполнявших оные приходских священников могли быть как лаконичными, так и весьма развёрнутыми. Уцелели, конечно, не все метрики, всё что уцелело хранится в ИИМК РАН в Санкт-Петербурге.
Так что если есть ссылка на ИИМК - то скорее всего про 20-главость прочитано Старовойтовым как раз в метрике.
Ссылки какие-нибудь в книге есть, позволяющие понять на основании чего сделан такой вывод ?
В 1887, за несколько лет до гибели памятника, по инициативе Императорской Археологической комисси проводилось составление метрик на все памятники церковного зодчества. Описания в метриках, в зависимости от старательности заполнявших оные приходских священников могли быть как лаконичными, так и весьма развёрнутыми. Уцелели, конечно, не все метрики, всё что уцелело хранится в ИИМК РАН в Санкт-Петербурге.
Так что если есть ссылка на ИИМК - то скорее всего про 20-главость прочитано Старовойтовым как раз в метрике.
Интересно, историк Л. А. Старовойтов ссылается на какие-либо конкретные источники? Если нет, то лично у меня доверие к таким историкам резко снижается, если, конечно, он сам не был очевидцем описываемых событий. Кстати, в упомянутой вами "Земле..." о пожаре в Воскресенской церкви в 1893г. почему-то нет ни слова.
Валерий, если у Вас не мимолётный интерес к этому храму, то, думаю, что ответ можно найти только в архиве (рукописном фонде) ИИМК РАН (СПб, Дворцовая наб,18), такой храм там обязательно должен быть описан (его фотографий, правда, в тамошней фототеке нет).
Советую также заглянуть в фотоархив Российского Этнографического музея (Инженерная ул., 4/1), там очень много фотографий старинного деревянного зодчества, и, думаю, что интересующая Вас 20-главая церковь там вполне может отыскаться.
Валерий, если у Вас не мимолётный интерес к этому храму, то, думаю, что ответ можно найти только в архиве (рукописном фонде) ИИМК РАН (СПб, Дворцовая наб,18), такой храм там обязательно должен быть описан (его фотографий, правда, в тамошней фототеке нет).
Советую также заглянуть в фотоархив Российского Этнографического музея (Инженерная ул., 4/1), там очень много фотографий старинного деревянного зодчества, и, думаю, что интересующая Вас 20-главая церковь там вполне может отыскаться.
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4683
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Спасибо за инфу и прошу прощения за молчание - выбыл на каникулы.
Чисто теоретически такой храм вряд ли существовал. Кижи и Анхимово рубила, скорее всего, одна артель (1708 , 1714 ) и постройка в 1708 году еще одного 20 –ти главого храма не укладывается в хронологические рамки. В наиболее полной энциклопедии по дер. зодчеству Красовкого, вышедшей в 1916 году, упоминания о таком храме нет. Грабарь то же о нем не пишет. Пишет один Старовойтов. Поскольку он в данном случае является первоисточником, то можно попробовать стребовать с него. В библиотеку Пикалевской академии наук я , кончено , не поеду. Но хочу напомнить некоторым товарищам типа Василия Шелемина, что в прошлом году я ему давал «мыло» Старовойтова, поэтому он с ним связывался не посредством библиотеки ( куда он меня так по-дружески посылает).
В свое оправдание хочу сказать, что вышеуказанное «мыло» было у меня записано на обложке атласа. Атлас у меня остался , а вот обложка, к сожалению, улетучилась.
Короче, из всего выше сказанного следует просьба к В.Шелемину - прислать мне мыло тов. Старовойтова.
И еще... Судя по литературе , которой пользовался Старовойтов, под временные рамки этого храма подходит только : Челищев П.И. Путешествие по северу России в 1719 году и Земской календарь-справочник за 1917 год.
Чисто теоретически такой храм вряд ли существовал. Кижи и Анхимово рубила, скорее всего, одна артель (1708 , 1714 ) и постройка в 1708 году еще одного 20 –ти главого храма не укладывается в хронологические рамки. В наиболее полной энциклопедии по дер. зодчеству Красовкого, вышедшей в 1916 году, упоминания о таком храме нет. Грабарь то же о нем не пишет. Пишет один Старовойтов. Поскольку он в данном случае является первоисточником, то можно попробовать стребовать с него. В библиотеку Пикалевской академии наук я , кончено , не поеду. Но хочу напомнить некоторым товарищам типа Василия Шелемина, что в прошлом году я ему давал «мыло» Старовойтова, поэтому он с ним связывался не посредством библиотеки ( куда он меня так по-дружески посылает).
В свое оправдание хочу сказать, что вышеуказанное «мыло» было у меня записано на обложке атласа. Атлас у меня остался , а вот обложка, к сожалению, улетучилась.
Короче, из всего выше сказанного следует просьба к В.Шелемину - прислать мне мыло тов. Старовойтова.



И еще... Судя по литературе , которой пользовался Старовойтов, под временные рамки этого храма подходит только : Челищев П.И. Путешествие по северу России в 1719 году и Земской календарь-справочник за 1917 год.
-
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 08:46
Вот тут как раз есть множество вариантов. Отечественное деревянное зодчество по определению изучено неполно и фрагментарно. Если вдруг третья 20-главая церковь "по образцу кижской" выищется, надо будет просто пересмотреть имеющиеся представления и датировки )Валерий Карсаков. писал(а):Чисто теоретически такой храм вряд ли существовал. Кижи и Анхимово рубила, скорее всего, одна артель (1708 , 1714 ) и постройка в 1708 году еще одного 20–ти главого храма не укладывается в хронологические рамки.
Ну, Челищев (рукопись, замечу, 1791 года) на первый взгляд не подходит, благо выдержки в сети есть (см. http://www.ferapontovo.ru/index.php3?id=816 )Валерий Карсаков. писал(а):Судя по литературе , которой пользовался Старовойтов, под временные рамки этого храма подходит только : Челищев П.И. Путешествие по северу России в 1719 году и Земской календарь-справочник за 1917 год.
на большой дороге погост Воскресенский; в нем две деревянных церкви, одна - Воскресению Христову с приделом великомученику Георгию, другая - Рождеству Христову.
И всё. Довольно лаконично, но для того времени не удивительно. Может, конечно, цитирование выборочное, но маловероятно.
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4683
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Мне то же хочется повторить то наше небольшое путешествие, тем более , что фоток у меня тогда не состоялось , поскольку получилась накладка с фотоаппаратом.
Старовойтова я попробую разыскать ( у нас длинные руки) по другим каналам - он какое-то время был секретарем парткома Пикалевского глинозема.
А за веревку, Василий , отдельное спасибо.

А за веревку, Василий , отдельное спасибо.

*
От Старовойтова получил ответ :
Уважаемый Валерий!
Единственное сообщение о наличие 20-ти главой церкви погоста Воскресенского в Лучанех имеется у Мордвинова И.П. при описании погостов Тихвинского уезда в книге: Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год. Петроград.1916. С.73. Дата постройки деревянной церкви Воскресения Христова в 1708 году дана в книге: Земля Невская Православная. СПб., 2000., С. 150.
Если Вы найдете ещё что-то подобное, сообщите мне пожалуйста.
Старовойтов Л.А.
Так что ответ , наверное , нужно искать в архивах...
Уважаемый Валерий!
Единственное сообщение о наличие 20-ти главой церкви погоста Воскресенского в Лучанех имеется у Мордвинова И.П. при описании погостов Тихвинского уезда в книге: Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год. Петроград.1916. С.73. Дата постройки деревянной церкви Воскресения Христова в 1708 году дана в книге: Земля Невская Православная. СПб., 2000., С. 150.
Если Вы найдете ещё что-то подобное, сообщите мне пожалуйста.
Старовойтов Л.А.
Так что ответ , наверное , нужно искать в архивах...
Re: *
У-у-у...Валерий Карсаков. писал(а):От Старовойтова получил ответ :
Уважаемый Валерий!
Единственное сообщение о наличие 20-ти главой церкви погоста Воскресенского в Лучанех имеется у Мордвинова И.П. при описании погостов Тихвинского уезда в книге: Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год. Петроград.1916. С.73. Дата постройки деревянной церкви Воскресения Христова в 1708 году дана в книге: Земля Невская Православная. СПб., 2000., С. 150.
Так что ответ , наверное , нужно искать в архивах...
Как всё запущенно ...
1708, вероятно, выписан из клировых ведомостей. Больше неоткуда, кмк.
Откуда 20-главость попала в "календарь-справочник" - понять сложно. Надо знать, что за работа у Мордвинова. В общем случае мануалы издания 1910-х - источник весьма ненадёжный, если речь об 1870-х идёт. Хотя и возможны исключения. В общем - случай сложный, вероятность наличия реальной 20-главой церкви - невысокая. Так что да - в ИИМК или в РГИА однозначный ответ искать надо.
-
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 08:46
Re: *
Oops.
Это я был.
Это я был.