Сергей Попов писал(а): .... переходя от теории к практике, становитесь ужасным ретроградом ...
Тогда бы наша архитектура стала ярче и, если хотите, духовней. Тот же Мельников мог сделать для православной архитектуры то, что для католической сделал Ле Корбюзье своей капеллой в Роншане.
А что сделал для католической архитектуры Ле Корбюзье ?
Капелла в Роншане, программное произведение зодчего, - можете ли Вы определить какой конфессии принадлежит это здание ? Оно лишено всех канонических признаков, выражает не христианское учение, а непомерные амбиции автора. Это Вы называете духовностью ? Причем, позиция автора сознательна и определенна, вот что он сам писал о капелле: « 1950 – 1955. Капелла в Роншане. Абсолютно свободная архитектура. Единственная программа – организация массы. Обязательный элемент этого архитектурного решения – пейзаж, раскрывающийся на четыре горизонта. И именно он влияет на архитектуру. Истинное чудо «зрительной акустики». «Зрительная акустика, выраженная в формах. Формы как бы излучают звуки или тишину; одни говорят, другие слушают ...» (Ле Корбюзье. «Творческий путь» 1970, стр.176)
Где здесь христианские идеи ? Какие-то проблески пантеизма, но очень слабые.
А вот и его ясная программа по духовному
разрушению культовой архитектуры : «Я хочу создать культовое здание по принципу светского сооружения и превратить жилище в своего рода семейный храм. Это значило сделать священной, возвеличить семейную жизнь, разместив жилье среди природы, обладающей высокой силой эмоционального воздействия» ( Ле Корбюзье. «Творческий путь», 1970, стр. 151)
Разве это не примитивный атеизм, пустота, видимость умных мыслей ?
Продолжать восхвалять подобный образ архитектурного мышления, когда перед нами разверзлись огромные богатства христианской культуры – это и есть ретроградство.
Совсем не заслуга, а большая вина Ле Корбюзье в том, что капелла в Роншане послужила образцом для дальнейших подражаний в сфере культовой архитектуры, стимулируя процесс стирания различий между церковным и светским искусством, способствуя разрушению образа христианского храма в современной архитектуре.
http://novosibdom.ru/content/view/230/101/
Интересно, что нигде даже не упоминается посвящение этой капеллы : Нотр-Дам, то есть Богородице. Наверное потому, что такой грузный, тяжелый, телесно осязаемый объем никак нельзя связать с чистотой и святостью Пресвятой Девы, почитаемой у католиков.