Световое пространство храма
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Световое пространство храма
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=32290
Пример канонически точно решенного светового пространства.
Далеко от столиц, в глубинке, внешне непритязательно. Но купол золотой - нашлись средства и глубокое понимание православной символики. Спасибо Вам, строители и вдохновители работ !
Жаль, что нет снимка восточного фасада : как смотрится маленькая роза.
Пример канонически точно решенного светового пространства.
Далеко от столиц, в глубинке, внешне непритязательно. Но купол золотой - нашлись средства и глубокое понимание православной символики. Спасибо Вам, строители и вдохновители работ !
Жаль, что нет снимка восточного фасада : как смотрится маленькая роза.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Световое пространство храма
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=18053
Эта провинциальная церковь, построенная в 1907 году, - пример четкого решения светового пространства и объемного построения храма. Архитектор здесь не указан. Явно над проектом со знанием дела работал профессионал. Интересно, как в решении алтаря акцентировано одно из символических значений этой части храма. Алтарь – образ рая, а также горница, где происходила Тайная Вечеря, и пещера Гроба Господня. Именно последнее из перечисленных символических значений сразу бросается в глаза. В контрасте с высоким, ярко освещенным подкупольным пространством низкая алтарная апсида смотрится как настоящая пещера.
Пропорции, конструктивное решение и умелая работа со светом – эти «инструменты» архитектуры ничуть не устарели.
Эта провинциальная церковь, построенная в 1907 году, - пример четкого решения светового пространства и объемного построения храма. Архитектор здесь не указан. Явно над проектом со знанием дела работал профессионал. Интересно, как в решении алтаря акцентировано одно из символических значений этой части храма. Алтарь – образ рая, а также горница, где происходила Тайная Вечеря, и пещера Гроба Господня. Именно последнее из перечисленных символических значений сразу бросается в глаза. В контрасте с высоким, ярко освещенным подкупольным пространством низкая алтарная апсида смотрится как настоящая пещера.
Пропорции, конструктивное решение и умелая работа со светом – эти «инструменты» архитектуры ничуть не устарели.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Не по теме, но меня потрясает то, что в церкви, пусть заброшеной, на стенах пишут скабрезные надписи. И это ведь не в советское время, а недавно! Эти молодые ребята с пульверизаторами - вряд ли сатанисты. Полагаю, они все крещеные, более того - вполне искренне считают себя православными и в незаброшенную церковь в соседней деревне заходят и крестятся...
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Световое пространство храма
Надписи вовсе читать и не хочется.
Впечатляет мастерство зодчего : мягко падает свет из ярко освещенного вверху четверика, постепенно сливаясь с полусумраком нижней зоны. А в алтаре так размещены окна, что при взгляде на них вызывают некоторое кратковременное "ослепление", и в контрасте с ярким светом верхней зоны алтарь кажется более темным, чем есть на самом деле. При наличии иконостаса игра света не будет так очевидна. Каков он был ? Думаю, что иконостас был невысокий, так как на четверике есть окна на восточной стороне. Лучи солнца на литургии, проникая из темного алтаря через иконостас в среднюю часть храма, наверное, создавали интересное впечатление.
Впечатляет мастерство зодчего : мягко падает свет из ярко освещенного вверху четверика, постепенно сливаясь с полусумраком нижней зоны. А в алтаре так размещены окна, что при взгляде на них вызывают некоторое кратковременное "ослепление", и в контрасте с ярким светом верхней зоны алтарь кажется более темным, чем есть на самом деле. При наличии иконостаса игра света не будет так очевидна. Каков он был ? Думаю, что иконостас был невысокий, так как на четверике есть окна на восточной стороне. Лучи солнца на литургии, проникая из темного алтаря через иконостас в среднюю часть храма, наверное, создавали интересное впечатление.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Я в свое время абсолютно случайно сделал эти фотографии. Тоже интересное впечатление от световых решений :
Успенский Фиораванти:
http://www.zagraevsky.com/arch/russia/m ... 802433.jpg
Архангельский:
http://www.zagraevsky.com/arch/russia/m ... 802402.jpg
Троицкий в Лавре:
http://www.zagraevsky.com/arch/russia/m ... 705780.JPG
Нотр-Дам:
http://www.zagraevsky.com/arch/france/p ... 305605.JPG
Сан-Марко:
http://www.zagraevsky.com/arch/italy/ve ... 706129.JPG
http://www.zagraevsky.com/arch/italy/ve ... 706131.JPG
Собор в Бамберге:
http://www.zagraevsky.com/arch/germany/ ... 305184.JPG
Ц-вь Св. Якоба там же:
http://www.zagraevsky.com/arch/germany/ ... 305175.JPG
Фрауенкирхе в Мюнхене:
http://www.zagraevsky.com/arch/germany/ ... 020761.JPG
"Старая ц-вь" в Амстердаме:
http://www.zagraevsky.com/arch/holland/ ... 306156.JPG
Людмила меня, кажется, как-то обвиняла в сухости, стандартности и "архитектурности" фототеки http://www.zagraevsky.com/arch.htm ? В ней, как видно, водятся и не очень сухие фото
Успенский Фиораванти:
http://www.zagraevsky.com/arch/russia/m ... 802433.jpg
Архангельский:
http://www.zagraevsky.com/arch/russia/m ... 802402.jpg
Троицкий в Лавре:
http://www.zagraevsky.com/arch/russia/m ... 705780.JPG
Нотр-Дам:
http://www.zagraevsky.com/arch/france/p ... 305605.JPG
Сан-Марко:
http://www.zagraevsky.com/arch/italy/ve ... 706129.JPG
http://www.zagraevsky.com/arch/italy/ve ... 706131.JPG
Собор в Бамберге:
http://www.zagraevsky.com/arch/germany/ ... 305184.JPG
Ц-вь Св. Якоба там же:
http://www.zagraevsky.com/arch/germany/ ... 305175.JPG
Фрауенкирхе в Мюнхене:
http://www.zagraevsky.com/arch/germany/ ... 020761.JPG
"Старая ц-вь" в Амстердаме:
http://www.zagraevsky.com/arch/holland/ ... 306156.JPG
Людмила меня, кажется, как-то обвиняла в сухости, стандартности и "архитектурности" фототеки http://www.zagraevsky.com/arch.htm ? В ней, как видно, водятся и не очень сухие фото
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Световое пространство храма
Согласна ! Сергей, эти фото замечательные. Как наглядно видно различие в решении храмовых световых пространств восточного и западного христианства, при очень многих общих чертах.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Световое пространство храма
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=32290
Вот еще один пример воплощения тех же идей, но несколько другими средствами. Впечатляет отточенность архитектурных решений. Опять провинциальный храм, но это вовсе не помеха для создания хорошей архитектуры.
Вот еще один пример воплощения тех же идей, но несколько другими средствами. Впечатляет отточенность архитектурных решений. Опять провинциальный храм, но это вовсе не помеха для создания хорошей архитектуры.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Световое пространство храма
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=30034
Каким будет световое пространство этого храма ? Осмелюсь предположить, что авторы проекта об этом не задумывались. По фасаду видно, что пропорции окон и их равномерное расположение обеспечат ровное освещение, как в общественном здании. По телевидению была информация о грандиозных витражах, которые заполнят окна. Выполнение витражей высоко профессиональное, технология повторяет все тонкости средневековых приемов. Большая работа. Но зачем столько усилий ?
Интересны пояснения художников, работающих над витражами : "Это будет первый и единственный храм... общегородская программа восстановления витражей ..." Чисто светский подход к работе, как будто речь идет об общественном здании. Ни слова об идее храма, которую надо прежде всего выразить и архитектурой, и внутренним убранством ...
В храме уже установлен красивый иконостас с каноническими иконами, его пропорции близки человеческому масштабу. Сильным диссонансом будут звучать огромные по масштабу витражи, выполненные в стиле модерн. Но главное не в этом.
На выше приведенных фото так хорошо видно, что световое пространство православного и католического храма выражает разные трактовки христианского учения. Витражи появились тогда, когда возникла необходимость нового средства выражения, без них нельзя представить себе готический храм. В православном же храме - другие средства выражения, очень выразительные, мощные, - витражи, как говорится, "ни к чему".
Иконография готических витражей, форма проемов, конструкция, цвет - все соответствует символике церковного искусства, сливается в общей гармонии богослужения, раскрывая идею католического храма.
А в Одинцовском храме (между прочим, посвященном св. Георгию - стойкому исповеднику христианства !) витражи просто повторяют сюжеты икон, как "масло масляное" не раскрывают идею храма, а затрудняют ее выражение.
Зато будет впервые такое "чудо" ...
Каким будет световое пространство этого храма ? Осмелюсь предположить, что авторы проекта об этом не задумывались. По фасаду видно, что пропорции окон и их равномерное расположение обеспечат ровное освещение, как в общественном здании. По телевидению была информация о грандиозных витражах, которые заполнят окна. Выполнение витражей высоко профессиональное, технология повторяет все тонкости средневековых приемов. Большая работа. Но зачем столько усилий ?
Интересны пояснения художников, работающих над витражами : "Это будет первый и единственный храм... общегородская программа восстановления витражей ..." Чисто светский подход к работе, как будто речь идет об общественном здании. Ни слова об идее храма, которую надо прежде всего выразить и архитектурой, и внутренним убранством ...
В храме уже установлен красивый иконостас с каноническими иконами, его пропорции близки человеческому масштабу. Сильным диссонансом будут звучать огромные по масштабу витражи, выполненные в стиле модерн. Но главное не в этом.
На выше приведенных фото так хорошо видно, что световое пространство православного и католического храма выражает разные трактовки христианского учения. Витражи появились тогда, когда возникла необходимость нового средства выражения, без них нельзя представить себе готический храм. В православном же храме - другие средства выражения, очень выразительные, мощные, - витражи, как говорится, "ни к чему".
Иконография готических витражей, форма проемов, конструкция, цвет - все соответствует символике церковного искусства, сливается в общей гармонии богослужения, раскрывая идею католического храма.
А в Одинцовском храме (между прочим, посвященном св. Георгию - стойкому исповеднику христианства !) витражи просто повторяют сюжеты икон, как "масло масляное" не раскрывают идею храма, а затрудняют ее выражение.
Зато будет впервые такое "чудо" ...
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0% ... 5-2006.jpg
Замечательный пример канонического светового пространства. Очень хорош снимок с парусами, снятый прямо вверх. Глядя на него, сразу становится понятным происхождение этого термина. Паруса именно парят над молящимися ! Как интересно получается, когда фотограф понимает, что он снимает. Особенное спасибо автору красивой фотографии!
Замечательный пример канонического светового пространства. Очень хорош снимок с парусами, снятый прямо вверх. Глядя на него, сразу становится понятным происхождение этого термина. Паруса именно парят над молящимися ! Как интересно получается, когда фотограф понимает, что он снимает. Особенное спасибо автору красивой фотографии!
Последний раз редактировалось Людмила Клешнина 08 май 2010, 12:30, всего редактировалось 1 раз.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 31 мар 2008, 01:29
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Причина в устаревших СНиП-ах. Я слышал все многоэтажки высотой более 9 этажей должны снести к 2015 году, вместо них будет практиковаться массовое подземное строительство. Лужков по Москве уже подписал, а по Питеру Медведев собирается провести одним из первых указов после вступления в должность. Дело в том, что подземные строения не требуют никакого обогрева, с глубины от 50м ближе к мантии Земли температура начинает повышаться каждые 10м на один градус. Получается значительная экономия электроэнергии и энергоносителей.Татьяна Прудни писал(а):А все-таки,почему ..в наше время многоэтажки хоть и высотные, но не производят впечатления "высоты" в должном смысле. Мы все больше приземленные. Где причина? В нас?
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 31 мар 2008, 01:29
с 1 апреля!!! и вам того же! :lo шутите, шутите Вообще-то я имела в виду символический аспект нашего "падения умов ",отраженной в архитектуре и проблема , между прочим глобальная. Что чувствуем, то и строим. Раньше уходящие в нобо колокольни, а сейчас метро, да перевернутые пирамиды... Я сторонник традиционалистского исторического подхода
все большое начинается с малого...
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=47792
В эпоху классицизма канонические принципы решения светового пространства еще не были забыты.
В эпоху классицизма канонические принципы решения светового пространства еще не были забыты.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Световое пространство храма
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=26861
Еще один пример высочайшего профессионализма и смирения перед церковной традицией : результат налицо - каноническое световое пространство, являющее нам Главу Церкви во всей красе метафизического смысла архитектурных форм.
Для справки : "Метафизика - ...часть философского наследия Аристотеля и буквально означает "то, что следует после физики". ... высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук. ....В средневековой философии М. служила теологии как ее философское обоснование. Приблизительно с 16 в. наряду с термином М. применялся в равном значении термин "онтология". .....Маркс и Энгельс,... раскрыли научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему метод материалистической диалектики." Философский словарь, М.,1986.
Еще один пример высочайшего профессионализма и смирения перед церковной традицией : результат налицо - каноническое световое пространство, являющее нам Главу Церкви во всей красе метафизического смысла архитектурных форм.
Для справки : "Метафизика - ...часть философского наследия Аристотеля и буквально означает "то, что следует после физики". ... высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук. ....В средневековой философии М. служила теологии как ее философское обоснование. Приблизительно с 16 в. наряду с термином М. применялся в равном значении термин "онтология". .....Маркс и Энгельс,... раскрыли научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему метод материалистической диалектики." Философский словарь, М.,1986.
- Сергей Коваленко
- Сообщения: 233
- Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
- Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
- Контактная информация:
Re: Световое пространство храма
"— Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного?
.....
— Да не согласен я.
— С кем? С Энгельсом или с Каутским?
— С обоими, ... ".
/М.Булгаков./
.....
— Да не согласен я.
— С кем? С Энгельсом или с Каутским?
— С обоими, ... ".
/М.Булгаков./
- Сергей Коваленко
- Сообщения: 233
- Зарегистрирован: 06 окт 2008, 19:39
- Откуда: Киев - Запорожье - Нижний Архыз
- Контактная информация:
Re: Световое пространство храма
Людмила Клешнина писал(а):... во всей красе метафизического смысла архитектурных форм.
Уважаемая Людмила.Людмила Клешнина писал(а):... строительство... без соблюдения элементарных законов метафизики света.
Блистанием философской мысли в области прилепливания куда ни попадя «красивого слова» - Метафизика, увенчаны «открытия» не только Ваши.
Книга под названием "Baboon Metaphysics" ("Метафизика бабуина") вошла в шорт-лист британского конкурса самых странных заглавий, ежегодно устраиваемого журналом The Bookseller. (по материалам газеты The Guardian)1
Для Вас, я позволил себе разместить в Вашей теме картинку.
Дабы Вы могли вкусить, говоря Вашим языком, красивую бесконечность гармонии, которая объединяет классическую красоту идеограммы с глубиной зрительного образа.
_____________________________________________________
1.http://www.guardian.co.uk/books/2009/fe ... le-diagram
- Вложения
-
- baboon_metaphysics.jpg (15.31 КБ) 8233 просмотра
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Световое пространство храма
Для искоренения профессионального невежества желающие могут ознакомиться с новейшими направлениями искусствознания и архитектурной науки : http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Godovanets.pdf
http://www.polit.ru/lectures/2007/06/14/ierotop.html
http://www.polit.ru/lectures/2007/06/14/ierotop.html
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Световое пространство храма
Сакральное пространство, созданное арх. Янисом Бауманисом : храм Всех Святых в Риге.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Световое пространство храма
Фото исключительно удачное. Автор, интересно, кто? Это же во время службы сфотографировано...Людмила Клешнина писал(а):Сакральное пространство, созданное арх. Янисом Бауманисом : храм Всех Святых в Риге.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Световое пространство храма
Фото с сайта ЛПЦ.
Фото удачное, но если бы Янис Бауманис точно не продумал организацию света в этом храме, то и фото такого бы не было.
Фото удачное, но если бы Янис Бауманис точно не продумал организацию света в этом храме, то и фото такого бы не было.
-
- Сообщения: 2039
- Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
- Откуда: Рига
Re: Световое пространство храма
Это фото тоже сделано во время службы в маленьком провинциальном храме. Сакральное пространство создано самыми скромными средствами. Можно предположить, что это удалось потому, что архитектор не боялся думать о метафизике света. http://sobory.ru/article/index.html?object=10510
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
Re: Световое пространство храма
Типовой евроремонт силами дружественных трудовых ресурсов Молдавии и Таджикистана это "сакральное пространство", "метафизика света"?Людмила Клешнина писал(а):Сакральное пространство создано
Когда нет реальной глубины и наполняемости терминов, от частого употребления в дело и не в дело они легко превращаются в навязчивую пошлость.
Дымовой шлейф микрочастиц от кадила действительно весьма заметен в прямом солнечном свете и служит тревожным сигналом для лиц, страдающих бронхиальной астмой, обычным зрителям быстро приедается,
поскольку вполне естественен.
Чугунные батареи отопления вчерашний день.
Фотографии не убедительны.