Вопрос про цвет купола храма

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Наталия
Сообщения: 2060
Зарегистрирован: 19 дек 2005, 08:11

Сообщение Наталия »

http://sobory.ru/photo/index.html?photo=12552 "Кресты"
Хотя здесь, как и в Доможирово уместнее говорить о светлой, чем о белой.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Вопрос про цвет купола

Сообщение Людмила Клешнина »

Очень интересные примеры, только на sobory.ru есть возможность сразу увидеть такую подборку. К сожалению, бездумно в черный цвет покрывается не только маковка – «лоб», но и «шея» ! Можно сказать, что это безграмотное архитектурное решение. Ведь верх храма имеет несколько частей, каждая со своим символическим смыслом, которые сочетаются как архитектурные формы в разных пропорциях. При «обтяжке» их одним материалом, формы нивелируются, «смазываются», символический смысл их теряется. Кратко : основание главы (прямоугольник, восьмигранник или сужающийся к шее конус) – символ Евангелия, распространения христианского учения на четыре стороны света; шея и декор на ней – Небесная Церковь в образах всех чинов Сил Бесплотных, Пророков, святых; маковица (см. выше); крест – «похвала похвал». Много примеров четкого тектонического построения этих форм мы видим в византийских храмах, в зодчестве Сербии.

Черных глав появляется все больше и больше, наверное, потому, что есть современные очень качественные кровельные покрытия такого цвета, и в светских постройках этот цвет выглядит элегантно. Думаю, просто не задумываются строители храмов об этой проблеме. Известно, что профессионалы, напротив, много творческих сил отдают, чтобы найти цветовое решение объекта, это один из важнейших аспектов работы архитектора. Вот и мне хотелось разобраться, откуда берутся черные главы ? Ведь некрасиво, явное противоречие облику храма. Пришлось взяться за книги, кое-что прояснилось. Здесь пишу об этом в надежде, что кто-нибудь задумается, увидит наконец-то замечательную красоту символики цвета глав, и не сделает подобных ошибок.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Сообщение Людмила Клешнина »

Klyk писал(а): .... Людмила здесь явно погорячилась. Иначе, все наши монахи и схимники в чёрных одеждах... Вот я дальше не решаюсь даже продолжить.
Вот интересные сведения о черных одеждах из «Настольной книги священнослужителя», том 4 :
«В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно – монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб. .....В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений мы по существу имеем два явления – белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит (или на которые он разлагается), и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства.» (стр. 149, 150).

В той же книге даны толкования всех цветов богослужебных облачений. Если это интересует кого-то, могу процитировать.
Олег Щ.

Re: Вопрос про цвет купола

Сообщение Олег Щ. »

Людмила Клешнина писал(а): Вот и мне хотелось разобраться, откуда берутся черные главы ?.
Чисто с практической точки зрения медные кровли абсолютно удобны.
Медь относительно недорогой материал, а теперь вполне доступный (во времена СССР медь была стратегическим сырьём), очень удобный для покрытий любой сложности, легкий в работе, чрезвычайно долговечный, ремонтнопригодный.
Медь можно залудить на стыках и взакрой. получить абсолютно водонепроницаемые ендовы, стоки, чашки, шары.
Вот единственный проблем цвет, но и он решаем покрасками. Но нет такой покраски, которая была бы долговечнее основы из медных листов. Золото и то лежит 25-50 лет max
Klyk
Сообщения: 77
Зарегистрирован: 08 авг 2006, 19:47

Сообщение Klyk »

Людмила Клешнина писал(а):
«В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно – монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах ... облачались ... темно-красного цвета...
Честно скажу - это для меня открытие, особенно про пост-петровские черные одежды. Я полагал - наоборот - чёрный цвет более древним. (век живи - век учись!) Наверняка здесь не обошлось без звукоподобия слов ЧЁРМНЫЕ и ЧЁРНЫЕ. В первом случае тёмно-красные, во втором соответственно звучанию. Но! В ополчении Минина и Пожарского была так наз. "Чёрная сотня" - собственно народно-православное, а не дворянское и тп. ополчение. В 20 веке сие название, к сожалению, послужило для всякого рода политических спекуляций. Но в люб. случае толкование черного цвета в православии столь же неоднозначно, как и, скажем, образа змея или льва. Змей хитрый - символ дьявола. Змей мудрый - символ Христа. Лев плотоядный - символ дьявола. Лев царственный... - понятна логика!
Что касается приведённых фото-примеров с якобы чёрными куполами... То все фото, насколько я понял, показывают покрытия железом или медью. (Есть ведь и чернёное серебро на окладах икон и тп.) Иными словами, перед нами естественный (читай божественный) цвет материала - воронёно-металлический или буро-медный. Последний назван предыдущими ораторами коричневым, что не совсем корректно. Если же подходить с точки зрения именно красочного покрытия, и вообще намеренного использования черной краски... То здесь-то и нет её на куполах. А то, что медь и кровельное железо чернеют... Это вопрос иной! Ведь и фрески выцветают, и древние иконы тоже в таком жутко-тёмном виде до нашего времени доходят... Хотя нельзя исключить и некоторого пренебрежения современных излишне светских людей к божественной символике цвета. :?
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Вопрос про цвер купола

Сообщение Людмила Клешнина »

Надо отметить, что выше размещенное сообщение имеет в виду БОГОСЛУЖЕБНЫЕ одежды, то есть, облачения духовенства и тканые покровы в интерьере, участвующие в богослужениях. В храме нет ничего случайного, все служит выражению учения. Ни в одеждах, ни в вышивках, ни в иконописи, ни в предметном наполнении, ни в покраске архитектурных форм черный цвет не используется по указанным выше причинам (кроме изображения ада). В пост-петровское время появились черные одежды у священников и постные черные пелены на аналоях, черные завесы, которые мы видим и сегодня в храмах во время Великого поста.

Другое дело - повседневные (вне храмовой службы) одежды клира, они были черными с древних времен. И здесь тоже нет противоречия. Скромные, лишенные украшений и цвета они свидетельствовали о сознании своей греховности, о пребывании во мраке греховном, о сокрушении и плаче о своих грехах. Как видите, и здесь черный - отсутствие света в еще непросветленной духовно плоти.

А толкования никогда не бывают однозначными, для символов это характерно. П. Флоренский пишет, что наличие тезиса и антитезиса свидетельствует о религиозной значимости явления.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Вопрос про цвет купола

Сообщение Людмила Клешнина »

Олег Щ. писал(а): Чисто с практической точки зрения медные кровли абсолютно удобны.... легкий в работе, чрезвычайно долговечный, ремонтнопригодный.
Так я об этом и говорю, что сегодня во внимание принимается только один критерий : практичность. Но ведь церковное и светское прежде никогда не смешивалось "в одну кучу". В церковном творчестве приоритет имеют совсем другие критерии. Как создать образ, правдиво отражающий учение Церкви? Это архи-сложно сделать, на это потрачены усилия многих поколений, и решения найдены. Главное - красота и правдивость форм и идей. Чтобы этого достичь, не ленились и не жалели своих трудовых усилий. Материал не господствовал, а подчинялся идее.
И сегодня надо так работать в храме.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Сообщение Vitale »

Все-таки не совсем понятно чем же таким черным "покрываются" главы и барабаны храмов, кузбасс-лаком что-ли? В древних русских храмах использовали вероятно т.н."черное железо",возможно луженое, было оно окрашено, по церковным канонам или нет, о том неизвестно. Да и предписаний или канонов никаких о цвете глав, насколько я понимаю, не существует: все процитированные источники относятся, ан масс, к иконописи и богослужебному облачению... Так что толкование опять слишком расширительное, медное покытие охотно используемое приходами и благословляемое современной церковью- вне закона, как слишком практичное, а чем покрывать непонятно... Зато стройный орднунг символов- "правильные" и "неправильные" цветовые решения, на сей раз однако даже не подкрепленные конкретными ссылками.
Алексей Бураков
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 19 мар 2007, 01:51
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Бураков »

Сергей Заграевский писал(а): Я, конечно, не отношусь к числу почитателей подобных тем :) , но тема все же есть, и ее в советское время мало кто прорабатывал. Вагнер, как Вы могли заметить, существенно устарел.
Но буду Вашим оппонентом, уж не обессудьте :)
Сергей! Извините, что вопрос и совсем не в тему, и "с переходом на личность", но Вы, особенно в дискуссиях с Людмилой, постоянно подчеркиваете, что Вы человек неверующий и вот теперь- не "относитесь к почитателям". Я часто прохожу на Пятницкой улице мимо такого симпатичного плаката-приглашения на выставку Ваших художественных работ. Там перечисляются этапы Вашего творческого пути и, в числе прочего, стоит: "автор многочисленных богословских трудов". Как же это сочетается у Вас: "неверующий" и "непочитатель" и "автор многочисленных богословских трудов"?
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Заграевский »

Уважаемый Алексей, я ни в коем случае не неверующий, просто не принадлежу к организации, именующей себя Русской православной церковью. Одна из моих философско-богословских книжек здесь:
http://www.zagraevsky.com/nhf1.htm
Полагаю, она прояснит мою позицию.
А в истории архитектуры я сухой прагматик и не приемлю не только "ниспосланные откровения", но и излишнее увлечение эстетической составляющей в ущерб архитектурной.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Вопрос про цвет купола

Сообщение Людмила Клешнина »

http://sobory.ru/photo/index.html?photo=28124
Еще один плохой пример. Сплошной мрак (все части главы покрыты одним цветом небытия). Поэтому здание совсем не похоже на храм. Буквально рядом стоит маленькая главка, являющая радугу Света, радостное многоцветие Жизни. Но нет: упрямое стремление сделать по-своему, наоборот.

Канон ничего не предписывает и не регламентирует. Тексты, которые приведены выше и другие подобные документы написаны не для того, чтобы что-то запретить или насильно ввести в практику. Как правило, авторы этих рекомендаций лишь делятся своими догадками, наблюдениями, опытом работы с коллегами, то есть, работающими в сфере церковного искусства. Канон построен на САМОДИСЦИПЛИНЕ. Каждый волен сделать выбор: следовать канону, или нет.

Цельность - признак красоты в церковном творчестве, к этому стремимся в каждой работе. Архитектура объемлет все жанры и создает пространство для их временного действия. Без цельного гармоничного цветового решения никак не обойтись. Впрочем, это характерно и для светского искусства - "азбука" профессионализма. Странно, что этот принцип вызывает сомнения у Реставраторов.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Re: Вопрос про цвет купола

Сообщение Олег Щёлоков »

Людмила Клешнина писал(а):Странно, что этот принцип вызывает сомнения у Реставраторов.
Было бы странно изначальный цвет подменять неким волевым более "правильным" решением.
Поэтому как-то необычно резюмировать большую и достаточно сложную тему именно реставраторами, да ещё с большой буквы Р :)

Достаточно осторожным, но практическим выглядит такой расклад:
- если купол церкви спустя столетия всё-таки смог сохраниться и дойти до нас в неких первоначальных решениях конструкций и цвета, то естественно (реставраторам) повторить их на некоторую дату,
- иначе, если первоначальное решение не прошло испытания временем, полностью разрушилось в силу обстоятельств, то надо заменять его новоделом с учетом архитектурных особенностей, современых представлений и посильной заказчику сметы.

Последнее обстоятельство почему-то меньше всего принимается в расчёт, хотя на самом деле основополагающий момент.
Самая мягкая народная поговорка, которая приходит в голову - "по Сеньке и шапка".

Если у заказчика есть деньги, ничто не мешает покрыть любую главу нежавеющей сталью AISI 304L с поверхностью, окрашенной ваккумным напылением редкоземельными окислами в любой желаемый цвет, хотите в зелёный изумруд, хотите в красный, золото, серебро, бронзу, иссине-чистый кобальт.
Лет на 300-400 вполне хватит, каркас быстрее сгниёт.

Если денег нет, то имеем лишь то, что кто-то как-то проспонсировал, пожертвовал, типа бочек пять краски. Какие могут быть претензии? Не рубероидом же покрыто. В конце концов чуть попозже, при более благоприятных обстоятельствах, всё можно заново перекрасить, переделать, сделать лучше и "правильнее".
Полагаю для большей "правильности" цвета куполов данная тема подходит как нельзя кстати.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Вопрос про цвет купола

Сообщение Людмила Клешнина »

Претензия только одна : спонсировать хотя бы с умом, если сердце молчит. Лучше бы совсем не красить, оцинкованная сталь на главе не вызывала бы возражений. Можно было бы черную краску обменять на другую, самую дешевую. Там и краски-то - "с гулькин нос" ....

Сомневаюсь, что перекрасят. Никто об этом не задумывается.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Сообщение Олег Щёлоков »

Осталось лишь составить небольшую табличку в назидание спонсорам
Основные типы посвящений и характерные цвета куполов.
Просто и коню доступно.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Сообщение Vitale »

А ВОТ У МЕНЯ ПОКРЫТИЕ КРОВЛИ ИЛИ ГЛАВ ОЦИНКОВАННОЙ СТАЛЬЮ ВЫЗЫВАЕТ БОЛЬШИЕ ВОЗРАЖЕНИЯ!
Опять дискуссия в том же стиле: вкусовщина выдается за САМОДИСЦИПЛИНУ, азбучные истины (почти исключительно в виде цитат)- за откровение, опять письма "ученых"- "неученым" и опять НИ ТЕНИ СОМНЕНИЯ В СВОЕЙ ВСЕОБЕМЛЮЩЕЙ ПРАВОТЕ (ну это даже скушно...).
BYE-BYE!
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Заграевский »

Да, уважаемый Олег, таблица цветов - это сильно. 256 миллионов оттенков (или сколько сейчас там в Фотошопе?) вполне хватит на любые посвящения :D :D
А если без шуток, то я полагаю, что если церковь за 2000 лет не выработала единых канонических (хотя бы традиционных) цветовых решений в архитектуре, то в наше нестабильное время это тем более лучше не делать: выльется в страшную вкусовщину. Лично мне, например, очень нравятся черные главы: благородно выглядит и эффектно оттеняет золотые кресты.
И не забывайте про деревянное зодчество: там вообще все очень быстро чернеет, в т.ч. и главы, покрытые лемехом.
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Сообщение Олег Щёлоков »

Сергей Заграевский писал(а):256 миллионов оттенков (или сколько сейчас там в Фотошопе?) вполне хватит на любые посвящения
...
И не забывайте про деревянное зодчество: там вообще все очень быстро чернеет, в т.ч. и главы, покрытые лемехом.
Кстати цветной керамический лемех просто сказка, "все оттенки фотошопа" отличный задел возродить древнее искусство на новом киберуровне, не правда ли?

И всё никак не соберусь посмотреть фарфоровые иконостасы в Подмосковье, целевым порядком.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Вопрос про цвет купола

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей Заграевский писал(а): Лично мне, например, очень нравятся черные главы: благородно выглядит и эффектно оттеняет золотые кресты.
И не забывайте про деревянное зодчество: там вообще все очень быстро чернеет, в т.ч. и главы, покрытые лемехом.
Сергей, черные главы вполне соответствуют новым трактовкам христианства, которые Вы исповедуете. А на этом сайте мы говорим о православной традиции, и с этой точки зрения черные главы можно приравнять к глумлению. Ясно сказано : "Доколе Я в мире, Я свет миру." (Иоан. (9,5). Какие доказательства еще нужны ?

Дерево, кстати, со временем становится не черным, а серебристо-серым.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Сообщение Людмила Клешнина »

http://sobory.ru/photo/index.html?photo=20985

Как жаль видеть, что гармония хорошей по формам архитектуры нарушена цветовой и смысловой дисгармонией красного цвета не только крыши, но и главы (!) часовни.

На этой же странице каталога можно видеть замечательные снимки храмов еще до покраски кровель, когда весь комплекс смотрелся достаточно цельно. Цельность была разрушена "взмахом кисти".
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Сообщение Олег Щёлоков »

Людмила Клешнина писал(а):http://sobory.ru/photo/index.html?photo=20985

Как жаль видеть, что гармония хорошей по формам архитектуры нарушена цветовой и смысловой дисгармонией красного цвета не только крыши, но и главы (!) часовни.

На этой же странице каталога можно видеть замечательные снимки храмов еще до покраски кровель, когда весь комплекс смотрелся достаточно цельно. Цельность была разрушена "взмахом кисти".
такое ощущение, что на Средней Рогатке слово "подзор" видимо неизвестно, или его считают шведским
если бы всю эту зелень украсить золотистыми подзорчиками, то не было бы этой тюремной архитектуры, сейчас выглядит как лицо человека с без бровей, ресниц и растительности на голове


сочетание красного и зелёного навевает непереходящее ощущение ужоса, как анаглифные очки, которые результируют любую картинку в серое
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Сообщение Людмила Клешнина »

http://sobory.ru/photo/index.html?photo=32866

Пример неграмотно проведенного ремонта.
Эта церковь около 130 лет стояла в зеленой крышей и зелеными главами, что не вызывало никаких возражений. Даже когда главам была придана другая форма, их опять покрасили в зеленый цвет. Храм освящен во имя св.Георгия Победоносца, поэтому символический смысл зеленого как цвета смирения был богословски вполне оправдан для цветового решения. К тому же этот тон хорошо сочетался с красным кирпичем фасадов.
Чем же обоснован ядовито-голубой тон новой покраски, диссонирующий с красным кирпичем ? К ужасу надо добавить, что ПОКРАШЕН также и кирпич фасадов ! Кирпич надо было просто очистить, сохранив подлинный материал и "патину времени" (намоленные стены).
Маленький шедевр архитектора Я.Бауманиса превратился в пошлый новодел. Становится страшно за наше наследие.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Заграевский »

Мне в таких случаях всегда хочется понять, в чьем воспаленном мозгу родилось такое цветосочетание, кто принял решение так красить и штукатурить. Это священник, архитектор, местный чиновник или ктитор (спонсор по-современному :D )? А куда смотрели органы охраны памятников? Или храм не на охране?
Олег Щёлоков
Модератор
Сообщения: 7819
Зарегистрирован: 10 май 2004, 10:42
Откуда: г.Владимир
Контактная информация:

Сообщение Олег Щёлоков »

Красное с голубым не очень, да ещё зелёная колокольня притёрлась, но мне кажется рано делать окончательные разгромные выводы без качественных фотоснимков.
А ещё лучше высококачественных.

Кроме того, если мысленно в "воспалённом мозгу" поменять на фотоснимке http://sobory.ru/photo/index.html?photo=32422 красный цвет с белым (красные архитектурные детали сделать белыми и наоборот) то результат будет неожиданно интересный. Не в этом ли секрет?
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Заграевский »

По-моему, это будет неожиданно, но интересно не очень :D Впрочем, мы можем рассуждать сколько угодно, но, по-моему, главный аргумент в любом подобном обсуждении - как это было изначально, в данном случае у столь любимого Людмилой Бауманиса.
Игорь Демин
Сообщения: 1069
Зарегистрирован: 27 ноя 2005, 18:57
Откуда: Москва

Сообщение Игорь Демин »

Олег Щёлоков писал(а):Кроме того, если мысленно в "воспалённом мозгу" поменять на фотоснимке http://sobory.ru/photo/index.html?photo=32422 красный цвет с белым (красные архитектурные детали сделать белыми и наоборот) то результат будет неожиданно интересный. Не в этом ли секрет?
Мне представляется, что подобная "обратная" окраска взята из архитектуры Петербурга, там она встречается неоднократно. Не очень хорошо знаю Петербург, но ассоциации именно с ним.

http://sobory.ru/photo/index.html?photo=20963
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=4698

(на последнем фото внимание не на часовню, а на соседний дом)
Закрыто