Жертвенник за пределами алтаря?
- Н. и Е. Андрущенко
- Сообщения: 964
- Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
- Откуда: г. Северодвинск
- Контактная информация:
Жертвенник за пределами алтаря?
Во всех известных нам современных публикациях, посвященных архитектуре Никольского собора Николо-Корельского монастыря (1677 г.), говорится о том, что справа от центрального - Никольского - придела был придел апп. Петра и Павла, а слева - жертвенник и ризница.
Сначала мы думали, что насчет жертвенника - это лажа, вследствие того, что светские публикаторы не очень понимают в церковных вопросах. Однако специалисты подтвердили, что жертвенник за пределами алтаря, один на оба придела - нередкое явление в древнерусской архитектуре. Тогда мы задались вопросом: что об этом говорят церковные каноны? Разумеется, этот вопрос обязательно должен быть в канонах отражен. Но - ничего не смогли найти.
Честно говоря, нам вообще непонятна необходимость вынесения жертвенника за пределы алтаря в довольно просторном храме. Это можно еще объяснить, если алтарь настолько маленький, что там вообще не повернуться, и физически нет места для установки жертвенника.
Потом, сразу возникает вопрос о каноничности совершения двух проскомидий в течение дня на одном жертвеннике. Насчет престола - вполне конкретно прописан запрет, а вот насчет жертвенника - не нашли.
И вообще, тут возникает много вопросов, которые в Правилах должны быть четко оговорены. Напр., вполне можно представить на Великом входе проход по единой солее в противоположный придел мимо центральных врат. Но вот последующий перенос Св. Даров с крайнего престола на противоположный жертвенник придется осуществлять сквозь центральный алтарь - это уже труднее представить. И здесь, напр., в Правилах четко должно быть оговорено, как совершать перенос сквозь центральный алтарь: в частности - перед престолом или через Горнее место.
Ничего подобного найти не удалось.
Может ли кто-нибудь что-нибудь подсказать по этому поводу?
Сначала мы думали, что насчет жертвенника - это лажа, вследствие того, что светские публикаторы не очень понимают в церковных вопросах. Однако специалисты подтвердили, что жертвенник за пределами алтаря, один на оба придела - нередкое явление в древнерусской архитектуре. Тогда мы задались вопросом: что об этом говорят церковные каноны? Разумеется, этот вопрос обязательно должен быть в канонах отражен. Но - ничего не смогли найти.
Честно говоря, нам вообще непонятна необходимость вынесения жертвенника за пределы алтаря в довольно просторном храме. Это можно еще объяснить, если алтарь настолько маленький, что там вообще не повернуться, и физически нет места для установки жертвенника.
Потом, сразу возникает вопрос о каноничности совершения двух проскомидий в течение дня на одном жертвеннике. Насчет престола - вполне конкретно прописан запрет, а вот насчет жертвенника - не нашли.
И вообще, тут возникает много вопросов, которые в Правилах должны быть четко оговорены. Напр., вполне можно представить на Великом входе проход по единой солее в противоположный придел мимо центральных врат. Но вот последующий перенос Св. Даров с крайнего престола на противоположный жертвенник придется осуществлять сквозь центральный алтарь - это уже труднее представить. И здесь, напр., в Правилах четко должно быть оговорено, как совершать перенос сквозь центральный алтарь: в частности - перед престолом или через Горнее место.
Ничего подобного найти не удалось.
Может ли кто-нибудь что-нибудь подсказать по этому поводу?
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4683
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
К сожалению, на форуме очень редко появляются священники. А этот вопрос хорошо бы задать им - в сети сейчас много форумов типа "задай вопрос священнику". Навскидку - вот http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtop ... c151cbce77 (кста, о. Александр - соавтор соборов.ру, но консультантом сюда не хочет:-)).
Еще у Андрея Кураева обсуждаются эти темы:
http://kuraev.ru/index.php?option=com_s ... board=54.0
http://kuraev.ru/index.php?option=com_s ... board=54.0
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
на упомянутом форуме среди прочих есть такие правилаdonasus писал(а):"но консультантом сюда не хочет"![]()
"запрещается:
...
- Переходить с обсуждения заявленной темы на обсуждение личности собеседников. Такие темы и сообщения удаляются, а их авторам закрывается вход на портал.
- Создавать темы, содержащие любую рекламную, анти-рекламную информацию, а также размещать ссылки на сайты с целью повышения их посещаемости кроме раздела "Объявления".
..."
видимо сам то владелец портала их последовательно придерживается и на других ресурсах,
в отличие от своих "гостей"

- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
-
- Модератор
- Сообщения: 7819
- Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
- Откуда: г.Владимир
- Контактная информация:
великодушко извиняюсь за off топ
я почитал тамошние правила регистрации, и решил, что мне лично те форумы совершенно не нравятся, хотя возможно они интересные
так на теме про клуб православных фотографов одну рабу Божию взяли, и зарезали; мало того, не поленились, совершенно на всех её сообщениях стоит штамп "удалено", хотя человек что-то предлагал, советовался, думал
я почитал тамошние правила регистрации, и решил, что мне лично те форумы совершенно не нравятся, хотя возможно они интересные
так на теме про клуб православных фотографов одну рабу Божию взяли, и зарезали; мало того, не поленились, совершенно на всех её сообщениях стоит штамп "удалено", хотя человек что-то предлагал, советовался, думал
Нашел две цитаты по поводу первого вопроса. Читал где-то более полное рассуждение по этому поводу у свят. Филарета Московского, но не могу вспомнить, где? Сейчас нашел только такую краткую мысль: "По древнему обычаю, алтарь должен быть с предалтариями, а жертвенник в предалтарии должен быть доступен мирянину для приношений. Где сие есть, там советую мирянину не проникать далее предалтария. К сожалению, древнее расположение храма большей частью утрачено, и идущий с просфорой к жертвеннику по необходимости идет в общем алтарном пространстве".
Другая взята из книги прот. Г.С.Дебольского "Православная Церковь в ее таинствах богослужении, обрядах и требах". В разделе, Части храма, сказано: "В северной части алтаря устрояется "предложение" или "жертвенник" для принятия и приготовления на нем приношений. Как к престолу издревле не каждый мог приближаться, а приношения к алтарю мог делать каждый из верующих, то должно полагать, что предложения или жертвенники устроялись вблизи престола издревле и часто вне алтаря, в особом отделении, дабы каждый из верующих беспрепятственно мог сам лично приносить к жертвеннику просфоры, вино и проч. В постановлениях апостольских, без сомнения, разумеется и предложение или жертвенник, когда говорится: "храм должен быть продолговат к востоку, на подобие корабля. С обеих сторон его к востоку должны быть устроены "пастофории", кои по смыслу слова суть принадлежности алтаря, как-то: жертвенник с левой стороны, и с правой сосудо- и ризохранилище".
Но это попытка ответа только на первую половину вопроса.
Другая взята из книги прот. Г.С.Дебольского "Православная Церковь в ее таинствах богослужении, обрядах и требах". В разделе, Части храма, сказано: "В северной части алтаря устрояется "предложение" или "жертвенник" для принятия и приготовления на нем приношений. Как к престолу издревле не каждый мог приближаться, а приношения к алтарю мог делать каждый из верующих, то должно полагать, что предложения или жертвенники устроялись вблизи престола издревле и часто вне алтаря, в особом отделении, дабы каждый из верующих беспрепятственно мог сам лично приносить к жертвеннику просфоры, вино и проч. В постановлениях апостольских, без сомнения, разумеется и предложение или жертвенник, когда говорится: "храм должен быть продолговат к востоку, на подобие корабля. С обеих сторон его к востоку должны быть устроены "пастофории", кои по смыслу слова суть принадлежности алтаря, как-то: жертвенник с левой стороны, и с правой сосудо- и ризохранилище".
Но это попытка ответа только на первую половину вопроса.
МА
- Н. и Е. Андрущенко
- Сообщения: 964
- Зарегистрирован: 16 окт 2007, 22:52
- Откуда: г. Северодвинск
- Контактная информация:
Да, и в нашем случае жертвенник как раз в северной части, и физически отделен от алтарной части, как видно здесь:Марк писал(а):"В северной части алтаря устрояется "предложение" или "жертвенник" для принятия и приготовления на нем приношений. Как к престолу издревле не каждый мог приближаться, а приношения к алтарю мог делать каждый из верующих, то должно полагать, что предложения или жертвенники устроялись вблизи престола издревле и часто вне алтаря, в особом отделении...".
http://orthonord.ru/photo/severodvinsk/ ... _interior/