

Уточню: это собор Рождества Христова (по главному его престолу). Спасо-Преображенским является центральный престол нижнего храма.Vitale писал(а):Спасо-Преображенский собор (он же Храм Христа Спасителя)
В православной традиции не принято посвящать храмы непосредственно Христу. Их освящают в честь какого-либо великого праздника, связанного с Христом (Вознесение Господне, Преображение Господне) или же иконы Спасителя (Спас Нерукотворный, Спас на водах) и др. Так что название "Христа Спасителя" следует считать, скорее, народным. Впрочем, теоретически вероятно, что где-то на просторах нашей родины есть церковь, именуемая в народе церковью Христа Спасителя. Я же в своем сообщении, конечно, говорил о московском соборе.Наталия писал(а):А почему нельзя сказать церковь Христа Спасителя? В Москве собор. А на просторах нашей родины наверно существуют и другие одноименные?
Сергей, это не так. "Христос" означает то же, что и "Мессия", то есть "помазанник", "помазанный на царство" (это как раз имя "Иисус" означает "Спаситель") - см. http://slovari.yandex.ru/dict/religion/ ... 0%BE%D1%81Сергей Заграевский писал(а):Во-вторых, Христос по-гречески и означает Спаситель , так что тут еще и тавтология
Слова "Мессия и есть Спаситель" для христианина верны лишь в том смысле, что именно Иисус Христос (Иисус Мессия, Иешуа Мешиах) и есть Спаситель человечества, а не какой-либо другой пророк или властелин прошлого и будущего. Но это не синонимы.Сергей Заграевский писал(а):Игорь, мне казалось всю жизнь, что Мессия и есть Спаситель:
http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=15597
(выделено мной)Современный энциклопедический словарь:
МЕССИЯ (от древнееврейского машиах, буквально - помазанник; греческий перевод - Христос), в некоторых религиях, главным образом в иудаизме и христианстве, Спаситель, ниспосланный Богом на землю. В мусульманских странах Мессией называется Махди.
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:
МЕССИЯ, мессии, м. (от др. -евр. - помазанный) (религ. ). В иудейской религии - ожидаемый избавитель еврейского народа. || У христиан - эпитет Христа, как избавителя от грехов.
Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля:
МЕССИЯ, месия м. Помазанник; обещанный Ветхим Заветом Искупитель, которого верующие дождались во Христе, а евреи еще ждут. Месиин, ему принадлежащий.
Достаточно ли, чтобы Вас убедить?Полный православный богословский энциклопедический словарь. - М., 1992 (репринт)
Мессия - евр. сл., соотв. греч. Христос, русск. Помазанник.
БСЭ
Мессия, Христос (от др.-евр. машиах, буквально - помазанник; в пер. на греч. - Christos)
Энциклопедия «Религия»
МЕССИЯ (от иврит. "помазанный", "помазанник") ...
Сергей Заграевский писал(а):Во всяком случае, "Мессия-спаситель" - уж точно тавтология. Значит, и Христос-спаситель - тоже.
Об этом я говорил выше, в моем сообщении от 1 октября, отвечая Наталии.Сергей Заграевский писал(а):А вообще-то я посвящений древнерусских храмов Христу вообще, а тем более с таким уточнением - Спасителю - не припоминаю. По меркам Древней Руси это уж очень претенциозно, храмы все-таки старались посвящать конкретным праздникам, иконам, святым... Исключение - София, но это очень специфическое понятие.
Есть еще исключения? Вспомнить пока не могу.
Думаю, причина такого необычного посвящения в том, что ХХС закладывался в честь победы над Наполеоном. В русском обществе того времени победа над революционно-атеистическим супостатом осознавалась почти как чудо. Враг-то ведь был очень силён. И Москву сдали... Вспомните у Пушкина:"Гроза 12 года настала. Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?"(извините, цитирую по памяти) Ассоциация, видимо следующая. Православие спасло Россию от нашествия революционных безбожников. Православие - Христос. Христос Спаситель! Может быть это и не вполне ортодоксальное посвящение храма, но, по-видимому, вполне дозволительное и понятное в то время.Сергей Заграевский писал(а): А вообще-то я посвящений древнерусских храмов Христу вообще, а тем более с таким уточнением - Спасителю - не припоминаю. По меркам Древней Руси это уж очень претенциозно, храмы все-таки старались посвящать конкретным праздникам, иконам, святым... Исключение - София, но это очень специфическое понятие.
Я не помнил манифест, спасибо. Однако и писавшие манифест (полагаю, Александру помогалиСергей Заграевский писал(а):Да, прошу прощения за невнимательностьНо в связи с этим у меня 2 вопроса:
1) народ, думаю, тут ни при чем, уже в первом манифесте говорится про ц-вь во имя Спасителя Христа:
http://www.xxc.ru/walls/w30.htm
Значит, кто-то это придумал из власть предержащих.
Я где-то уже писал, что РПЦ подходит к названиям небюрократично. Никакого единого установленного (и не дай Бог изменить одну букву!) названия нет даже у епархий, не то что у храмов - было бы понятно, о каком объекте идет речь. Это не госрегистрация. "Канон и традиция" должны соблюдаться при посвящении храмовых престолов, а общее наименование здания допускает известную свободу.Сергей Заграевский писал(а):2) ХХС так именуется и в официальных документах РПЦ. Это что - нарушение канона и традиции?
Да нет, необязательно. У метро "Третьяковская", в пределах прямой видимости, есть два храма: Климента папы Римского и Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Москвичи их, надеюсь, знают. Так вот, оба по главному престолу Спасо-Преображенские. Но такое наименование неизбежно привело бы к путанице. Потому и зовут их по примечательным боковым приделам, в том числе и в церковных документах.Сергей Заграевский писал(а):Храмы должны именоваться по главному престолу.
Храм посвящен не Христу Спасителю, а Рождеству Христову. А "Христа Спасителя" - общепринятое название.Klyk писал(а):Может быть это и не вполне ортодоксальное посвящение храма, но, по-видимому, вполне дозволительное и понятное в то время.
Как бы получается, домовый храм Патриарха. Но не только: и других архиереев, напримерВладимирской иконы Божией Матери в резиденции Святейшего Патриарха, крестовый храм
Михаила Архангела в резиденции Святейшего Патриарха в Переделкине, крестовый храм
Практика показывает, что не только при архиерейских домах, но и при церковных организациях, например, зданиях епархий. Пока точнее определить не удается.Крестовая церковь - церкви, которые обыкновенно устраиваются при архиерейских или митропольичих домах